Теоцентризм, основные идеи и этапы развития средневековой философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Теоцентризм. Основывается на догмате творения – исходной точкой бытия признается сверхприродное, самодостаточное и абсолютно совершенное начало – Бог. Бог вечен, постоянен, всемогущ и всепроникающ. Подлинным бытием обладает только Бог. Бог является творцом всего существующего. Творение мира есть акт Божественной воли. Поэтому все вещи являются относительными и несамостоятельными.

· В истории средневековой философии выделяют 2 основных этапа – патристику и схоластику.

· Патристика (II – VI вв.) (от лат. Pater – отец) – учение «отцов» церкви. Ранний этап патристики называется апологетика (apologetika – защищаюсь). В эпоху патристики были заложены основные принципы и понятия средневековой философии. Крупнейшие философы периода патристики: Филон Александрийский, Плотин, Тертуллиан Карфагенский, Северин Боэций, Августин Блаженный и др.

· Схоластика (VII – XIV вв.) (от лат. Schola – школа) «школярская философия» – философия, которая преподавалась в церковных школах и средневековых университетах. В эпоху схоластики богословие (теология) и философия постепенно разделяются. Крупнейшие философы схоластики: Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Уильям Оккам и др.

 

31. Философские идеи Августина Блаженного.

Августин является самой масштабной фигурой среди апологетов. Родился в Северной Африке, в семье римского патриция. Юность Августина была беззаботной. Затем в его жизни наступает коренной перелом и Августин обращается в христианство уже в зрелом возрасте, становится аскетом и ярым поборником христианского учения. В своей философии он опирался на учение Платона.

Бог и мир в философии Августина. Всё бытие находиться в Боге. Бог вечный, неизменный, самотождественный. О Боге нельзя сказать «позже» или «раньше». Он всегда пребывает в «теперь». Другими словами, Бог существует вне времени и вне пространства. Поэтому он присутствует всегда и везде.До акта творения ничего не было, кроме Бога. Бог создал всё, что будет в соответствии с «семенами логоса», которые внедрены в материю. То есть, в материи содержаться зародыши всех будущих вещей и явлений. Когда приходит соответствующая пора вещь или явление развиваются из названных «семян» естественным путем.Бог творит не только материю, но и время. Само время Августин рассматривает иначе, чем античные мыслители, которые подразумевали ход времени по кругу. Такое циклическое движение времени ничего не давало для познания истории. Августин говорит, что время необратимо, имеет линейный характер и потому история никогда полностью не повторяется. Таким образом, благодаря идеям Августина время уже не сводилось только к природным процессам, и появилась понятие исторического прогресса общества.

Человек и общество в философии Августина. Человек состоит из тела и души. Они созданы Богом. Душа бессмертна и должна заботиться о теле. Благодаря единству души и тела человек способен чувствовать, мыслить, двигаться. И это позволяет ему занимать особое место в мире.

Решая проблему добра и зла как в мире, так и в жизни отдельного человека, Августин утверждает, что зло возникает из-за недостатка или отсутствия добра. У зла нет своей причины или источника. В человеке зло есть следствие несовершенства человеческого разума и воли, и это ведет его к злым поступкам. Любовь, вера и воля ведут человека к Богу, и сам человек свободен в избрании этого пути.

Августин считал, что в идеале общество должно служить людям. Такое общество должно строиться на основе духовных связей. Но в реальности общество функционирует через принуждение.

Познание и вера. Человек стремиться к Богу, потому что в Боге он находит любовь, покой и благодать. К Богу человек может идти через разум и знание при помощи теологии и философии. Другой путь – через веру и волю человека, подтверждающую эту веру праведными поступками. И второй путь – через веру и волю – выше пути ума. «Влечение сердца важнее разума», – говорит Августин.

Он различает чувственное и рациональное познание. Они связаны между собой, но выполняют разные функции. Чувства фиксирую воздействие вещей и выступают вестниками о внешнем мире. А разум осуществляет логический анализ ощущений – сопоставляет их, оценивает и делает выводы. В результате совместного действия чувств и разума мы получаем знания о предметах. Иногда разум способен вступать в прямой контакт с Божественным и, тем самым, получать прямое откровение и мистический опыт.

Основные труды Августина: «О Троице», «О граде Божьем», «Исповедь».

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 205.