Философия Ницше: нигилизм, воля к власти, сверхчеловек
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Творчество Фридриха Ницше (1844 – 1900) представляет собой наиболее яркое и глубокое воплощение «философии жизни» – одного из самых «громких» течений неклассической философии XIX века. На мировоззрение Ницше сильное влияние оказало творчество А. Шопенгауэра. Сама философия Ф. Ницше представляет собой глубинный переворот в отношении человека. Ницше остро чувствовал неблагополучие в развитии европейской цивилизации, и в своей философии обращается к человеку с призывом: «Будь тем, кто ты есть!», чтобы пробудить индивидуальную волю, индивидуальную свободу личности против диктата общества. Мысли Ницше были предельно радикальными, и поэтому его философия не была принята современниками, а пик популярности его идей пришелся на I половину XX века.

Радикализм философии Ницше заключается в том, что он ставит перед собой очень сложную задачу разрушения в человеке «твари» и создания в нем «творца» путем самореализации.

Ницше выступает против прежней метафизической философии, и создает собственную ницшеанскую метафизику, в которой можно выделить несколько главных разделов: «нигилизм и переоценка всех ценностей», «воля к власти», «сверхчеловек».

Нигилизм и переоценка всех ценностей. Феномен нигилизма является центральным компонентом в философии Ницше. Он использует слово нигилизм в 2-х значениях: 1) обесценивание прежних ценностей; 2) одновременное и безусловное противодействие этому обесцениванию. Нигилизм для Ницше закономерно вытекает из исторического становления Запада, и суть своего нигилизма Ницше сводит к тезису: «Бог умер!» Это означает, что «христианский Бог» утратил свою власть над миром и над человеком, а христианские идеалы и ценности, в итоге, разрушили инстинкт жизни, породили сознание раба, покорность, страх и несвободу. Ницше считал христианство ответственным за вырождение человечества. Ницше призывает

человека восстать против прежних ценностей и идеалов и заменить их новыми. Человеку нужно отринуть «безжизненные» ценности и заменить их жизнеспособными ценностями, а сущность жизни – это желание роста и воля (стремление) к власти.

Воля к власти – это основная черта жизни, инстинкт жизни, заявлял Ницше. В общественной жизни Ницше выделяет 4 центра, где проявляется воля к власти: искусство, религия, государство, наука. Следует сказать, что термин Ницше «воля к власти» толковался (и толкуется) как политический. Однако он означал, конечно же, «волю к мощи», к силе, он означает волю к самоопределению и силу инстинкта жизни, в нем нет сугубо политического смысла.

Сверхчеловек. Ницше описал новый тип человека – человека будущего, который появится благодаря культурному совершенствованию, основанному на новых «земных» ценностях. Сверхчеловек – абсолютно свободная личность. Он сознательно берет ответственность за свои поступки и прокладывает путь в истории и культуре. Он создает, а не потребляет, творит, а не разрушает. Главные заповеди морали сверхчеловека:

- Люби самого себя;

- Люди по природе не равны;

- Жизнь жестока и беспощадна;

- Каждый должен стать свободным;

- Жизнь – это сила и красота. Они и должны служить критериями нравственности.

Сверхчеловек это не представитель какой-то избранной расы или народа. Это «аристократ духа», создавший себя сам. Более того, Ницше называет Сверхчеловека Ребенком. Люди-дети принадлежат миру и жизни, растворены в них, а не противостоят им. Они обладают жизненной энергией и неограниченным творческим потенциалом. Они чувствуют, а не холодно размышляют, они веселы и радостны. На человеке будущего, по мнению Ницше, лежит огромная ответственность в том, чтобы преодолеть негативные последствия развития культуры Западной Европы, которую Ницше считал варварской, так как в ней науки служат идеям, разрушения и политического господства.

54.Позитивизм. Исторические формы позитивистской философии.

· Одним из направлений современной западной философии является позитивизм (от лат. positivus – положительный). Позитивизм возник из философии рационализма с его верой в безграничную силу и исключительные возможности разума. Позитивисты из философии рационализма развили положение о ценности знаний, но отказались от поиска первоначал бытия. Позитивисты в знаниях особо выделяют такие качества как полезность, достоверность, точность, называя их положительным, позитивным знанием. Отсюда и происходит название данного философского течения.

· Позитивизм приобрел популярность среди естественно научной и технической интеллигенции, так как позитивизм занимается гносеологическими и методологическими проблемами. На основе позитивизма сформировалась современная западная сциентистская культура и философия. Наука рассматривается как кардинальное средство решения социальных задач и главный стимул общественного прогресса.

Выделяют 4 исторические формы позитивизма:

- классический позитивизм (30-е – 70-е гг. XIX вв);

- эмпириокритицизм (махизм) (70-е гг XIX в. – нач. XX в);

- неопозитивизм (нач. XX в. – до сер. XX в.)

- постпозитивизм (с сер. XX в. по сегодняшний день).

 

55.Классический позитивизм и эмпириокритицизм.

Классический позитивизм.

 Основателем классического позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 – 1857 гг.), который считается и основателем науки социологии. В это время (в первой половине XIX в.) от философии отделялись многие частные науки, параллельно с этим происходила абсолютизация роли научных знаний в культуре и обществе. Конт полагал, что задача науки – не объяснение причин явлений, а описание явлений, т.е. науке нужно искать ответы на вопрос «как?», а не «почему?» Задача же философии – разработка общенаучных методов познания, выявление связей между отдельными науками, систематизация и классификация знаний.

Эмпириокритицизм (махизм). Существовал с 70-х годов XIX в. и до нач. XX в. Создателями были австрийский физик Э. Мах и швейцарский философ Р. Авенариус. Слово эмпириокритицизм означает «критика опыта». Активное развитие науки ставило вопросы о природе познания, и о взаимоотношениях познающего субъекта и познаваемого объекта. Эмпириокритики заняли субъективно-идеалистическую позицию и соглашались с Д. Юмом в том, что ощущения лишены материальной или духовной основы. Поэтому изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. Задача философии состоит в критическом подходе к «комплексу ощущений» и дальнейшей интеграции с другими науками во всеобщую науку.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 230.