Вопрос 11. Греческий полис, его сущность, формирование и типы. Понятие «гражданское общество»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Материал по лекции Стрелкова

В архаике основной единицей будет греческий полис.

Что есть полис?

Полис есть город-государство:

Античная цивилизация по сути урбанистическая цивилизация (в основном города, а не села) главный процесс гибели античности - рустификация (все уйдут из города, чтобы выжить)

Полис состоит из двух частей:

Город/полис/астю и прилегающие к нему территории= хора; это есть государство

Маленькие размеры - характер иная особенность полиса (100-200 кв километров, а есть еще меньше - Факиды (22 государства))

Самые большие Аттика-Афины 2500 кв км и Спарта 840 кв км

В Афинах было 35-36 тыс граждан(мужчина с 18), а так 200 тыс человек; в Сиракузах тоже 200 тыс человек

Всего было 400 греческих полисов. А во времена Великой Греческой колонизации станет порядка 700 полисов

Платон "со стен вашего города вы должны видеть всю родину" родина то, что обозримо - таков менталитет

Полис есть гражданская община, которая базируется на античной форме собственности

Собственность есть не некий предмет, а собственность есть те отношения, которые возникают по поводу какой-либо вещи

Что является объектом собственности? В эпоху античности главным объектом собственности была земля, поскольку она является главным средством для производства. Особенность античной формы собственности: собственник на землю - отдельно взятый гражданин и государство. На один и тот же участок земли претендуют два собственника, однако гражданин может продать подарить и так далее, а государство (контролирует момент перехода прав собственника - гражданина передает землю только гражданину) имеет свой кусок земли 10% (принадлежит богам). Частная собственность в рамках прав граждан. Земля только у гражданина, только гражданские права на землю.

Гражданская община. Каждый гражданин:

1) землевладелец (либо потенциальный землевладелец). Только крестьянин является автаркичным. Землевладелец обладает Элевтерией (свободой), только собственник может быть независимым.

2) Является воином. Коллектив есть народное ополчение. В 18-20 лет служба в армии, а до 60 лет военнообязанный. Гоплитская революция. Гоплит имеет бронзовый панцирь, шлем, ноги защищены, щит (аргосские щиты), копье (2 метра), меч. Одновременно с гоплитом появляется фаланга. Фаланга формирует гражданский коллектив - в фаланге вы часть целого, вы не имеете права выйти из нее, потому что она единое целое, только вместе вы можете победить. Общество коллективизма. Патриотизм (без него нет гражданского общества) - осознание, что кроме тебя никто не защитит свои собственные интересы, только ты можешь вместе с товарищами защитить государство, никто за тебя это делать не будет. Гражданский статус является исключительным (политическое общение), если человек будет знать, что он везде будет изгоем кроме своего гос-ва, только тогда он будет его защищать

3) Элемент политической жизни. Постоянное участие граждан в принятии решений. Народное собрание как высший орган государства. В любом нормальном государстве есть органы принуждения. Но в полисе нет аппарата принуждения (первая полиция – гос. рабы в Афинах). Гражданин выполняет законы в силу убежденности необходимости, а не потому что тебя заставят что-то сделать. Греки были очень политизированы. Главное, чего боялись греки - граждане, которым все равно (идиотос), он опасен, потому что не будет сопротивляться

Граждане мыслятся как коллектив земельной собственности, граждане товаропроизводители -> экономическая форма соединения граждан - рынок

Полис изначально является моделью рыночной экономики. Граждане нужны друг другу экономически, для автаркии.

Но это модель идеального полиса. Однако плисы не повторяют друг друга, они конкретно приспособлены к конкретным условия. Это многообразие. Конечно, из-за этого есть военно-политическая слабость. Однако греческий мир есть духовное единство.

 

ФРАТРИЯ (греч. братство), в родовом обществе союз нескольких родов, позднее в полисах — гражданское объединение с единым культом и общим земельным владением. Несколько фратрий составляли филу. В Афинах в древнейшее время существовало 12 фратрий примерно по 30 родов в каждой. Первоначально права гражданина определялись членством в какой-либо филе. После реформ Клисфена в кон. VI в. до н. э. за фратриями сохранилось лишь религиозное значение.

ФИЛА {греч.), основное подразделение гражданского коллектива в греч. полисе, по своему происхождению восходит к родовому обществу. Она состояла из неск. фратрий, образовывала культовое сообщество со своими собств. жрецами, в периоды войны представляла собой воинское подразделение. Число Ф. было различным.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 249.