Кант был убежден, что практический разум ценнее чистого разума. Знание имеет ценность только в том случае, если помогает человеку стать человечнее, обрести твердую нравственную почву, реализовать идею добра. Сама философия имеет смысл, если она служит воспитанию человека. Вопросы способности человеческого разума к моральным действиям К. рассматривает в книге «Критика практического разума». Кант убежден, что этика существует не только в виде назиданий, советов, заповедей. Нравственность должна быть универсальной и общечеловеческой, и это возможно благодаря существованию чистой нравственности. Чистая нравственность – это признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное. Кант приходит к выводу о существовании категорических императивов – моральных правил, имеющих силу закона – которые применимы к поведению людей в любое время и в любом месте. Два самых известных императива Канта:
1) Поступай так, чтобы все твои поступки можно было бы поставить в пример людям;
2) Относись к другому всегда как к цели (мыслящему существу и уникальной личности), а не как к средству.
Формулировки Канта безусловно близки к Евангельскому изречению «Не сотвори другому того, чего себе не желаешь». Но в отличие от евангельского требования моральный пафос кантовского императива определяется чистым долгом.
46.Онтология Гегеля.
Развивая свое учение о бытии, Гегель исходит из постулата о том, что мышление и бытие тождественны. Следствием этой онтологической тождественности является существование единой подлинной реальности, которую Гегель назвал Абсолютной идеей. Помимо того, что Абсолютная идея есть основание бытия, Гегель считал, что она также первопричина всего существующего (окружающего мир, вещей и явлений). Поэтому Мир в понимании Гегеля – это есть целый, единый и сложный организм. Из тождества бытия и мышления Гегель выводит принцип панлогизма: «что все действительное разумно, все разумное действительно». Согласно панлогизму, все соответствует разуму, все является логикой.
Для описания Абсолютной идеи как творческого и самосознающего начала Гегель использует другое название – «Мировой дух». Мировой дух есть абстрактное начало, но в процессе отчуждения от самого себя он проявляется в виде окружающего мира, природы и человека. Через мышление и деятельность человека Мировой дух возвращается к самому себе (круговорот Мирового (Абсолютного) духа). Поэтому, считал Гегель, человеку в бытии принадлежит особая роль. Человек – носитель абсолютной идеи и сознание каждого человека это частица Мирового духа. В человеке безличный Мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.
Через человека Мировой дух:
· проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
· целенаправленно и закономерно движется – это действия человека, ход истории;
· познает себя через познавательную деятельность человека;
· творит в форме духовной и материальной культуры.
Диалектика Гегеля.
Гегель устранил противоречие между мышлением и бытием, но принцип противоречивости он перенес в закон развития и существования Мирового духа, природы, мировой истории, бытия вообще. Тем самым, впервые Гегелем был сформирован закон диалектического развития, или просто диалектика. Смысл диалектического закона развития заключается в том, что:
1. все существующее – Мировой дух, человек, предметы, явления и процессы окружающего мира – содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.д.);
2. эти противоположные начала одновременно едины по своей сути, но находятся между собой в противоречивых отношениях;
3. единство и борьба противоположностей – это основа развития и существования всего в мире (т.е. основа всеобщего существования и развития).
Сам механизм развития абстрактного Мирового духа в конкретные формы через отчуждение Гегель так и обозначил – от абстрактного к конкретному. Процесс развития происходит по закону диалектики:
· существует определенный тезис (утверждение);
· данному тезису всегда находится противоположное утверждение – антитезис;
· в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
· данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более высокого уровня.
Гегель считал, что противоречие не зло, а благо, так как противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречия, их единства и борьбы развитие невозможно. Самый первый тезис, с которого началось всеобщее развитие, Гегель обозначил как «бытие» (т.е. то, что существует), а его антитезисом явилось «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дали синтез – «становление», которое явилось новым тезисом
Дата: 2019-05-28, просмотров: 287.