Первоначальный этап расследования преступлений рассматриваемой категории характеризуется комплексом следственных ситуаций. Поскольку речь идет о разнохарактерных преступлениях в сфере экономической деятельности, то в обобщенном виде их можно представить следующим образом:
Ситуация 1. Известны все участники и способы совершаемых ими преступлений в сфере экономической деятельности.
Ситуация 2. Известны лишь отдельные участники преступной деятельности, ее эпизоды и способы.
Ситуация 3. Имеются сведения о признаках преступления, но круг лиц, его совершивших, не установлен.
Ситуация 4. Задержаны только некоторые члены преступной деятельности, не установлены все соучастники, эпизоды, способы преступления и размеры материального ущерба.
Указанные следственные ситуации, являющиеся типичными, можно определить как: информационно-определенные и информационно-неопределенные. Определить схему расследования в конкретной следственной ситуации можно исходя из конкретного объема информации, степени осведомленности преступника о ходе расследования и имеющихся в распоряжении следователя доказательств причастности конкретного лица к совершенному преступлению.
Для расследования преступлений рассматриваемой категории третья указанная следственная ситуация, содержащая сведения лишь о признаках преступления, представляет наибольшую сложность. В связи с этим можно определить признаки, свидетельствующие о совершении преступлений в сфере экономической деятельности.
На признаки преступлений в сфере экономической деятельности указывают следующие фактические данные: осуществление лицами банковской деятельности, кредитных операций, купли-продажи товаров, работ, услуг без государственной регистрации, специального разрешения (лицензии); перечисление значительных сумм денежных средств в рублях, иностранной валюте, полученных от незаконной экономической деятельности, на счета организаций, имеющих налоговые льготы; использование подложного сертификата, фиктивных учредительных документов, договоров-контрактов, доверенностей, пластиковых карт, акций; расчеты с юридическими и физическими лицами за работы, услуги не учтенными товарами, продуктами, «черным налом», а также без применения контрольно-кассовых машин.
Выявление указанных признаков возможно посредством проведения мероприятий оперативного характера уполномоченными на то субъектами; в рамках проведения плановых проверок хозяйственной деятельности предприятия контролирующими органами либо в ходе расследования других преступлений. Совокупность выявленных признаков определяет систему поводов, достаточных для возбуждения уголовного дела.
Поводами возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности могут являться:
материалы, проведенных мероприятий оперативного характера;
непосредственное обнаружение признаков преступления контролирующими органами государства в результате проведенных проверок, отраженные в актах проверок;
материалы, поступившие из федеральных и арбитражных судов;
материалы, выделенные из других уголовных дел, содержащие признаки совершения преступлений в сфере экономической деятельности;
средства массовой информации;
заявление юридических и физических лиц о совершенном преступлении.
Зачастую возбуждению уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности предшествует проведение предварительных проверок, которые условно можно подразделить на две группы.
К первой группе можно отнести действия проверочного характера, осуществляемые сотрудниками органа дознания:
наведение справок в органах государственной регистрации субъектов хозяйственной деятельности;
истребование документов и иных материалов субъектов указанной деятельности;
наведение справок в государственных лицензионных органах;
получение объяснений руководителей и иных должностных лиц организации, в которой выявлены факты незаконной экономической деятельности, и т. п.
Ко второй группе – деятельность уполномоченных лиц на осуществление проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия (документальная ревизия, инвентаризация).
Проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия по инициативе правоохранительного органа осуществляют контрольно-ревизионные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, подведомственной Министерству финансов России.
Под ревизией понимается система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.
Основной задачей документальной ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции, связанные с инвестициями;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
обоснованностью формирования финансовых результатов и их распределение.
Их производство до возбуждения уголовного дела необходимо для своевременного выявления и фиксации «следов» экономических преступлений, поскольку заинтересованные лица могут изменить информацию в документах или просто уничтожить сами документы.
Ревизии предприятий и организаций любых форм собственности до возбуждения уголовных дел проводятся по обращениям органов внутренних дел, подписанных руководителями главных управлений центрального аппарата или лицами, их замещающими, и руководителями территориальных органов в субъектах Российской Федерации. В данном требовании излагаются признаки финансовых нарушений, определяется реализуемый период и место проведения ревизии, указывается задание – перечень конкретных и входящих в компетенцию контрольно-ревизионного органа вопросов ревизии.
В результате проведения ревизионной проверки получаются ревизионные доказательства. Источниками таковых могут являться: первичные документы организации; регистры бухгалтерского учета организации; результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; письменные объяснения руководителей, материально-ответственных лиц; сопоставление одних документов предприятия с другими, а также сопоставление документов организации с другими предприятиями; результаты инвентаризации материальных ценностей, в том числе и денежных средств предприятия; бухгалтерская отчетность предприятия.
По окончании производства документальной ревизии составляется акт ревизии, в котором должны найти отражение следующие сведения:
мероприятия, осуществленные при проведении ревизии;
информация о конкретных бухгалтерских и иных документов, которыми оформлены проверяемые хозяйственные операции;
факты злоупотреблений, недостатки и упущения в ведении бухгалтерского учета и отчетности, если таковые имели место;
предложения ревизора по предупреждению подобных злоупотреблений в данной организации.
В рамках проведения документальной ревизии может быть осуществлена инвентаризация, которая позволяет получить точную информацию о фактическом наличии материальных ценностей (имущества) организации и ориентировочную о состоянии и стоимости этих материальных ценностей, а также полноты отражения финансовых обязательств в учете на определенную дату.
Инвентаризация может быть проведена как лично членами инвентаризационной комиссии, создаваемой на проверяемом предприятии из числа сотрудников, так и ревизорами. В том или ином случае участие в процессе инвентаризации помогает ревизору правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета, действенность системы внутреннего контроля, а также позволяет ревизору непосредственно выявить недостачу или излишки материальных ценностей. Для повышения точности инвентаризационных данных ревизор проводит проверку в двух направлениях: сверяет учетные данные с фактическим наличием товарно-материальных ценностей и фактические запасы товарно-материальных ценностей с данными учетных записей.
Независимо от того, проводится инвентаризация в рамках ревизии или используется как самостоятельная форма специальных знаний в ходе предварительного следствия, целесообразно, чтобы инвентаризация производилась в присутствии органа расследования. При этом орган расследования не может вмешиваться в работу членов комиссии, давать указания и т. п.
По результатам проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись в нескольких экземплярах, один из которых направляется в правоохранительный орган. Все экземпляры инвентаризационной описи считаются подлинными, сверяются и подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственным лицом.
По инициативе правоохранительных органов может быть назначена дополнительная или повторная инвентаризация. Основаниями для подобных проверок могут являться следующие моменты:
значительные расхождения между данными инвентаризации и данными контрольной проверки (когда не делалась сплошная повторная проверка новым составом комиссии);
отсутствие заинтересованных лиц при первичной инвентаризации (представителей правоохранительных органов, членов комиссии);
обоснованные возражения материально ответственных лиц по процедуре снятия остатков и выведенному результату;
выявление новых фактов злоупотреблений материально ответственных лиц с теми ценностями, которые не проверялись (в случае выборочной инвентаризации);
выявление фактов злоупотреблений со стороны членов рабочей комиссии, ставших следствием подкупа, шантажа и т.п.;
обнаружение несоответствия данных учета, повлекших искажения результатов.
При поступлении материалов документальной и ревизионной проверок сотрудник правоохранительного органа, инициировавшего их производство, обязан проанализировать их с целью определения наличия либо отсутствия признаков совершения преступления в сфере экономической деятельности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Наряду с этим следователь, оперативный сотрудник должны произвести криминалистический анализ документов для выявления признаков интеллектуального или материального подлогов, повлекших внесения различных изменений в учетную документацию, что позволило исказить первоначальные сведения.
При материальном подлоге возможно как полное изготовление учредительных, банковских документов, не соответствующих установленной форме, так и подделка, исправление отдельных их частей (текста, подписи, печатей). Основным методом установления фиктивности документов является проверка учета движения товаров, продуктов, денежных средств у поставщика и получателя. Утверждать, что проверяемые документы фиктивны, можно при обнаружении отсутствия учета товаров у поставщика и фактов неоприходования их получателем. Указанные приемы позволяют выявить признаки преступлений вне зависимости от способов их совершения и тщательности маскировки.
Все выявленные в ходе проведения рассмотренных мероприятий признаки, служат основаниями для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 199.