Особенности производства отдельных следственных действий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшим источником доказательств при расследовании незаконного получения кредита являются документы. С их помощью могут быть установлены фактические обстоятельства неправомерного выделения, получения и нецелевого использования кредитных средств. Поэтому одной из основных задач начального этапа расследования является обнаружение, осмотр, изъятие и обеспечение сохранности документов и иных носителей информации. Основными способами собирания документов-доказательств являются такие следственные и иные процессуальные действия, как обыск, выемка, осмотр, представление и истребование документов.

Обыск. По делам о незаконном получении кредитов обыск обычно проводится в административных, складских, производственных и других служебных помещениях заемщика.

Цель обыска заключается в отыскании и изъятии документов и предметов, могущих иметь значение для уголовного дела. Так, например, при обыске складских и производственных помещений, используемых якобы для хранения закупленных на кредитные средства товарно-материальных ценностей и производства готовой продукции, может быть установлена их явная непригодность для названных целей, а возможно, и просто их отсутствие.

Исходя из того, что подложные документы являются составной частью способа незаконного получения кредита, их обнаружение весьма важно. В первую очередь, речь идет о правоустанавливающих документах заемщика (свидетельство о государственной регистрации, учредительные документы, лицензии, документы, подтверждающие правовой статус физического лица) и его внутренней документации. Это документы, регламентирующие правовое положение исполнительных органов и конкретизирующие полномочия руководящих работников организации; протоколы общих собраний участников (акционеров); протоколы заседаний органов управления; различные регламентирующие и управленческие документы (приказы, распоряжения, должностные инструкции, служебные записки и т. п.); финансово-хозяйственная документация и бухгалтерская отчетность; различного рода договоры и соглашения с контрагентами.

К внутренним документам организации также относятся документы, регламентирующие деятельность ее структурных подразделений: положения о филиалах и представительствах, доверенности, выдаваемые руководителям филиалов, приказы об открытии обменных пунктов, дополнительных офисов и операционных касс. В свою очередь, к обыскиваемым предметам относится оборудование, используемое для выполнения банковских операций, компьютеры и другие носители компьютерной информации.

Выемка. В большинстве случаев в материалах предварительной проверки уже имеются документы, подтверждающие факт незаконного получения кредита. К ним относятся документы, представленные заемщиком кредитору и содержащие фальсифицированные данные о его хозяйственном положении и (или) финансовом состоянии, наличии у него прав на получение кредита на льготных условиях либо на получение государственного кредита, а также возможностей на его целевое использование; учредительные и иные правоустанавливающие документы организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица.

Работа следователя с документами включает в себя предварительное исследование документов и их осмотр. Следователю необходимо знать, в каких документах отражается движение кредитных средств, какие из этих документов корреспондируют друг с другом, где они находятся. Поэтому в ходе предварительного исследования документов необходимо установить, какие конкретно документы находятся в распоряжении следствия, каков их характер. В процессе осмотра документов может быть установлен ряд обстоятельств, имеющих значение для дела, в частности: нарушения, допускавшиеся в процессе кредитования; круг лиц, принимавших участие в оформлении документов, представленных для получения кредита, в проведении предварительной проверки заемщика, принятии решения о выделении кредита данному заемщику и, возможно, причастных к преступлению; несоответствия между различными корреспондирующими документами. К осмотру документов желательно привлекать специалиста, компетентного в вопросах организации и проведения банковских операций.

При расследовании преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 176 УК РФ, исследованию подлежат следующие группы документов:

1. Документы банка, регламентирующие порядок кредитования: Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, Положение (порядок) о кредитовании, Положение о кредитной комиссии (комитете) и т. п.

Исследование этих документов позволит выяснить: каким образом в банке организована работа по кредитованию; кто конкретно из сотрудников отвечал за те или иные направления данной работы; каким образом должны приниматься решения о выдаче кредитов.

2. Документы банка, касающиеся факта незаконного получения кредита конкретным заемщиком: материалы предварительной проверки заемщика и заключения, составленные по результатам этой проверки; протокол заседания кредитной комиссии, на котором было принято решение о выдаче кредита; кредитный договор.

Анализ этих документов позволит выяснить: факт проведения предварительной проверки заемщика; когда, кем и в каком объеме она проводилась; кто подписывал заключения по результатам проведенной проверки; кто из членов кредитной комиссии присутствовал на заседании, когда принималось решение о выдаче кредита; проводилось ли голосование и каковы его результаты; кто подписывал кредитный договор и каковы его условия.

3. Документы заемщика, представленные в банк: заявление на получение кредита; анкета; документы, подтверждающие правоспособность заемщика; нотариально удостоверенная копия Свидетельства Министерства РФ по налогам и сборам о постановке на учет в налоговом органе юридического лица; финансовые документы заемщика; документы по технико-экономическому обоснованию возвратности кредита; документы по представленному обеспечению.

Исследование этих документов позволит выяснить: какие конкретно документы были представлены заемщиком, в полном ли объеме, соответствуют ли данные документы необходимым требованиям; на какие цели и под какое обеспечение испрашивался кредит; кто или что является гарантом или поручителем; какие ценности выступали в качестве залога; с какими контрагентами были заключены договоры, под которые испрашивался кредит и характер этих договоров.

4. Внутренние документы заемщика: учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации, лицензии, протоколы общих собраний акционеров (участников), протоколы заседаний органов управления, различные управленческие документы (приказы, распоряжения, служебные записки и т. п.), финансово-хозяйственная документация, договоры с контрагентами.

Анализ этих документов позволит выяснить время и место государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя-заемщика, определить характер и структуру организации, персональный состав ее учредителей, участников, лиц, выполняющих управленческие функции в организации, производственные и финансовые связи организации.

5. Документы органов государственной регистрации, налоговых и лицензирующих органов.

Анализ этих документов позволит выяснить обстоятельства, связанные с государственной регистрацией заемщика и постановкой его на налоговый учет; получить сведения о полноте и своевременности уплаты налогов; получить данные об имеющихся у него банковских счетах; проверить факт выдачи заемщику соответствующих лицензий.

При расследовании преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 176 УК РФ, исследованию подлежат следующие группы документов:

1. Нормативные документы, предусматривающие выделение государственного целевого кредита: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, соглашение о выделении государственных средств, заключенное между Министерством финансов РФ и получателем государственного кредита, на которого возложено распределение этих кредитных средств.

Анализ этих документов позволит выяснить, какая конкретно правительственная программа финансируется и на какую государственную организацию возложено распределение государственных кредитных средств, цели этого финансирования, порядок и условия кредитования.

2. Документы получателя государственного целевого кредита (фонда, региона, министерства, ведомства и т. п.), в которых нашли отражение организационные мероприятия по созданию и функционированию органа, уполномоченного на распределение кредитных средств.

Исследование этих документов позволит выяснить: на какой орган возложено распределение государственного целевого кредита, кто из должностных лиц является ответственным за это распределение, каков порядок предоставления кредита заемщикам, условия кредитования.

3. Документы, представленные заемщиком, и документы, которыми оформлялась выдача кредита: заявка на получение кредита; финансово-хозяйственная документация заемщика; документы, представленные в обеспечение возвратности кредита; решение уполномоченного органа о выдаче кредита; кредитный договор.

Анализ этих документов позволит выяснить: соответствие представленных документов необходимым требованиям; цели кредитования; под какое обеспечение испрашивался кредит; факт проведения и характер предварительной проверки заемщика; кем, когда и каким образом принималось решение о выделении кредита; проводилось ли голосование и каковы его результаты; кто подписывал кредитный договор и каковы его условия.

4. Финансово-хозяйственная документация заемщика: документы, отражающие факт выполнения соответствующих работ, определенных условиями кредитного договора; договоры с контрагентами; банковские документы, подтверждающие перечисление заемщиком денежных средств во исполнение договоров, под которые испрашивался кредит.
Анализ этих документов позволит выяснить, каким образом фактически использовались заемщиком кредитные средства.

Допрос. Круг лиц, подлежащих допросу по делам о незаконном получении кредита, весьма широк. Однако вне зависимости от конкретных обстоятельств дела, вида и способа незаконного полученного кредита допросу в обязательном порядке подлежат лица, так или иначе причастные к выделению кредитных средств, а также получатель кредита и иные лица, имевшие отношение к использованию этих средств.

При подготовке к допросу следует изучить уголовное дело, соответствующие нормативные акты, предусматривающие выделение государственного кредита, внутренние документы банка, регламентирующие процесс кредитования, максимально полно использовать сведения, полученные в результате обыска и осмотра помещений, исследования документов, от органов дознания, при необходимости проконсультироваться у специалистов. Крайне важно правильно определить круг лиц, которые должны быть допрошены, и очередность их допроса, предварительно изучить личность допрашиваемых. Готовясь к допросу, следователь должен принять решение о его участниках, подобрать необходимые документы, решить вопрос о применении аудио- или видеозаписи, составить письменный план допроса.

К лицам, причастным к выделению кредита, относятся: должностные лица, на которых в соответствии с финансируемой правительственной программой возложено распределение кредитных средств (руководители местных отделений фондов, территориальных подразделений отдельных ведомств, комитетов, органов, специально созданных на местах для распределения государственных кредитных средств, члены кредитных комиссий, иных коллективных органов, в обязанности которых входит распределение кредитов); сотрудники банка, принимавшие участие в проведении предварительной проверки заемщика и принятии решения о выделении кредита данному заемщику (сотрудники службы безопасности банка, кредитного и юридического подразделений, члены кредитного комитета (комиссии)).

В процессе подготовки к допросу вышеперечисленных лиц необходимо учитывать, что нередко некоторые из них заинтересованы в исходе расследования, например допустившие те или иные нарушения, способствовавшие совершению преступления и в связи с этим не склонные давать правдивые показания. Поэтому важно не только правильно определить круг лиц, которые будут допрашиваться в качестве свидетелей, но и их возможную осведомленность, причастность к делу, заинтересованность. Необходимо также учитывать характер их связей и взаимоотношений как с сотрудниками данной организации, так и с заемщиком, в особенности с тем, кто заподозрен или изобличен в совершении преступления.

При допросах должностных лиц государственных организаций, имевших отношение к распределению целевых кредитов, необходимо выяснить все обстоятельства, связанные с распределением, выдачей кредитов, контролем за их использованием. В частности, каким образом фактически распределялись кредиты; каков круг обязанностей каждого из должностных лиц, занимавшихся распределением кредитов; имели ли место отступления от установленного нормативного порядка, в чем они заключались, каковы их причины и по чьей инициативе они допускались; не выдавались ли кредиты не уполномоченными на это лицами; проводилась ли предварительная проверка претендентов на кредит, в чем она заключалась и кто ее проводил; каким образом обеспечивался контроль за целевым расходованием кредитных средств.

В ходе допросов сотрудников банка необходимо выяснить, каким образом фактически осуществлялось кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, какие отступления от установленного порядка кредитования допускались и в чем конкретно они выражались. Имели ли место какие-либо нарушения в ходе принятия решения о выдаче кредита данному заемщику. Если да, то на каком этапе кредитования, в чем они заключались, по чьей инициативе были допущены.

Следует также выяснить, не была ли сопряжена незаконная выдача кредита с вымогательством со стороны заемщика. Важным является выяснение, когда и кем были установлены незаконность получения кредита, его использование не по прямому назначению, какие приняты меры и их результаты.

К получателю кредита и иным лицам, имевшим отношение к использованию этих средств, относятся: заемщик (руководитель организации, индивидуальный предприниматель, физическое лицо), заместители руководителя организации, главный бухгалтер и работники бухгалтерии, работники и сотрудники организации, участвовавшие в выполнении конкретных финансово-хозяйственных операций, интересующих следствие.

Содержание допросов указанных лиц в основном заключается в выяснении вопросов, связанных с подготовкой документов, представленных для получения кредита, и фактическим использованием кредитных средств. В частности, кем было принято решение об обращении за кредитом; в какие конкретно документы вносились фальсифицированные сведения, кем, когда и по чьему указанию; кому конкретно из сотрудников банка или государственной организации передавались эти документы; на какие цели испрашивался кредит; на каком основании был получен кредит, в том числе на льготных условиях; на что конкретно были потрачены средства целевого кредита; использовались ли заемщиком при получении кредита какие-либо личные связи. Имел ли место сговор с кем-либо из сотрудников банка либо должностных лиц государственной организации относительно получения кредита по ненадлежащим документам. Если да, то с кем, в чем заключалось вознаграждение (взятка, коммерческий подкуп) и кому оно передавалось.

Практика свидетельствует, что в процессе расследования незаконного получения кредита многие вопросы невозможно решить без привлечения лиц, обладающих специальными познаниями в области бухгалтерского учета, банковской деятельности, кредитования и т. д.

Документальная ревизия. Максимально полно исследование документов, отражающих все стадии кредитования (от подготовки документов, необходимых для получения кредита, до фактического использования кредитных средств), может быть выполнено с помощью документальной ревизии. Ревизии по требованию правоохранительных органов проводятся до возбуждения уголовного дела или в связи с материалами уголовного дела. Необходимость в проведении ревизии может возникнуть на любом этапе предварительной проверки или расследования.

Вместе с тем, как правило, ревизии проводятся сразу же, как только возникает необходимость документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности заемщика. Позднее, в зависимости от хода и результатов расследования, задание ревизору может быть скорректировано в сторону расширения или сужения круга проверяемых обстоятельств.

Применительно к преступлениям, предусмотренным ст. 176 УК РФ, с помощью документальной ревизии могут быть получены ответы на следующие вопросы:

имели ли место факты выделения кредитных средств с нарушением установленного порядка;

каково было хозяйственное положение и финансовое состояние заемщика в момент его обращения за кредитом;

соответствовала ли представленная заемщиком финансовая и хозяйственная документация фактическому положению дел. Если нет, то какие конкретно сведения были искажены и в каких документах;

соответствовало ли представленное заемщиком обеспечение возвратности кредита фактическому положению дел, полнота и правильность оформления документов, подтверждающих наличие этого обеспечения:

а) по залогу – наличие залогового имущества и документов, подтверждающих право собственности залогодателя на это имущество; соответствие залогового имущества объявленной стоимости;

б) по гарантиям и поручительствам – оценка их финансово-хозяйственного положения и реальность выполнения взятых на себя обязательств;

насколько обоснованы и экономически оправданы заключенные заемщиком договоры, под которые испрашивался кредит, а также договоры, которые фактически оплачивались из кредитных средств. Соответствовал ли характер работ (услуг), предусмотренных этими договорами, целевому назначению кредита;

в каком размере кредитные средства были использованы заемщиком не по назначению;

какой материальный ущерб причинен в результате неправомерных действий заемщика и кому конкретно.

Судебные экспертизы являются одним из важнейших средств доказывания. Это обусловлено сложностью отношений между субъектами экономической деятельности, множественностью нормативных актов, регулирующих процедуру кредитования, а также различными сферами экономики и хозяйственной деятельности.

Своевременность назначения экспертиз и последовательность их проведения, а также правильное формулирование заданий экспертам являются одним из условий, обеспечивающих оперативность и полноту расследования.

Выбор времени назначения судебной экспертизы зависит от целого ряда обстоятельств: достаточности имеющихся материалов для проведения экспертного исследования, возможности обеспечения сохранности подлежащих исследованию объектов, возможности дальнейшего расследования без заключения эксперта и т. п. Некоторые виды экспертиз могут быть назначены на начальном этапе расследования, например почерковедческая или технико-криминалистическое исследование документов. Основания для назначения большинства других экспертиз появляются в процессе дальнейшего расследования по мере накопления достаточного объема информации.

Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается в случаях, когда без применения специальных познаний в области бухгалтерского учета следователь не может разрешить возникшие по существу дела вопросы. Специфичным для данного вида экспертизы является исследование документов и записей бухгалтерского учета с использованием специальных учетно-экономических и собственно судебно-бухгалтерских знаний.

Необходимость в назначении судебно-бухгалтерской экспертизы возникает, когда при расследовании или судебном рассмотрении уголовного дела обнаруживаются факты несоответствия между данными бухгалтерского учета, отражающими хозяйственную деятельность заемщика, и реальным содержанием этой хозяйственной деятельности. В такой ситуации эксперт-бухгалтер может:

используя судебно-бухгалтерские знания о закономерностях отражения в учете вымышленных, искаженных или неполных сведений о конкретных хозяйственных операциях найти документальные данные, подтверждающие (или опровергающие) факты несоответствия данных бухгалтерского учета реальному содержанию хозяйственной деятельности, ставшие объектом расследования или судебного разбирательства;

дать заключение о реальных характеристиках отдельных, ставших объектом исследования фактах хозяйственной деятельности заемщика;

выявив необоснованные учетные операции, дать заключение об их влиянии на правильность отражения хозяйственной деятельности и ее результатов в системе бухгалтерской информации, указать реальных исполнителей, ответственных за ненадлежащее выполнение таких операций;

определить методические просчеты ревизоров, не позволившие им вскрыть несоответствия между учетными данными и реальным содержанием отраженных в них хозяйственных операций;

определить природу материального ущерба, установить его размер.
В числе основных задач, решаемых с помощью судебно-бухгалтерской экспертизы, можно назвать следующие:

1) определение и анализ недостатков в системе бухгалтерского учета и отчетности (определение правильности применяемой методики учета, отклонений от правил ведения учета и отчетности, несоответствия между данными учета и отчетности); установление, насколько отступления в бухгалтерском учете обусловили возможность незаконного получения кредита;

2) проверка и определение документальной обоснованности расходования кредитных средств;

3) проверка и определение факта совершения хозяйственных операций, не получивших должного отражения в данных бухгалтерского учета;

4) проверка и выявление фактов отклонений от требований налоговой, бюджетно-сметной или кассовой дисциплины, а также установление, насколько эти отклонения обусловили возможность незаконного получения кредита;

5) проверка соответствия показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозреваемых данным бухгалтерского учета.

Важно отметить, что судебно-бухгалтерская экспертиза назначается в тех случаях, когда без применения специальных познаний в области бухгалтерского учета следователь не может разрешить возникшие по делу существенные вопросы. Поэтому следователь, обладая определенными знаниями в области бухгалтерского учета, может применять их при производстве различных следственных действий (при допросах, следственном осмотре документов и др.), но при этом не может подменять эксперта-бухгалтера. Таким образом, без заключения эксперта-бухгалтера следователь вправе разрешать по делу лишь такие вопросы, для выяснения которых достаточно общеизвестных познаний в области бухгалтерского учета.

С помощью судебно-экономической экспертизы устанавливаются фактические данные об обстоятельствах финансово-хозяйственной деятельности заемщика. Показатели, по которым проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности заемщика, могут быть сгруппированы по следующим разделам: оценка имущественного положения, ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности, рыночной активности.

Задача эксперта - исследовать достоверность этих показателей и дать оценку финансового состояния заемщика. Исходя из этого, в рамках судебно-экономической экспертизы может быть проведено:

исследование показателей результатов финансово-хозяйственной деятельности заемщика;

установление фактов недостоверного отражения в первичных документах, бухгалтерском учете и отчетности содержания операций и фактических результатов деятельности заемщика;

установление фактов использования средств кредиторов на цели, не связанные с деятельностью заемщика;

установление экономической обоснованности траты государственных кредитных средств не по прямому назначению;

установление экономической природы ущерба, причиненного кредитору в результате незаконного получения кредита либо нецелевого использования государственных кредитных средств, элементов, из которых слагается этот ущерб, его видов и размеров.

Судебно-экономической экспертизой устанавливается недостоверность первичных документов и бухгалтерской отчетности исходя из реального содержания фактически проведенных хозяйственных операций и фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности. Это позволяет выявить факты недокументирования хозяйственных операций, внесения заведомо ложных сведений в бухгалтерскую документацию и отчетность.

Важно отметить, что типичными объяснениями заемщиков, оправдывающими нецелевое использование государственных кредитных средств, являются ссылки на объективные трудности, помешавшие выполнению взятых на себя обязательств перед кредитором, на неудачно сложившуюся конъюнктуру на рынке, изменения курсовой стоимости акций и валютных ценностей, недобросовестность контрагентов и т. п. Без квалифицированной оценки указанных экономических показателей и финансово-хозяйственных документов невозможно дать правильную юридическую оценку действиям заемщиков.

По делам о незаконном получении кредита могут быть назначены и другие экспертизы: судебно-товароведческая (с целью проверки обоснованности ценообразования на отдельные товары и достоверности цен, указанных в отчетных документах о целевом использовании полученного кредита); судебно-почерковедческая (с целью установления, кем исполнены рукописные тексты и подписи в сомнительных документах); технико-криминалистическая экспертиза документов.





Дата: 2019-04-23, просмотров: 244.