Связанных с отмыванием (легализацией) преступных доходов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Законодательными нормами, направленными на противодействие указанному виду преступной деятельности, в данный момент являются ст. 174 и 1741 УК РФ. Они направлены в первую очередь против поступления в легальный оборот доходов, полученных от организованной преступной деятельности, т. е. на подрыв экономической основы преступности.

Но кроме данных норм важнейшим из законодательных актов в области регламентации в России деятельности по противодействию отмыванию преступных доходов стал Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001г, который, по сути, является системообразующим ядром, вокруг которого формируется новый межотраслевой комплексный правовой институт российского законодательства, включающий правовые нормы как материально-процедурного, так и процессуально-процедурного свойства соответствующего характера.

Несмотря на то, что государством предпринимаются попытки противостоять такому явлению, как легализация преступных доходов, его актуальность, все еще очевидна.

Анкетный опрос сотрудников правоохранительных органов ЮФО, связанный с рассматриваемой проблемой, позволил выявить следующую картину: на вопрос о том, встречались ли они в практической деятельности с фактами легализации преступных доходов, из 150 опрошенных на 100% ответили сотрудники УБЭП, на 94,3% - следователи МВД, на 91,7% сотрудники налоговой полиции (на момент ее функционирования); и так далее по нисходящей.

Отвечая на вопрос о том, посредством каких денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, наиболее часто совершаются финансовые операции в целях придания правомерности владения, 42% опрошенных указали, что таковыми являются наличные деньги, 16% - валюта, 14% ценные бумаги в российской и иностранной валюте и т. д.

Общий рейтинг видов преступной деятельности, сопровождающейся извлечением преступных доходов, выглядит следующим образом: 12% - незаконная финансовая деятельность; 11,5% - наркобизнес; уклонение от уплаты налогов составило 11%; коррупция (взяточничество) - 10,5% и т. д.

А следующие виды преступлений повлекли получение наиболее крупных доходов, ставших известными респондентам: незаконное предпринимательство (11,2%); получение взятки (9,8%); присвоение и растрата (8,9%). Самый низкий показатель составило хищение предметов, имеющих особую ценность – 16%.

Что касается сфер легальной деятельности, в которых чаще всего осуществляется легализация преступных доходов, то лидирующее место занимают: финансово-кредитная сфера (33,5%), оптовая торговля (16,3%), благотворительная деятельность (13,4%), шоу-бизнес (13,1%) и т. д.

Способы совершения преступления. Существенное значение для выявления и расследования эпизодов «отмывания» преступных доходов имеет знание оперативными и следственными работниками способов легализации незаконных доходов, находящихся в тесной связи с особенностями предмета преступлений данного вида, которым могут быть как денежные средства (наличные и безналичные), так и материальные ценности. Процесс совершения преступлений рассматриваемой категории условно можно подразделить на три этапа:

Первый этап - прерывание субъектом легализации непосредственной связи преступных доходов с преступлением.

Второй этап - маскировка (запутывание) следов преступления, в результате которого были получены легализуемые доходы.

Третий этап - включение преступных доходов в легальный гражданско-правовой оборот с целью окончательного приобретения ими видимости легального источника происхождения.

На первом этапе процесса легализации происходит преобразование преступно приобретенных другими лицами средств в иностранную валюту, купюры иного достоинства или иные имущественные ценности - ценные бумаги, золото, недвижимость, при этом широко используются подставные физические или юридические лица. Целью данного этапа является прерывание субъектом непосредственной связи легализуемых доходов с преступлением, в результате которого они получены их владельцем, для воспрепятствования в дальнейшем их идентификации и конфискации со стороны государства.

Среди способов, характерных для первого этапа легализации, можно назвать следующие:

Перечисление денег на подставных, лиц

Этот способ легализации является достаточно распространенным. Перечисление денежных средств осуществляется главным образом на счета близких и родственников. Однако в преступных группах с высокой степенью организованности и жесткой внутренней дисциплиной денежные средства могут помещаться и на счета лиц, не связанных какими-то родственными отношениями с лицами, заинтересованными во временном освобождении от этих средств. Такое перемещение средств может происходить через посредников.

Продажа наличных денег за безналичные

Достаточно часто на первом этапе легализации для целей реализации указанного способа создаются фирмы, занимающиеся обналичиванием денежных средств, т. е. продажей легальным предприятиям «черных» наличных денег за безналичные, за что таким предприятиям платятся определенные комиссионные в размере 1-8% от обналиченной суммы. В качестве владельцев и руководителей таких фирм используются подставные лица (алкоголики, душевнобольные, лица, не имеющие средств к существованию), либо фирмы регистрируются вообще по утерянным документам. Фиктивные фирмы функционируют обычно не более 3-х месяцев. К моменту возникновения обязанности сдачи отчетности и уплаты налогов за первый квартал денег на их счетах уже не остается.

Многократный перевод денег на счета фирм-посредников

Для более успешного процесса легализации и сокрытия ее следов деньги могут неоднократно переводиться на счета фирм-посредников. В этом случае схема легализации выглядит следующим образом. Фирма, незаконно получившая денежные средства, перечисляет их посреднику, а он, в свою очередь, следующему звену и т. д. Таким образом, на банковских счетах фирм-посредников в течение периода от нескольких дней до месяца аккумулируется крупная сумма, которая в дальнейшем переводится за границу. После выполнения подобного рода действий фирмы-посредники прекращают все операции по своим счетам. При этом фирмы всех звеньев данной цепочки являются фиктивными, зарегистрированными на подставных лиц. Передача денежных средств через свои расчетные счета осуществляется недолго, максимум в течение нескольких месяцев, поэтому для следственных органов очень важно в кратчайшие сроки проследить всю цепочку по передаче денег, чтобы в конце концов выйти на реальных лиц, получивших деньги.

Платежи небольшими суммами на один банковский счет

Организованный обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов (т.н. обменные сделки)

Причисление легализуемых средств к легальной выручке предприятий с большим наличным оборотом (фиктивные обороты)

Для этого способа легализации характерными признаками являются: наличие достаточно большого количества приобретенных средств, необходимых для постоянного процесса легализации; извлечение дохода в виде крупных сумм наличных средств в результате избранной преступником деятельности для отмывания. Существует несколько вариантов данного способа легализации: использование субъектом в целях легализации собственной организации, использование субъектом в целях легализации сторонней организации для осуществления движения средств через это предприятие, создание субъектом для целей легализации новой организации.

Использование собственных или сторонних предприятий, декларирующих легализуемые деньги в качестве выручки.

Для реализации данного способа на предприятия с большим наличным оборотом (таксопарки, рестораны, кафе, торговые точки по продаже фруктов и овощей, казино и т. д.) либо оказывающие услуги нематериального характера (салоны красоты, парикмахерские, бюро информационных услуг) поступают денежные средства от преступной деятельности, которые отражаются в официальной отчетности как легальная выручка.

Если первый этап легализации прошел успешно (т. е. он не был обнаружен), то в дальнейшем преступную деятельность по легализации выявить более сложно.

Вторым этапом отмывания денег является маскировка (запутывание) следов преступления, в результате которого были получены легализуемые доходы. На этом этапе происходит избавление от основной части наличных средств и размещение их при помощи ряда способов в кредитно-финансовые учреждения и/или перевод таких средств за пределы страны, что осуществляется путем комплекса финансовых и иных мероприятий.

Маскировку следов можно рассматривать как этап, на котором якобы законная деятельность и сделки помогают скрыть преступный источник получения денег.

Характерной чертой данного этапа является смена статуса предмета легализации в процессе совершения преступления в целях сокрытия первоначального источника происхождения преступных доходов. В результате обрывается цепочка следов и обеспечивается анонимность имущественных ценностей. Этот этап, собственно и называют процессом отмывания денег.

Легализация преступных доходов на втором этапе происходит через функционирование банковско-финансовой системы, предпринимательской или иной экономической деятельности. Для осуществления операций на втором этапе широко используются подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием для перевода денег.

Для проведения второго этапа легализации характерны следующие способы:

Перевод наличных денежных средств в кредитные учреждения

Для осуществления этого способа наличность перемещается в кредитно-финансовые учреждения с тем, чтобы впоследствии денежные средства были переведены в облигации, акции и иные ценные бумаги, аккредитивы, платежные поручения, а затем сняты со счетов или переведены из одного банка в другой, чтобы еще больше «замести следы».

Перевод приобретенного за наличность имущества в иные формы активов с последующей продажей.

Конкретные действия по переводу денег в другие формы активов будут зависеть от того, используется в целях легализации юридическое лицо или только физическое лицо (лица). Так, один человек может легализовать преступные доходы приобретая, а затем перепродавая дорогие машины, яхты или билеты на транспорт дальнего следования. У организации на подобные разрозненные действия уйдет слишком много времени, поэтому она обычно занимается крупными приобретениями недвижимости, пакетов акций или сырьевых товаров.

Операции по перепродаже активов могут использоваться не только как один из способов маскировки следов преступления, в результате которого были получены легализуемые доходы, но и как источник увеличения таких доходов. После продажи и перепродажи имущества внутри страны и за ее пределами правоохранительным органам становится сложнее вычислить личность покупателей и изъять имущество.

Электронный перевод денежных средств

Перевод средств с помощью электронной системы, или электронный перевод, является одним из наиболее быстрых и широко применяемых способов маскировки следов преступления, в результате которого были получены легализуемые средства.

Перевод средств в компании, зарегистрированные в офшорных зонах.

Операции второго этапа нередко носят международный характер. Действия по легализации внутри страны применяются прежде всего как предварительная ступень к международной легализации.

В настоящее время в проведении операций второго этапа легализации большую роль играют офшорные зоны и иные страны с легким налоговым режимом и слаборазвитой системой финансового контроля.

Лица, участвующие в процессе легализации с использованием офшоров, для того чтобы вывезти из страны доходы, полученные от преступной деятельности, зачастую пользуются финансово-кредитными организациями, законными компаниями или легальными предприятиями. После того, как деньги вывезены за границу, документы по сделкам обнаружить очень сложно. Ввиду этого при расследовании преступления, связанного с легализацией, следователю важно установить движение денежных средств до момента пересечения ими границы.

Деятельность виновных, в том числе способы, используемые ими, в значительной мере зависят от того, в какой стране совершается легализация преступных доходов.

В силу того, что в офшорной зоне ограничены возможности правоохранительных органов, возникают проблемы для расследования. Поэтому для обнаружения и раскрытия операций по легализации денег следователю необходимо документально зафиксировать движения денежных средств до того, как они покинули Россию.

Офшорная фирма - это фирма, зарегистрированная в стране, которая не возражает против того, что бы кто-то зарабатывал деньги не на ее территории (в большинстве случаев) и платила умеренные налоги, либо не платила их вовсе. Различные государства устанавливают свой порядок функционирования зарегистрированных офшорных компаний. В основном эти порядки определяют наличие или отсутствие:

минимальных налогов;

ежегодных сборов;

ежегодного аудита.

Есть государства, которые по закону не требуют от офшорных компаний ничего, кроме платы за первоначальную регистрацию и оплаты небольшой ежегодной пошлины - некой таксы за освобождение от всех остальных обязательств, присущих компаниям из «нормальных» стран.

В этом контексте необходимо упомянуть о банковских счетах офшорных компаний.

Поскольку офшорная компания в сути своей является абсолютно законным предприятием, созданным в соответствии с законами страны регистрации, определенное число банков идет на сотрудничество с такими фирмами и открывает им счета.

Захочет ли банк открывать офшорной компании счет или нет, связано прежде всего с внутренней политикой банка, источником происхождения средств и возможностью подтверждения их происхождения, другими факторами.

Однозначно можно сказать только, что, исповедуя принцип «due deligence», который можно перевести как «знай своего клиента», банки ни при каких условиях не откроют счет на несуществующую персону - директора офшорной компании. То есть банк открывает счет компании, но при этом сама компания должна быть представлена реально существующим лицом - директором или офицером (менеджером, имеющим соответствующие полномочия от компании на открытие и управление счетом).

Счет может быть открыт и в банке в стране регистрации, и в любой другой стране, которая по каким-либо соображениям устраивает клиента.

Третьим этапом процесса легализации денег является последующее включение преступных доходов в легальный гражданско-правовой оборот с целью окончательного приобретения ими видимости легального источника происхождения.

Необходимость в его проведении возникает у виновных лиц в случае, когда для успешного завершения второго этапа им важно иметь в своем распоряжении убедительное объяснение якобы законного происхождения своих средств.

Для осуществления третьего этапа легализации преступных доходов характерны следующие способы:

Заключение фиктивной сделки по продаже недвижимости

Существует ряд возможных сделок по продаже недвижимости, при помощи которых преступные деньги можно вновь ввести в экономику страны. Так, например, создается соответствующим образом зарегистрированная фирма. Эта фирма, не имеющая каких-либо существенных активов, не ведущая операций, покупает определенное имущество. Затем это имущество продается, а выручка рассматривается как законные денежные средства, приобретенные в результате продажи имущества.

Заключение фиктивных экспортно-импортных контрактов

Для реализации данного способа заключаются два договора - реальный, заключаемый с легальной фирмой, и фиктивный (с завышенной суммой сделки), заключаемый с фирмой-посредником. По фиктивному договору деньги переводятся фирме-посреднику, как правило, зарегистрированной в офшорной зоне. Разница между реальной и фиктивной ценой остается на счете фирмы-посредника в качестве комиссионных. Обязательным условиям для реализации указанного способа является то, что фирма, переводящая деньги, и фирма-посредник имеют одних и тех же владельцев.

Заключение договора процентного займа

Характерной чертой этого способа является депонирование денег на счете зарубежной фирмы. После этого фирма дает заем или выступает гарантом по банковскому кредиту, являющемуся для покупателя легальными деньгами. В этих случаях могут создаваться целые компании-прикрытия, при помощи которых преступное предприятие может ссудить само себе свои собственные отмытые средства так, что операция эта будет выглядеть вполне законной. Таким образом, в одном из своих обличий предприятие будет платить само себе проценты с ссуды, а в другом - указывать сумму процентов в налоговых декларациях.

Для подобного способа характерно следующее:

1. имена фактических владельцев такого предприятия обычно скрываются;

2. такое предприятие получает заем у легальной фирмы;

3. у компании-прикрытия, являющейся дочерней или зависимой по отношению к предприятию, берется заем на сумму, немного превышающую предыдущую;

4. основная сумма законно полученного займа и начисленные на нее проценты выплачиваются при помощи фиктивного займа.

В результате получаются полностью легализованные деньги.

Декларирование преступных доходов в качестве выигрыша в лотереи

В этом случае субъекты легализации используют тот факт, что лотерейные билеты не оформляются на чье-то имя, следовательно, выигравший билет может быть обращен любым человеком в деньги, которые декларируются в качестве выигрыша.

Заключение сделки с завышением цен

Такого рода способы распространены на аукционах, в операциях с произведениями искусства, с дорогостоящими вещами, стоимость которых можно определить лишь условно, оценочно, а значит, такое имущество может быть реализовано по неоправданно высоким ценам. В результате у легализующего лица образуется очень высокий как бы легальный доход.

Заключение сделки с занижением цены

В качестве примера можно привести операцию с приобретением недвижимости. Приобретается дом по заниженной цене, разница с реальной рыночной ценой доплачивается «черными» деньгами. После этого якобы производится ремонт, и здание продается по более высокой цене. В результате образуется как бы легальный доход. Аналогичные операции проводятся и с акциями по условным рыночным ценам.

Приведенные примеры не претендуют на полноту перечисления всех возможных способов отмывания незаконных доходов, поскольку в условиях совершенствования национального законодательства, организационных изменений в деятельности правоохранительных и контролирующих органов, появляются все новые и новые механизмы, используемые для легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем. В связи с этим условия осуществления розыска таких доходов, установления действительных обстоятельств их легализации (отмывания) характеризуются постоянным усложнением.

Вместе с тем важное значение для решения этих задач имеет то обстоятельство, что при большом многообразии видов противоправной деятельности по отмыванию доходов, полученных незаконным путем, все они сходны в принципиальных чертах и с точки зрения их общих признаков, механизма следообразования, круга и характера носителей источников криминалистически значимой информации.

В процессе отмывания денег имеются определенные узкие места, которые «отмыватель» денег, несмотря на чрезвычайно богатые вариантами методы и формы, едва ли может избежать и где он подвергается повышенному риску выявления. Такими болевыми точками считаются: поступление наличных денег в финансовую систему, переход денежных потоков через государственную границу, а также трансферты внутри финансовой системы и на выходе из финансовой системы.

Работа по выявлению фактов легализации преступных доходов начинается с определения так называемых подозрительных операций. В мировой практике операция считается подозрительной при одновременном наличии двух признаков: количественного (объем совершаемой операции) и качественного.

К качественным законодательство разных стран причисляет признаки, которые могут указывать на противоправную направленность действий клиента банка. К ним можно отнести следующие:

внесение больших сумм на счет наличными;

стремление при открытии и ведении операций по счетам ограничиться своим присутствием только при открытии счета и избежать последующих контактов с операционистами путем назначения доверенных лиц по управлению денежными средствами, находящимися на счетах;

предоставление о себе сведений, достоверность которых невозможно проверить либо заведомо искаженных сведений;

прохождение по счетам денежных средств, значительно превышающих реальные возможности клиента в бизнесе;

проведение операций в особо крупных размерах в интересах третьих лиц, в частности обмен больших сумм денег и т. п.

Поэтому важно осуществлять сбор и систематизацию информации и по следующим направлениям:

цель и причины открытия счета;

оценка капитала;

источники происхождения;

дополнительная информация или иные источники, касающиеся репутации клиента, если это необходимо.

С целью сбора, обработки и анализа информации об операциях с денежными средствами, а также для решения иных задач, связанных с принятием мер по противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, Указом Президента РФ от 1 ноября 2001г. был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России).

Изучение способов совершения таких преступлений позволяет выявить основные задачи при легализации преступных доходов:

скрыть происхождение и истинного владельца доходов;

осуществлять в течение легализации контроль за доходами от преступлений, состоящий в возможности распоряжаться легализуемыми суммами;

изменять форму активов для укрывательства и маскировки источников средств и уменьшения объемов наличных финансов, полученных в результате преступной деятельности.

В качестве примера можно привести схему обращения наркодоходов в Калифорнии в течение одного дня:

9.00: начинается продажа колумбийского кокаина на улицах Лос-Анджелеса.

11.00: вырученные деньги переходят в руки «сборщиков».

11.30: «сборщики» доставляют вырученные за 2 часа суммы в «центр сбора».

12.30: наличность в бронированных автомобилях перевозится в «Ропекс», ювелирный магазин в деловом центре Лос-Анджелеса.

12.45: в магазине высокоскоростные счетные машины подсчитывают наличность. Ассигнации пакуются в коробки.

13.45: деньги в бронированных автомобилях доставляются в ближайшие от «Ропекс» участвующие в операции банки.

14.00: с помощью телеграфно-электронной аппаратуры осуществляются их переводы в еще несколько банков.

14.15: один из калифорнийских банков, задействованный в цепочку, молниеносно переводит капитал на счет фирмы «Ронель Рефинг Инк» нью-йоркского отделения «Чейз Манхеттен Банк».

14.45: «Чейз Манхеттен Банк», ничего не подозревая, переводит деньги электронной почтой в другие банки, которые, в свою очередь, без задержки перечисляют их в один из банков столицы Уругвая – Монтевидео.

С 15.00 в дело вступают фирмы-призраки:

«Ронель», якобы специализирующаяся на торговле золотыми брусками, и «Ропекс», используемая в качестве ширмы в процессе переброски денег в банки ряда стран. Свинцовые бруски, покрытые золотистой краской, «Ронель» переправляет в «Ропекс», который как бы «продает» их под видом настоящего золота задействованным в отмывании ювелирным магазинам.

15.30: в Монтевидео местные банки получают распоряжения о переводе денег.

16.00: представители «Летры» появляются в этих банках и приступают к «репатриации» в Колумбию многомиллионных сумм, заработанных всего за 2 часа продажи кокаина на улицах Лос-Анджелеса.

Нередко противоправная деятельность, направленная на легализацию незаконных доходов, имеет транснациональный характер. В этом плане существенное значение приобретает уяснение того, что является местом совершения преступления.

Практика расследования дел рассматриваемой категории местом совершения преступления позволяет считать Россию, если деяние:

начато и окончено на территории России;

начато на территории России, но окончено за ее пределами;

начато за пределами России, но преступные последствия наступили на ее территории.

В случае совершения противоправных действий, предусмотренных ст. 174 УК РФ в соучастии несколькими лицами, находящимися на территории ряда государств, преступление должно квалифицироваться как исполненное на территории России, если хотя бы один из правонарушителей действовал в пределах территориальной юрисдикции России.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 УК РФ граждане нашей страны и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, совершившие преступление вне ее пределов, также подлежат уголовной ответственности по национальному законодательству, но при двух условиях:

деяние должно быть признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено;

данные лица не были осуждены за противоправные действия в стране, являющейся местом их совершения.

Личность преступника. Круг вовлекаемых в отмывание преступных доходов лиц достаточно широк, что объясняется сложностью самого процесса легализации, который влияет на распределение ролей в группе. К этим лицам относятся, в первую очередь, владельцы преступных доходов и лица, организующие процесс отмывания; затем лица, непосредственно производящие финансовые операции (вклады, покупку ценных бумаг и т. д.); наконец, работники финансовых учреждений; служащие государственных и муниципальных органов. В то же время, не все лица могут быть осведомлены о совершаемом преступлении, их профессиональные способности могут использоваться преступниками в «темную».

Как показывает практика, почти все бизнесмены имеют высокую юридическую или экономическую квалификацию, стаж работы по специальности более 10 лет в одной или смежных отраслях. То есть преступники имеют с профессиональной точки зрения те же квалификационные характеристики, что и юристы, бухгалтеры и финансисты, занимающиеся легальной профессиональной деятельностью.

В связи с ужесточением законодательства, направленного на борьбу с отмыванием денег, преступники все чаще используют услуги таких профессионалов, как адвокаты, бухгалтеры, финансовые советники, специализированные организации и службы. Для размещения и объединения капиталов используются счета адвокатов и поверенных в делах. В этом случае лицо надеется воспользоваться привилегированными отношениями между адвокатами и их клиентами.

Представители этих профессий нередко имеют дело с крупными суммами денег, законно представляя интересы своих клиентов. Адвокаты, выступая как организаторы легализации, могут получать большое количество наличных, вырученных от преступных действий, на специальные банковские счета, с которых они получают свои гонорары. Эти счета записываются на имя адвоката и, как правило, не имеют ничего, что указывало бы на имя его клиента.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 239.