- реформация (больше нет посредника в виде церкви; человек может общаться с богом без её посредничества)
- просвещение (избавляет человека от власти окружающей среды посредством разума)
- революция (избавляет от политического авторитета)
- благодаря современности появились феномены: публичной сферы, общественного мнения, СМИ
Хабермас:
- Вебер не был прав - мир не расколдован; произошло новое заколдовывание мира - мы стали рабами техники, разума (виной всему Кант)
- разум стал господствовать, отсоединившись от человека
Маркс:
- в эпоху капитализма происходит кража человека у него самого (то есть человек отчуждается сам от себя)
- всё поглощено рынком; сам человек - товар
________________________________________________________________________________
Адам Смит:
- рынок - благо (переход от понятия долга → к понятию интереса)
- полемика с меркантилистами; говорили, что источник богатства - деньги
- физократы: источник богатства не деньги, а земля
Карл Поланьи:
- земля, рабочая сила и деньги не предназначены для продажи
- капитализм - общество, в котором рынок становится общим знаменателем всех общественных отношений (рынок переходит в капитализм, когда земля, рабочая сила и деньги становятся предметами купли-продажи)
Маркс:
- говорит про общество товарного фетишизма (наш интерес в обладании каким-то товаром)
- внутреннее противоречие: бедные беднеют, богатые богатеют
Гегель:
- есть две борющиеся воли ↓
- воля может: победить, проиграть и умереть, проиграть и стать рабом ↓
- лишь созерцая другого, мы можем получить представление о себе, но господин больше не созерцает, потому что раб для него - вещь ↓
- в господине не остается воли (это тупиковая ветвь развития) ↓
- а раб остается с волей, более того, он в контакте с природой, с миром ↓
- будущее за рабами
Критическая теория общества (Франкфуртская школа):
Маркузе, Адорно, Хоркхаймер, Хабермас, Фромм, Беньямин
- фокус марксизма с анлиза базиса → на анализ надстройки
- просвещение даёт свободу разума в современности → разум господствует над природой
- машина - отчуждённый разум, мы живём в обществе машин
- человек уже не способен к творческому труду, будучи частью механизма
- это отупляет человека, происходит отчуждение труда, без которого человек уже - не человек
________________________________________________________________________________
Вебер
Типы социального действия:
- целерациональное
- ценностно-рациональное
- аффективное
- традиционное (?)
- современное общество - общество, в котором усиливаются целерациональные действия (общество торжества разума) - мы сами себе теперь ставим цели (а не церковь и правитель)
- бюрократия - идеальная машина управления (рациональна); государство ставит цели, а бюрократия их достигает
- после ПМВ → изменение взгялдов
- бюрократия - машина, вышедшая из-под контроля (у неё нет цели - в этом проблема)
- если бюрократия усиливается, надо усилить лидера (того, кто её контролирует) → плебисцитарно-вождистская демократия
- нужен фюрер, который не будет ограничен правом (то есть бюрократией)
- современность как эпоха рационализации рождает господство рациональности над людьми
Юрген Хабермас:
- типология социальных действий Вебера не является полной: есть ещё коммуникативное действие
- коммуникативная рациональность - тип рациональности, при которой люди стремятся к взаимопониманию (хотим договориться, готовы изменить свою позицию)
- инструментальная рациональность (лежит в основе целерационального действия) - хотим отстоять свою позицию
- мораль коммуникативна, о ней можно договориться
- есть другая универсалия - язык (мы все способны к общению) - философия интерсубъективности
Мишель Фуко:
- разум
- современность начинается с того момента, как в европейских обществах конституируется фигура ненормального
- параллельно с развитием репрессивной машины развивается институт медицины - право определять, кто нормален, а кто нет (в средние века на это всем всё равно)
- пенитенциарная система (тюрьмы); (а раньше - публичное наказание)
- власть регулирует наше мышление, выходит за пределы человека
________________________________________________________________________________
Политика
Дата: 2019-05-28, просмотров: 208.