И обстоятельства, подлежащие установлению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Успешное расследование преступлений, связанных с незаконным получением кредита, установление и привлечение к уголовной ответственности виновных лиц во многом зависят от своевременного и обоснованного возбуждения уголовного дела.

Типичными поводами для возбуждения уголовного дела о незаконном получении кредита являются:

материалы проверок, проводимых главными территориальными управлениями Банка России, налоговыми органами и аудиторскими организациями;

сообщения банков;

публикации и сообщения средств массовой информации;

материалы, выделенные из расследуемых уголовных дел;

материалы, поступившие из арбитражных либо федеральных судов;

материалы, представленные подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями.

Что касается незаконного получения государственного целевого кредита либо его использования не по прямому назначению, то поводами для возбуждения уголовного дела также могут являться:

материалы проверок, проведенных Контрольно-ревизионным управлением и Департаментом казначейства Министерства финансов РФ;

материалы проверок, проведенных Контрольным Управлением Администрации Президента, контрольными управлениями администраций регионов;

материалы проверок, проведенных Счетной палатой Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Следует отметить, что основные функции по контролю за целевым использованием государственных средств, выделенных на реализацию правительственных программ, возложены на Правительство РФ, по заданиям которого контрольные и ревизионные аппараты Правительства, Министерства финансов, Администрации Президента, регионов проводят проверки. Поэтому в большинстве случаев материалы о выявленных нарушениях при государственном целевом кредитовании поступают в правоохранительные органы именно от этих контролирующих органов.
Проверка поступившей либо обнаруженной информации о возможно совершенном преступлении является важным и ответственным этапом.

Поэтому в первую очередь необходимо стремиться к тому, чтобы данные, содержащиеся в представленных материалах, сообщениях, заявлениях, были обоснованны, т. е. подтверждались соответствующими объяснениями, документами либо иным образом. Так, например, при работе с заявлениями граждан от заявителей необходимо получить не только сведения о конкретных фактах, но и том, каким образом им стало о них известно, какие лица, документы могут подтвердить данное сообщение, каково отношение гражданина к действиям, о которых он сообщает.

К числу проверочных действий, проводимых на стадии возбуждения уголовного дела, относятся:

ознакомление с регистрационными и учредительными документами претендента на кредит; материалами, отражающими технологический, организационный процесс производственно-хозяйственных работ, учетно-расчетных и финансовых операций заемщика; с ходом выполнения договорных и иных обязательств с организациями-контрагентами и банками;

истребование необходимых материалов и документов от заемщика, у его контрагентов, регистрирующих, лицензионных и налоговых органов, кредитных организаций;

исследование документов, подтверждающих незаконное получение кредита;

проведение оперативно-розыскных мероприятий (прослушивание телефонных переговоров, наблюдение за конкретными действиями участников преступления, контроль почтовой и телеграфной корреспонденции, снятие информации с технических каналов связи);

получение объяснений от отдельных лиц, имеющих отношение к финансово-хозяйственной деятельности заемщика, а также к подготовке и составлению документов, представленных для получения кредита;

при необходимости – консультации у специалистов, изучение результатов аудиторских проверок и ревизий.

Таким образом, задача предварительной проверки материалов заключается в установлении любых фактических данных, свидетельствующих о возможно совершенном деянии, т. е. криминалистических признаков незаконного получения кредита. При этом необходимо учитывать, что информация, расцениваемая как криминалистические признаки незаконного получения кредита, могла возникнуть вследствие совершения данного преступления, в результате совершения преступления иного вида либо гражданско-правовых нарушений.

Поэтому при рассмотрении поступивших в правоохранительные органы материалов о незаконном получении кредита и решении вопроса о возбуждении уголовного дела, прежде всего, необходимо выяснить, имеется ли достаточная совокупность фактических данных, указывающих на признаки незаконного получения кредита.

К признакам, свидетельствующим о незаконном получении кредита, относятся:

грубые нарушения, допускаемые в процессе банковского кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо при выделении государственных целевых кредитов (при отсутствии предварительной проверки потенциального получателя кредита; в обход конкурсной, кредитной комиссии (комитета); по единоличным резолюциям должностных лиц государственной организации или лиц, выполняющих управленческие функции в банке; выдача кредитов сомнительным, несостоятельным заемщикам);

подложные документы о наличии у претендента на кредит надлежащего правового статус, финансово-хозяйственного положения, обеспечения возвратности кредита, реальной возможности использовать кредит в соответствии с его целевым назначением;

использование кредитных средств не в соответствии с их целевым назначением, установленным кредитным договором;

нерегулярные либо просроченные платежи по кредиту, сопровождающиеся нечем не обоснованными изменениями условий кредитного договора или его пролонгацией;

создание препятствий сотрудникам банка при проведении проверки наличия залогового имущества, выполнения договоров по кредитуемой хозяйственной операции, бухгалтерской документации и отчетности;

наличие сведений об участии заемщика (руководителей организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица) в совершении преступлений или о его связях с криминальными структурами.

При недостаточной совокупности признаков уголовно наказуемого деяния целесообразно провести документальную ревизию (с целью установления фактического хозяйственного положения и финансового состояния заемщика, проверки обоснованности совершенных им хозяйственных и финансовых операций или достигнутых им результатов финансово-хозяйственной деятельности). Важные фактические данные также могут быть получены с помощью оперативно-розыскных мероприятий (прослушивание телефонных переговоров, наблюдение за конкретными действиями участников преступления, контроль почтовой и телеграфной корреспонденции, снятие информации с технических каналов связи).

Уголовно-процессуальный закон определяет перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу независимо от вида преступления. Вместе с тем при расследовании определенного вида преступления этот перечень обстоятельств конкретизируется с учетом уголовно-правовой и криминалистической характеристики данного преступления.
Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 176 УК РФ, условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся обстоятельства совершения преступления:

факт незаконного получения кредита;

способ незаконного получения кредита;

место и время незаконного получения кредита;

причинная связь между незаконным получением кредита и наступлением вредных последствий (причинением крупного ущерба);

объект, которому причинен ущерб, его характер и размеры.

При установлении факта совершения преступления необходимо выяснить следующие обстоятельства:

1. как должна была в соответствии с нормативными требованиями осуществляться процедура банковского кредитования либо распределения и фактического использования государственных кредитных ресурсов;

2) как фактически осуществлялось кредитование и какие при этом допускались отступления от нормативных предписаний.
Для установления данных обстоятельств, необходимо выяснить:

какими нормативными актами регламентирована процедура кредитования;

какой орган банка уполномочен принимать решения о выделении кредитов либо, какой государственной организации поручено осуществлять распределение государственных кредитов;

каков объем и характер предварительной проверки претендента на кредит;

как фактически осуществлялось выделение кредитов, соблюдались ли при этом требования соответствующих документов, имели ли место отступления от нормативно установленного порядка кредитования, в чем они заключались;

3) является ли заемщик надлежащим субъектом кредитования. С этой целью установлению подлежат:

общая характеристика организации-заемщика (фирменное наименование, организационно-правовая форма, форма собственности), ее местонахождение (как по учредительным документам, так и фактическое место расположения) либо паспортные данные и адрес местожительства физического лица;

правовой статус заемщика, его фактическое хозяйственное положение и финансовое состояние на момент обращения за кредитом, а также наличие обстоятельств, позволяющих получить банковский кредит на льготных условиях либо государственный целевой кредит.

Указанные сведения окажут следователю помощь при решении вопросов о фактическом правовом статусе и финансово-хозяйственном положении получателя кредита и об их соответствии тому, на кого распространяется банковское либо государственное целевое кредитование, а также данным, содержащимся в документах, представленных банку либо соответствующему органу, уполномоченному принимать решения о выдаче государственного кредита;
4) в чем заключается противоправность действий заемщика, т. е. кредит был получен в результате обмана банка или органа, уполномоченного принимать решения о выдаче государственного кредита, путем представления документов, содержащих заведомо ложные сведения о правовом статусе, хозяйственном положении и (или) финансовом состоянии заемщика.
Расследование данного вида преступлений требует установления не только самого факта совершения преступления, но и способа, места, времени незаконного получения кредита. От того, насколько полно и тщательно будут установлены вышеперечисленные обстоятельства, зависит полнота расследования, возможность установления всех соучастников.
При установлении способа совершения преступления необходимо выяснить:

какие сведения были фальсифицированы (сведения о самом заемщике, залоговом имуществе, о гарантах, поручителях, залогодателе);

в каких конкретно документах учинен подлог;

кто составлял и подписывал эти документы;

кто из сотрудников банка или органа, уполномоченного принимать решения о выдаче государственного целевого кредита, осуществлял проверку этих документов, каковы результаты этой проверки.

В случае, когда заключение, составленное по результатам проведенной проверки, было положительным, следует установить, кто его составил и подписал. Если же заключение было отрицательным, то выяснению подлежат обстоятельства, связанные с принятием решения о выдаче кредита, в частности обсуждался ли вопрос о выдаче кредита на заседании кредитного комитета. Если да, то кто присутствовал на этом заседании, кто докладывал о результатах проведенной проверки, какие материалы о заемщике были представлены, проводилось ли голосование по данному вопросу. В случае если будет установлено, что вопрос о выдаче кредита не выносился на обсуждение кредитного комитета, то необходимо установить, кто конкретно распорядился выдать кредит и не были ли фальсифицированы записи в протоколе заседания кредитного комитета.

Расследованием по уголовному делу может быть установлено, что заведомо ложные сведения содержатся в копиях документов, изготовленных работником кредитного подразделения банка. В этом случае следует выяснить: кто конкретно изготовил эти копии и не были ли они представлены самим заемщиком, где находятся оригиналы документов, а также кто и когда проводил проверку оригиналов этих документов, соответствуют ли данные, содержащиеся в копиях, данным оригиналов документов.
Незаконное получение кредита уголовно наказуемо в том случае, если в результате был причинен крупный ущерб. Поэтому важно установить не только сам факт причинения ущерба, но и причинную связь между незаконным получением кредита и наступлением вредных последствий, а также в чем выразился ущерб, кому он был причинен и в каком размере. При этом важно отметить, что в диспозиции ч. 1 ст. 176 УК РФ не содержится указаний относительно того, кому должен быть причинен ущерб.

Анализ судебно-следственной практики показывает, что в большинстве случаев ущерб причиняется банку-кредитору. Причинение ущерба государству возможно в тех случаях, когда последнее является одним из учредителей банка-кредитора.

Поскольку законодателем не определены понятие и критерии крупного ущерба применительно к ст. 176 УК РФ, решение данного вопроса зависит от конкретных обстоятельств дела.

Установление места совершения преступления, предусмотренного

ст. 176 УК РФ предполагает выяснение следующих обстоятельств:

наименования, местонахождения, организационно-правовой формы банка-кредитора либо наименования и местонахождения государственной организации, которая осуществляла распределение целевых кредитных средств;

кто является руководителем банка, руководителями подразделений, принимающих участие в проведении предварительной проверки заемщиков, и руководителем органа, принимающего решения о выделении кредитов (кредитного комитета);

какие подразделения банка принимали участие в проведении предварительной проверки данного заемщика и кто из сотрудников этих подразделений проводил проверку, на кого было возложено проведение предварительной проверки претендента на получение государственного целевого кредита;

кто принимал решение о выделении кредита данному заемщику, в том числе на льготных условиях.

Для установления времени совершения действий, связанных с незаконным получением кредита, выяснению подлежат следующие обстоятельства:

когда были составлены документы, содержащие заведомо ложные сведения о хозяйственном положении и (или) финансовом состоянии заемщика, и когда они были представлены в банк либо в орган, уполномоченный принимать решения о выделении государственных кредитных средств;

когда проводилась предварительная проверка заемщика;

когда было принято решение о выделении кредита данному заемщику.

Если факт представления заемщиком подложных документов был выявлен сотрудниками банка либо органа, уполномоченного принимать решения о выделении государственных кредитных средств, то необходимо выяснить, когда и при каких обстоятельствах это произошло. Исходя из того, что по конструкции составы преступлений, предусмотренные ст. 176 УК РФ, являются материальными и преступления считаются оконченными в момент причинения крупного ущерба, чрезвычайно важно установление всех обстоятельств, связанных с причинением этого ущерба, включая период времени, когда он был причинен.

Ко второй группе обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании незаконного получения банковского кредита, относятся факты, подтверждающие виновность обвиняемого, форма его вины и мотивы преступления.

Если заемщик - организация, то должно быть установлено: кто является ее руководителем; кто фактически осуществлял все действия, связанные с управлением деятельностью организации, выступал в гражданском обороте от ее имени; кто фактически принимал решение об обращении за получением кредита и распоряжался незаконно полученными кредитными средствами. В случае получения кредита на основании доверенности необходимо выяснить все обстоятельства, связанные с ее выдачей. При этом чрезвычайно важно установить, кто выступал от имени организации, индивидуального предпринимателя или гражданина, какое участие принимал руководитель организации (индивидуальный предприниматель или гражданин) в подготовке документов, необходимых для получения кредита, и степень его осведомленности относительно внесения в эти документы заведомо ложных сведений.

Установлению также подлежит круг лиц, принимавших участие в подготовке документов, необходимых для получения кредита, роль каждого участника преступной группы, степень осведомленности соучастников о направленности умысла.

Учитывая, что преступления данного вида могут быть совершены при участии служащих банка, необходимо выяснить степень участия конкретных должностных лиц государственной организации, осуществлявшей распределение целевых кредитов, либо сотрудников банка в незаконной выдаче кредита.

Основным мотивом совершения преступления являются корыстные побуждения. Вместе с тем следует отметить, что анализ мотива преступления дает возможность глубже раскрыть причины совершения противоправного деяния и охарактеризовать личность правонарушителя.

Обстоятельства, влияющие на характер и степень виновности субъектов преступления, а также обстоятельства, способствовавшие его совершению, относятся к третьей группе обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании данного вида преступлений.

В эту группу входят сведения о личности обвиняемого, имеющие значение для дела, о недостатках в работе банка либо органа, уполномоченного принимать решения о выделении государственных кредитных средств, способствовавших незаконному получению кредита.

Приведенный перечень обстоятельств, подлежащих установлению, не является исчерпывающим. С учетом вида совершенного противоправного деяния (незаконное получение банковского кредита либо льготных условий кредитования, незаконное получение государственного целевого кредита либо его использование не по прямому назначению) и специфики конкретных способов преступления он может дополняться и конкретизироваться.








Дата: 2019-04-23, просмотров: 211.