И 36 )Философия эпохи Возрождения: гуманизм и натурфилософия. Идеи Н. Коперника и Дж. Бруно
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI в. по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику.

            Философское мышление можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не бог, а Человек - центр всего мира. Общество не продукт божьей воли, а результат деятельности людей.

            Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу. Он может все. Эпоха В. характеризуется новым уровнем самосознания Ч: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами Ч. В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Джордано Бруно, Коперник, Галилей…

             Мировоззрение людей эпохи В. носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в нем истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Философы эпохи В. верили в бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив Мир и человека Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять свою судьбу.

Джордано Филиппо Бруно (1548 – 1600 гг.) – итальянский философ, родился в семье мелкого дворянина. В 11 лет поступил в школу, в 14 лет в Неапольский университет и по окончании получает сан священника и степень доктора философии. Бруно отличался большими способностями и гордым, независимым нравом, что привело к конфликту с настоятелями, из-за чего он вынужден был оставить Италию. Много лет провел в скитаниях по Европе, читая лекции в университетах (резкий атеизм не оставлял возможности для оседлой жизни). В 1592 г. Бруно оказался в застенках инквизиции. Пытками его вынуждали отказаться от своих взглядов. Суд приговорил Бруно к смерти через сожжение. Бруно ответил: «Ваш приговор мне более страшен для вас, чем для меня!» 17 февраля 1600 г. через языки пламени люди услышали последний возглас великого итальянца: «Сжечь – не значит опровергнуть!». 9 июня 1889 г. в Риме на месте сожжения философа был открыт памятник Дж. Бруно. Бруно вошел в историю как мужественный борец за торжество научной мысли.

Онтология. В своей философии Бруно опирается на идеи Николая Коперника, развивая и углубляя их. Он разработал пантеистическую и материалистическую трактовки бытия. Обосновывая пантеизм, Бруно утверждал, что не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое. В материалистической концепции Вселенной он утверждал, что Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. Бесчисленное множество миров находится за пределами нашей солнечной системы. Земля – малая пылинка в беспредельных просторах мироздания. Бруно пошел дальше Коперника, который считал мир конечным, а Солнце представлял как абсолютный центр Вселенной. Бруно отрицает наличие центра во Вселенной, а Солнце считает одной из звезд, которых во Вселенной бесконечное множество.

Гносеология. В теории познания Бруно выступал против принципа догматизма, противопоставив ему принцип критического сомнения в отношении старых теорий и авторитетов. «Я не говорю, что Платон – невежда, Аристотель – осел, а их последователи – глупцы, дураки и фанатики. Но я не хочу им верить без доказательств и соглашаться с их положениями, недостоверность которых доказана ясно и отчетливо». Предметом познания должна являться природа, а задача познания – открытие природных законов. Процесс познания бесконечен.

Философия Бруно оптимистична. Мир в целом гармоничен и совершенен, несовершенство и смерть характерны лишь для единичных явлений.

 

37.Философия Нового времени. Философия и индуктивный метод познания Ф. Бэкона.

Френсис Бекон (1561 – 1626 гг.) – английский философ, родился в Лондоне в аристократической семье, родоначальник английской материалистической философии и экспериментальной науки. Окончил Кембридж, достиг высоких государственных постов. Главная его книга – «Новый Органон наук». Перед собой Бекон поставил гигантскую задачу «великого восстановления наук». Для этой цели он считает необходимым провести классификацию имеющихся наук.

Классификация наук. За основу своей классификации Бекон взял свойства человеческой души: память, воображение (фантазия) и разум. В соответствии с этими свойствами он выделяет три рода наук: 1) история, опирающаяся на память; 2) поэзия, опирающаяся на воображение; 3) философия, опирающаяся на разум. Философию Бекон делил на философию природы и философию человека.

              Бекон один из первых начал развивать идею о человеке как властелине мира и природы, и выдвигает на первый план практическую сторону человеческого познания. (Если античному человеку важно было познать гармонию Вселенной, чтобы стать совершенным самому, и поэтому идея преобразования природы была абсурдна. А в Средневековья вмешательство в природные процессы (пересотворение) в собственных целях рассматривалась как еретическая мысль.) Знать нужно для того, чтобы опираясь на знание, изменить мир и привести его в соответствие со стремлениями человека. Значение науки состоит в том, что она учит человека повиноваться природе для того, уверенно повелевать ею. Из всех наук он выше ценил естественные, благодаря достижению которых человек получает новую силу и богатство: «Знание – сила». Недостаточно наблюдать за природой, чтобы понять ее, нужно активно задавать ей вопросы и «вырывать» ответы. Таким методом получения ответов на вопросы человека является экспериментальный метод. Таким образом, Бэкон первым начал рассматривать эксперимент (опыт) как один из методов познания. Для обоснования этого положения он разработал опытно-индуктивный метод.

Учение о методе. Учение о методе занимает в философии Бекона центральное место. Прежние методы (еще со времен Аристотеля) носили дедуктивный характер, когда вывод для частностей делается из заранее имеющихся общих мыслей (посылок), то есть Частное (выводится) из Общего. Этот метод, по мнению Бекона, обрекает на топтание на месте. Вместо него Б. предложил опытно-индуктивный метод. Суть его состоит в том, что общие выводы и положения логически выводятся из частных фактов, то есть Общее выводится из Частного. Этот метод позволяет получить новое знание, поскольку он основывается на изучении реальных явлений и фактов, потому что на основе наблюдения, анализа, сравнения и эксперимента ученый способен прийти к самым широким обобщениям и открытиям. Во времена Френсиса Бекона это был принципиально новаторский подход к познанию.

Учение о призраках. Чтобы разум не отрывался от фактов и не искажал их, необходимо очистить его от заблуждений или «идолов», которые глубоко в нём укоренились, Бэкон различает 4 вида заблуждений, присущих человеку:

1) «Идолы рода» – следствие ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эти идолы самые устойчивые и свойственны всем людям.

2) «Идолы пещеры» – индивидуальные заблуждения, происходят оттого, что каждый человек имеет свой внутренний мир (свою пещеру), сужающий его поле зрения.

3) «Идолы рынка» – возникают из неточности языка. Люди часто в одни и те же слова вкладывают разный смысл. Это ведет к пустым спорам и затрудняет научный поиск.

4) «Идолы театра» – слепая вера в авторитеты. Такое положение оборачивается предвзятым отношением к реальности и мешает верному ее отражению.

Бэкон подчеркивал, все идолы «должны быть отброшены твердым и торжественным решением, и разум должен быть совершенно освобождён и очищен от них».

Заслуга Бекона состоит, прежде всего, в том, что он показал научный путь для обобщения уже открытых фактов. Этот метод сохраняет свое значение в науке и в наши дни.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 228.