Анализ товарной политики предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время наиболее актуальной экономической проблемой ОАО «Березовский сыродельный комбинат» становится нарастающий дефицит собственных оборотных средств, лишающий предприятие возможности маневрирования ресурсами для поддержания необходимых объемов производства, а так же осуществления необходимых инвестиций в техническое перевооружение. При этом первостепенное внимание уделяется улучшению качества, расширению ассортимента продукции, повышению ее конкурентоспособности и изменению структуры молочной продукции в сторону наиболее рентабельных и продаваемых наименований, внедрению энергосберегающих и природоохранных ОАО «Березовский сыродельный комбинат» мероприятий. При постоянно возрастающем импорте новых и все более разнообразных молочных продуктов из России, стратегия расширения ассортимента просто необходима, чтобы предприятие могло конкурировать на рынке. Ассортиментный перечень молочной продукции, производимой на ОАО «Березовский сыродельный комбинат», представлен в таблице 3.5. Проследим изменение ассортимента с 2005 г. по 2008 г.

 

Таблица 3.5  Ассортиментный перечень выпускаемой продукции ОАО «Березовский сыродельный комбинат»

  Наименование ассортиментных групп

Наименование товаров

2005 г. 2008 г.
  1

2

3 4
 

Масло

Масло сливочное-растительное «Домашнее» 67%

+ +
 

Масло сливочное-растительное «Домашнее» 67%

+ +
 

Масло «Крестьянское» сладкосливочное» 72,5%

+ +
 

Масло «Крестьянское» сладкосливочное 72,5%

+ +
 

Масло «Любительское»

+ +
 

 Масло

Масло «Любительское» 82%

+ +
 

Масло сладкосливочное 82%

+ +
  Молоко

Молоко коровье пастеризованное 2,8%

+ +

 

Молоко коровье пастеризованное 1,5%

+

+
Молоко пастеризованное 3,2%

+

+

Сметана

Сметана «Традиционная» 20%-ной жирности

+

+

Сметана «Традиционная» 20%-ной жирности

+

+

Пахта

Пахта

+

+

Кефир

Биокефир «Бодрость» н/ж

+

+
Биокефир «Бодрость» 2,7%

-

+

Молоко сгущенное

Молоко сгущенное с сахаром «Леся» 7%

+

+
Молоко сгущенное с сахаром «Белорусское» н/ж

+

+
Молоко сгущенное с сахаром «Белорусское» н/ж

+

+
Молоко сгущенное цельное с сахаром 8,5%

+

+
Молоко сгущенное с сахаром «Яначка» 5%

+

+

Сыр твердый

Сыр «Пошехонский» 45%

-

+
Сыр «Воскресенский»

-

+
Сыр «Костромской» 45%

-

+
Сыр «Российский» 50%

-

+

Сыр мягкий

Сыр «Белая Русь» 45%

-

+
Сыр «Брынза Западная» 45%

-

+
Сыр «Монастырский»

-

+
Сыр «Голландский» 45%

-

+
Сыр «Диетический»

-

+

Творог

Творог н/ж фасованный

-

+
Творог 9% фасованный «Линкавер»

-

+

Казеин

казеин

+

+

Всего

 

20

32
             

 

Как видно из таблицы 3.5, за последние годы ассортиментный перечень продукции предприятия расширился за счет выпуска таких видов продукции, как сыр и творог.

Широта товарного ассортимента определяется количеством предлагаемых ассортиментных групп. Она позволяет диверсифицировать продукцию, ориентируясь на различные требования потребителя.

Широта ассортимента ОАО «Березовский сыродельный комбинат в 2005 г. составляла семь групп, в 2008 г. этот показатель изменился и составил десять групп.

Коэффициент широты ассортимента рассчитываем по формуле

 

,                                                                          (3.7)

 

где Кш – коэффициент широты ассортимента товарной продукции;

Ш – широта ассортимента в текущем периоде;

Шб – широта в базисном периоде.

Для ОАО «Ивановский молочный завод» коэффициент широты ассортимента товарной продукции составил:


 

Кш = 10 / 7 = 1,4

 

Глубина ассортимента – это количество ассортиментных позиций в каждой товарной группе. Она позволяет удовлетворить потребности различных сегментов покупателей по одному типу конкретного товара. Рассчитываем коэффициент глубины по формуле

 

                                                                                  (3.8)

 

где Kг – коэффициент глубины ассортимента;

Гi – глубина ассортимента i-той товарной группы в текущем году;

Гбi – глубина ассортимента i-той товарной группы в базисном году.

Расчет коэффициента глубины ассортимента представлен в таблице 3.6

 

Таблица 3.6 Расчет глубины ассортимента некоторых товарных групп

Вид продукции

Глубина ассортимента

Коэффициент глубины

Коэффициент обновления

2005 г. 2008 г.
 1 2 3 4 5
Масло 7 7 1 0
Молоко 3 3 1 0
Сметана 2 2 1 0
Кефир 1 2 2 0,5
Творог - 2 - 1
Пахта 1 1 1 0
Сыр мягкий - 5 - 1
Сыр твердый - 4 - 1
Молоко сгущенное 5 5 1 0
Казеин 1 1 1 0

 

Коэффициент по этим группам мы рассчитываем путем деления 2-го и 3-его столбцов таблицы, то есть мы делим глубину ассортимента за 2008 г. на глубину ассортимента за 2005 г. Из этой таблицы мы видим, что ассортиментная группа расширилась только по кефиру, так как этот показатель выше единицы (равен 2). По другим ассортиментным группам расширения продукции не наблюдается.

Кроме того, может быть рассчитан коэффициент обновления. Он рассчитывается следующим путем: разница между показателями глубины ассортимента за 2005 г. и за 2008 г. делится на глубину ассортимента в 2008 г. Наибольший коэффициент обновления составил по следующим товарным группам: кефир, творог, сыры. В рассматриваемый период было внедрено четыре новых продукта –творог, сыр мягкий и твердый, кефир.

Насыщенность ассортимента - это общее число отдельных товаров, входящих в товарную номенклатуру данного предприятия. Расширение товарного ассортимента путем насыщенности заключается в добавлении новых изделий в рамках существующего ассортимента, причем эти изделия должны существенно отличаться от уже выпускаемых изделий. Но перенасыщенность может привести к росту затрат, так как растут затраты на поддержание товарных запасов и модификацию товаров.

Насыщенность ассортимента рассчитываем по формуле

 

                                                                                 (3.9)

 

где Kн – насыщенность ассортимента;

Н – насыщенность ассортимента в текущем году;

 Нб – насыщенность ассортимента в базисном году.

Коэффициент насыщенности «Березовский сыродельный комбинат» составил 1,6, т.к., насыщенность в 2005 г. составила 20, а в 2008 г. – 32.

Таким образом, за период с 2005 по 2008 гг. произошли существенные изменения в товарной политике предприятия. ОАО «Ивановский молочный завод» стремится расширить ассортимент выпускаемой продукции. И это ему удалось. В исследуемом периоде широта ассортимента увеличилась на 3 ед., глубина – на 12, а коэффициент насыщенности составил -1,6. Все это свидетельствует об активной товарной политике в анализируемом периоде.

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 222.