Принципы справедливости по Ролзу:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- принцип свободы: каждый имеет равный доступ к максимальному количеству свободы

- принцип равенства возможностей: все позиции в обществе должны быть равно открыты

- принцип дифференциации: перераспределение благ в обществе должно осуществляться в пользу наименее успешных 

 

- принцип свободы обладает строгим приоритетом

- принципы справедливости универсально разумны (менять их никогда нельзя)

- справедливость - не о морали, а о политике ↓

- поэтому проблема вагонетки не имеет отношения справедливости, каждый сам должен решить её для себя, исходя из моральных соображений

Критика:

- либералы против принципа дифференциации

- феминистки не понимают, почему под вуалью неведения неизвестно ничего кроме пола

- коммунитаристы против теории о том, что есть какое-то моральное эго

 

- в первой работе Ролз претендовал на универсализм, в последующих он от этого отказывается, говоря об американском обществе

- если нас угнетают в почти совершенном обществе, у нас есть право на гражданское неповиновение

- проект Ролза деполитизирован (нет борьбы за права)

________________________________________________________________________________

 

Роберт Нозик

- права первичны перед благами

- теория строится на Канте и Локке (берется локковское естественное состояние)

- нам нужна безопасность наших прав (не только физическая) → объединяемся в государство

Принципы справедливости:

- принцип свободного приобретения (вещь никому не принадлежит → её можно присвоить; мы преобразуем имущество в часть себя) 

- принцип справедливого обмена (я чем-то владею → я могу это подарить; но никто не вправе отнимать у меня больше, чем я согласен)

- принцип ректификации / справедливого возврата (что-то несправедливо захвачено → оно должно быть возвращено владельцу)

 

- государство сегодня нам гарантирует лишь физическую безопасность, а лучше бы оно гарантировало и права → это и есть утопия

- мы не можем отбирать собственность у других людей

 

Жорж Сорель

- мораль и насилие - две стороны одной медали

- насилие начинается там, где мораль не в состоянии решить проблему своими средствами

- мораль - лишь форма мышления, но не содержание

- именно в ходе борьбы утверждается воля → моральное сознание формируется в ходе столкновения двух воль

- самосознание и мораль утверждаются там, где мы имеем дело с насилием

- мораль - политический продукт

Этика добродетели / коммунитаристы

(Макинтайр, Уолцер, Сэндл)

- существуют разные сферы справедливости (общество можно разделить на разные сферы, где будут действовать разные справедливости)

- этика утверждается политически

- приоритет блага над правом

- нравственные дилеммы случаются там, где происходит конфликт разных логик

________________________________________________________________________________

Идеология.

Утопии:

1) утопия универсально-абстрактна или исторична (в разные временные промежутки - свои утопии)?

2) утопия - европейский феномен или компонент любого человеческого общества?

Идеология

- де Траси: в основе всего - идея → культура творится через проведение идей в жизнь → описав идеи, мы сможем понять общество, в котором мы живём

- Кант (наоборот!): философия должна начаться с ограничения своих пределов 

- Жозеф де Местр: революция произошла по вине идеологов

- политизация идеологии после 1830-х

- либералы: верят, что идеи двигают миром и коренятся в нашем разуме

- консерваторы: идеи не значат ничего

Либерализм

Две вечные ценности:

1) индивидуализм

2) вера в разумное переустройство мира

4 базовых политических принципа:

- индивидуализм (любая общность - совокупность составляющих её индивидов)

- прогресс ради прогресса (прогресс - самоцель, нет финальной точки)

- моральное равенство (все люди равны как носители разума)

- государство - ночной сторож (если мы все разумны, зачем нам государство за пределами функции гаранта правил игры?)

Консерватизм

общие принципы:

- традиция (настоящее - венец прошлого)

- иерархия (люди изначально неравны)

- нация как органическая общность (метафора куста)

- ценность религии

Карл Мангейм

- распад онтологического единства мира → нет человека, который ба рассказал нам истину о мире → приверженность к идейно-политическим конфигурациям → люди видят одно и то же, а понимают разное → истина устанавливается в ходе борьбы

Карл Маркс

- материя первична (идеи не возникают сами по себе)

- концепция истории: объективные экономические условия вступают в противоречие друг с другом → они формируют идеи → происходит социальное изменение

- идеология - ложное сознание (но не лживое!)

- марксизм критичен по отношению к действительности (которая во многом - продукт либерализма)

Георг Лукач

- марксизм - не догма, а руководство к действию, он тоже должен меняться

- идеология - некая полнота; та система, которая отвечает на все наши вопросы, когда мы имеем дело с тотальностью

- задача марксизма - критиковать тотальность

- идеология работает там, где нам кажется, что возникновение какой-то ситуации абсурдно

Антонио Грамши

- нет противоречий между национализмом и марксизмом

- гегемония - организованное согласие

- революционеры должны разрушать это организованное согласие

- необходимо вскрыть вариативность того, что утверждается как безальтернативное! (вскрыть штампы буржуазии)

- это должны сделать органические интеллектуалы → они должны солидаризоваться с позицией угнетенных → пролетарии могут ощущать, что что-то не так, но не могут выразить свою позицию → задача интеллектуала: дискурсивно обрамить чаяния и переживания рабочего класса

- последователи Грамши поняли его слишком буквально: они ушли в область надстройки, критиковали произведения культуры, деполитизировались

________________________________________________________________________________

- Бентам, Милль: правильно то, что максимизирует полезность; цель государства - максимизация счастья

- Майкл Фриден:

Классический либерализм Социальный либерализм
Эгоизм во главе угла Смещает фокус с индивидуализма на социальное развитие. Есть универсальные условия, в которых человек может раскрыться (сыт, крыша над головой), чтобы преследовать свой собственный интерес.
Максимизация пользы Развитие личности
Негативная свобода, Свобода ОТ (основной вызов – освободиться от церкви, от старых порядков) Позитивная свобода, Свобода ДЛЯ
Минимальное государство Стимулирующее государство
Экономика свободного рынка Согласие с управляемой экономикой. Кейнс: ограниченное вмешательство государства в экономику ради сохранения политического доминирования либерализма
Мы все морально равны Справедливость как честность. Недостаточно равенства перед законом.
Строгая меритократия, «власть достойных» Борьба с бедностью
Индивидуальная ответственность за свои поступки Социальная ответственность
Идеальный способ борьбы с бедностью – благотворительность. Богатые люди добровольно жертвуют деньги. К 19 веку стало очевидно, что, пока рабочие страдают от голода, богачи лишние деньги тратят не на благотворительность, а на роскошь. Вместо благотворительности нужна постоянная социальная политика посредством перераспределения.

-

- социальный либерализм рассматривал проблему рабочих с общегуманистических позиций - он не сказал им, кого ненавидеть

Социализм

Принципы:

- равенство (все равны как субъекты труда)

- коллективизм (первичная реальность человека - коллектив)

- кооперация (трудимся вместе и потребляем вместе)

- классовый подход к политике (история господствующих и угнетённых)

- принцип общественной собственности (мы трудимся и живем вместе - частная собственность нелогична)

Фашизм и Национализм

Национализм Фашизм
у каждой нации должно быть своё государство  национальное государство должно быть монолитом, внутри которого не должно быть групп, различий; это единый организм (следовательно, можно уничтожать некоторых граждан для здоровья организма)
 первична какая-то группа, государство - инструмент, который должен помочь нации организоваться в единое политическое тело для важнее не нация, а государство (сильное)

Особенности фашизма:

- отрицание всего

- эстетичность

- цель - образование единого национального государства

Анархизм

5 принципов:

- равенство

- примат прямой демократии над представительной

- свобода ассоциаций

- принцип взимопомощи (Кропоткин в полемике с Дарвиным: не естественный отбор, а взаимопомощь - двигатель прогресса)

- разнообразие

________________________________________________________________________________

- после ВМВ к власти приходят христианско-демократические партии: техника в противовес политике

- за интеграцию, за стабильность, за богатение

- усиление роли конституционных судов

- Жак Маритен: свобода - самоограничение; контроль самого себя

1968

- Прага: Дубчек за социализм с человеческим лицом, Брежнев - нет → танки вводятся в Прагу → советский проект на западе перестал восприниматься всерьёз

- Париж: студенты - университетская самоуправляемая республика, вдохновлены Сартром и Маркузе → их поддерживают рабочие

- Вудсток: сексуальная революция → раскрепощение

Маркузе

- фрейдизм + марксизм

- индустриальное общество подавляет человека, низводит его до уровня функции

- происходит конвергенция (сближение идеологий: СССР и запад)

- противопоставляет этому идею великого отказа: нам необходим отказ от индустриальной цивилизации как таковой (она нас угнетает!)

- идеологии воплотились в действительности

- акцент на надстройке

Феминизм

Симона де Бовуар

- мужчины угнетают женщин - так выстроена культура

- роль воспитания

3 волна

- общество пронизано структурами господства

- надо освободиться из них, чтобы женщина не стеснялась реализовать своих желания

Операисты

- Негри: нужно идти бороться, а теорию придумаем по ходу

________________________________________________________________________________

Власть

Два подхода к понятию:

Реализм:

- понятия - некие сущности

- наша задача - увидеть эти сущности

- проблема подхода: в разное время власть понимали по-разному

Номинализм:

- надо обращать внимание на контекст словоупотребления

- власть варьируется от эпохи к эпохе, от общества к обществу

 

- Даль: А имеет власть над Б в той степени, в которой А может заставить Б делать то, что Б в ином случае не стал бы делать

- на базе данного определения строятся более масштабные

- 2-й лик власти - власть над повесткой дня; 3-й лик власти - власть над желаниями людей, их формирование (Льюкс)

Вебер

- власть - это шанс провести свою волю в отношениях, несмотря на сопротивление

• это именно отношения, а не собственность (для власти нужно минимум двое)

• это именно отношения воль, то есть власть не идентична насилию (оно - слом чужой воли); к насилию мы обращаемся тогда, когда у нас нет власти

• это именно эпизод, событие; это шанс здесь и сейчас провести свою волю

Никлас Луман

- власть - коммуникация, способ общения, основанный на селекции альтернатив

- властные отношения предполагают принятие редуцированной комплексности (в той мере, в которой она принимается, существует власть)

- властные отношения асимметричны, но они всё равно отношения

- власть - добровольное принятие правил игры

- как только власть обращается к насилию, её больше нет, потому что нет коммуникации

- власть - кодировка (коммуникативный код), люди знают, как поступать в какой-либо ситуации

- чем власть сложнее, тем больше она уходит от насилия

- властвующий не должен обрывать властные отношения (применяя насилие), ведь в первую очередь он заинтересован во власти

Вебер

- господство - возможность встретить повиновение любому (или специфическому) приказу у определённой группы людей

господство:

- лонгитюдно

- коллективно (как со стороны подвластных, так и со стороны властвующих: отношения между штабом и группой людей)

Шмитт

- властный коридор

- в политических отношениях штаб обладает колоссальными объемами власти (проблема принципала-агента)

________________________________________________________________________________

- проблема легальности и легитимности

Дата: 2019-05-28, просмотров: 239.