. Под философией Гобсса подразумевал знания о природе и государстве. Проблема государства была изложена в самой известной книге Гоббса – «Левиафан», которая сделала его имя всемирно известным. (Книга вышла в свет в 1651г. во время диктатуры Кромвеля.) В ней Гоббс изложил свою теорию возникновения государства. В догосударственную эру люди не знали собственности и были равноправны (все могли пользоваться всем). Но из-за того, что люди фактически неравны (есть сильные и слабые, трудолюбивые и ленивые, добрые и скупые), эгоистичны и злы, поэтому между ними шла бесконечная и ожесточенная война всех против всех. Совместная жизнь людей стала невозможной из-за угрозы их взаимного истребления. В целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех против всех». Так вследствие необходимости и в результате общественного договора возник общий институт для регулирования жизни в обществе – государство. Но в процессе становления государство превратилось в всесильное и непобедимое чудовище – Левиафана, которое «пожирает и сметает все на своем пути». Следовательно, государство – зло, но необходимое и неизбежное. Без него бы общество вновь вернулось бы в состояние всеобщего хаоса. Поэтому люди должны безоговорочно подчиниться, потому что это их собственное детище, которое действует в интересах людей, чтобы не было войны всех против всех.
Концепция договорного государства сыграла значительную роль в развитии теории государства и права не только в 17 век, но и последующие века.
40)УЧЕНИЕ ЛИБЕРИЗМА Дж. Локка. Теория разделения властей.
Либерализм Локка. В основе своей теории государства Локк отталкивается от утверждения о том, что человек от рождения обладает тремя правами: на жизнь, на свободу и собственность. Семья, общество и государство должны заботиться о мировоззрении и развитии подрастающего поколения. Локк предложил и обосновал принцип разделения властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Эта тройственная правовая формула вошла во многие конституции. Общая либеральность направленность философских и политико-правовых взглядов Локка основывается на идее свободы человека в обществе, государстве, межличностных отношениях. «Абсолютная свобода, справедливая и истинная свобода, равная и беспристрастная свобода – вот в чем мы нуждаемся». Идея либерализма (от лат. liberalis – свободный), развитая Локком нашла практическое воплощение в конституции Северной Каролины.
41. Учение о субстанции и познании в философии Б. Спинозы.
Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) – голландский философ, родился в семье купца.
Онтология. Учение о единой субстанции. Спиноза не соглашается с Декартом по поводу его теории субстанции, усматривая в ней противоречия. Так, по Декарту, субстанция – это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Тем не менее, духовная и материальная субстанции сотворены высшей субстанцией – Богом и зависят от него. Спиноза создает собственное учение, в котором стремится преодолеть декартовское противоречие.
Не существует различия между высшей субстанцией – Богом и сотворенными им другими субстанциями. Существует только одна единая субстанция, которая включает в себя и природу и Бога (позиция монизма). Эта субстанция объединяет свойства (мышление и протяженность) и духовной и материальной субстанций Декарта. В результате Бог сливается с природой, дух с материей, что называется пантеизмом. Не существует Бога, находящегося и творящегося вне природы, возвышающегося над
природой. Бог Спинозы не есть личность, а безличная сущность, начало и причина всего бытия.
Гносеология. Спиноза выделил 4 способа приобретения знания:
1. Первый способ – знания понаслышке (единственный способ религии).
2. Второй способ – житейский опыт, где наблюдения беспорядочны и случайны.
3. Третий способ – познание в результате деятельности разума (размышлений, логических операций). Этот способ, хоть и является научным, все же не совсем достоверный.
4. Четвертый способ – познание через интуицию, когда сущность вещи схватывается безошибочно и адекватно. Спиноза называл этот вид «познание в чистом виде».
Познание субстанции и познание модусов принципиально различны. Модусы могут познаваться через опыт, субстанция – только рациональным путем, через интеллект.
42. Учение о субстанции и познании в философии Г. Лейбница
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий философ, объективный идеалист, один из самых универсальных умов в истории Европейской культуры. Родился в Германии (Лейпциге), в семье профессора университета. Занимался философией, логикой, математикой, юриспруденцией. Способствовал открытию Академий наук в Берлине, Вене и Петербурге.
Онтология. Учение о монадах. Изучив теории Декарта и Спинозы, Лейбниц пришел к выводу, что Спинозе не удалось преодолеть дуализма Декарта – то, что было у Декарта двумя видами субстанции (мышление и материя), у Спинозы стало двумя видами модусов единой субстанции. Лейбниц создал собственное учение о субстанции. Под субстанцией Лейбниц понимает некие активные духовные атомы – монады, созданные Богом (от греч. monas – единица). Поэтому онтологию Лейбниц называют монадологией. Субстанция у него носит плюралистический (множественный) характер – в мире существует бесконечное множество монад, и каждая из них индивидуальна. Следовательно, количественной интерпретации бытия недостаточно, необходимо его качественное понимание. (пытался преодолеть декартовский механицизм)
Свойства монад: монада неделима, проста, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием, изменяется и развивается. Монады замкнуты и независимы друг от друга. Но взаимодействуют между собой согласованным образом по закону гармонии, установленным Богом.
Монады подразделяются на три вида: голые, души и духи. Голые, или низшие, образуют неорганическую природу (камни, земля, полезные ископаемые), которая не пассивна, но ее активность находится на низшей ступени. Монады животных обладают ощущениями, но развитым самосознанием. Монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, способностью мыслить. Высшая монада – Бог.
Гносеология. Лейбниц пытался примирить рациональный и эмпирические пути познания. Он делил все знания на 2 вида – «истины разума» и «истины факта». «Истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют всеобщий характер. «Истины факта» – знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды). Эти знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер, тем не менее, их нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов.
43.Докритический период философии И. Канта.
В философии Канта выделяют два периода: докритический (до 1770 г.) и критический. Основными работами I периода являются «Всеобщая естественная история и теория неба» и «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». В первый период творчества интересы Канта носили преимущественно естественнонаучный и натурфилософский характер. В это время он выступает как крупный ученый – астроном и физик. Так, Кант высказал гипотезу о замедлении вращения Земли из-за того, что морские приливы перемещаясь с востока на запад, т.е. в направлении, противоположном вращению Земли, тормозят ее. В 1755 г. Кант обосновывает гипотезу о естественном происхождении Солнечной системы (она вошла в науку как гипотеза Канта). До Канта считали, что природа не имеет исторического развития. Учёные XVII века (в т.ч. Галилей и Ньютон) были убеждены в божественном происхождении небесных светил. Кант утверждал, что Бог не творил Вселенную, а сотворил лишь то хаотичное вещество, из которого под действием законов механики возникло все мироздание. (Из первоначального хаоса материальных частиц могла образоваться Солнечная система.) Более того, происхождение и творение мира – дело вечности: однажды начавшись, оно никогда не прекратится. Вселенная постоянно расширяется – на ее периферии все время возникают новые миры, а старые гибнут. Кант предсказывал гибель и нашей планетной системы.
Параллельно в духовном мире Канта пробуждается большой интерес к философии. Он размышляет о превращении результатов деятельности человека в нечто чуждое и враждебное ему. На примере науки он показывает, как благо может превратиться во зло. Наука, говорит он, заражена двумя болезнями: однобокостью и отсутствием достойной цели. Наука нуждается в «верховном философском надзоре». Ученый становится одноглазым чудовищем, если у него «отсутствует философский глаз». Второй глаз нужен, чтобы посмотреть на вещи с точки зрения других людей. Для К. ценность знания определена нравственной ориентацией. «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Отныне в центре философских исканий Канта стоит вопрос: «Что есть человек?»
Дата: 2019-05-28, просмотров: 208.