. Философы во второй половине XIX века пытались осмыслить сущность и причины начавшегося кризиса западноевропейской цивилизации, и искали новые пути для его преодоления. Всё это послужило началом формирования нового типа философии, получившей название «неклассическая» философия или «постклассическая» философия. Это название неклассическая философия получила, потому что ее представители стремились преодолеть положения классической философии.
В рамках неклассической философии сложились 2 крупных направления. Первое направление можно назвать «традиционалистским». Её сторонники призывали сохранить классическую традицию, но вместе с этим, они разрабатывали новые философские подходы и принципы. К этому направлению относятся неокантианство (их лозунг «Назад к Канту!»), неогегельянство («Назад к Гегелю!») и неотомизм (обновленное учение Фомы Аквинского). Второе направление можно назвать «критическим». Её представители относились критически (от умеренной критичности до радикально-нигилистической позиции) к классической философии. Критическое направление стало доминирующим в неклассической философии и представлено в философских учениях Сёрена Кьеркегора, Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра, Анри Бергсона и др.
Сравнительный анализ классической и неклассической философий:
1. Классическая традиция рассматривала философию как метафизику – учение о сверхчувственных надчеловеческих принципах и предельных основаниях бытия. Основными темами были: проблема существования всеобщего, проблема сущности мира и человека, универсальных методов познания, всеобщих принципов истории и т.д.
Неклассическая философия отказывается от традиционной метафизики, от поиска универсальных основ бытия, проявляет интерес к единичному и стремится воссоздать полноту, многогранность, уникальность отдельных сторон бытия.
2. Классическая философия занимается построением объяснительной модели бытия окружающего мира (что есть мир?) и бытия человека (что есть человек).
Неклассическая философия занимается поиском путей преобразования мира и человека, и её волнуют следующие вопросы: что нужно предпринять, чтобы остаться человеком в бесчеловечном мире, как сделать мир более человечным и т.д.
3. Классическая философия главным в человеке признает познавательную способность и сводит сущность человека к его разуму.
Неклассическая философия либо:
1) выводит сущность человека за пределы разума в сферу бессознательного (например, психоанализ); в область волевых актов и процессов (волюнтаризм), в сферу интуиции (интуитивизм) и т.д.;
2) утверждает, что у человека нет сущности, т.к. он находиться в процессе постоянного становления и самосозидания (например, экзистенциализм).
4. Классическая философия утверждает, что человек – свободное существо, а саму свободу выводит из разума, который неограничен в своих творческих возможностях. Свобода – это цель, к которой постоянно стремится человек.
Неклассические философы проблему свободы человека определяют по-разному. Одни говорят, что свобода присуща человеку и является необходимым условием творчества и самосозидания (экзистенциализм). Другие говорят, что свобода принципиально невозможна из-за того, что жизнь человека зависит от экономических, политических, культурных структур, которые манипулируют его сознанием (структурализм и постструктурализм). Третья категория неклассических философов утверждает, что человек пытается убежать от свободы из-за тяжести ответственности (Эрих Фромм).
Неклассическая философия ввела в философию ряд новых тем, например, коммуникация, понимание, мир повседневности, глобальные проблемы, человек и техника и т.д.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 240.