Экзистенциализм – философия человеческого бытия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

. Общие понятия и основные проблемы экзистенциализма.

Слово экзистенциализм происходит от латинского existentia – существование. Экзистенциализм или философия существования – это течение, главным предметом изучения которого стали проблемы существования человека. Крупный представитель данного течения Альбер Камю так формулирует задачи философии: «Что нужно сделать для установления справедливости, достижения истины и вселения в человека надежды?» Экзистенциализм как течение сформировался в 20-х годах XX века в Германии и Франции, и стал одним из популярных философских течений на Западе. На становление экзистенциализма большое влияние оказали философские воззрения С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда и идеи русских писателей-мыслителей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

             Главный тезис экзистенциализма: единственной подлинной действительностью является человеческая личность – начало и конец любого знания, прежде всего, философского. Человек сначала существует, а потом уже определяет себя в мире. Человек стремиться к своей индивидуальной цели, творит себя, выбирает свою жизнь. Но он одинок в своих чувствах, он находится в пустоте, его бытие – драма, так утверждают экзистенциалисты. Они отстаивают мысль о том, что человек является абсолютной ценностью, и несмотря ни на что, должен стремиться к свободной реализации себя как личности. Экзистенциализм ставит жизнь выше познания, желание выше мышления, конкретное выше абстрактного, динамику выше статики, любовь выше закона, индивидуальное выше социального, субъективное выше объективного, внерациональное выше рационального и свободу выше необходимости.

Главные философские положения экзистенциализма:

· Существование, или экзистенция, имеет приоритет над сущностью. Иначе, существование предшествует сущности.

· Изначально люди – это животные, научившиеся выбирать. Они не рассматриваются как рациональные, политические или механические существа.

· Человечество, как объект, несвободно, однако индивидуум, как субъект, свободен.

· Мое «я» не есть «моя личность». «Личность» можно изучать и описывать. Но «я», стоящее за личностью, не поддается описанию; «я» совершенно свободно.

· У объективности нет бытия; только субъективное существует реально.

· Значение и ценности обретаются через бытие, жизнь, волю и действие. Форма, сущность и структура не имеют значения.

Каковы причины возникновения философии экзистенциализма? В философии ХХ века культ разума был переосмыслен кровавыми уроками 1 и 2-ой мировых войн. Сила и мощь разума человека были дискредитированы. Особенно остро это переживалось в странах, потерпевших поражение. И не случайно, что эпицентром возникновения экзистенциализма стала Германия, а затем и Франция.

В своих взглядах экзистенциалисты опирались на идеи датского философа Сёрена Кьеркегора (1813 – 1855). Кьеркегор обвинял рациональную философию в абстракционизме и сухости по отношении к человеку. Философы, считал Кьеркегор, превыше всего ставят что-то всеобщее – дух, материю, Бога, прогресс или отвлеченную истину, забывая о главном в философии – человеке. А если анализируют человека, то только его сущность, не замечая за абстрактной сущностью живого индивида с его страданиями. Центральной проблемой Кьеркегора была проблема выбора. В книге «Наслаждение или долг» он пишет: «Выбор необходим, решайся: «или – или». Сама ситуация выбора «потрясает» душу человека своей неизбежностью, ибо она ущемляет свободу. Неизбежность выбора, принятие решения несет трагедию, психическое переживание. Она навязана человеку извне (Богом ли, обществом ли) и заставляет выбирать независимо от того, хочет этого человек или нет. Выбор экзистенциален». Кьеркегор утверждал, что хотя наш выбор глубоко безразличен существованию, но всё же человек должен сделать свой выбор так, чтобы выбрать самого себя и своего Бога, который и есть он сам. Безнравственность по Кьеркегору, заключается в том, что человек хочет «забыться в общем» (в Боге ли, в социуме ли). Истина же – в нем самом.

Основные представители школы экзистенциализма (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю и др.)

Философия существования не представляет собой единого учения. Каждый из ее главных представителей создает как бы свое учение. Каждый из философов-экзистенциалистов анализирует определенные аспекты человеческих отношений. Крупнейшими представителями экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1888 – 1976) и Карл Ясперс (1883 – 1969), французские философы Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) и Альбер Камю (1913 – 1960), испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883 – 1955) и другие.

Хайдеггер – выдающийся философ XX века. Выстраивая экзистенциальную онтологию в книге «Бытиё и время», Хайдеггер идет от человеческого существования (Dasein) к бытию, миру каким он видится человеку и «выстраивается» вокруг него. До Хайдеггера философы рассматривали бытиё (Sein) и человека в отдельности. Хайдеггер утверждает, что Dasein первично, это бытиё – сознание, и это сознание не познающего субъекта, а страдающее сознание. Поэтому мир, бытиё оказываются как бы окрашенными в эмоциональные тона (страха, вины, заботы). Забота (Sorge) – важнейшая категория экзистенциализма. У Хайдеггера даже употребляется формула: «Человек есть забота». Человек постоянно озабочен, это и есть его бытиё в мире («In-Der-Welt-Sein»). Философию Хайдеггера часто называют фундаментальной онтологией – учением о бытии человека в мире.

Ясперс ввел в философию понятие «пограничной ситуации» и связанное с ней понятие «раковины», или «футляра» (Gehäuse). Человек в целях самосохранения живёт как бы в «раковине», прячась от острых кризисных положений («пограничных ситуаций»). Но спрятаться трудно, поэтому человека всю жизнь сопровождают страх, отчаяние, страдание, вина. «Пограничные ситуации» по существу неразрешимы, они ведут либо к параличу, либо к компромиссу. По мнению Ясперса, и то, и другое – не выход.

Центральной темой в философии Сартра проблема свободы и ответственности. По Сартру, свобода человека абсолютна: «Человек не может быть то свободным, то рабом, он полностью и всегда свободен или его нет». Человек осуществляет свою свободу в акте выборе, но не простом, а когда решения избежать нельзя, например, в ситуациях жизни и смерти, или при решении жизненно важных проблем. Такое решение Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свой жизненный путь на многие годы вперёд. Сартр неоднократно повторяет, что человек осуждён быть свободным. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше и т.д. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за всё, что он совершает, за самого себя: «Всё, что со мной происходит, – моё».

Другой французский экзистенциалист и писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы (1957) Альбер Камю, сосредотачивал своё видение на проблеме поиска смысла жизни. Писатель приходит к убеждению, что смысл нашего существования обнаруживается на грани жизни и смерти. Жизнь и смерть неразрывно связаны между собой. Человеческое существование постоянно сопровождается смертью одних вещей, идей и событий, и рождением других вещей. Смысл жизни в том и состоит, чтобы постоянно преодолевать тлен смерти. Невозможно остановить процесс превращения нашего жизненного мира в небытиё, но осмысленными действиями человек вполне способен вносить порядок в мир и сохранять жизнь. Камю считал, что проблема смысла жизни также связана с отношениями личности и общества. Общество содержит набор принципов, норм и правил, регулирующих поведение индивида. Овладение ими есть процесс социализации, в ходе которой люди занимают своё место в обществе и начинают выполнять отведенные им социальные роли. Но этот процесс может принять механический характер, исключающий индивидуальное творчество. Именно тогда человек превращается в марионетку или живого робота. Люди начинают возводить социальные нормы и правила в культ, забывая при этом, что эти регуляторы не более чем средства деятельности и не являются самодостаточными. Фетишизация данных средств становится основой социальной нетерпимости и третирования инакоживущих. Выход Камю видел в бунте человека против закостенелого общества, который он рассматривал как одно из прав человека. Целью бунта без насилия является обновление человека и общества, и обретение свободы.

Английский писатель и философ Колин Уилсон, считает философию Хайдеггера и Сартра пессимистической, и поэтому не имеющей будущего для своего развития. Уилсон написал шеститомную работу "Посторонний" (The Outsider), которая положила начало оптимистическому экзистенциализму. Уилсон говорит о новом понимании свободы, которая состоит в расширении и углублении сознания путем различных методов психоанализа, психотерапии и медитации. Философия Уилсона глубоко оптимистична и направлена, прежде всего, на возрождение человеческого духа, на его освобождение от оков стереотипов, на расширение нашего восприятия в целом.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 157.