Вопрос 8. Минойская цивилизация во II тыс. до н.э
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Крит – древнейший очаг цивилизации. Находится на перекрестке торговых путей; соединяет Балканский п-ов и острова Эгиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Культура Крита испытала на себе влияние испытала на себе влияние разнородных и разделенных большими расстояниями культур, таких как древнейшие речные цивилизации Ближнего Востока и раннеземледельческие культуры Анатолии, Придунайской низменности и Балканской Греции. Особая роль – культура Кикладского архипелага, одна из выдающихся культур Эгейского мира в III т. До н.э. для кикладской к-ры характерны большие укрепленные поселения протогородского типа – Филакопи на о. Мелос, Халандриани на Сирос. Так же кикладские идолы – высокоразвитая самобытная культура. Обитатели Кик. О-вов были опытными мореплавателями.

Возникновение минойской цивилизации III – II тыс. До Н н.э. после эпохи неолита произошел скачок в развитии, за счет освоения меди и бронзы. Основой труда стало земледелие, ориентированное на злаковые (ячмень) виноград и олива ( средиземноморская триада). В результате увеличилась масса избыточного продукта -> в некоторых общинах создаются резервные фонды сх продуктов -> возможность отделить ремесло от сх -> профессиональная специализация в различных отраслях. Об этом свидетельствуют находки ювелирки и гончарный круг.  Развитие торговли=развитие мореплавания. В III т. Контакты с Кикладами и прибрежные районы материковой Греции и малой Азии, до Сирии и Египта.

Быстрый рост населения в плодородных районах острова. Поселения в восточной части и на центральной равнине – район Кносса и Фета. Идет процесс расслоения общества, выделяется знать из родовых вождей и жрецов. Появления рабов из захваченных чужеземцев. Складывание новой формы политических отношений – сильные общины подчиняют соседей и заставляют платить дань.  Итог – образование на рубеже III - II тыс. первых «дворцовых» государств.

Периодизациия:

1. 30-23 – раннеминойский

2. 22-19 – среднеминойский

3. 17-12 - позднеминойский

 

Эпоха дворцовой цивилизации охватывает 600 лет.

Старых дворцов – 2000-1700

Новых – 1700-1400

самостоятельные государства, в их число входят дворца Кносса, Феста, Малии (центр. Часть) и дворец Като Закро ( запад. Часть) главное в дворцовых постройках – размещение всего комплекса вокруг прямоугольного центрального двора, вытянутого по осевой линии с севера и юг. Вазы стиля Камарес.

Уже в эпоху старых дворцов соц-экономическое и политическое развитие критского общества породило пиктографическую письменность -> линейное письмо А.

1700 – дворцы были разрушены в результате землетрясения. Построили новые дворцы -> второй этап развития. Дворец миноса в Кноссе – Эванс.

Минойская тавромахия – игры с быками. Все дворцы неукрепленные т.к. в ближайших окрестностях не было значительной морской державы. 

Центральная фигура минойского пантеона – богиня-владычица, как богиня плодородия. Бог-бык. 

Особая черта минойского общества – тесное переплетения духовной и практической деятельности. Как считают ученые, на Крите была теократия. Цари священнодействовали.

Социально-экономические отношения.

По захоронениям можно сказать, что жили бедно. Основная масса населения обитала в небольших поселках и деревнях. Типичное поселение – Гурния, площадь 1.5 га. Три главные улицы, дома не более 50 м2. Дома из камней и глины и кирпичей. Было несколько мелких ремесленных мастерских. В центре большая постройка, тип дворец, но бедный.

Земледельческое население Кносского царства было обложено повинностями – натуральными и трудовыми. Между народом и богами стояли профессиональные жрецы во главе со «священным царем». Это была сложившаяся и четко оформленная прослойка наследственной жреческой знати – замкнутое аристократическое сословие. Происходила концентрация избыточного продукта в руках дворцовой элиты. Мб был резервный фонд. Дворец выполнял все функции – административные, религиозные был житницей, мастерской и торговой факторией. А.Богаевский – существование примитивного рабства, найдены подземные темницы – колодцы. Сильное разделение на богатых и бедных.

Богаевский – другая точка зрения в целом, критское общество даже в момент своего развития было родовым, первобытно-коммунистическим и государства не было. Потому что большие дворцы похожи на большие дома в родовом обществе. Лурье не согласен.

Функции дворцов:

1. дворец есть центр административной власти – на Крите монрхия.

2. Религиозная функция. Дворец был храмом.

3. Место проживания элиты.

4. Центр организации экономики.

5. Место концентрации прибавочного продукта.

6. Центр торговли.

+ не было укреплений у дворца.

С 1700 года искусство Крита становится более реалистичным и динамичным., заметно влияние Египта – глаза в ан фас.

Высший расцвет – XVI - первую половину XV в. Крит стал единым централизованным государством под властью царей Кносса. Существовала система мер – гири. Возможно, объединение осуществил Минос – первый таласократ – владыка моря. Миноса воспитал Зевс. ( разные точки зрения на Миноса: миносов было много; минос есть титул, плюс царя никто не видел. Так считал Андреев).

XVI – широкая экспансия в Эгейском бассейне. Возникновение колони и торговых факторий на о-вах Кикладского архипелага и побережье Малой Азии. Торговые связи с Египтом и государствами сиро-финикийского побережья. В торговле в ходы была денежная единица – медный талант, 29 кг, как и у гири. Может это были и не деньги.

В середине XV (1400) века произошла катастрофа, все дворцы разрушены. Возможно, из-за извержения вулкана на о. Фера в южной части Эгейского моря. Или это были греки-ахейцы, вторгнувшиеся с материковой Греции. Произошли перемены, свидетельствующие о появление нового народа -> кносские вазы в дворцовом стиле, появление абстрактных географических схем->могилы с вооружением. Все дошедшие таблички кносского архива написаны на греческом языке и датируются концом XV в.. Далее упадок и конец. Для того, чтобы уничтожить цивилизацию достаточно уничтожить интеллектуальное меньшинство.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.