Мировоззрение, его структура, формы и уровни. 1. Мировоззрение, структура и функции.
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.
Компоненты мировоззрения:
a) Познавательный (цельные знания).
b) Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).
c) Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).
d) Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).
Мировоззрение функционирует на двух уровнях:
I. Жизненно-практический.
II. II. Теоретический.
формы мировоззрения:
обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы;
религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;
научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека;
философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
Философия Сократа.
. Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) – наиболее уважаемый из философов Древней Греции. Он не оставил после себя письменных трудов, но вошел в историю как выдающийся мудрец и философ-педагог. Свои взгляды Сократ высказывал среди народа в открытой беседе, в спорах и диалогах. Главными темами философии Сократа были вопросы, актуальные и ныне: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Сократ совершил революцию в философии, повернув внимание философского познания от природы к человеку или, иначе, от натурфилосфии к антропологии.
Осмысливая природу добра и зла, Сократ приходит к главному выводу своей философии: «Всякое зло происходит от незнания». (Человек, творящий зло, действует не по умыслу, а по неведению, поэтому его поступок есть не грех, а заблуждение, и сам он не злодей, а невежда.) Поэтому добродетели можно и нужно учить, делать ее понятной. Например, способность быть справедливым так же присуще человеку, как и способность ходить. Человек от рождения имеет ноги, но ходить его учат. Также человека надо учить быть справедливым. Научившись справедливости, человек не совершит несправедливого поступка, как и человек, научившийся ходить, не опустится на четвереньки и не отсечет себе ноги, жалуясь на то, что ходьба его утомляет.
Этическую философию Сократа кратко можно выразить формулой:
знание = добродетель = счастье.
Задача философии – помочь человеку возродиться, т.е. обрести подлинные моральные нормы.
Сократ из множества добродетелей выделяет 3 главные:
1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти);
2. Храбрость (знание, как преодолевать страх);
3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).
Эти моральные добродетели происходят из природы человека, поэтому они есть «высшие блага и к ним нужно стремиться». Все остальные (привычные) блага - богатство, слава, здоровье и даже жизнь - не являются высшими благами.
Значение деятельности Сократа:
1. повернул философию к человеку;
2. способствовал просвещению граждан, распространял знания;
3. открыл метод майевтики (наводящими вопросами подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины).
4. ввел диалогический метод нахождения истины, т.е. путем нахождения ее в споре (а не декларирования, как делали прежние философы);
5. воспитал много учеников, например, Платона.
Бритва Оккама в ФИЛОСОФИИ
Вильгельм Лейбниц ученый и философ Нового времени применял правило бритвы Оккама в своих исследованиях, он
расширил понимание этого принципа и вывел логическую цепочку:
1)Есть некий процесс или объект, или связи между предметами, значит должны быть факты (основания), почему это так.
2)Какие логические непротиворечивые сведения или доказательства имеются, чтобы объяснить процесс? Если они сложные, попытаться упростить, посмотреть есть ли основания для бритвы Оккама. Если оснований нет, то простые утверждения и будут самыми верными.
Диалектика Гегеля.
Гегель устранил противоречие между мышлением и бытием, но принцип противоречивости он перенес в закон развития и существования Мирового духа, природы, мировой истории, бытия вообще. Тем самым, впервые Гегелем был сформирован закон диалектического развития, или просто диалектика. Смысл диалектического закона развития заключается в том, что:
1. все существующее – Мировой дух, человек, предметы, явления и процессы окружающего мира – содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.д.);
2. эти противоположные начала одновременно едины по своей сути, но находятся между собой в противоречивых отношениях;
3. единство и борьба противоположностей – это основа развития и существования всего в мире (т.е. основа всеобщего существования и развития).
Сам механизм развития абстрактного Мирового духа в конкретные формы через отчуждение Гегель так и обозначил – от абстрактного к конкретному. Процесс развития происходит по закону диалектики:
· существует определенный тезис (утверждение);
· данному тезису всегда находится противоположное утверждение – антитезис;
· в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
· данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более высокого уровня.
Гегель считал, что противоречие не зло, а благо, так как противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречия, их единства и борьбы развитие невозможно. Самый первый тезис, с которого началось всеобщее развитие, Гегель обозначил как «бытие» (т.е. то, что существует), а его антитезисом явилось «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дали синтез – «становление», которое явилось новым тезисом
Мировоззрение, его структура, формы и уровни. 1. Мировоззрение, структура и функции.
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.
Компоненты мировоззрения:
a) Познавательный (цельные знания).
b) Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).
c) Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).
d) Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).
Мировоззрение функционирует на двух уровнях:
I. Жизненно-практический.
II. II. Теоретический.
формы мировоззрения:
обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы;
религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;
научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека;
философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 197.