Вопрос 9. Ахейское общество и государство во II тыс. до н.э. Троянская война
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раннеэлладский период. Создатели микенской культуры – греки-ахейцы. Они вторглись на Балканский п-ов на рубеже 3-2 тыс. до н.э. из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья. Двигались с севера на юг, попутно уничтожая или ассимилируя пеласгов – догреческое население этой тер-рии, родственники минойцев. По соседству с последними еще жили лелеги и карийцы. Геродот: вся Греция некогда называлась Пеласгией.

Начало 3 тыс. до н.э. – культура халколита (энеолита), когда культура материковой Греции была тесно связано с раннеземледельческими культурами (зона «трипольской культуры»). Мотивы спирали и меандра в росписи глиняной посуды.

Сер. 3 тыс. до н.э. – эпоха ранней бронзы, культура Греции выходит вперед.

Поселения раннеэлладской эпохи: цитадель в Лерне (южное побережье Арголиды) - крупный административный и хозяйственный центр, предвосхищавший более поздние дворцы. Аналогичные центры найдены в Тиринфе и в Аковитике. В цитаделях жили представители родоплеменной знати. Существовали и небольшие плотно застроенные поселки (деревни) с узкими проходами-улицами. Могли быть, а могли и не быть оборонительные сооружения. Напр., Рафина (восточное побережье Аттики) и Зигуриес (северо-восточный Пелопоннес). Здесь жили, в основном, крестьяне-земледельцы. Зарождалось ремесло – гончарное производство и металлообработка, оно обеспечивало местный спрос и лишь в незначительной части уходила за пределы общины.

Со 2/2 3 тыс. до н.э. – процесс формирования классов и гос-ва. Развитие греческой культуры было прервано в результате миграций племен.

Рубеж 3-2 тыс. до н.э. – новый этап, формирование греческой народности. Ок. 2300 г. до н.э. в пожаре погибла цитадель Лерны и др. Возникают новые поселения на месте старых, изменения в материальной культуре: керамика, изготовленная с помощью гончарного круга («минийские вазы» - монохромные (серые или черные) и отполированные сосуды), появились лошади (ранее неизвестные в южной части Балканского п-ова). Это связано с приходом первой волны грекоязычных ахейцев. Взаимодействие и постепенное сращивание культуры пришлых ахейских племен и местного догреческого населения. Многие слова греки заимствовали у своих предшественников (напр., «кипарис», «гиацинт», «нарцисс») => Удачная ассимиляция.

Культура среднеэлладского периода, несмотря на новшества, уступает предшествующей. В погребениях редко встречаются изделия из металла, снова появляются орудия из камня и кости, исчезают монументальные сооружения, вместо них – глинобитные дома. Родоплеменная община еще едина. Поселения этого периода располагаются на возвышенностях с крутыми склонами и укреплены => Время было неспокойным и тревожным. Типичный пример – городище Мальти-Дорион в Мессении.

Конец среднеэлладского периода – полоса экономического и культурного подъема, возобновился процесс классообразования: выделяются и обосновываются в цитаделях аристократические роды, в руках племенной знати концентрируются богатства, созданные крестьянами и ремесленниками и захваченные во время набегов на соседей. Первые гос. образования. => Сложились предпосылки для формирования цивилизации.

16 в. до н.э. – микенский период истории ДГ. Влияние минойской цивилизации (заимствование культов, религиозных обрядов, фресковой живописи, водопровода и канализации, фасонов одежды, некоторых видов оружия, линейного слогового письма).

Самый ранний памятник – шахтовые могилы. Первые шесть открыты Шлиманом в 1876 г. в черте Микенской цитадели. Всего их > 3000. В них много драгоценностей, в т.ч. золотые маски. Датируются 16-м веком до н.э. => Микены в это время были центром большого гос-ва. Микенские цари имели воинственные наклонности: в их могилах много оружия, некоторые из этих вещей украшены сценами войны и охоты, на самих могилах стояли каменные стелы.

15-13 вв. до н.э. – расцвет микенской цивилизации. Зона ее распространения выходит за Арголиды, охватывает весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие о-ва Эгейского моря. Единая культура: общие виды жилищ, погребений, керамики, культовых статуэток, изделий из слоновой кости и т.д. Судя по раскопкам, это была богатая и процветающая страна с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков.

Основные центры культуры – дворцы. В Микенах и Тиринфе – наиболее значительные + в Пилосе, в Афинах, Фивах и Орхомене, в Иолке. Отличия от критских дворцов: почти все они были укреплены, внешним видом напоминая средневековые замки. Образец – Тиринфская цитадель. Сходства: элементы внутреннего убранства, напр., утолщающиеся кверху колонны критского типа, росписи стен и т.д.

Дворцовые постройки: дворец Нестора в Пилосе (западная Мессения; Нестор – старый и мудрый царь Пилоса, один из главных участников похода на Трою), открытый К. Бледженом в 1939 г. Отличается симметричной планировкой, что не свойственно минойской архитектуре. Мегарон – обширный прямоугольный зал, неотъемлемая и наиболее важная часть дворца. Этот дворец был крупным экспортером оливкового масла, которое ценилось уже в то время. Здесь же был дворцовый архив с текстами, написанными линейным письмом Б (13 в. до н.э.) - первый архив, найденный на тер-рии материковой Греции.

Толосы, или купольные гробницы – царские усыпальницы, располагались вблизи дворцов и цитаделей. Самый большой – гробница Атрея – находится в Микенах. Разграблена.

В 50-х гг. М. Вентрис и Дж. Чедвиг нашли ключ к пониманию знаков линейного слогового письма на табличках из Кносса и Пилоса => Появился важный источник инф-ии. Почти все эти таблички – хоз. счетные записи, позволяющие судить об экономике, соц и политическом устройстве дворцовых гос-в.

В это время в Греции уже существовало рабство, и оно широко применялось, особенно в дворцовых хоз-вах. Были и женщины-рабыни (молольщицы зерна, прядильницы, швеи, банщицы), их было больше, чем мужчин-рабов => Рабство находилось еще на низкой ступени развития. Так называемые «божьи рабы и рабыни» обычно арендовали земли небольшими участками у общины (демоса) или у частных лиц => Они не были полноправными членами общины.

Основная масса трудящегося населения – свободные или полусвободные крестьяне и ремесленники. Свобода их носила относительный хар-р, т.к. они находились в эконом зависимости от дворца и облагались трудовыми и натуральными повинностями. Ремесленники – каменщики, портные, горшечники, оружейники, золотых дел мастера, парфюмеры, врачи – за работу получали из дворца плату натурой, как и чиновники. Особое положение занимали кузнецы: они от дворца получали таласию, т.е. задание или урок. Спец чиновник наблюдал за работой кузнеца. Некоторые ремесленники состояли на постоянной службе во дворце или в связанном с ним святилище (при этом они не лишались личной свободы), другие были свободными общинниками и выполняли работу на дворец лишь как повинность.

Вся земля делилась на две категории: 1) земля дворца (гос) и 2) земля отдельных территориальных общин. Часть гос земли находилась под контролем дворцовой администрации, а часть – распределялась на правах условного держания, т.е. при условии выполнения службы в пользу дворца отдавалась сановникам из числа военной и жреческой знати. Они уже могли сдавать землю небольшими участками в аренду другим (напр., «божьим рабам»). Примерно так же использовала землю сельская община (дамос): примерно одинаковые наделы распределялись внутри общины между семьями, оставшаяся земля сдавалась в аренду. Писцы все регистрировали. => И общинные, и гос земли находились под контролем дворцовой администрации и эксплуатировались ею в интересах централизованного гос. хоз-ва.

Дворцовое хоз-во – широко разветвленная эконом система, охватывающая почти все отрасли производства. Частное хоз-во находилось в фискальной (податной) зависимости от «гос сектора» и играло второстепенную роль. Гос-во монополизировало важнейшие отрасли ремесленного хоз-ва, напр., кузнечное дело, и установило контроль над распределением дефицитных видов сырья (металлы). Это типично для древнейших классовых обществ в Средиземноморье и на Ближнем Востоке в эпоху бронзы (см. Шумер, Сирия, Египет, Хеттское царство, Крит).

Развитый бюрократический аппарат: штат писцов, дворцовая канцелярия, архив, чиновники фискального ведомства, ведавшие сбором налогов и наблюдавшие за выполнением повинностей. Вся тер-рия царства была разбита на 16 податных округов с наместниками-коретерами во главе. В состав податей входил металл и различные виды сельхоз продукции. В подчинении у коретера – чиновники низшего ранга, управлявшие отдельными поселениями (басилеи). Они осуществляли надзор за производством. Над коретерами и басилеями стояла центральная власть – дворец управлял с помощью вестников и курьеров, инспекторов и ревизоров. Во главе дворцового гос-ва стоял «ванака», т.е. «господин», «повелитель», «царь». Политические функции и права – неизвестно. Он занимал привилегированное положение среди знати, ему принадлежал земельный надел – темен, который был в 3 раза больше других, в его распоряжении находилась многочисленная челядь. Одно из наиболее видных мест среди царских чиновников занимал лавагет – воевода или военачальник, он командовал вооруженными силами. + В круг высшей знати входили жрецы главных храмов гос-ва, высшие военные чины (предводители отрядов боевых колесниц, которые были главной ударной силой в то время).

Пилосское общество было иерархично, как мирамида. Верхняя ступень – военно-жреческая знать во главе с царем и военачальником. У них в подчинении – многочисленные чиновники, составлявшие аппарат угнетения и эксплуатации трудящегося населения. Основание – крестьяне и ремесленники, не принимавшие участия в управлении гос-вом. Ниже стояли рабы, занятые на работах в дворцовом хоз-ве.

Троянская война. Обычно между ахейскими гос-вами были напряженные отношения, но иногда они могли объединяться для каких-нибудь совместных военных предприятий. О Троянской войне написал Гомер в «Илиаде». Если верить ему, в походе принимали участие почти все основные области ахейской Греции – от Фессалии на севере до Крита и Родоса на юге. Предводителем был избран микенский царь Агамемнон. Историческая реальность этого события не вызывает сомнений, хотя, конечно, Гомер мог преувеличить кое-где.

Троянская война – одно из проявлений военной и колонизационной экспансии ахейцев в Малой Азии и Восточном Средиземноморье. В 14-13 вв. до н.э. ахейские поселения появились на побережьях Малой Азии, на Родосе и Кипре и даже на сиро-финикийском побережье Средиземного моря. + часть Западного Средиземноморья (на месте более позднего Тарента, о. Искья, Сицилия, на Мальте). Здесь они перехватывали торговую инициативу у минойцев. Торговлю ахейцы совмещали с пиратством. В документах из архива Богазкея гос-во Аххиява ставиться в один ряд с Египтом, Вавилонией и Сирией. Правители Аххиявы поддерживали тесные дипломатические отношения с Хеттским гос-вом.

Конец 13 в. – в Микенах, Тиринфе, Афинах и др. восстанавливаются старые и возводятся новые укрепления. Воздвигается массивная стена на Истме (перешеек между Средней Грецией и Пелопоннесом), чтобы защититься от нападения с севера. Археология показывает, что на севере и сев-зап Балканского п-ова (Македония и Эпир) обитали племена, еще не вышедшие из родоплеменного строя (грубая лепная керамика, примитивные глиняные идолы, но использование металла). В это время племенной мир северобалканского региона пришел в движение. Они включали в себя народы, говорившие на диалектах греческого языка (дорийский и западногреческий), и негреческие народы, фракийско-иллирийского происхождения. Все они устремились на юг. По пути они рушили микенские поселения. В пожаре погиб и Пилосский дворец. Хоз-ву микенских гос-в был нанесен серьезный ущерб. => Упадок ремесла и торговли, сокращение численности населения

Причины упадка микенской цивилизации:

1) Внутренняя слабость раннеклассовых отношений в Греции 2 тыс. до н.э. в целом. Основная масса населения составляла родовые общины, в то время как обитатели микенских «дворцовых центров» делились на несколько соц прослоек и классовых групп. Этот дуализм – свидетельство непрочности сложившихся соц отношений.

2) Микенские дворцы – изолированные центры высокой культуры, выступавшие центрами потребления, а не производства.

3) Истощение внутренних ресурсов, растрата огромных материальных и людских резервов в результате многолетней Троянской войны и кровавых междоусобиц (а ведь еще придворная знать, бюрократы и военные много «жрали»).

В общем, ахейская цивилизация была обществом внутренне непрочным. После этой «волны» переселения большая часть варваров отхлынули обратно на север, лишь небольшие группы дорийцев и др. племен обосновались в прибрежных районах Пелопоннеса. До конца 12 в. еще существовали отдельные островки микенской культуры.

Потом наступает массовая эмиграция с тер-рии Балканской Греции на Восток – в Малую Азию и на близлежащие о-ва. В нем принимали участие уцелевшие ахейцы, которые теперь именуются ионийцами и эолийцами, а также дорийцы. Результат: образование на западном побережье Малой Азии и на о-вах Лесбосе, Хиосе, Самосе, Родосе и др. множества новых поселений – Милет, Эфес, Колофон (все – ионийские), Смирна (этолийская), Галикарнас (дорийский).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 308.