Классовый | государство - продукт классовой борьбы Ральф Милибэнд (инструментальный марксизм): - государство - предмет контроля со стороны буржуазии - государство капиталистическое, потому что управляет буржуазия - государство само по себе нейтрально - пролетариат должен захватить государство (уничтожать его ненужно!) Никос Пуланзас (структурный марксизм): - государство - ключевой элемент воспроизводства капиталистических отношений - захватив государство, мы не сможем изменить общество, мы лишь встроимся в существующие капиталистические отношения (посмотрите на СССР) |
Плюрализм | государство формируется из-за децентрализации власти: от короля → к массам Даль. 2 изменения трансфера власти: - усиление конкуренции между различными группами интересов (общество усложняется → формируются достаточно пассивные группы интересов → их представляют группы давления, которые артикулируют интерес) - расширение возможности для участия (люди индивидуально могут участвовать в политике) Соединение этих процессов рождает полиархию. Полиархия - множество центров власти. - государство - что-то производное от общества - государство гармонично - недостатки: государство всё-таки не просто место соединения групп давлений, оно может говорить и действовать от своего имени |
Элитизм | государство как естественный элемент расслоения общества Моска, Парето (отсюда вырастают взгляды Скочпол) - государство появляется там, где образуется элита - социология: государство - часть общества - политология: государство - там, где общество отрывается от социального, входя в сферу политики - государство - что-то автономное - государство может пребывать в кризисе (вызов ему могут бросить экономические, социальные агенты, класс) |
Неовеберианская школа | Майкл Манн - государство - институт, контролирующий территорию - государство всегда содержит две нередуцируемые диады: люди и место / центр и периферия (одновременно и то, и то) - государство - не единое целое, оно внутренне противоречиво - государства обретают свою акторность и автономию, лишь сталкиваясь с другими государствами (государство не может быть агрессивным во внешней политике и пушистым во внутренней одновременно) |
Пьер Бурдьё | государство - продукт концентрации разных видов капитала в обществе - физический капитал (территория и люди) ↓ - экономический капитал (налогообложение) ↓ - информационный капитал (информация о населении, чтобы лучше собирать налоги) ↓ - унификация языка, культуры, истории ↓ - символический капитал (метакапитал) - определяет сакральность государства - государство разрушает дуальность иерократического и политического союзов: оно претендует и на символическое, и на физическое насилие |
________________________________________________________________________________
- Первый Ватиканский собор: догмат о непогрешимости Папы (установление харизматического лидера)
- Второй Ватиканский собор: либерально настроенные Папы; признание свободы вероисповедания с целью признания католической церкви другими религиозными течениями
Государство претендует на символический капитал, который ранее принадлежал церкви. Государству становятся подконтрольны:
- браки
- календарь (то есть время)
- образование
- (рождение / смерть)
Пьер Бурдьё
- говоря о государстве, надо идти по принципу методологического сомнения
- но надо обращать внимание не на институты, а на разные мелочи, в которых проявляет себя государство
- государство появляется как аллокации почестей
- официальное возникает как деперсонализация чести
- честь и почести - предмет обладания групп населения
- государство начинается, как система универсализации почестей
- теперь только государство может решить, обладаешь ты правами или нет
- с появлением официального появляется публичность
Дата: 2019-05-28, просмотров: 168.