Уровни знания:
- онтологический (что такое политика? что можно назвать политическим явлением?)
- эпистемологический (возможно ли знание о политике?)
- методологический (какие методы будем использовать?)
Политическая наука не проблематизирует первые два вопроса, она занимается методом. Политическая теория размышляет над первыми двумя вопросами.
У всех наук есть проблема эпистемологического характера (потому что в действительности мы не можем наблюдать причинно-следственные связи). Но только у политической науки возникает проблема с её теоретической частью (с которой они не сходятся в онтологических вопросах).
Три закрытые теории,
Которые объясняют абсолютно всё:
- Фрейдизм (всё объясняется категорией бессознательного)
- Марксизм (всё объясняется классовой борьбой)
- Дарвинизм (всё объясняется естественным отбором)
Кант:
- гетерономия (природный мир: животное хочет спать - идёт спать; нет свободы)
- автономия (только у человека; мы хотим спать - но пишем эссе; свобода!)
Платон:
- идея теоретика-наблюдателя
- после смерти Сократа мудрость и политика больше не вместе - выносит академию за пределы полиса
Перспективы
Понимания мира политики:
- Лео Штраус: опыт политики был утрачен с полисной жизнью; мы не должны идти в политику; мы можем лишь читать Платона и Аристотеля; в Античности мы могли различить тиранию и правомерную политику, сегодня этот опыт утрачен
- Ханна Арендт: мыслить политически - выходить в публичную сферу (для этого нужно мужество; разделение частного и публичного пространства, утраченное в новое время)
________________________________________________________________________________
Современность
- Кант «Критика способности суждения»: есть категория прекрасного, которое универсально (оно не укладывается в разум, оно возвышенно); разум расписывается в беспомощности в определенных ситуациях
- термин «современность» впервые веден Бодлером (современность - эпоха, когда обнажается отсутствие единой красоты)
Гидденс:
- современность начинается с распада времени и пространства
- античность - время циклично (лето-осень-зима-весна; день-ночь)
- современность - время линейно
- разрыв высвобождает возможности для человека (контингентность, вариативность)
- общество становится сложным, ускоряется
- деперсонализированное доверие друг к другу
Системы:
- символические (деньги: они ничем не обеспечены - просто бумажка, но мы доверяем им и их принимаем)
- экспертные (доверяем специалистам, которые произвели какой-либо продукт, к примеру, электричку)
Гегель:
(современность - эпоха, когда абсолютный дух входит в отрицание со своим наличным бытием; пример: цветок и семя; семя - отрицание цветка; однако цветок даёт семя, из которого прорастет новый цветок; но цветок - уже не семя)
Почему возможна современность?
- реформация (больше нет посредника в виде церкви; человек может общаться с богом без её посредничества)
- просвещение (избавляет человека от власти окружающей среды посредством разума)
- революция (избавляет от политического авторитета)
- благодаря современности появились феномены: публичной сферы, общественного мнения, СМИ
Хабермас:
- Вебер не был прав - мир не расколдован; произошло новое заколдовывание мира - мы стали рабами техники, разума (виной всему Кант)
- разум стал господствовать, отсоединившись от человека
Маркс:
- в эпоху капитализма происходит кража человека у него самого (то есть человек отчуждается сам от себя)
- всё поглощено рынком; сам человек - товар
________________________________________________________________________________
Адам Смит:
- рынок - благо (переход от понятия долга → к понятию интереса)
- полемика с меркантилистами; говорили, что источник богатства - деньги
- физократы: источник богатства не деньги, а земля
Карл Поланьи:
- земля, рабочая сила и деньги не предназначены для продажи
- капитализм - общество, в котором рынок становится общим знаменателем всех общественных отношений (рынок переходит в капитализм, когда земля, рабочая сила и деньги становятся предметами купли-продажи)
Маркс:
- говорит про общество товарного фетишизма (наш интерес в обладании каким-то товаром)
- внутреннее противоречие: бедные беднеют, богатые богатеют
Гегель:
- есть две борющиеся воли ↓
- воля может: победить, проиграть и умереть, проиграть и стать рабом ↓
- лишь созерцая другого, мы можем получить представление о себе, но господин больше не созерцает, потому что раб для него - вещь ↓
- в господине не остается воли (это тупиковая ветвь развития) ↓
- а раб остается с волей, более того, он в контакте с природой, с миром ↓
- будущее за рабами
Критическая теория общества (Франкфуртская школа):
Вебер
Типы социального действия:
- целерациональное
- ценностно-рациональное
- аффективное
- традиционное (?)
- современное общество - общество, в котором усиливаются целерациональные действия (общество торжества разума) - мы сами себе теперь ставим цели (а не церковь и правитель)
- бюрократия - идеальная машина управления (рациональна); государство ставит цели, а бюрократия их достигает
- после ПМВ → изменение взгялдов
- бюрократия - машина, вышедшая из-под контроля (у неё нет цели - в этом проблема)
- если бюрократия усиливается, надо усилить лидера (того, кто её контролирует) → плебисцитарно-вождистская демократия
- нужен фюрер, который не будет ограничен правом (то есть бюрократией)
- современность как эпоха рационализации рождает господство рациональности над людьми
Юрген Хабермас:
- типология социальных действий Вебера не является полной: есть ещё коммуникативное действие
- коммуникативная рациональность - тип рациональности, при которой люди стремятся к взаимопониманию (хотим договориться, готовы изменить свою позицию)
- инструментальная рациональность (лежит в основе целерационального действия) - хотим отстоять свою позицию
- мораль коммуникативна, о ней можно договориться
- есть другая универсалия - язык (мы все способны к общению) - философия интерсубъективности
Мишель Фуко:
- разум
- современность начинается с того момента, как в европейских обществах конституируется фигура ненормального
- параллельно с развитием репрессивной машины развивается институт медицины - право определять, кто нормален, а кто нет (в средние века на это всем всё равно)
- пенитенциарная система (тюрьмы); (а раньше - публичное наказание)
- власть регулирует наше мышление, выходит за пределы человека
________________________________________________________________________________
Политика
По-пацански:
в античности была политика → в римское время говорили о республике → Макиавелли способствует тому, что политика = государство → Гоббс разошёлся и получилось, что политика = государство = монархия (было = и республике, но пришлось её откинуть) → Гегель фетишизирует государство (оно воплощение объективного духа) → Вебер фиксирует: политическое - то, что связано с государством
________________________________________________________________________________
Карл Шмитт:
- государство - статус политически организованного народа (само по себе государство не является политическим)
- сферы культуры:
• политическое (друг / враг)
• экономическое (выгодно / невыгодно)
• эстетическое
• моральное (добро / зло)
- каждая сфера имеет свой критерий, они автономны друг от друга
- политическое имеет место там, где есть экзистенциальное публичное противостояние друга и врага
- политическое - всегда коллективное переживание
- вражда - не война, а отношения людей, обусловленные вероятностью войны
- специфика политического: отсутсвие предметной области; политическое - степень интенсивности противостояния
Почему публичная экзистенциальная вражда?
- все политические понятия носят полемический характер → они обретают свой смысл в ходе политической борьбы → политическое знание открывается только с некоторой перспективы → только включившись во вражду, можно занять политическую позицию
- политические понятия:
• первичные: политика, госудасртво, друг, враг
• вторичные политическое понятия - симптом кризиса (их быть не должно!)
- ошибка Гоббса: как считает Шмитт, нельзя давать человеку на поле брани право бежать и спасать свою жизнь (потому что мы не можем ограничивать суверена в праве отнимать у нас жизнь, потому что мы сами заключали общественный договор и даровали все права и свободы суверену)
- государство первично
- политика для Шмитта - только внешняя политика (внутри государства политики быть не должно)
- в современности возможность войны исчезает, но политика все равно исчезнуть не может
- вместе с политическим из мира исчезла бы и свобода
- политическое присутствует, но оно подавлено
________________________________________________________________________________
Ханна Арендт:
- политическое - там, где мы наблюдаем публичную коммуникацию, публичное использование разума
- жизнь:
• деятельная: труд, создание, политика
• созерцательная
- покинуть частное пространство и выставить себя на суд может только мужественный
- политика противоположна насилию (насилие неразумно, это элемент животного мира)
- экзистенциальное разделение на публичное и частное
- христианское мировоззрение девальвировало деятельную жизнь
- в Новое время происходит взаимопроникновение публичного и частного, это рождает два гибрида: социальное и интимное
- политическое значение открывается только тогда, когда мы занимаем политическую позицию и отстаиваем её в политическом пространстве
- политическая сфера автономна от других
- государства выносят социальные вопросы на повестку, так делать нельзя! это делает государство антиполитическим образованием
- только там, где рушатся социальные порядки, политика являет себя (революция)
- недостаток подхода: Арендт игнорирует насильственное основание политики; не говорит о рабстве
Джорджио Агамбен:
- предельная форма современного государства - концлагерь
- государство тяготеет к контролю за всеми сферами жизни людей
Политика и Мораль:
- Кант: политика должна встать на колени перед моралью
- Аристотель: мораль обретает содержание только в политике
________________________________________________________________________________
Справедливость
- в либеральной теории (господствует во второй половине 20 века) на первый план выходит понятие справедливости
- подходы к пониманию справедливости:
• утилитаризм (проблема вагонетки: смерть одного лучше смерти пятерых)
• интуитивизм (проблема вагонетки: решения нет, поступать интуитивно)
Джон Ролз
- деонтологический либерализм
- права первичны перед благами (следование кантовскому триединству: мораль + разум + свобода)
- вуаль неведения (концепция общественного договора)
Роберт Нозик
- права первичны перед благами
- теория строится на Канте и Локке (берется локковское естественное состояние)
- нам нужна безопасность наших прав (не только физическая) → объединяемся в государство
Принципы справедливости:
- принцип свободного приобретения (вещь никому не принадлежит → её можно присвоить; мы преобразуем имущество в часть себя)
- принцип справедливого обмена (я чем-то владею → я могу это подарить; но никто не вправе отнимать у меня больше, чем я согласен)
- принцип ректификации / справедливого возврата (что-то несправедливо захвачено → оно должно быть возвращено владельцу)
- государство сегодня нам гарантирует лишь физическую безопасность, а лучше бы оно гарантировало и права → это и есть утопия
- мы не можем отбирать собственность у других людей
Жорж Сорель
- мораль и насилие - две стороны одной медали
- насилие начинается там, где мораль не в состоянии решить проблему своими средствами
- мораль - лишь форма мышления, но не содержание
- именно в ходе борьбы утверждается воля → моральное сознание формируется в ходе столкновения двух воль
- самосознание и мораль утверждаются там, где мы имеем дело с насилием
- мораль - политический продукт
Утопии:
1) утопия универсально-абстрактна или исторична (в разные временные промежутки - свои утопии)?
2) утопия - европейский феномен или компонент любого человеческого общества?
Идеология
- де Траси: в основе всего - идея → культура творится через проведение идей в жизнь → описав идеи, мы сможем понять общество, в котором мы живём
- Кант (наоборот!): философия должна начаться с ограничения своих пределов
- Жозеф де Местр: революция произошла по вине идеологов
- политизация идеологии после 1830-х
- либералы: верят, что идеи двигают миром и коренятся в нашем разуме
- консерваторы: идеи не значат ничего
Либерализм
Две вечные ценности:
1) индивидуализм
2) вера в разумное переустройство мира
4 базовых политических принципа:
- индивидуализм (любая общность - совокупность составляющих её индивидов)
- прогресс ради прогресса (прогресс - самоцель, нет финальной точки)
- моральное равенство (все люди равны как носители разума)
- государство - ночной сторож (если мы все разумны, зачем нам государство за пределами функции гаранта правил игры?)
Консерватизм
общие принципы:
- традиция (настоящее - венец прошлого)
- иерархия (люди изначально неравны)
- нация как органическая общность (метафора куста)
- ценность религии
Карл Мангейм
- распад онтологического единства мира → нет человека, который ба рассказал нам истину о мире → приверженность к идейно-политическим конфигурациям → люди видят одно и то же, а понимают разное → истина устанавливается в ходе борьбы
Карл Маркс
- материя первична (идеи не возникают сами по себе)
- концепция истории: объективные экономические условия вступают в противоречие друг с другом → они формируют идеи → происходит социальное изменение
- идеология - ложное сознание (но не лживое!)
- марксизм критичен по отношению к действительности (которая во многом - продукт либерализма)
Георг Лукач
- марксизм - не догма, а руководство к действию, он тоже должен меняться
- идеология - некая полнота; та система, которая отвечает на все наши вопросы, когда мы имеем дело с тотальностью
- задача марксизма - критиковать тотальность
- идеология работает там, где нам кажется, что возникновение какой-то ситуации абсурдно
Антонио Грамши
- нет противоречий между национализмом и марксизмом
- гегемония - организованное согласие
- революционеры должны разрушать это организованное согласие
- необходимо вскрыть вариативность того, что утверждается как безальтернативное! (вскрыть штампы буржуазии)
- это должны сделать органические интеллектуалы → они должны солидаризоваться с позицией угнетенных → пролетарии могут ощущать, что что-то не так, но не могут выразить свою позицию → задача интеллектуала: дискурсивно обрамить чаяния и переживания рабочего класса
- последователи Грамши поняли его слишком буквально: они ушли в область надстройки, критиковали произведения культуры, деполитизировались
________________________________________________________________________________
- Бентам, Милль: правильно то, что максимизирует полезность; цель государства - максимизация счастья
- Майкл Фриден:
Классический либерализм | Социальный либерализм |
Эгоизм во главе угла | Смещает фокус с индивидуализма на социальное развитие. Есть универсальные условия, в которых человек может раскрыться (сыт, крыша над головой), чтобы преследовать свой собственный интерес. |
Максимизация пользы | Развитие личности |
Негативная свобода, Свобода ОТ (основной вызов – освободиться от церкви, от старых порядков) | Позитивная свобода, Свобода ДЛЯ |
Минимальное государство | Стимулирующее государство |
Экономика свободного рынка | Согласие с управляемой экономикой. Кейнс: ограниченное вмешательство государства в экономику ради сохранения политического доминирования либерализма |
Мы все морально равны | Справедливость как честность. Недостаточно равенства перед законом. |
Строгая меритократия, «власть достойных» | Борьба с бедностью |
Индивидуальная ответственность за свои поступки | Социальная ответственность |
Идеальный способ борьбы с бедностью – благотворительность. Богатые люди добровольно жертвуют деньги. | К 19 веку стало очевидно, что, пока рабочие страдают от голода, богачи лишние деньги тратят не на благотворительность, а на роскошь. Вместо благотворительности нужна постоянная социальная политика посредством перераспределения. |
-
- социальный либерализм рассматривал проблему рабочих с общегуманистических позиций - он не сказал им, кого ненавидеть
Социализм
Принципы:
- равенство (все равны как субъекты труда)
- коллективизм (первичная реальность человека - коллектив)
- кооперация (трудимся вместе и потребляем вместе)
- классовый подход к политике (история господствующих и угнетённых)
- принцип общественной собственности (мы трудимся и живем вместе - частная собственность нелогична)
Фашизм и Национализм
Национализм | Фашизм |
у каждой нации должно быть своё государство | национальное государство должно быть монолитом, внутри которого не должно быть групп, различий; это единый организм (следовательно, можно уничтожать некоторых граждан для здоровья организма) |
первична какая-то группа, государство - инструмент, который должен помочь нации организоваться в единое политическое тело | для важнее не нация, а государство (сильное) |
Особенности фашизма:
- отрицание всего
- эстетичность
- цель - образование единого национального государства
Анархизм
5 принципов:
- равенство
- примат прямой демократии над представительной
- свобода ассоциаций
- принцип взимопомощи (Кропоткин в полемике с Дарвиным: не естественный отбор, а взаимопомощь - двигатель прогресса)
- разнообразие
________________________________________________________________________________
- после ВМВ к власти приходят христианско-демократические партии: техника в противовес политике
- за интеграцию, за стабильность, за богатение
- усиление роли конституционных судов
- Жак Маритен: свобода - самоограничение; контроль самого себя
1968
- Прага: Дубчек за социализм с человеческим лицом, Брежнев - нет → танки вводятся в Прагу → советский проект на западе перестал восприниматься всерьёз
- Париж: студенты - университетская самоуправляемая республика, вдохновлены Сартром и Маркузе → их поддерживают рабочие
- Вудсток: сексуальная революция → раскрепощение
Маркузе
- фрейдизм + марксизм
- индустриальное общество подавляет человека, низводит его до уровня функции
- происходит конвергенция (сближение идеологий: СССР и запад)
- противопоставляет этому идею великого отказа: нам необходим отказ от индустриальной цивилизации как таковой (она нас угнетает!)
- идеологии воплотились в действительности
- акцент на надстройке
Феминизм
Симона де Бовуар
- мужчины угнетают женщин - так выстроена культура
- роль воспитания
3 волна
- общество пронизано структурами господства
- надо освободиться из них, чтобы женщина не стеснялась реализовать своих желания
Операисты
- Негри: нужно идти бороться, а теорию придумаем по ходу
________________________________________________________________________________
Власть
Два подхода к понятию:
Реализм:
- понятия - некие сущности
- наша задача - увидеть эти сущности
- проблема подхода: в разное время власть понимали по-разному
Номинализм:
- надо обращать внимание на контекст словоупотребления
- власть варьируется от эпохи к эпохе, от общества к обществу
- Даль: А имеет власть над Б в той степени, в которой А может заставить Б делать то, что Б в ином случае не стал бы делать
- на базе данного определения строятся более масштабные
- 2-й лик власти - власть над повесткой дня; 3-й лик власти - власть над желаниями людей, их формирование (Льюкс)
Вебер
- власть - это шанс провести свою волю в отношениях, несмотря на сопротивление
• это именно отношения, а не собственность (для власти нужно минимум двое)
• это именно отношения воль, то есть власть не идентична насилию (оно - слом чужой воли); к насилию мы обращаемся тогда, когда у нас нет власти
• это именно эпизод, событие; это шанс здесь и сейчас провести свою волю
Никлас Луман
- власть - коммуникация, способ общения, основанный на селекции альтернатив
- властные отношения предполагают принятие редуцированной комплексности (в той мере, в которой она принимается, существует власть)
- властные отношения асимметричны, но они всё равно отношения
- власть - добровольное принятие правил игры
- как только власть обращается к насилию, её больше нет, потому что нет коммуникации
- власть - кодировка (коммуникативный код), люди знают, как поступать в какой-либо ситуации
- чем власть сложнее, тем больше она уходит от насилия
- властвующий не должен обрывать властные отношения (применяя насилие), ведь в первую очередь он заинтересован во власти
Вебер
- господство - возможность встретить повиновение любому (или специфическому) приказу у определённой группы людей
господство:
- лонгитюдно
- коллективно (как со стороны подвластных, так и со стороны властвующих: отношения между штабом и группой людей)
Шмитт
- властный коридор
- в политических отношениях штаб обладает колоссальными объемами власти (проблема принципала-агента)
________________________________________________________________________________
- проблема легальности и легитимности
Линц
Почему сильный президент - плохо?
- двойной источник легитимности (грызня между парламентом и президентом)
- система «победитель получает всё» (выборы; после избрания импичмент тяжёл…)
- большая конфликтность в обществе (выбирающие другого президента оказываются не у дел)
Юрген Хабермас
- нужно добавить коммуникативное действие
- коммуникативная власть: власть там, где множество свободных людей достигает консенсуса, создаёт поле, где возможно рациональное действие на основе взаимопонимания
- нам не нужен фюрер, нам нужно обсуждение
- философия интерсубъективности
Мишель Фуко
Три периода творчества:
- археология (откуда проистекают системы мышления → появление понятия ненормальности в Новое время → появление дисциплинарных институций: школы, тюрьмы, психиатрической лечебницы)
- генеалогия (проблематика власти: мысль формируется в практических обстоятельствах → нужно смотреть на изменение властных практик, фокусировать внимание на институтах)
- практики заботы о себе
- власть - паутина
- она пытается казаться пышной, торжественной, но так мы её не поймём
- надо идти к душевнобольным, к школьникам и к заключённым (там власть проявляется в чистом виде)
- нам кажется, что власти становится меньше: нет, она заставляет нас думать определённым образом, а не вести себя определенным образом
Дисциплинарная власть:
- огораживается
- стремится выжать максимум из человека (чтобы не было ни минуты свободного времени)
- тяготеет к классовости (ранжирование, рейтинги)
- тело - предмет регулирования со стороны власти
- система правил (не можете понять, кто отдаёт вам приказ)
- формируется в 17-18 веке
________________________________________________________________________________
- власть не производится от человеческой воли, это человек подключается к сложной сети властных практик
Критика истории политической мысли
(3-х подходов):
- суверенная власть:
• ориентирована на прямой запрет
• там, где власть суверенна, она и легитимна (и наоборот)
• там, где суверенитет заканчивается, сопротивление легитимно (и наоборот)
• критика: политическая философия застряла на этом подходе, хотя смысл этих понятий уже утрачен
- власть как товар:
• Маркс
• власть можно передать и продать, власть - ресурс
• критика: власть нельзя передавать, потому что люди находятся в сетях власти, а не власть в руках людей
- власть как репрессия:
• Фрейд
• власть - там, где человека ограничивают в реализации его подлинных желаний
• критика:
- власть продуктивна, а не ограничивает человека (она производит субъекта)
- нет никакой истинной природы человека, она создаётся властью
- субъект создан властью → только субъект может быть свободным → власть производит свободу
Суверенная власть | Дисциплинарная власть | Биовласть |
появление новых институций: школы, психиатрической больницы, тюрьмы | появление новых понятий: безопасности, территории, населения | |
контроль за территорией | контроль за множеством людей, задача - раздробить это множество, обработать каждого | объект регулирования: население в целом (неважно, что отдельный человек умирает, важно, что происходит с обществом в целом) |
исключения используются для демонстрации своей силы | не признаёт исключений; если вы нарушаете правила, вас наказывают, но не публично: вас изолируют | различия исключений и правил утверждают биовласть; правила появляются на фоне исключений |
ограничена территорией | склонна к огораживанию | не предполагает границ |
обнаруживает себя в некоторых ситуациях | удваивает, производит дополнительную субъективность | преображает действительность (в той мере, в которой биовласть обнаруживает себя, она создаёт своих субъектов) |
-
- происходит распад универсума истины, восходящей к Богу, а разные дискурсы
- власть распадается на дискурсы власти знания
- зарождаются понятия государственного интереса и правительства → законы теперь не сводятся к принимающим их
- лидеры должны подчиняться правилам, а не правила лидерам
- governmentality (правительственность) - термин, введённый Фуко - правление мышлением
________________________________________________________________________________
Насилие
- темы: насилие / мораль; насилие / разум; насилие / право
- моральная философия: насилие - любое покушение на свободную волю
- политическая мысль не признаёт априорного наличия свободной воли (политика начинается, когда множество организует коллективную свободную волю
Ролз
- насилие - антоним морали
- мы можем вывести проект государства, где не будет насилия
- если наши права нарушаются (в нашем почти справедливом обществе), можем прибегнуть к гражданскому неповиновению
- проблема не в принципах справедливости, а в их проведении в жизнь
Жорж Сорель
- история - борьба рабов за права
- насилие начинается там, где мораль не справляется со своими задачами
- только насилие пробуждает достоинство, оно организует человека
- не будет насилия → не будет воли, равенства, борьбы; не будет культуры, не будет движения вперёд
- насилие пролетариата над буржуазией - благо, ведь только так буржуазия начинает развиваться
- пролетариат осуществляет насилие с двух сторон:
• преобразует природу в культуру
• по отношению к буржуазии
Как пролетариату бороться?
- политическая стачка - не ведет к радикальным переменам, нацелена на достижение конкретных целей
- всеобщая стачка - чистое насилие; пролетариат должен победить; следующий уровень - новый уровень культуры (пролетариат + буржуазия), ведь буржуазия тоже проявила героизм; исчезновение государства
- идеологии недостаточно: любая из них апеллирует к разуму, ни одна из них не способна побудить людей на насилие
- на это ↑ способны мифы
- мифы - глубинное понимание действительности, которое вызывает отторжение
Ханна Арендт
- насилие неразумно, оно находится вне сферы политического
- насилие - лишь инструмент, техника
- насилие предполагает цели; а политика ценна сама по себе, у нее нет цели, она разумна
- тоталитаризм держится на насилии как на самоцели
- насилие - естественный компонент природной жизни; разум - способ подняться над природой
- насилие всегда слепо и индивидуально, а власть коллективна
- формула насилия = один / немногие выступает/ют против всех
- в 20 веке происходит наложение власти на насилие
аргументы против насилия
как оппозиции разуму
- если насилие - элемент природы (а не человеческих отношений), то оно не имеет отношения к воле человека (то есть любое природное ограничение мира - насилие? если я, к примеру, не могу летать - это насилие?)
- разум может быть репрессивным (Фуко)
- насилие слепо и не предполагает коммуникации (по Аренд), но, например, теракт - инструмент коммуникации ;(
- насилие не может быть сломом свободной воли, как говорит моральная философия, потому что как бы мы его тогда идентифицировали? насилие - покушение на слом свободной воли
Макс Вебер
- насилие - что-то, что имеет отношение к праву
- у кого-то есть право его осуществлять, у кого-то - нет
Вальтер Беньямин
- насилие - оборотная сторона права
Функции насилия:
- правоустанавливающая: европейский князь завоевывает территорию, всех вырубает, говорит, что всё - его (установил право)
- правоподдерживающая: полиция разгоняет людей на несогласованном митинге (право поддерживается!)
• * в современном государстве эти функции насилия связаны и воплощены в институте полиции
Типы насилия:
Божественное насилие | Мифическое насилие |
осуществляется ради живущего (живых людей, тех, кто есть) против самой жизни | осуществляется ради самой жизни |
несёт за собой правоуничтожение (суверен сам нарушает собой же принятые права для осуществления насилия) | несёт за собой правоустановление (после революции осуществляется установление новых прав) |
разрушает пределы (любые границы разрушаются перед абсолютной властью) | устанавливает пределы (в смысле права) |
искупляет вину и грех | вызывает вину и грех |
разит (присутствует как воздаяние, мы не опасаемся его последствий) | угрожает (вызывает тревогу) |
смертельно, но без крови (гуманизация смерти) | кроваво (должно устрашать) |
принимает жертвы ради себя (карает и мстит) | требует жертв (должна быть сакрализована жертва!) |
право - следы когда-то утверждённого насилия | бесцельно |
________________________________________________________________________________
Ганди
- феномен ненасилия как техники
- не проявлять физическое насилие, а, к примеру, блокировать доступ к благам, отказывать в каких-то услугах
- но в широком смысле это ведь тоже насилие! (есть покушение на свободную волю)
инициатор насилия / цель | государство | общество |
государство | война | террор |
общество | бунт, революция, терроризм | гражданская война, в пределе - геноцид |
Джон Кин
треугольник насилия
(3 базовые проблемы современного мира очерчивают всё пространство насилия)
- ядерные державы
- негражданская война (распавшееся государство, пример Руанды)
- апокалиптический терроризм (в силу технологий выходит на новый уровень)
Война
Платон | - конфлкт в полисе - распри - конфликт греков и не греков - война (война без правил, потому что на варваров не распространяются правила человеческого общежития) |
Аристотель | - всё-таки в полисе могут быть войны (к примеру, если от соседа исходит угроза по отношению к тебе, ты вправе применить насилие) - а варвары существуют, чтобы их убивали (их телос в этом) |
Римская Античность (Цицерон) | - идея космополиса - разум на территории империи воплощается в гражданском праве - война - средство для наказания преступника (он нарушил права) - война имеет чёткую причину и чёткий конец |
Августин | - вместо нарушения права - грех - война оправдана в той мере, в которой мы чувствуем, что люди - грешники |
Гуго Гроций | - вместо греха - суверенитет - война справедлива тогда, когда мы защищаем наше государство - война - самозащита - если вы отбились, не надо продолжать войну |
Томас Гоббс | - естественное состояние - война всех против всех - война - это состояние (подобна погоде: может быть мокрой, хотя дождя и нет) - это состояние тревоги, оно иррационально → заключаем общественный договор, образуем государство → передаем права суверену - теперь война - состояние, в котором живут все государства; международные отношения - всегда война всех против всех |
Клаузевиц | - война - продолжение политики другими средствами - война - акт насилия, подчинённый политическим целям - война - событие - война всегда разная, она меняется составляющие войны / акторы: - насилие / народ - игра / полководцы - политические цели / правительство (должно решить, когда заключить мирный договор) - задача войны - провести нашу волю (не уничтожить противника!) - компонент игры после 18-19 века ушёл из войны окончательно (этого Клаузевиц не застал) |
Карл Шмитт | современные тенденции по отношению к войне: - криминализация войны (война становится уголовным преступлением) - морализация войны (отказываемся признавать противника человеком → самые кровавые войны от имени морали) |
Майкл Уолцер | - справедлива самооборона (заимствование идеи Гроция) - можем бить только регулярную армию (только тот, кто разумно соглашается на смерть, может быть убит) - если мы не можем отличить гражданское население от регулярной армии, надо прекратить войну - есть одно исключение: когда мы сталкиваемся с абсолютным злом (нацизмом, к примеру), мы не должны ограничивать себя в средствах |
________________________________________________________________________________
Террор / Терроризм
- террор - насилие государства над обществом
- терроризм - насилие общества над государством
Гоббс
- государство образовано → нет войны всех против всех (нет тревоги, она иррациональна) → страх рационален (бояться правильно) → в гражданском состоянии мы испытываем страх перед Левиафаном и перед его отсутствием
- страх нужно сеять посредством террора
- терроризм тоже осуществляется, чтобы сеять страх
- Арон: терроризм - там, где много психологического ущерба, но мало насилия
- государство использует террор, чтобы сеять страх, а больше всего боится терроризма
- Арендт: в тоталитарном обществе все боятся всего
- терроризм - древнее понятие; террор появляется в Новое время
- отличительные черты национального государства:
• хорошо воюет
• хорошо умеет собирать налоги
- государство легитимирует себя за счет того, что оно лишает нас тревоги, а терроризм эту тревогу пробуждает, подрывая государство
- государство создавалось для войны с другими государствами, а не с террористами (метафора деревянного солдата Урфина Джуса и термитов)
- Бодрийяр: государство уничтожает само себя в ответ на терроризм
________________________________________________________________________________
Государство
- государство: явление современности или нет?
- государство: уникально (Гегель) или обладает типичными признаками?
- государство: возникает само собой или надо до него дорасти (Гегель, Арендт)?
Макс Вебер
- государство - порождение модерна
- союзы:
политические | иерократические |
частный случай - государство | частный случай - церковь |
претендует на легитимное физическое насилие на определенной территории | претендует на легитимное символическое насилие |
контроль: - эксклюзивный (в пределах заданных границ) - инклюзивный (как у империи) | важно количество подконтрольных людей, а не территория |
Пьер Бурдьё
- говоря о государстве, надо идти по принципу методологического сомнения
- но надо обращать внимание не на институты, а на разные мелочи, в которых проявляет себя государство
- государство появляется как аллокации почестей
- официальное возникает как деперсонализация чести
- честь и почести - предмет обладания групп населения
- государство начинается, как система универсализации почестей
- теперь только государство может решить, обладаешь ты правами или нет
- с появлением официального появляется публичность
Козеллек
два аспекта понятия революция:
- коренной перелом в жизни общества (выход на новый уровень)
- использование насилия для перехода на этот уровень
В современности появляется революция как коренной перелом, после которой время прерывается.
Гегель | - революция встроена в общий проект философии истории - история - последовательное приращение свободы - современность - стадия познания абсолютным духом самого себя, в которую он входит в непрестанное противоречие (отсюда у Хабермаса его модерн - незавершённый проект) - революция не может кончиться: она идет, как и реформация, и просвещение - нет практических выводов |
Маркс | - история (человечества) начнётся тогда, когда произойдёт революция - сегодня - история классов - философы должны менять мир - они могут и должны предсказывать революцию, чтобы способствовать её наступлению - противоречия достигли предела: отчуждение человека у него самого (пролетариат должен совершить переход на новый уровень!) |
Линии напряжения:
границы революции | Гегель, Бадью: революция идёт до тех пор, пока люди, вовлеченные в неё, осознают её; пока сохраняется временной режим, определяемый этим событием |
насилие и революция | Арендт революцию отличают: - пафос новизны - использование насилия - идея свободы социальный вопрос: из-за него ВФР обречена на провал, а Американская революция - отличная - частное - условие политики - политика устанавливает себя за счет насилия |
что мы можем знать о революции за её пределами? | - Маркс: можно предсказать - Арендт: можем предвосхитить (но важнее вопрос о том, что революцию нужно уберечь) Хайдеггер: - именно в событии обретает себя подлинно человеческое - событие - распад социальности, единство с миром - революция как событие: истина открывается только в событии (но надо быть верными открывшейся нам истине) - революция сегодня везде, только не в политике (это симптом кризиса!) - событие открывает нам альтернативы - когда оно пройдет, будут установлены новые структуры господства и социальные отношения - если мы будем верны ответам на экзистенциальные вопросы, данным в ходе события, революция сохранится |
Уровни знания:
- онтологический (что такое политика? что можно назвать политическим явлением?)
- эпистемологический (возможно ли знание о политике?)
- методологический (какие методы будем использовать?)
Политическая наука не проблематизирует первые два вопроса, она занимается методом. Политическая теория размышляет над первыми двумя вопросами.
У всех наук есть проблема эпистемологического характера (потому что в действительности мы не можем наблюдать причинно-следственные связи). Но только у политической науки возникает проблема с её теоретической частью (с которой они не сходятся в онтологических вопросах).
Три закрытые теории,
которые объясняют абсолютно всё:
- Фрейдизм (всё объясняется категорией бессознательного)
- Марксизм (всё объясняется классовой борьбой)
- Дарвинизм (всё объясняется естественным отбором)
Кант:
- гетерономия (природный мир: животное хочет спать - идёт спать; нет свободы)
- автономия (только у человека; мы хотим спать - но пишем эссе; свобода!)
Платон:
- идея теоретика-наблюдателя
- после смерти Сократа мудрость и политика больше не вместе - выносит академию за пределы полиса
Перспективы
Понимания мира политики:
- Лео Штраус: опыт политики был утрачен с полисной жизнью; мы не должны идти в политику; мы можем лишь читать Платона и Аристотеля; в Античности мы могли различить тиранию и правомерную политику, сегодня этот опыт утрачен
- Ханна Арендт: мыслить политически - выходить в публичную сферу (для этого нужно мужество; разделение частного и публичного пространства, утраченное в новое время)
________________________________________________________________________________
Современность
- Кант «Критика способности суждения»: есть категория прекрасного, которое универсально (оно не укладывается в разум, оно возвышенно); разум расписывается в беспомощности в определенных ситуациях
- термин «современность» впервые веден Бодлером (современность - эпоха, когда обнажается отсутствие единой красоты)
Гидденс:
- современность начинается с распада времени и пространства
- античность - время циклично (лето-осень-зима-весна; день-ночь)
- современность - время линейно
- разрыв высвобождает возможности для человека (контингентность, вариативность)
- общество становится сложным, ускоряется
- деперсонализированное доверие друг к другу
Системы:
- символические (деньги: они ничем не обеспечены - просто бумажка, но мы доверяем им и их принимаем)
- экспертные (доверяем специалистам, которые произвели какой-либо продукт, к примеру, электричку)
Гегель:
(современность - эпоха, когда абсолютный дух входит в отрицание со своим наличным бытием; пример: цветок и семя; семя - отрицание цветка; однако цветок даёт семя, из которого прорастет новый цветок; но цветок - уже не семя)
Дата: 2019-05-28, просмотров: 233.