- принцип свободы: каждый имеет равный доступ к максимальному количеству свободы
- принцип равенства возможностей: все позиции в обществе должны быть равно открыты
- принцип дифференциации: перераспределение благ в обществе должно осуществляться в пользу наименее успешных
- принцип свободы обладает строгим приоритетом
- принципы справедливости универсально разумны (менять их никогда нельзя)
- справедливость - не о морали, а о политике ↓
- поэтому проблема вагонетки не имеет отношения справедливости, каждый сам должен решить её для себя, исходя из моральных соображений
Критика:
- либералы против принципа дифференциации
- феминистки не понимают, почему под вуалью неведения неизвестно ничего кроме пола
- коммунитаристы против теории о том, что есть какое-то моральное эго
- в первой работе Ролз претендовал на универсализм, в последующих он от этого отказывается, говоря об американском обществе
- если нас угнетают в почти совершенном обществе, у нас есть право на гражданское неповиновение
- проект Ролза деполитизирован (нет борьбы за права)
________________________________________________________________________________
Роберт Нозик
- права первичны перед благами
- теория строится на Канте и Локке (берется локковское естественное состояние)
- нам нужна безопасность наших прав (не только физическая) → объединяемся в государство
Принципы справедливости:
- принцип свободного приобретения (вещь никому не принадлежит → её можно присвоить; мы преобразуем имущество в часть себя)
- принцип справедливого обмена (я чем-то владею → я могу это подарить; но никто не вправе отнимать у меня больше, чем я согласен)
- принцип ректификации / справедливого возврата (что-то несправедливо захвачено → оно должно быть возвращено владельцу)
- государство сегодня нам гарантирует лишь физическую безопасность, а лучше бы оно гарантировало и права → это и есть утопия
- мы не можем отбирать собственность у других людей
Жорж Сорель
- мораль и насилие - две стороны одной медали
- насилие начинается там, где мораль не в состоянии решить проблему своими средствами
- мораль - лишь форма мышления, но не содержание
- именно в ходе борьбы утверждается воля → моральное сознание формируется в ходе столкновения двух воль
- самосознание и мораль утверждаются там, где мы имеем дело с насилием
- мораль - политический продукт
Этика добродетели / коммунитаристы
(Макинтайр, Уолцер, Сэндл)
- существуют разные сферы справедливости (общество можно разделить на разные сферы, где будут действовать разные справедливости)
- этика утверждается политически
- приоритет блага над правом
- нравственные дилеммы случаются там, где происходит конфликт разных логик
________________________________________________________________________________
Идеология.
Утопии:
1) утопия универсально-абстрактна или исторична (в разные временные промежутки - свои утопии)?
2) утопия - европейский феномен или компонент любого человеческого общества?
Идеология
- де Траси: в основе всего - идея → культура творится через проведение идей в жизнь → описав идеи, мы сможем понять общество, в котором мы живём
- Кант (наоборот!): философия должна начаться с ограничения своих пределов
- Жозеф де Местр: революция произошла по вине идеологов
- политизация идеологии после 1830-х
- либералы: верят, что идеи двигают миром и коренятся в нашем разуме
- консерваторы: идеи не значат ничего
Либерализм
Две вечные ценности:
1) индивидуализм
2) вера в разумное переустройство мира
4 базовых политических принципа:
- индивидуализм (любая общность - совокупность составляющих её индивидов)
- прогресс ради прогресса (прогресс - самоцель, нет финальной точки)
- моральное равенство (все люди равны как носители разума)
- государство - ночной сторож (если мы все разумны, зачем нам государство за пределами функции гаранта правил игры?)
Консерватизм
общие принципы:
- традиция (настоящее - венец прошлого)
- иерархия (люди изначально неравны)
- нация как органическая общность (метафора куста)
- ценность религии
Карл Мангейм
- распад онтологического единства мира → нет человека, который ба рассказал нам истину о мире → приверженность к идейно-политическим конфигурациям → люди видят одно и то же, а понимают разное → истина устанавливается в ходе борьбы
Карл Маркс
- материя первична (идеи не возникают сами по себе)
- концепция истории: объективные экономические условия вступают в противоречие друг с другом → они формируют идеи → происходит социальное изменение
- идеология - ложное сознание (но не лживое!)
- марксизм критичен по отношению к действительности (которая во многом - продукт либерализма)
Георг Лукач
- марксизм - не догма, а руководство к действию, он тоже должен меняться
- идеология - некая полнота; та система, которая отвечает на все наши вопросы, когда мы имеем дело с тотальностью
- задача марксизма - критиковать тотальность
- идеология работает там, где нам кажется, что возникновение какой-то ситуации абсурдно
Антонио Грамши
- нет противоречий между национализмом и марксизмом
- гегемония - организованное согласие
- революционеры должны разрушать это организованное согласие
- необходимо вскрыть вариативность того, что утверждается как безальтернативное! (вскрыть штампы буржуазии)
- это должны сделать органические интеллектуалы → они должны солидаризоваться с позицией угнетенных → пролетарии могут ощущать, что что-то не так, но не могут выразить свою позицию → задача интеллектуала: дискурсивно обрамить чаяния и переживания рабочего класса
- последователи Грамши поняли его слишком буквально: они ушли в область надстройки, критиковали произведения культуры, деполитизировались
________________________________________________________________________________
- Бентам, Милль: правильно то, что максимизирует полезность; цель государства - максимизация счастья
- Майкл Фриден:
Классический либерализм | Социальный либерализм |
Эгоизм во главе угла | Смещает фокус с индивидуализма на социальное развитие. Есть универсальные условия, в которых человек может раскрыться (сыт, крыша над головой), чтобы преследовать свой собственный интерес. |
Максимизация пользы | Развитие личности |
Негативная свобода, Свобода ОТ (основной вызов – освободиться от церкви, от старых порядков) | Позитивная свобода, Свобода ДЛЯ |
Минимальное государство | Стимулирующее государство |
Экономика свободного рынка | Согласие с управляемой экономикой. Кейнс: ограниченное вмешательство государства в экономику ради сохранения политического доминирования либерализма |
Мы все морально равны | Справедливость как честность. Недостаточно равенства перед законом. |
Строгая меритократия, «власть достойных» | Борьба с бедностью |
Индивидуальная ответственность за свои поступки | Социальная ответственность |
Идеальный способ борьбы с бедностью – благотворительность. Богатые люди добровольно жертвуют деньги. | К 19 веку стало очевидно, что, пока рабочие страдают от голода, богачи лишние деньги тратят не на благотворительность, а на роскошь. Вместо благотворительности нужна постоянная социальная политика посредством перераспределения. |
-
- социальный либерализм рассматривал проблему рабочих с общегуманистических позиций - он не сказал им, кого ненавидеть
Социализм
Принципы:
- равенство (все равны как субъекты труда)
- коллективизм (первичная реальность человека - коллектив)
- кооперация (трудимся вместе и потребляем вместе)
- классовый подход к политике (история господствующих и угнетённых)
- принцип общественной собственности (мы трудимся и живем вместе - частная собственность нелогична)
Фашизм и Национализм
Национализм | Фашизм |
у каждой нации должно быть своё государство | национальное государство должно быть монолитом, внутри которого не должно быть групп, различий; это единый организм (следовательно, можно уничтожать некоторых граждан для здоровья организма) |
первична какая-то группа, государство - инструмент, который должен помочь нации организоваться в единое политическое тело | для важнее не нация, а государство (сильное) |
Особенности фашизма:
- отрицание всего
- эстетичность
- цель - образование единого национального государства
Анархизм
5 принципов:
- равенство
- примат прямой демократии над представительной
- свобода ассоциаций
- принцип взимопомощи (Кропоткин в полемике с Дарвиным: не естественный отбор, а взаимопомощь - двигатель прогресса)
- разнообразие
________________________________________________________________________________
- после ВМВ к власти приходят христианско-демократические партии: техника в противовес политике
- за интеграцию, за стабильность, за богатение
- усиление роли конституционных судов
- Жак Маритен: свобода - самоограничение; контроль самого себя
1968
- Прага: Дубчек за социализм с человеческим лицом, Брежнев - нет → танки вводятся в Прагу → советский проект на западе перестал восприниматься всерьёз
- Париж: студенты - университетская самоуправляемая республика, вдохновлены Сартром и Маркузе → их поддерживают рабочие
- Вудсток: сексуальная революция → раскрепощение
Маркузе
- фрейдизм + марксизм
- индустриальное общество подавляет человека, низводит его до уровня функции
- происходит конвергенция (сближение идеологий: СССР и запад)
- противопоставляет этому идею великого отказа: нам необходим отказ от индустриальной цивилизации как таковой (она нас угнетает!)
- идеологии воплотились в действительности
- акцент на надстройке
Феминизм
Симона де Бовуар
- мужчины угнетают женщин - так выстроена культура
- роль воспитания
3 волна
- общество пронизано структурами господства
- надо освободиться из них, чтобы женщина не стеснялась реализовать своих желания
Операисты
- Негри: нужно идти бороться, а теорию придумаем по ходу
________________________________________________________________________________
Власть
Два подхода к понятию:
Реализм:
- понятия - некие сущности
- наша задача - увидеть эти сущности
- проблема подхода: в разное время власть понимали по-разному
Номинализм:
- надо обращать внимание на контекст словоупотребления
- власть варьируется от эпохи к эпохе, от общества к обществу
- Даль: А имеет власть над Б в той степени, в которой А может заставить Б делать то, что Б в ином случае не стал бы делать
- на базе данного определения строятся более масштабные
- 2-й лик власти - власть над повесткой дня; 3-й лик власти - власть над желаниями людей, их формирование (Льюкс)
Вебер
- власть - это шанс провести свою волю в отношениях, несмотря на сопротивление
• это именно отношения, а не собственность (для власти нужно минимум двое)
• это именно отношения воль, то есть власть не идентична насилию (оно - слом чужой воли); к насилию мы обращаемся тогда, когда у нас нет власти
• это именно эпизод, событие; это шанс здесь и сейчас провести свою волю
Никлас Луман
- власть - коммуникация, способ общения, основанный на селекции альтернатив
- властные отношения предполагают принятие редуцированной комплексности (в той мере, в которой она принимается, существует власть)
- властные отношения асимметричны, но они всё равно отношения
- власть - добровольное принятие правил игры
- как только власть обращается к насилию, её больше нет, потому что нет коммуникации
- власть - кодировка (коммуникативный код), люди знают, как поступать в какой-либо ситуации
- чем власть сложнее, тем больше она уходит от насилия
- властвующий не должен обрывать властные отношения (применяя насилие), ведь в первую очередь он заинтересован во власти
Вебер
- господство - возможность встретить повиновение любому (или специфическому) приказу у определённой группы людей
господство:
- лонгитюдно
- коллективно (как со стороны подвластных, так и со стороны властвующих: отношения между штабом и группой людей)
Шмитт
- властный коридор
- в политических отношениях штаб обладает колоссальными объемами власти (проблема принципала-агента)
________________________________________________________________________________
- проблема легальности и легитимности
Дата: 2019-05-28, просмотров: 246.