Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания
Онтология (от греч. ontos - сущее и logos - слово, закон, учение, наука) - учение о сущем, учение о бытии. Онтология - это раздел философии, изучающий бытие.
Гносеология (от греч. gnosis - познание) - учение о познании, или теория познания.
Этика (от греч. ethos -обычай, характер) - учение о нравственности, морали. В дословном переводе "этика" означает "искусство повседневного поведения".
Эстетика (от греч. aisthetikos - искусно чувствующий, чувственность) - учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является одним из древнейших разделов философии.
аксиология-учение о ценностях и их природе .
философская антропология -фил учение о происхождении человека и его сущности .
логика- учение о законах мышления.
Функции фф
1.мировоззренческая -фф дает картину мира в целом, объединяет данные наук, искусств , практик .
2.методологическая -разрабатывает наиболее общие методы , кот можно применить в др науках .
3.интеграционная-знания,полученные отд дисциплинами, сводятся с пом фф в ед целостную систему.
4.гноссеолог-дает знания о мире.
3. Биосоциальная сущность человека.
Человек состоит из 3х составляющих
-биологическое начало(Анатомофизиологические задатки,тип нервной системы половые и др)
-психологическое начало(Чувство воображение память мышление воля характер)
-социальное(мировоззрение идеалы ценности)
Человек существо целостное ,Т.е,соединяет 3 начала ,существо универсальное(К любой деятельности)Существо уникальное, те открытое миру, неповторимое ,свободное,творческое, стремящееся к самосовершенствованию
Человек биосоциальное существо
Существуют 2 основных подхода решения проблемы сущности человека
-биологизаторский
-социологизаторский
4. Основные концепции смысла жизни человека в философии
Смысл жизни-самостоятельный осознанный выбор ценностей и идеалов , на которых человек ориентируетсяв своей жизни . он меняется в зависимости от исторических условий существования человека и его возрастных особенностей.
· Гедонизм - жизнь - есть наслаждение и удовольствие.
· Эвдемонизм – жизнь- стремление к счастью
· Утилитаризм жизнь- извлекать из всего и всех пользу ,видеть в др человекене личностьа средство удовлетворения своих устремлений и потребностей
· Прагматизм. смысл жизни здесь видится в служении практическому действию, выгоде, успеху. Такая целевая установка оправдывает любые средства ее осуществления.
· Этика долга-это самопожертвование ради высоких идеалов(служение родине семье долгу, любви, счастью др людей
· Аскетизм- жизнь- отречение от от благ мира ради близости к богу
5. Индивид, индивидуальность, личность: общее и различия.
Индивид- это характеристика человека как отдельного представителя биологического рода людей
Индивидуальность- характеристика человека как носителя своеобразных только ему характерных качеств, кот позволяют отличать его от других людей. Включает в себя наследованные так и благоприобретенные качества
Личность- носитель соц качеств, только человека со сформированным мировоззрением, ценностными установками моральными принципами можно назвать личностью,-итог взаимодействия человека и общества.
6. Познание. Объект и субъект познания. Виды познания.
Гносеология – раздел философии в котором изучается познаются процесс познаваемости мира, границы человеческого знания, способы получения знаний В ходе познания исследуется и выполняется разнообразные грани бытия ,внеш сторона и сущность вещей, явление окружающего мира , а также человек познает самого себя.
Познание- духовная деятельность людей, на основе достоверных прошлых поколений
Элементы познания:
-Субъект, объект,предмет познания
-способы и средства познания
-формы и уровни познания
-результат познания и его оценка
Субъект-человек из которого исходит познавательный интерес и который осуществляет познавательную деятельность, он обладает-разумом и арсеналом познавательных средств накопл. Человечеством
Объект- та часть окр мира на кото направлен познавательный интерес субъекта познания
Предмет- это часть объекта познания, на кот непосредственно направл острие познания
Виды познания:
-Житейское познание основано на жизненном опыте
-Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.
-Художественное познание. целостное, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.
-Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы: ощущения, восприятия, представления ----Рациональное познание. Существует три формы рационального познания: понятие,суждение; умозаключение.
-Интуитивное познание
7. Основные теории истины
классическая концепция -под истиной понимается соотвеств человеч знаний реальному положению дел .
марксистская-знание,соответсв действит-ти, хар-р и степень соответ-я изм-ся в опред пределах ,связанных с прогрессом науки и практики .
конвециональная-истина-это прод-т согл-я м/у участниками познават процесса .
когерентная-ист знание всегда непротиворечиво и сист упорядоченно .
8. Наука и научное познание. Методология научного познания (уровни познания).
Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.
Наука — это форма духовно-практической деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и их систематизацию.
Эпистемология — это учение о научном познании.
Уровни научного познания:
Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.
Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.
Классификация методов научного познания может осуществляться по различным основаниям:
Первое основание. По характеру и роли в познании выделяют методы — приемы, которые состоят из конкретных правил, приемов и алгоритмов действий (наблюдение, эксперимент и т. п.) и методы- подходы, которые указывают направление и общий способ исследования (системный анализ, функциональный анализ, диахронный метод и т. д.).
Второе основание. По функциональному назначению выделяют:
а) общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т. д.);
б) методы эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, опрос, измерение);
в) методы теоретического уровня (моделирование, мысленный эксперимент, аналогия, математические методы, философские методы, индукция и дедукция).
Третье основание — это степень общности. Здесь методы подразделяются на:
а) философские методы (диалектический, формально — логический, интуитивный, феноменологический, герменевтический);
б) общенаучные методы, то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т. д.) решает свою, характерную лишь для него задачу;
в) специальные методы.
9. Формы рационального и чувственного познания.
Философия выделяет два различных вида: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.
Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.
1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.
2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.
3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.
Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.
1. понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.
2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.
3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.
4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.
5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
10. Формы теоретического познания
Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
· наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
· эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
· измерение - определение отношения измеряемой величины к
· эталону (например, метру);
· сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.
11. Формы эмпирического познания.
Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:
· анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
· синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; · классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
· абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
· формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
· аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
· моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
· идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
· дедукция - движение от общего к частному;
· индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.
12.Онтология. Бытие как система.
Онтология – учение о фундаментальных принципах существования бытия(природа- общество- человек) изучает бытие
Бытие- полнота и единство всех видов реальности объективной физической субъективной соц,виртуальной
Быть значит существовать –Бытие это наиболее общее слово всех вещей . Категория бытия охватывает все реально существ. В природе ,в обществе мышления.Категория бытия –самое общее понятие предельно общей абстракции
Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 вида бытия: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.
Бытие природы — первая форма реальности, универсума. Включает все существующее кроме человека, является следствием длительной универсальной эволюции.
Бытие социальное — второй вид бытия. Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция). Структура социального понятия бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.
Бытие идеальное, духовное — третья форма реальности. Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума. Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей. Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.
13. Онтология. Основные формы бытия.
4 формы бытия:
бытие природы-
бытие 1 природы- бытие тел, проц-сов , сущ до появл-я чел-ка.
бытие 2 природы-преобраз чел-ком природа, орудия труда,мебель , одежда и т.д.
бытие человека-бытие чел-ка в мире вещей ( чел-к рассм-ся как вещь среди вещей , как тело среди тел ,объект среди объектов , кот подчиняется естеств природ законам
-собств человеч бытие -чел-к рассм-ся как субъект ,кот подч-ся не только законам природы ,но и сущ-т как соц-е дух-нравств сущ-во.
бытие духовного(сфера идеального сознания или созн-го) в кот выдел-ют: - индивид-ое духовное (личностное созн-е /сугубо индивид проц-сы психики каждого чел-ка .-объективир-ое духовн-ое дост не только чел-ка ,но и всего общ-ва , напр, язык , скульптура и т.д ,
бытие социального-бытие отд чел-ка в общ-ве и в прогр-се истории как соц.субъекта , носителя соц кач-в , отнош-ий ,
-бытие самого общ-ва охват-ет всю совок-ть жизни общ-ва как целостн орг-ма , вкл матер произв-ую и дух-ую сферу, многообр-е культ-мат ценностей ,
в основе соц бытия лежит эконом бытие общ-ва . с экон тесно связана соц бытие общ-ва с общ институтами и сосед группами .
14. Атрибуты материи: пространство, время, движение
Материя-философское категория для обозначния обьективной реальности, кот дана человеку в его ощущениях кот копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями существуют независимо от них(Ленин)
Общие свойства материи: Всеобщность,объективность,субстанционность,бесконечность и вечность, неуничтожимость, несотворимость, системность, саморазвитие идр
Атрибутами(неотъемлемое свойство)материи или всеоб формами ее бытия являются: движение, пространство, время которых не существует вне материи
Движение-сущность и способ существования материи ,не бывает материи без движения, и движения без материи
Сущ. 5 форм движения материи открытые Ф.Энгельсом
-механическое
-физическое
-химическое
-биологическое
-социальное
Время- это объективно- реальная форма существования движения материи, характеризующиеся последовательное развертывание материальных процессов, отделенность друг от друга разных стадий этих процессов их развития, их длит.,
Пространство-совокупность отношений выраж. Координацию сосуществующих объектов их расположение друг относительно друга и относительную величину(расстояние и ориентация)
15. Основные формы движения материи. Субстанциальная и реляционная концепции «пространство-время».
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и отражается его органами чувств. Учение о материи составляет онтологию.
Одной из особенностей окружающего мира является то, что все составляющие его объекты находятся в постоянном движении.
Движение – это любые взаимодействия объектов окружающего мира, а также изменение состояния этих объектов, которые вызываются данными взаимоотношениями.
Конкретные виды движений можно классифицировать по типам и по формам:
1) по типам. Выделяются два основных типа движений:
а) Первый тип связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, то есть не изменяют своего качества. Примеры: идущий человек, включённый телевизор.
б) Движения второго типа сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении её в совершенно другую вещь.
Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и определённая направленность, называется развитием. Примеры: эволюционные процессы в звёздах, рост различных организмов.
2) по формам. Существуют пять основных форм движения материи, выделенных еще Ф.Энгельсом:
а) Механическая форма - это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы.
б) Физическая форма – это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела.
в) Химическая форма – это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов.
г) Биологическая форма – это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ.
д) Социальная форма – это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства.
Названные формы движения органически связаны между собой, и каждая последующая из них как бы вытекает из предыдущей, основывается на ней, но тем не менее к низшей форме не сводится. Попытки такого сведения сложных форм движения к простейшим нередко имели место в истории философии и получили
название «редукционизм» (например, упрощение социальных форм движения до уровня биологических имеет место в биологизаторских концепциях).
Субстанциальная и реляционная концепции «пространство-время».
Пространство-совокупность отношений выраж. Координацию сосуществующих обьектов их расположение друг относительно друга и относительную величину(расстояние и ориентация)
Время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящих с объектами. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:
1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время - к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие. Сторонники реляционного (от лат. relatio - отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений
16. Диалектика. Три закона диалектики.
диалектика-учение о наиб общих законах развития природы общ-ва и познания , а так же основ на этом учении . универсальный метод мышления.
формы Диалектики :
-античная
-идеалистическая
-материалистическая.
диалектика изучает развитие -высшая форма движении материи .
главная идея- действит-ть нужно понимать в развитии . Д противоположна метафизике .
выделяют 3 основных законов:
1)единства и борьбы противоположностей
2)закон перехода колич измен-ий в качеств и обратно
3)закон отрицания
17. Основные направления в философии (материализм, идеализм, сенсуализм, рационализм, иррационализм).
Рационали́зм —основой познания и действия людей является разум..Представители: Сократ, Кант, Бенедикт Спиноза,Готфрид Лейбниц,Рене Декарт,Георг Гегель и др.
Иррационализм - постулирует невозможность познания действительности научными методами.Представители: Шопенгауэр,Ницше,Шеллинг,Кьеркегор,Якоби,Дильтей,Шпенглер,Бергсон.
Эмпири́зм, эмпирици́зм —чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Представители: Фрэнсис Бэкон,Томас Гоббс,Джон Локк,Джордж Беркли,Дэвид Юм.
Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.Представители: Протагор, Эпикур, Джон Локк, Этьен Бонно де Кондильяк.
Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания.
Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)
18. Античная философия, этапы ее развития, основные школы каждого этапа.
Античной философией называется совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и в Древнем Риме.
Главные особенности античной философии:
1) установка на человеческий разум как на средство познания;
2) стремление к разумной аргументации и логической мотивации.
Историческое значение античной философии состоит в том, что она:
1) определила направление развития западноевропейской цивилизации;
2) явилась предпосылкой и базой для становления западноевропейской культуры и науки.
В истории развития античной философии выделяют 3 основные стадии:
1) период становления (конец VII – V вв. до н.э.)
2) период расцвета или классический период (IV в. до н.э.)
3) период упадка или эллинистический период (III в. до н.э. – II вв. до н.э.)
Особенностью первого этапа развития античной философии является стремление понять сущность природы (натурфилософия) и мира (Космоса) в целом (космоцентризм). Философы первого периода интересуются проблемой устройства Космоса, поисками первоначала бытия. Проблемы человеческой жизни и этики были вторичными.
Философские школы первого этапа:
· Милетская школа;
· Элейская школа;
· школа Гераклита Эфесского;
· школа пифагорейцев;
· школа атомистов.
Особенность второго этапа развития античной философии. Это период зрелости и расцвета античной философии. Философы от изучения внешнего мира переходят к изучению человеческой жизни (субъективно-антропологическая тенденция в философии). Переход к гуманитарной проблематике произошел благодаря Сократу и софистам. Во втором этапе сложились:
· школа Сократа;
· школа (Академия) Платона;
· школа (Лик/ц/ей) Аристотеля;
· школа софистов;
· школа киников и киренаиков.
Особенность третьего этапа развития античной философии. Третий этап связан с упадком рабовладельческого общества, распадом Греции и завоеванием ее другими государствами. Это привело с одной стороны к расширению культурных и социальных связей, с другой стороны породило ощущение катастрофы личного существования. Философия фокусируются на проблеме приспособления человека к сложной, противоречивой социальной жизни. Возникают философские школы:
· эпикурейцев;
· стоиков;
· скептиков;
· неоплатоников
19. Милетская школа, Гераклит, элейская школа. Постановка первых философских проблем.
Милетская школа существовала в Древнй Греции в VI в. до н. э. Название происходит от названия города Милет (находился в Малой Азии), где школа и была основана. Главные представители Милетской школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Фалес Милетский (640 – 560 гг. до н. э.) считается родоначальником европейской науки и философии. Он вошел в историю как «первый философ». (Он был очень образованным человеком. Был геометром, астрономом, инженером, торговцем, путешественником. Многие свои знания по математике и астрономии он почерпнул, путешествуя по странам Востока. В науке Ф. установил, что в году 365 дней, а также в геометрии до сих пор есть теорема Фалеса – он доказал, что угол, вписанный в полуокружность, всегда является прямым. Он первым стал доказывать естественное происхождение Космоса без вмешательства богов.)Главной проблемой его философии был вопрос о первоначале Космоса (бытия). Наблюдая за тем, как всё живое вырастает из влажных семян, питается влажной пищей, не может жить без воды, Фалес приходит к выводу, что вода является первоначалом мира.
Анаксимандр (610 – 546 гг. до н. э.) – ученик Фалеса, автор первой философской книги («О природе»). (Он изобрел солнечные часы, составил первую географическую карту, систематизировал геометрические теоремы. А. первым выдвинул идею о происхождении человека от других животных в результате эволюции – предвосхитил учение Ч. Дарвина.) Анасимандр считал первоначалом мира «апейрон» – это вечная, неопределенная, бесконечная субстанция, из которой все возникло и в которую все превратится.
Анаксимен (ум. ок. 528 гг. до н.э.) – считают, что он был учеником Анаксимандра. Анаксимен первопричиной всего считал воздух, а все остальные вещества на Земле появились в результате или сгущения (ветер, туман, вода, ил, земля, камни) или разрежения (огонь, эфир).
Гераклит (530 – 467 гг. до н. э.) родился в г. Эфес, в Малой Азии. (Он происходил из царско-жреческого рода, жил в одиночестве. За свой сложный язык Гераклит был назван «темным». Его также называли «плачущим», потому что каждый раз, когда Гераклит выходил из дому и видел вокруг себя такое множество дурно живущих людей, он плакал, жалея всех.) Гераклит считается первым в истории философом-диалектиком, так как считал, что:
1. весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну реку нельзя войти дважды», «солнце новое каждый день»);
2. единство и противоречие вещей и явлений составляют основу жизни.
Все вещи постоянно переходят из одного состояния в другое: от дня к ночи, от молодости к старости, от жизни к смерти. Нет ничего постоянного. Но все изменения в мире происходят не хаотично, а подчиняются Логосу – Мировому Разуму.
Первоначалом бытия Гераклит считал огонь. Огонь порождает воздух, воду, землю и вновь огонь, образуя круг. Поэтому у бытия нет ни начала, ни конца.
4. Элейская школа зародилась в г. Элея на территории современной Италии. Основные представители элейской школы: Ксенофан, Парменид, Зенон. Они отрицали философию Гераклита об изменчивости бытия и разрабатывали идею о единой, вечной и неизменной основе Космоса.
Ксенофан (ок. 570 г. до н. э.) стоял у истоков элейской школы. (Он вел скитальческую жизнь, обладал острым критическим умом, писал свои произведения в поэтической форме). Ксенофан первым высказал предположение, что все боги – плод людской фантазии, что люди изобрели богов, приписав им свои физические черты и нравственные недостатки. Сам Ксенофан предположил, что бог должен быть один, и поэтому он должен быть неизменным и всемогущим. Под влиянием этого представления Парменид создал новую теорию устройства мира.
Парменид искал ответ на вопрос: что есть подлинное бытие? И пришел к выводу, что подлинное бытие не может быть чем-то изменчивым, противоречивым и неустойчивым (как считал Гераклит). Парменид утверждает, что бытие:
1) не имеет ни начала, ни конца;
2) непрерывно;
3) неизменно и неподвижно;
4) едино и цельно.
Мир подобен шару – совершенной из фигур.
Парменид первым в истории философии разделил познание на чувственное (посредством органов чувств) и рациональное (познание на основе разума).
Зенон Элейский (490 – 430 гг. до н. э.) изобрел оригинальную систему доказательства философии Парменида. Для подтверждения невозможности движения (неподвижности бытия) и невозможности множественности вещей (тезис о единстве бытия) Зенон выдвинул ряд парадоксов, которые вошли в историю под названием апории Зенона: «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др.
В апории «Дихотомия» (деление пополам) говорится о том, что любое тело, прежде чем пройти какое-то расстояние, должно пройти половину этого расстояния. Однако прежде чем оно пройдет половину, оно должно пройти половину этой половины. Далее половину этой половины и так до бесконечности. Но тогда движение невозможно, поскольку не может начаться – бытие неподвижно
Смысл апории «Стрела» состоит в том, что раз летящая стрела занимает определенное положение (точку) в пространстве и не способна в один и тот же момент занимать в пространстве другие положения, то в каждый момент она покоится, и следовательно не движется. Таким образом, движение невозможно, а бытие неподвижно и неизменно.
20. Атомизм Демокрита и Эпикура.
Атомизм – это учение о прерывистом (дискретном) строении бытия. Основные идеи атомизма были сформулированы Левкиппом и Демокритом.
Демокрит (460 – 360 гг. до н. э.) родился на северо-востоке Эллады. Много учился и путешествовал. Был и Италии (слушал элеатов), Египте, Вавилонии, Иране, Индии, Эфиопии. Знал Сократа, дружил с Гиппократом. Демокрит известен как «смеющийся философ». Он без смеха не появлялся на людях – настолько несерьезным казалось ему все, что делалось всерьез. Смех Демокрита был горьким: он смеялся, считая достойным смеха все человеческие дела.
Демокрит считал, что бытие состоит из бесконечного множества атомов, находящихся и движущихся в пустоте. Атомы вечны, неизменны, неделимы, не возникают и не уничтожаются. Перемещаясь, они соединяются и комбинируются, и так образуются все вещи окружающего мира. Различие вещей объясняется комбинацией различных типов атомов. Атомы бывают различные по величине, форме, расположению («молоко легко пить, т.к. его атомы круглые, гладкие, а горчицу нельзя пить как молоко, потому что её атомы крючковатые»). Существует круговорот атомов в природе: вещи, живые организмы существуют, затем распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые организмы и предметы. Человек – то же скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа состоит из мягких, подвижных, горячих («огненных») атомов. Смерть наступает, когда иссякают атомы души. Демокрит являлся сторонником рационализма – он полагал, что атомы можно познать разумом, а не чувственным путем.
Благодаря атомистам перед человеком предстала мощная онтологическая картина мира, в которой «возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей». Атомисты примирили Гераклита и Парменида: мир вещей текуч, мир элементов, из которых состоят вещи, неизменен. Значение атомизма было огромным. На этой философской основе базировалась физика Ньютона, и атомистические представления о мире, хотя и сильно измененном виде, дошли вплоть до наших дней.
21. Философия софистов.
софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:
старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
младших софистов – Ликофрно, Алкидамант, Трасимах.
Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.
2. Характерные черты философии софистов.
Для софистов характерно:
· критическое отношение к окружающей действительности;
· стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
· неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
· отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
· стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
· восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
· субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
Философия Сократа.
. Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) – наиболее уважаемый из философов Древней Греции. Он не оставил после себя письменных трудов, но вошел в историю как выдающийся мудрец и философ-педагог. Свои взгляды Сократ высказывал среди народа в открытой беседе, в спорах и диалогах. Главными темами философии Сократа были вопросы, актуальные и ныне: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Сократ совершил революцию в философии, повернув внимание философского познания от природы к человеку или, иначе, от натурфилосфии к антропологии.
Осмысливая природу добра и зла, Сократ приходит к главному выводу своей философии: «Всякое зло происходит от незнания». (Человек, творящий зло, действует не по умыслу, а по неведению, поэтому его поступок есть не грех, а заблуждение, и сам он не злодей, а невежда.) Поэтому добродетели можно и нужно учить, делать ее понятной. Например, способность быть справедливым так же присуще человеку, как и способность ходить. Человек от рождения имеет ноги, но ходить его учат. Также человека надо учить быть справедливым. Научившись справедливости, человек не совершит несправедливого поступка, как и человек, научившийся ходить, не опустится на четвереньки и не отсечет себе ноги, жалуясь на то, что ходьба его утомляет.
Этическую философию Сократа кратко можно выразить формулой:
знание = добродетель = счастье.
Задача философии – помочь человеку возродиться, т.е. обрести подлинные моральные нормы.
Сократ из множества добродетелей выделяет 3 главные:
1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти);
2. Храбрость (знание, как преодолевать страх);
3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).
Эти моральные добродетели происходят из природы человека, поэтому они есть «высшие блага и к ним нужно стремиться». Все остальные (привычные) блага - богатство, слава, здоровье и даже жизнь - не являются высшими благами.
Значение деятельности Сократа:
1. повернул философию к человеку;
2. способствовал просвещению граждан, распространял знания;
3. открыл метод майевтики (наводящими вопросами подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины).
4. ввел диалогический метод нахождения истины, т.е. путем нахождения ее в споре (а не декларирования, как делали прежние философы);
5. воспитал много учеников, например, Платона.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 234.