Вопрос 1. Значение древнегреческой истории в мировой истории. Периодизация древнегреческой истории.
Рубеж 3-2 тыс. до н.э. – начало, возникновение первых гос. образований на о. Крит.
2-1 тыс. до н.э. – конец, греческие и эллинистические гос-ва ВС (Восточного Средиземноморья) были включены в состав Римской средиземноморской державы. (всего около 2 тыс. лет)
Достижения древнегреческой цивилизации: рациональная экономическая система, основанная на экономном использовании трудовых и природных ресурсов; гражданская общественная структура; полисная организация с республиканским устройством; высокая культура, оказавшая влияние на римскую и мировую.
Периодизация:
1. Раннеклассовые общества и первые гос. образования 2 тыс. до н.э. (Крит и Ахейская Греция). Ахейская Греция – южная часть Балканской Греции (преимущественно Пелопоннес). Много пережитков родоплеменного строя в структуре гос. образований, тесные связи с древневосточными гос-вами ВС, велика роль местного, догреческого, населения (на Крите критское населения было основным; в Балканской Греции господствовали греки-ахейцы, но и роль местного населения была велика). Периоды для Крита и материковой Греции различаются.
Минойские периоды:
1) Раннеминойский (30-23 вв. до н.э.) – господство доклассовых родовых отношений.
2) Среднеминойский, или период старых дворцов (22-18 вв. до н.э.) – образование гос. структуры, возникновение соц. групп и письменности.
3) Позднеминойский, или период новых дворцов (17-12 вв. до н.э.) – объединение Крита, создание критской морской державы, расцвет государственности, культуры, а затем завоевание Крита ахейцами и упадок Крита :с
Элладские периоды:
1) Раннеэлладский (30-21 вв. до н.э.) – первобытные отношения, догреческое население.
2) Среднеэлладский (20-17 вв. до н.э.) – расселение ахейцев в южной части Балканской Греции, конец периода – разложение родоплеменных отношений.
3) Позднеэлладский, или микенский (16-12 вв. до н.э.) – возникновение раннеклассового общества и гос-ва, письменности, расцвет микенский цивилизации и ее упадок.
Рубеж 2-1 тыс. до н.э. С 12 в. до н.э. с севера проникают дорийцы (родоплеменной строй), гибнут ахейские гос-ва, упрощается соц. структура, забывается письменность. Вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, понижается уровень социально-экономического и политического развития.
2. Формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в 11-4 вв. до н.э.). Этап начинается с разложения родоплеменных отношений.
Периоды:
1) Гомеровский, или темные века, или предполисный период (11-9 вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.
2) Архаический (8-6 вв. до н.э.) – формирование полисного общества и гос-ва, Великая греческая колонизация.
3) Классический (5-4 вв. до н.э.) – расцвет цивилизации, рациональной экономики, полисного строя и культуры.
Середина 4 в. до н.э. – кризис полиса. В 4 в. кризис переживала и Персидская держава. Преодоление кризисов могло произойти только при создании новых соц. структур и гос. образований в сочетании начал греческого полисного строя и древневосточного общества. Такими обществами и гос-вами стали эллинистические, возникшие в конце 4 в. до н.э., после распада империи Сашки.
3. Завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и гос-в (эллинистический этап).
Периоды:
1) Восточные походы Сашки и образование системы эллинистических гос-в (30-е гг. 4 в. до н.э. – 80-е гг. 3 в. до н.э.).
2) Функционирование эллинистических обществ и гос-в (80-е гг. 3 в. до н.э. – сер. 2 в. до н.э.).
3) Кризис эллинистической системы и завоевание эллинистических гос-в Римом на Западе и Парфией на Востоке (сер. 2 в. до н.э. – 1 в. до н.э.).
30 г. до н.э. – завоевание Египта, последнего эллинистического гос-ва (династия Птолемеев) – конец эллинистического этапа древнегреческой истории и развития древнегреческой цивилизации вообще.
Старых дворцов – 2000-1700
Новых – 1700-1400
самостоятельные государства, в их число входят дворца Кносса, Феста, Малии (центр. Часть) и дворец Като Закро ( запад. Часть) главное в дворцовых постройках – размещение всего комплекса вокруг прямоугольного центрального двора, вытянутого по осевой линии с севера и юг. Вазы стиля Камарес.
Уже в эпоху старых дворцов соц-экономическое и политическое развитие критского общества породило пиктографическую письменность -> линейное письмо А.
1700 – дворцы были разрушены в результате землетрясения. Построили новые дворцы -> второй этап развития. Дворец миноса в Кноссе – Эванс.
Минойская тавромахия – игры с быками. Все дворцы неукрепленные т.к. в ближайших окрестностях не было значительной морской державы.
Центральная фигура минойского пантеона – богиня-владычица, как богиня плодородия. Бог-бык.
Особая черта минойского общества – тесное переплетения духовной и практической деятельности. Как считают ученые, на Крите была теократия. Цари священнодействовали.
Социально-экономические отношения.
По захоронениям можно сказать, что жили бедно. Основная масса населения обитала в небольших поселках и деревнях. Типичное поселение – Гурния, площадь 1.5 га. Три главные улицы, дома не более 50 м2. Дома из камней и глины и кирпичей. Было несколько мелких ремесленных мастерских. В центре большая постройка, тип дворец, но бедный.
Земледельческое население Кносского царства было обложено повинностями – натуральными и трудовыми. Между народом и богами стояли профессиональные жрецы во главе со «священным царем». Это была сложившаяся и четко оформленная прослойка наследственной жреческой знати – замкнутое аристократическое сословие. Происходила концентрация избыточного продукта в руках дворцовой элиты. Мб был резервный фонд. Дворец выполнял все функции – административные, религиозные был житницей, мастерской и торговой факторией. А.Богаевский – существование примитивного рабства, найдены подземные темницы – колодцы. Сильное разделение на богатых и бедных.
Богаевский – другая точка зрения в целом, критское общество даже в момент своего развития было родовым, первобытно-коммунистическим и государства не было. Потому что большие дворцы похожи на большие дома в родовом обществе. Лурье не согласен.
Функции дворцов:
1. дворец есть центр административной власти – на Крите монрхия.
2. Религиозная функция. Дворец был храмом.
3. Место проживания элиты.
4. Центр организации экономики.
5. Место концентрации прибавочного продукта.
6. Центр торговли.
+ не было укреплений у дворца.
С 1700 года искусство Крита становится более реалистичным и динамичным., заметно влияние Египта – глаза в ан фас.
Высший расцвет – XVI - первую половину XV в. Крит стал единым централизованным государством под властью царей Кносса. Существовала система мер – гири. Возможно, объединение осуществил Минос – первый таласократ – владыка моря. Миноса воспитал Зевс. ( разные точки зрения на Миноса: миносов было много; минос есть титул, плюс царя никто не видел. Так считал Андреев).
XVI – широкая экспансия в Эгейском бассейне. Возникновение колони и торговых факторий на о-вах Кикладского архипелага и побережье Малой Азии. Торговые связи с Египтом и государствами сиро-финикийского побережья. В торговле в ходы была денежная единица – медный талант, 29 кг, как и у гири. Может это были и не деньги.
В середине XV (1400) века произошла катастрофа, все дворцы разрушены. Возможно, из-за извержения вулкана на о. Фера в южной части Эгейского моря. Или это были греки-ахейцы, вторгнувшиеся с материковой Греции. Произошли перемены, свидетельствующие о появление нового народа -> кносские вазы в дворцовом стиле, появление абстрактных географических схем->могилы с вооружением. Все дошедшие таблички кносского архива написаны на греческом языке и датируются концом XV в.. Далее упадок и конец. Для того, чтобы уничтожить цивилизацию достаточно уничтожить интеллектуальное меньшинство.
Скульптура.
Греческие архитекторы использовали скульптуру для украшения храмов. Скульптура сначала носила сакральный характер. С конца VII века появился обычай ставить скульптуры победителям Олимпийских игр. Позднее вырабатывается образ обнажённого мужчины, физически здорового, жизнерадостного человека. Такие статуи называли куросами (аполлонами). Так же появился и женский образ в скульптуре: задрапированная женская фигура- богиня или хранительница очага.
Всей скульптуре архаического периода был присущ схематизм и условность, но именно она определила весь путь развития скульптуры, так как именно в этот период была разработана реалистичность, присущая всем скульптурами последующего периода Греции.
Философия.
В период архаической Греции происходит зарождение первых философских концепций. Раннюю греческую философию называют натурфилософией, так как научные знания и философия составляли единое целое. Греческие философы ещё объясняли природные явления, чем занимались другими философскими направлениями. Основные философские учения возникают в греческих колониях, так как там общее историческое развитие шло быстрее, чем на Балканах. Ионийские философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Эти философы пытались материалистически истолковать происхождение мира. Они пытались найти первовещество, из которого состояло всё. Фалес считал, что это вода, а Анаксимен- Воздух. Анаксимандрен считал, что это были минимальные частицы, которые он называл апейронами.
Герклит из Эфеса считал, что это был огонь. Так же Гераклит развивал науку диалектику. Он создал положение «Всё течёт», то есть всё изменяется и существует непрерывное развитие.
Пифагор из Самоса. Был математиком. Его философская точка зрения сводится к тому, что цифры стали основой мира, а не вещество.
Концепции раннегреческих философов представляли собой попытку рационалистического объяснения мира.
Переворот начала VI века.
Сплочение антиспартанских сил, а в Спарте классовая борьба. Вторая половина VII в. мессенцы понял восстание. Вторая мессенская война. Спартанцы потеряли ряд территорий. Они начали реформы. Все привилегии аристократия отменены, земли и илоты равномерно поделены между гражданами. Военная реформа – все вооружены одинково и стоят до конца. Благодаря этому они победили мессенцев и завоевали всю территорию Мессении. Долгая борьба с Аргосом., только к концу VIв. победили и город Те тож захватили, точнее заключили договор.( помощь друг другу, если илоты восстанут, то тэгейцы помогут).
В это время происходит коренная внутренняя реформа государственного строя – первая половина VI в. весь госудасртвенный аппарат преобразован, чтобы быстро подавлять восстания илотов. Нельзя выезжать из Спарты, только изгоняют – ксенеласия. Запрет на ввоз серебра и золота, только железная монета ->ограничение торговых сделок. Единственный вид доблести – стоять в строю. Государство становится вооруженным лагерем. Граждане только воюют. Жилище архаично, едят невсную похлебку и законы передаются только устно.
Илоты были государственной собственностью. Илота нельзя убивать или продавать. Илотам нельзя носить оружие. Илоты как крепостные. V век – восстания илотов. Убийства илотов во время войны – криптии.
В это же время определилось поожение периэков. Пользовались личной свобоой и правом гражданства, но не имели политических прав в Спарте. Основное занятие – земледелие, земля могла быть отчуждаема.
Спартиады – жили в городе Спарте и занимались военным делом. Земля была одинковой и неотчуждаемой.
Цари из дома Еврипонтидов защищают интересы спартиадов и идут заодно с эформами, цари из дома Агиадов опираются на периэков, илотов и демократические силы вне Спарты.
Эфоры выбираются народным собранием. Но правящая группа всегда могла добиться избрания своих ставленников. Эфоры – владыки страны.
Ликург. Полулегендарная личность.
Законы Ликурга:
1) определенный покрой одежды и форма бороды и усов;
2) по достижению мальчика 7 лет его отдавали в спец. лагеря - агелы;
3) взрослые спартиаты обязательно должны были посещать совместные трапезы – сисситии;
4) принцип равенства (для полноправных гр-н);
5) изъятие из обращения золотой и серебряной монеты и замена их железными оболами;
6) торговля и ремесло – позорное занятие;
7) запрет различных видов сделок по продаже земли; - чтобы не было накопления богатств
8) запрет на производство и потребление предметов роскоши;
9) запрет на ввоз чужеземных изделий;
10) эфоры – блюстители порядка (коллегия из 5 человек; ежегодное переизбрание на народ. собр.);
11) эфорат превратился из второстепенной магистратуры в высший контрольно-административный орган. Каждый год, вступая на должность, они объявляли войну илотам, чтобы санкционировать их массовые убийства.
Главное, в чем состоял смысл реформ Ликурга, это было создание монолитного гражданского коллектива. В спартанской «общине равных» были абсолютизированы те элементы коллективизма, которые были изначально присущи греческому полису. Это достигалось прежде всего за счет общественной системы воспитания подрастающего поколения и постоянного контроля за жизнью взрослых. Равенство было нне пустым словом!
Происходит формирование знаменитой спартанской фаланги, что позволило уже к середине VI века подчинить большую часть пелопоннески государств, Коринф, Сикион, Мегары.
Но! Ликургов строй затормозил экономику, развивалась своеобразная культура архаической Спарты.
Рабство
Греческая экономическая система 5-4 вв до н.э. основывалась на использовании рабского труда. Он внедрился во все сферы жизни и производства; общее количество рабов растет => самый многочисленный класс (в Афинах – 1/3 всего населения, в основном – мужчины).
· Труд рабов => процветание поместий, работа шахт, активное строительство, развитие домашнего хозяйства (пища/одежда/обувь/перемол зерна) + личные услуги (секретари/курьеры/палачи). Но в большей части торгово-ремесленных полисов рабы, в основном, трудятся в ремесленных мастерских, горном деле, при морских перевозках, в домашнем хозяйстве.
· Сами рабы, в основном, это – иноземцы, варвары (скифы/фракийцы/сицилийцы итд).
· Источники пополнения рабов: военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители; продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники; самовоспроизводство рабов.
· Рабы продавались на специальных рабских рынках в каждом полисе (например, Аристофан упоминает рынки в Фессалии, в Афинах; на центральной площади, агоре, существовало место, где рабов оценивали, рассматривали и продавали)
Рабы эксплуатировались в производстве => необходимость рациональной организации рабского труда (чтобы труд раба окупил расходы на его содержание): для повышения эксплуатации рабского труда: отпуск на оброк (господин давал рабу небольшие средства и поселял его отдельно; раб самостоятельно вел дела, но давал за это господину определенный оброк). Раб мог скопить средства и выкупиться на свободу – но рабов на оброке было мало, т.к. все равно они оставались рабами, господин мог всегда закрыть мастерскую.
Организовать труд большого количества рабов сложно => сдача их в аренду предприимчивым людям. В целом рабы приносили высокий доход => эксплуатация рабского труда была интенсивной, а сама организация – рациональной.
По греческому законодательству, раб – говорящее орудие.
Аристотель, 4 в. – теория рабовладения: от природы одни люди - с мощным телом, пригодным для физических работ, другие – стройные, созданные для политики; кто-то от природы свободен, кто-то от природы – раб, и быть рабом – полезно/справедливо.
Раб – в полной власти рабовладельца; его можно было морить голодом/убить => с целью осадить классовую напряжённость, беспричинное убийство рабов и издевательства над ними запрещались законом (+ купить раба, а потом убить/уморить – невыгодно самому рабовладельцу). Забота о рабе подобна заботе о скоте: не из гуманности, а из практических соображений: сытый и здоровый работник приносит больше выгоды.
Ухудшение положения рабов/рост их эксплуатации => антагонизм. Против недовольства рабов принимались меры, но при военных неудачах и др. затруднениях рабы всегда протестовали
o 494 – поражение аргосского ополчения от Спарты => восстали аргосские рабы;
o 464 – землетряс-е в Спарте => восстали спарт. илоты
Рабы не однородны: есть рабы, занятые в торговле/ремесле/дом. хозяйстве/«сфере услуг» + государственные рабы, > привиллегированые (тюремщики/писцы/глашатаи). Рабы были разобщены + контроль господ => объединяться в зрелые формы протеста в целом они не могли.
Другие категории зависимых рабов: во втором типе полисов – илоты (Спарта)/пенесты (Фессалия)/клароты (Крит)/мариандины (Гераклея): они не просто чья-то собственность, имели хозяйство/семью, обрабатывали участки своими силами; но они – несвободная категория, а зависимая от государства и частных лиц, в чью пользу – отчисления. Илоты сопровождали спартанских воинов в подходов; наказывать/убивать их было нельзя, но в Спарте против них проводились криптии => илоты – «государственные рабы».
Основные признаки классического рабства:
1. В отличие от патриархальной системы при классическом рабстве производство направлено на создание прибавочной стоимости. В рабовладельческом хозяйстве (поместье или ремесленной мастерской) организуется товарное производство, которое колеблет устои натурально-хозяйственных отношений. Ранее изолированные хозяйства устанавливают более или менее тесные связи с рынком.
2. Возрастала и численность рабов. Рабы стали многочисленным классом полисного общества. Рабовладение распространилось в решающих отраслях хозяйства - в сельском хозяйстве, горнодобывающем деле, металлургии, строительстве. Однако труд свободных и полузависимых работников продолжал применяться во всех сферах и составлял во II-I вв. до н.э. другой важнейший сектор римского народного хозяйства.
3.Усиление эксплуатации рабского труда, продиктованное интересами товарного производства, что привело к ухудшению общественного и юридического положения рабов. Остатки человеческих прав, некоторые моральные ограничения эксплуатации рабов, существовавшие при патриархальном рабстве, в новых условиях начинают стеснять рабовладельца. Теперь он заинтересован в том, чтобы работник был передан в его полное и бесконтрольное распоряжение и мог быть подвергнут любой, даже самой чрезмерной, эксплуатации. Раб приравнивается к вещи, к животному. (Вспоминаем Аристотеля)
Рабовладельцы:
· нет придворной знати/государственной бюрократии/могущественного жречества, как на Востоке
· греческие рабовладельцы – собственники земельных владений/ремесленных мастерских/торговых кораблей/толп рабов, которых можно отдать в аренду => получить прибыль
· 5-4 вв.: полисы небольшие, со скромными экономическими ресурсами и экономическим потенциалом; господство средних прослоек => не способствовали резкому расслоению (сказочных богатств магнатов не было; если 2-3 таланта – богат, если 10-15 талантов – очень богат; 1 талант = 6 тыс. драхм).
· Фракции класса рабовладельцев:
1) старинная земельная аристократия (хранили родовые традиции; слабо заинтересованы в быстром развитии ремесла/торговли; основной доход – от эксплуатации; в политике – сторонники олигархии, т.е. оппозиция демократов большинству; численно – в небольшом количестве, но авторитетны, образованны, со значит. средствами и числом зависимых людей => большая роль, часто – высшие магистраты/военачальники; иногда (Пр: Перикл) переходили на сторону демократии).
2) прослойка, основные интересы которой связаны с развитием торговли/ремесла – наиболее динамичная часть господствующего класса, чья политическая программа – умеренная демократия (собственники ремесленных мастерских/кораблей/домов итд). Они делились на граждан и метеков (пусть богачи, но без гражданства метеки не могли приобретать земли/участвовать в работе Народного Собрания/избираться на должности => сковывание их полит. активности => растущее недовольство).
НО: Известны случаи, когда во времена поражений/осложнений внутренней обстановки некоторые группы богатых метеков добивались гражданских прав
o 403 – свержение тирании в Афинах, возвращение демократии => помогавшие метеки получили гражданские права). Также гражданство – за отдельные заслуги. Расслоение господствующего класса, разложение интересов => основа для столкновений. Для смягчения напряженности – распределение литургий.
o Три вида их: хорегия (создание и содержание хора и проведение представления во время общественных празднеств), гимнасиархия (организация спортивных состязаний, в т.ч. – оплата участников/учителей, обеспечение тренировок итд), триерархия (доработка деревянных частей корабля: снасти/паруса/экипаж). Это – тяжелое бремя (возлагалось на богачей), своеобразное перераспределение доходов.
Господствующий класс в Спарте: более однородный, чем в тех же Афинах: нет ни метеков, ни прослойки торгово-ремесленной знати + минимальная связь с производством: спартиаты – класс земле- и илотовладельцев, и в 4 в. среди них усилилось расслоение, растет количество гипомейонов (безземельных).
400 г. – разрешение завещания земельных владений => усиление процесса концентрации власти в одних руках. Крупные земельные состояния – за счет военной добычи (золото/серебро/рабы); но рабовладельческая система классического типа не возникла, лишь возросли роскошь жизни и усилились трения в господствующем классе.
Эсхил.
Самое важное (что мы читали) «Прометей прикованный», трилогия «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Первое – героический подвиг Прометея – богоборца, который стойко переносит страдания и отказывается от примирения с тираном Зевсом, пророчествует над Ио и вообще ведёт себя как стойкий перец. Хор ему сочувствует. Трилогия – выросла из мифа о Троянской войне. Агамемнон вынужден был принести в жертву дочь Ифигению ради попутного ветра и победы. Вернулся с победой и Кассандрой к Клитемнестре. Та с помощью Эгисфа решила его убить. Вторая часть – месть Ореста за отца – им убиты мать и Эгисф. Сам Эсхил – титан театра, марафонский боец, верит в судьбу и в силу личности. Много идей о политике, но в книжке они все от Энгельса, так что обойдёмся.
Софокл.
Мы читали «Антигону» и «Царя Эдипа». В «Антигоне» столкновение человеческих законов с божественными, Антигона решает похоронить убитого брата, нападавшего на родной город. А Креонт замуровывает её в склепе. От горя умирает её жених, сын Креонта Гемон. Ну а «Царь Эдип» - классика. Миф не перескажу, не просите, сами должны знать. Тема неизбежности судьбы, возможность отчасти ей противостоять, но в итоге получить, что предначертано. Стало классикой и благодаря экранизации Пазолини.
Еврипид.
Зе бест трагик. Мы читали «Медею» и «Ипполита». Первое – миф об аргонавтах, ярость Медеи по поводу того, что Ясон, добыв руно, решил потом её бросить. Её страшная месть: убийство его будущей жены и их совместных с Ясоном детей. Опять-таки Пазолини такое кино снял. «Ипполит» – просто круто. Он – сын Тесея, никого не любит, разгневанная Афродита влюбляет в него Федру – его мачеху. Та мучится, её служанка открывается Ипполиту, тот возмущён и поносит Федру (вот его вина!). Федра кончает жизнь самоубийством. В записке обвиняет Ипполита в бесчестье. Прибывший Тесей проклинает Ипполита и тот погибает. Узнав правду, он переживает и ноет, аки слабая женщина. Это произведение положено в основу «Федры» Сенеки и «Федры» Расина. Новаторство Еврипида – уменьшение роли хора до минимума, уже есть театральная завязка, интрига, раскрыт внутренний мир героев в их монологах, есть страсти, герои объёмны, переживают, переосмысливают свою жизнь. Боги здесь уже не действующие лица, а просто оправдание тех или иных судьбоносных моментов (любовь Федры, for instance). Показана настоящая любовь. Особо – его религиозные взгляды, в них больше абстрактного, близок к Анаксагору. Его мысли у Ипполита («разум – бог», «солнце – только золотая глыба» etc.). Высшая точка развития трагедии.
Забавное. Их связывает: Эсхил воевал при Марафоне, Софокл воспевал победу при нём, Еврипид родился в день битвы.
Исократ
Исократ открыл в Афинах первую постоянную риторскую школу. Он сам не выступал с речами, поскольку был робок и слаб голосом («я как оселок: сам не режу, а других вострю»), однако он является мастером пышного и звучного стиля, пользовавшемся особенным спросом при торжественных выступлениях. Этот вид речей Исократ превратил в политическую публицистику. Если из речей Лисия проступает образ идеального гражданина, то из речей Исократа – модель идеального государства и облик идеального государя.
Из 28 его речей дошло до нас 21, а также 9 писем к нескольким историческим личностям: македонскому царю Филиппу, тирану Дионисию и т. п. Судебные речи, числом 6 (XVI—XXI), относятся к первой поре деятельности Исократа (402—390) и составлены для произнесения на суде одной из сторон, если только это не школьные образцы, сочиненные учителем в руководство ученикам по поводу действительных или даже вымышленных процессов: по крайней мере, Исократ в более поздние годы настойчиво отвергал всякую прикосновенность свою к судебному красноречию и о составителях подобных речей говорил с явным пренебрежением (XV, §§ 24-41). Изобилуя общими местами и софистическими измышлениями, не выдаваясь в стилистическом отношении, судебные речи Исократа содержат в себе некоторые бытовые черты и намеки на исторические события, особенно на тиранию тридцати и следовавшие за её падением перемены.
Славу и богатство доставила Исократу преподавательская деятельность, сначала на Хиосе, потом в Афинах, а также составление сочинений наставительно-политических. В «Панафинейской» речи (XII), в речи «Против софистов» (XIII) и в «Обмене состояниями» (XV) имеются некоторые автобиографические известия; здесь же преподаны правила декламации его речей (XV, 10-12). Из так называемых речей только немногие (IV, VI, VII, VIII, XII, XV) заслуживают это название; все прочие — или обращения к царям и правителям с наставлениями и похвалой, или упражнения в модном тогда стиле софистов.
Самая ранняя и вместе замечательнейшая из речей Исократа, «Панегирик», стоила автору 10 лет труда (390—380); наиболее поздняя, «Панафинейская» речь, начата им на 94 и кончена на 97 году жизни; обе речи названы так от праздников, к которым приурочивал автор их произнесение. На самом деле сочинения Исократа назначались для чтения дома или в кружке друзей и ни одно из них не произносилось ни в суде, ни в народном собрании. До конца дней своих, однако, Исократ стремился направлять события к определенной цели посредством воззваний к народам и царям и никак не мог понять, почему никто не пользуется его уроками в политике. Зато в роли мастера и учителя литературной прозы Исократ не имел соперников; слава его привлекала в его школу многочисленных учеников из разных мест европейской и азиатской частей Эллады.
Цицерон сравнивал дом Исократа с гимназией и с открытой для всей Эллады мастерской; школу его он называл троянским конем, из которого толпой вышли герои, ученики; число слушателей Исократа доходило, по словам его биографа, до ста. Из его школы вышли историки Ефор, Феопомп, Андротион, ораторы Ликург, Леодамант и др. Подобно софистам, Исократ учил за деньги, получая до 2 5 0 р. с. с ученика за курс; получал он иногда деньги и за свои сочинения — напр. за панегирик Евагору, саламинскому царю на Кипре, около 30000 р. сер.
Ученикам частью преподавались правила построения речи, начиная с подбора отдельных слов и кончая образованием длинных периодов, частью читались, с комментариями, собственные сочинения учителя. Об одном и том же предмете говорить на разные лады, подновлять старое, новому придавать печать старины, великое уничтожать, ничтожное превозносить — таково, по словам Исократа, назначение речи (IV, 8); то же говорили софисты, когда учили неправое дело сделать правым, и наоборот.
Период увлечения чудесной силой слова ознаменовался быстрыми успехами в разработке грамматики, в выяснении различных стилей и т. п. Усилиями Исократа завершено было развитие аттической прозы и приспособление её для разнообразнейших видов литературы не одних афинян, но и всех эллинов. Влияние Исократа перешло в Рим, отразившись на цицероновской прозе, а через последнюю проникло в книжную речь новых народов. Не обращаясь за украшениями к поэтической речи, избегая всего вычурного и напыщенного, И. довольствовался в своих уроках риторики и в составлении образцовых произведений теми средствами языка, какие были для всех доступны в живой речи современных ему афинян. Образцы предложений Аристотель в своей «Риторике» заимствует из Исократа. Периодическая речь, гармоническая, тщательно отделанная в своих составных частях, была впервые создана Исократом и преподана многочисленным его ученикам. На афинян, в высшей степени чувствительных к красотам слова, да и на прочих эллинов подобные сочинения производили чарующее впечатление (XII, 2; XV, 38-40).
Но слава ритора не удовлетворяла Исократа; он желал учить современные поколения «не только красноречию, но и добродетели», то есть морали и политике. Ему казалось, что только незвучный голос и робость перед толпой мешала ему играть роль вдохновителя народов и царей (XII, 9. 10). На самом деле больше, нежели голоса, недоставало Исократу. Ему не хватало ясного видения людей и событий, силы воли и решимости, страстного увлечения идеей и неутомимого изыскания живой действительности в её сокровенных мотивах и причинах — тех именно качеств, которые обеспечивали великим ораторам греческим и римским успех в многолюднейших собраниях. Вместо фактов, приуроченных к данному месту и времени, вместо неотразимых заключений из фактов Исократ обыкновенно предлагает своим читателям несколько общих положений о желательном порядке вещей и облекает эти мысли в изящную форму многоречивых советов в том убеждении, что народы или цари только дожидались благонамеренных указаний ритора и готовы согласовывать с ними свои поступки.
В совершеннейшем из своих сочинений, «Панегирике», изданном после Анталкидова мира (387), Исократ советует эллинам прекратить раздирающие их распри и войны и соединённые силы Эллады направить на общего врага, царя персов, с предоставлением морской гегемонии афинянам, а сухопутной — спартанцам. Предлагая повторить старый, много раз не удававшийся опыт, Исократ в то же время перечислением заслуг Афин перед эллинами только раздражал лакедемоняни затруднял полюбовное соглашение между двумя государствами. С этого времени Исократ не переставал проповедовать мир в среде эллинов, борьбу эллинов против персов и завоевание Востока, где могли бы поселиться многие нуждающиеся эллины (XII, 11 сл., 74-76, 119-1 2 1 и др.).
В умиротворителя Эллады и национального вождя эллинов Исократ пытался обратить то царя спартанского Архидама, то сиракузского тирана Дионисия Старшего, то царя македонян Филиппа. В 346 до н. э., когда Филипп владел уже многими городами Фракии, разрушил Олинфский союз, держал в своих руках Фермопилы и разорил Фокиду, Исократ приветствовал в беспощадном завоевателе благородного рыцаря, которому оставалось только опровергнуть клеветы афинских демагогов и стяжать себе вечную славу покорением Востока для свободных эллинов. Та же наивная вера в Филиппа проходит через всю «Панафинейскую» речь, выпущенную в свет в 339 г. Года за три до этого Исократ убеждал Филиппа беречь свою жизнь, столь необходимую для славы Эллады.
Сохранился рассказ, будто Исократ не перенес роковой вести о поражении союзных эллинских сил при Херонее и уморил себя голодом; но на самом деле Исократ оставался до конца верным своему самоослеплению. Ко времени после Херонейской битвы относится письмо Исократа к Филиппу, в котором ритор с радостью оповещает, что теперь, когда умиротворение эллинов наступило само собой, царю легко исполнить заветную мечту своего советника.
Исократ был ритор, бедный оригинальными идеями, мечтатель без точных сведений о положении вещей. Несравненный мастер формы, он был лишен энергии, энтузиазма и творчества мысли. Историческая роль его сводится, помимо выработки общеэллинского литературного языка, к распространению раньше приобретенных понятий, гуманных и цивилизующих, далеко за пределы Афин; многочисленные ученики и читатели Исократа тем легче усваивали эти понятия, чем меньше изложение их носило на себе печать сильной, оригинальной личности.
Демосфен
Самым же знаменитым греческим оратором был ученик Исократа Демосфен (384-322). Потомки называли его просто Оратором, как Гомер был просто Поэтом. Его стиль – страстный и мозный. С детства он был слаб голосом и косноязычен, огромными усилиями он заставил себя говорить громко и внятно. Набивая рот камешками, он учился правильно шевелить языком, выбрил себе полголовы и спрятался жить в пещеру на берегу моря, пока у него вновь не отрастут волосы. На берегу моря он упражнялся в речах.
Речи его были суровы, в отличие от обычных речей, звучавших в народных собраниях, как правило, льстивых. Демосфен говорил: «Афиняне, вы будете иметь во мне советника, даже если не захотите, но не будете видеть во мне льстеца, даже если захотите».
Демосфен убедил афинский народ отдать государственнную казну на военные расходы вместо праздничных раздач. Также он объехал греческие города и собрал их в союз против Филиппа Македонского, а также сам воевал в первом ряду.
Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки[1].
Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.
В первый раз он обратил на себя серьёзное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Демосфен выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния. Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского. Предвидя гибель афинской свободы, Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками[2] и олинфскими[3] речами. В 352 г. до н. э. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции, горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Демосфен не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду, поставил свои условия Фивам, избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Демосфен произнёс речь «О мире» и советовал уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Демосфен вошёл в число послов, отправленных, чтобы заключить с Филиппом мирный договор, названный впоследствии Филократовым миром.
Вскоре Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес. Тогда Демосфен, с другими послами из Афин, отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Демосфен напрасно восстановляет против него всю Грецию, Демосфен, благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Демосфена должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрёл сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин, явившийся опасным врагом Демосфена. С ним и его партией снова пришлось считаться Демосфену, когда Филипп завоевал Эвбею, всё более угрожая свободе Афин.
И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главе войска, собранного по настоянию Демосфена, изгнал из Эвбеи тиранов, посаженных Филиппом. Вскоре Филипп принуждён был также снять осаду Коринфа. Демосфен был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Третья Священная войнапозволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею. Народ в Афинах пришёл в отчаяние, узнав об этом. Один Демосфен не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивами состоялся договор, повлёкший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Демосфена возложили венок; но радость эта была последней и короткой.
Битва при Херонее, в 338 году до н. э., положила конец свободе и независимости Греции. Филипп, по своему обыкновению, старался после победы приобрести расположение Афин, отпустив пленных без выкупа, выдав тела убитых и пр.; но Демосфен не переставал предостерегать доверчивых афинян. Он приобрёл этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппа и его деньги подкупали граждан. Однако, несмотря на происки Эсхина, Демосфен был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет и окончилась полным торжеством Демосфена, после речи его «О венце». Это последнее состязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхин признал совершенство красноречия своего знаменитого противника. Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Демосфен убеждал не отдавать гегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию и другие народы, покоренные царем. Александр не дал опомниться противникам и быстро подавил волнение. Его победы не сломили духа Демосфена. Он воспользовался восстанием Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть иго Александра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы, потребовал от афинян выдачи Демосфена, но, уступая просьбам афинского народа, оставил ему благородного патриота. С этой поры, однако, судьба преследовала Демосфена. Он был впутан врагами в большой процесс, приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея её, бежал в Эгину и Трезену.
Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось в сторону Демосфена. Он вернулся из изгнания, афиняне с торжеством встретили его и стали слушать его, вооружаясь к борьбе, воодушевляемые подвигами Леосфена, запершего и осадившего Антипатра в Ламии. Однако, вскоре была проиграна битва при Кранноне, а когда Антипатр, победитель восставших городов, двинулся на Афины, Демосфен бежал на Калаврию.
Речи Демосфена называют «зеркалом характера», подчеркивая их непосредственную связь с воззрениями автора, в противовес софистике, понятой в духе её критики Платоном, как известного безразличия к содержанию высказывания и примата формы[4]. Риторическая практика Демосфена, довольно близка к теоретической риторике разработанной его современником Аристотелем[5]. В частности, пониманием риторики как практической логики, что создает акцент на последовательности, связности, точности умозаключений, как следствие превалирование аrgumentum ad rem и ad veritatem, над ad hominem и ad pathos и отстраняет на второй план декоративные элементы речи[6]. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч.ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.
Причины похода
Еще с начала V века до н.э. Греция и Персия постоянно находились в состоянии вражды. К началу V века до н.э. Персия подчинила большую часть греческих городов Малой Азии, заставляя эти города платить высокие налоги. В греко-персидских войнах 500-449 годов эти малоазийские города были освобождены, а попытки Дария и Ксеркса проникнуть на территорию Балканской Греции не увенчались успехом. В первой половине века до н.э., пользуясь греческим кризисом, персы вновь вернули свое господство над городами Малой Азии, что только усугубило принципиальную враждебность греков и персов. Поэтому когда усилиями Филиппа II большая часть греческих полисов объединилась под властью Македонии, появилась возможность уверенно противостоять великой Персии. Тем более что в это время положение Персии было ослабленным: в 360-ые вспыхнуло «великое восстание сатрапов», от Персии отпали финикийские города, в Египте объявился местный фараон Тахос, а энергичного царя Артаксеркса III, в течение 20 лет своего правления пытавшегося собрать свою распадавшуюся державу, убил фаворит Багой. Багой поставил у власти Дария III, надеясь его контролировать, однако вскоре ставленник убил Багоя.
В 337 году до н.э. на конгрессе в Коринфе:
1) Был юридически образован Эллинский союз
2) Принято решение о создании единой греко-македонской армии под руководством Филиппа
3) Было принято решение об объявлении священной войны вечному врагу Персии
Но причины похода крылись не только в а) давней вражде, но и б) в том, что успешный поход на Восток должен был позволить захватить обширные земли в Малой Азии, где можно было бы разместить множество мало- и безземельных бедняков, в) также приобретенная добыча решила бы массу других социально-экономических проблем, рожденных кризисом полиса. Другими словами, поход должен был стать логичным продолжением давней вражды, а также посредством завоевания новых земель решить проблему малоземелья и дать прибыль. Помимо того, победа над Персией, о чем не уставал напоминать Филиппу Исократ, принесла бы вечную славу.
Во время подготовки похода Филипп был убит одним из своих телохранителей Птолемеем Керавном, а потому царем Македонии и гегемоном Эллинского союза был провозглашен 20-тилетний Александр. Объявленная Персии война или же восточный поход Александра продолжался 10 лет:
1) 334-332 гг. до н.э. Завоевание западной половины Персидского царства: Малой Азии, Восточно-Средиземноморского побережья, Египта;
2) 331-329 гг. до н.э. Разгром основных сил персидского царя и оккупация центральной части Персидской державы: Мидии, Вавилонии, Персиды;
3) 328-327 гг. до н.э. Военная кампания по захвату восточных сатрапий, включая Среднюю Азию;
4) 327-325 гг. до н.э. Индийский поход;
5) 325-323 гг. до н.э. Возвращение македонской армии в Вавилон. Организация завоеванной державы
B. Фракия – Лисимах
C. Египет – Птолемей
d. Селевк – Вавилон (назначен в 321 г. в Сирии Антипатром после смерти Пердикки, потом Антигон Одноглазый отожмет у него Вавилон, только в 312 г. Селевк вернет его себе обратно)
e. Каппадокию и Пафлагонию – Евмен
f. Геллеспонтская Фригия – Леоннат
G. Великую Фригию – Антигон
h. Сирию – Лаомедонт
i. Мидию – Пифон
j. Значительная часть восточных сатрапий осталась в руках прежних правителей, назначенных на эти посты еще АМ после завершения Восточных походов
2. АМ не успел официально назначить себе преемника, что породило споры о власти. В итоге, было решено посадить на македонский престол сразу двух царей – уже провозглашенного таковым слабоумного брата АМ (бастарда Филиппа II) Арридея под именем Филипп III и новорожденного сына Роксаны (жена АМ) под именем Александра IV. Регентом вновь (пока Роксана не родила, был регентом при Арридее) назначался Пердикка, взявший на себя общее командование войсками в Азии и превратившийся, таким образом, в реального правителя огромной державы Александра.
3. Однако в среде македонской знати складываются две непримиримые группировки:
a. Сторонники сохранения единства империи (Пердикка, Антипатр, Евмен, Антигона Одноглазого и его сына Деметрия)
b. Те, кто стремился усилить личную власть над отдеьными ее областями и превратиться в их реальных владетелей, не желавших никакой мировой монархии
Войны диадохов.
Уже первые годы правления диадоходов в их новых владениях показали, что они не намерены были считаться с верховенством правителя-регента, а тем более бессильных царей. Стремясь подавить сепаратизм в зародыше, Пердикка решил наказать одного из таких полководцев, а именно Птолемея Лага, укрепившегося в Египте, и организовал против него поход. Однако этот поход оказался неудачным, а регент был заколот своими же командирами в собственной палатке.
В 321 г. до н. э. на совещании в Трипарадисе (Сирия) диадохи заключили новый договор о распределении сфер влияния и сатрапий:
Египет - Птолемей Лаг,
Ахейский союз
2.1. Статика. Центр – г. Эгион. Сложился 280. Автономия полисов, но общая внешняя политика. Управляется сначала 2-мя стратегами и секретарем, 225 – централизация (1 стратег). Гиппарх. Наварх. Грамматевс. 10 демиургов. Существует Союзный совет. Пропорцианальный принцип его формирования. При этом не вполне союз, а скорее союзное государство, т.к. существует т.н. ахейское гражданство.
2.2. Динамика. Центр антимакедонского сопротивления на Пелопоннесе. Арат – вдохновитель этого союза. В результате конфликта со спартанским царем Клеоменом III Арат был вынужден призвать на помощь македонца Антигона. Тот в 221 замочил Клеомена, но Ахейский союз вошел в т.н. Эллинский союз и стал зависеть от Македонии. Филипп V Македонский воевал с Римом, ахейцы 197 перемтнулись к римлянам и за это получили часть Пелопоннеса, а в 191 - весь. Ахейский союз – союзник Рима на Балканах. После поражения Македонии 149 он стал не нужен. Ахейцы думали, что они полновластны, но все это было возможно лишь до тез пор, пока это было нужно Риму. 146 Рим приказал Гераклее выйти из союза. Критолай, тогдашний союзный стратег, попытался воспрепятствовать этому, был разбит, а после повторного поражения при Истме Ахейский союз стал римской провинцией под македонским наместником.
Этолийский союз
3.1. Статика. Центр – г. Терм. Сложился еще 367. Центр антимакедонского сопротивления в Ц. Греции. Один стратег во главе. Союзный совет – основной орган, 2 раза в год. В остальное время правит комиссия апоклетов. Гиппарх. Грамматевс. Казначеи. Более демократичный союз, т.к. право голоса имеет всякий этолиец, а не только представитель города. На деле правили аристократы. Есть пираты, которые грабят врагов и т.о. обеспечивают казну союза. Эти пираты крышуют полисы, которые за это им платят (асилия).
3.2. Динамика. Сначала под македонцами, затем под Римом. Возвышение во время войны ахейцев с Клеоменом Ш. Под шумок. После прихода к власти в Македонии Филиппа Ѵ этолийцы попробовали оторвать кусок Мессении, мессенцы обратились за помощью к ахейцам => битва при Кафиях (ахейцы разбиты). Ахейцы пожаловались македонцам => Союзническая война (220-217). Мир из-за истощения обеих сторон. 214 – война с Македонией на стороне Рима, 205 из-за истощения – сепаратный мир с Филиппом Ѵ. 200-196 – вторая римско-македонская война и этолийцы снова на стороне Рима; в награду – Локрида, Фокида и др., но этолийцам этого было мало => союз с Антиохом сирийским, за что разбиты Римом.
Вопрос 1. Значение древнегреческой истории в мировой истории. Периодизация древнегреческой истории.
Рубеж 3-2 тыс. до н.э. – начало, возникновение первых гос. образований на о. Крит.
2-1 тыс. до н.э. – конец, греческие и эллинистические гос-ва ВС (Восточного Средиземноморья) были включены в состав Римской средиземноморской державы. (всего около 2 тыс. лет)
Достижения древнегреческой цивилизации: рациональная экономическая система, основанная на экономном использовании трудовых и природных ресурсов; гражданская общественная структура; полисная организация с республиканским устройством; высокая культура, оказавшая влияние на римскую и мировую.
Периодизация:
1. Раннеклассовые общества и первые гос. образования 2 тыс. до н.э. (Крит и Ахейская Греция). Ахейская Греция – южная часть Балканской Греции (преимущественно Пелопоннес). Много пережитков родоплеменного строя в структуре гос. образований, тесные связи с древневосточными гос-вами ВС, велика роль местного, догреческого, населения (на Крите критское населения было основным; в Балканской Греции господствовали греки-ахейцы, но и роль местного населения была велика). Периоды для Крита и материковой Греции различаются.
Минойские периоды:
1) Раннеминойский (30-23 вв. до н.э.) – господство доклассовых родовых отношений.
2) Среднеминойский, или период старых дворцов (22-18 вв. до н.э.) – образование гос. структуры, возникновение соц. групп и письменности.
3) Позднеминойский, или период новых дворцов (17-12 вв. до н.э.) – объединение Крита, создание критской морской державы, расцвет государственности, культуры, а затем завоевание Крита ахейцами и упадок Крита :с
Элладские периоды:
1) Раннеэлладский (30-21 вв. до н.э.) – первобытные отношения, догреческое население.
2) Среднеэлладский (20-17 вв. до н.э.) – расселение ахейцев в южной части Балканской Греции, конец периода – разложение родоплеменных отношений.
3) Позднеэлладский, или микенский (16-12 вв. до н.э.) – возникновение раннеклассового общества и гос-ва, письменности, расцвет микенский цивилизации и ее упадок.
Рубеж 2-1 тыс. до н.э. С 12 в. до н.э. с севера проникают дорийцы (родоплеменной строй), гибнут ахейские гос-ва, упрощается соц. структура, забывается письменность. Вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, понижается уровень социально-экономического и политического развития.
2. Формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в 11-4 вв. до н.э.). Этап начинается с разложения родоплеменных отношений.
Периоды:
1) Гомеровский, или темные века, или предполисный период (11-9 вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.
2) Архаический (8-6 вв. до н.э.) – формирование полисного общества и гос-ва, Великая греческая колонизация.
3) Классический (5-4 вв. до н.э.) – расцвет цивилизации, рациональной экономики, полисного строя и культуры.
Середина 4 в. до н.э. – кризис полиса. В 4 в. кризис переживала и Персидская держава. Преодоление кризисов могло произойти только при создании новых соц. структур и гос. образований в сочетании начал греческого полисного строя и древневосточного общества. Такими обществами и гос-вами стали эллинистические, возникшие в конце 4 в. до н.э., после распада империи Сашки.
3. Завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и гос-в (эллинистический этап).
Периоды:
1) Восточные походы Сашки и образование системы эллинистических гос-в (30-е гг. 4 в. до н.э. – 80-е гг. 3 в. до н.э.).
2) Функционирование эллинистических обществ и гос-в (80-е гг. 3 в. до н.э. – сер. 2 в. до н.э.).
3) Кризис эллинистической системы и завоевание эллинистических гос-в Римом на Западе и Парфией на Востоке (сер. 2 в. до н.э. – 1 в. до н.э.).
30 г. до н.э. – завоевание Египта, последнего эллинистического гос-ва (династия Птолемеев) – конец эллинистического этапа древнегреческой истории и развития древнегреческой цивилизации вообще.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 620.