В России в 1990 г. сложилась двухуровневая банковская система: была ликвидирована государственная монополия в банковском деле, что позволило быстрыми темпами развиваться системе коммерческих банков.
Однако этот процесс не привел к такому же бурному развитию правовой основы, регламентирующей данную сферу экономики. Кроме того, отсутствие контроля со стороны государства и общества за законностью действий управленческого аппарата в рассматриваемой области обусловили резкий рост преступных посягательств экономической направленности.
Недостатки в процессе расследования по делам о незаконном получении кредита связаны также с недостаточным использованием специальных бухгалтерских, экономических и финансовых познаний. На состояние борьбы с незаконным получением кредита, помимо недостатков в работе правоохранительных органов, оказывает влияние нежелание кредитных учреждений привлекать внимание оперативно-розыскных и следственных органов к своей деятельности, в ходе которой допускаются значительные нарушения банковского, финансового и уголовного законодательства. Поэтому данная категория преступлений отличается высоким уровнем латентности.
Необходимым элементом экономической деятельности являются финансовые отношения, составной частью которых, наряду с бюджетными, налоговыми и другими, выступают кредитные отношения. Принимая во внимание диспозицию ст. 176 УК РФ, непосредственный объект незаконного получения кредита можно определить как совокупность общественных отношений в сфере кредитной деятельности, возникающих по поводу кредитования государством и кредитно-банковскими учреждениями юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица и граждан.
Специфика рассматриваемого состава преступления такова, что посягательство на объект, как правило, подразумевает совершение незаконных действий по отношению к предмету – кредиту, льготным условиям кредитования.
Кредит (от латинского слова credere – верить) в гражданском и финансовом праве понимается как ссуда денежных средств на условиях возвратности, предоставляемая одним лицом - кредитором (лат. сreditor – веритель) другому лицу – заемщику на условиях, определенных кредитным договором.
Одной из специфических форм кредита является государственный целевой кредит, под которым понимается ссуда, выданная государством на реализацию конкретных целевых программ (поддержка отдельных регионов страны, закупка зерна и т. п.).
Ведущим звеном кредитной системы являются банки. Иным кредитором является кредитная небанковская организация, имеющая статус юридического лица и обладающая правом в соответствии с лицензией Банка России осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Одной из основных функций кредитно-банковских учреждений является аккумуляция свободных денежных средств и предоставление их в кредит.
Уголовно наказуемым в соответствии с ч. 1 ст. 176 УК РФ является только незаконное получение кредита или льготных условий кредитования, что законодатель определил как передачу ссудозаемщиком кредитной организации заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении или финансовом состоянии.
Для получения кредита необходимо наличие определенных документов.
В каждом банке существует свой перечень документов, однако можно выделить их основной (базовый) набор:
1. Официальное письмо – заявка потенциального заемщика с просьбой о предоставлении кредита.
Обычно такое заявление составляется на фирменном бланке организации на имя руководителя банка. В текст письма в сжатой форме потенциальный заемщик указывает сумму запрашиваемого кредита, вид кредита, его целевое назначение, срок пользования кредитными ресурсами, в ряде случаев – желаемую процентную ставку, а также краткую характеристику предлагаемого обеспечения возвратности кредита.
2. Технико-экономическое обоснование (бизнес-план проекта). При анализе технико-экономического обоснования необходимо обратить внимание:
на возможности реализации товара;
не завышена ли конечная цена реализации товара, что приводит к формально хорошим финансово-экономическим показателям кредитного проекта;
не занижены ли издержки, связанные с реализацией кредитного проекта, при этом занижение может распространяться практически на все статьи растрат;
насколько точно отражено в технико-экономическом обосновании влияние налогообложения, присутствует ли в проекте схема оптимизации выплаты налогов.
3. Контракты или их проекты, обеспечивающие реализацию проекта. При этом клиент должен представить не только основные договоры в части поставки товаров или проведения строительно-монтажных работ и поставки оборудования, но и вспомогательные: на транспортировку, экспедирование, охрану, страхование, хранение и др.
4. Данные о финансовом состоянии заемщика минимум за отчетный год (бухгалтерские балансы за отчетный и предшествующий год, отчеты о прибылях и убытках).
5. Документы по обеспечению кредитного договора (залог недвижимости, земельных участков).
Как уже было отмечено, в настоящее время существует двух уровневая банковская система. Верхний уровень представлен Центробанком России, который являет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Второй уровень банковской системы представлен широкой сетью коммерческих банков и их филиалов.
Наиболее часто преступления, связанные с незаконным получением кредита, совершаются в коммерческих банках, что обусловлено рядом причин.
Во-первых, до настоящего времени не устранены многие существенные пробелы банковского законодательства, в том числе в сфере кредитования; не налажена четкая система контроля за кредитными учреждениями; не сформирована качественная аудиторская служба, призванная осуществлять контроль за их деятельностью.
Во-вторых, многие коммерческие банки в условиях конкуренции и обострения борьбы за клиента осуществляют кредитование без достаточной проверки финансового состояния заемщика, тем самым, ставя собственные интересы под угрозу.
Криминалистическое значение имеют также обобщенные сведения о предмете преступного посягательства. Так как кредитование в свете рассматриваемого противоправного деяния осуществляется в форме выдачи денежных ссуд, то предметом преступлений, предусмотренных ст. 176 УК РФ, выступают денежные средства как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте.
Криминологический портрет лиц, совершающих незаконное получение кредита, характеризуется следующим образом. В 63% случаев преступления совершаются мужчинами, средний возраст преступников составляет 30 - 49 лет, их отличает высокий уровень образованности, широкий спектр знаний в области юриспруденции, экономики, основ банковской деятельности и законодательства. В 69% случаев преступления совершаются руководителями различных организаций. По данной категории уголовных дел практически не встречаются факты совершения преступлений группой лиц.
Такое положение связано не с фактическим отсутствием соучастников деятельности обвиняемого, а обусловливается сложностями в доказывании соучастия в противоправном деянии иных лиц. Соучастниками противоправной деятельности обвиняемых могут выступать главные бухгалтеры предприятий, сотрудники кредитных организаций, выдававших кредит; работники органов, ведающих распределением бюджетных средств; сотрудники и руководители организаций, предприятий, банков, а также предприниматели, выступающие контрагентами по заключенным ими хозяйственным сделкам и договорам, представленным в обеспечение кредитной заявки.
Важным элементом криминалистической характеристики преступных посягательств, связанных с незаконным получением кредита, выступает способ совершения преступления.
К наиболее типичным общим способам совершения незаконного получения кредита, льготных условий кредитования, государственного целевого кредита относятся следующие:
1. Внесение ложных сведений в учредительные документы организации, которые заемщик передает в банк или иное кредитное учреждение в целях получение кредита (например, данные о долевом участии учредителей в уставном капитале организации, о предмете и целях деятельности организации и иные). Учредительные документы могут быть полностью сфальсифицированы заемщиком.
2. Предоставление в банк или иное учреждение баланса (форма № 1) отчета о финансовых результатах (форма № 2), приложения к балансу (форма № 5), которые отражают ложные сведения о финансовом состоянии или хозяйственном положении организации или являются полностью поддельными.
Искажение подлинных данных баланса может осуществляться следующим образом:
путем завышения стоимости или увеличения суммы внеоборотных активов (основные средства, долгосрочные финансовые вложения и т. п.) и оборотных активов (дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, находящиеся в кассе, и т.п.);
путем увеличения суммы капиталов и резервов организации, к которым относятся уставный капитал, резервный и добавочный, прибыль текущего года и т. п.;
путем уменьшения суммы или сокрытия убытков организации, долгосрочных и краткосрочных пассивов, кредиторской задолженности организации и т. п.
3. Предоставление в банк или иное кредитное учреждение технико-экономического обоснования потребности в кредите, в котором недобросовестным заемщиком указаны полностью или частично неверные данные о целях использования кредита, сроках проведения сделок за счет кредита, источниках и сроках его погашения, планируемом доходе.
4. Предъявление в банк в качестве обоснования запрашиваемых кредитных средств поддельных договоров (контрактов) по планируемой сделке (например, о закупках и поставке продукции, оказании услуг, выполнении работ и т. п.).
Ложные сведения в договоры (контракты) заемщиком могут вноситься различными способами, например:
путем полной подделки договоров по форме и содержанию, с использованием поддельных печатей, реквизитов и иных данных;
путем внесения в договоры недостоверных сведений о сроках их исполнения, объеме приобретаемых и реализуемых товаров, цене договора;
путем фальсификации полностью или частично одного из представленных в банк по планируемой сделке договоров например, при наличии договора о покупке товаров заемщик тем или иным способом подделывает договор о реализации продукции.
5. Внесение заведомо ложных сведений в документы, выступающие в качестве обеспечения возвратности кредита банку или иному кредитному учреждению. К таким документам относятся: договор залога, договор поручительства, гарантия, договор страхования.
Внесение ложных сведений в договор залога может осуществляться путем завышения стоимости заложенного имущества при проведении его оценки, сообщения неверных данных о его количестве, качестве и месте нахождения, о праве собственности на заложенное имущество должника или третьих лиц, путем предоставления в качестве залога уже заложенного имущества и т.п.
6. Представление в банк фиктивной кредитной заявки. При этом недостоверные сведения могут касаться всей информации, изложенной в кредитной заявке, группы данных или отдельных элементов. Внесение в нее ложной информации сочетается с отражением таковой в других документах, выступающих как ее обоснование (например, ложные сведения об источниках погашения кредита отражаются в ТЭО и договорах с контрагентами и т. д.).
7. Создание лжефирм. Чаще всего такие фирмы регистрируются на подставное лицо, иногда по украденному паспорту.
8. Подкуп банковских работников. Подкуп осуществляется с целью получения кредита в нарушение экономических нормативов, требований обеспечения возвратности кредита, при отсутствии в договоре сроков и формы промежуточного контроля за деятельностью организации, получившей кредит.
9. Важным элементом совершения преступления в кредитной сфере является такой фактор, как наличие у кредитуемой организации нескольких расчетных счетов. Это дает возможность должнику (получателю кредита) проводить операции по различным счетам, перечислять кредит, минуя основной расчетный счет, вводить в заблуждение кредитора при наличии претензий к основному расчетному счету.
10. Незаконное получение государственного целевого кредита может осуществляться также путем сообщения заемщиком, не имеющим права на получение такого кредита, банку заведомо ложных сведений о хозяйственном положении или финансовом состоянии предприятия.
Использование заемщиком государственного кредита не по прямому назначению, отличительной особенностью которого является использование бюджетных средств в противоречии с той целевой программой, на которую они выделены, как показывает практика, может осуществляться следующими способами:
путем вынесения полученных средств на депозит и получения процентов по нему;
путем приобретения недвижимости и иных материальных ценностей, не имеющих отношения к целям программы;
путем обналичивания кредитных денежных средств и их использования на личные нужды, в том числе на оплату учебы своих детей;
путем погашения других, ранее полученных кредитов;
путем передачи полученных средств в виде материальной помощи в филиалы, дочерние и зависимые общества и т. д.
Использование бюджетных средств не по прямому назначению возможно также со стороны должностных лиц, ведающих их распределением. Нецелевое расходование ими государственных средств, помимо перечисленных способов, может выражаться в следующем:
в раздаче кредитов «нужным» людям в виде беспроцентных и бессрочных ссуд;
в использовании в качестве взносов в создаваемые коммерческие структуры;
в использовании на уплату налогов своими коммерческими структурами, оплату ими аренды помещений и прочих хозяйственных расходов;
в раздаче средств из бюджетных ассигнований в виде коммерческих кредитов структурам, не имеющим отношения к выполнению целевых программ;
в других нецелевых платежах.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 229.