Нормативно-правовой фундамент энергоресурсосбережения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Федеральными органами власти создан необходимый нормативно-правовой фундамент энергоресурсосбережения, позволяющий на местах осуществлять последовательную политику в этом направлении. Его основу составляют Постановления Правительства Российской Федерации «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, организациями бюджетной сферы», «О Федеральной целевой программе «Энергосбережение России» на 2005-2010г.г.» с подпрограммой «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве» [3].

В развитие положений этих документов, руководствуясь Концепцией реформы ЖКХ, Госстроем России разработаны «Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ», одобренные Правительственной комиссией по реформированию ЖКХ о качестве методологической основы для разработки региональных программ энергоресурсосбережения. Внесены изменения в СНиП II-3-79 «Строительная теплотехника», устанавливающие три уровня теплозащиты зданий в зависимости от нормируемых значений термического сопротивления наружных стен. На первом этапе оно повысилось в 1,5 -1,7 раза, с 2000г. осуществляется постепенный переход к слоистым конструкциям разных типов с эффективным теплоизолирующим слоем и повышением термического сопротивления ограждающих конструкций зданий до 2,5-3,5 раза в сравнении с ранее построенными. Реализация новых требований строительных норм и правил дает возможность в определенной мере приблизить требования к теплозащите строящихся и реконструируемых зданий к нормам европейских стран.

В большинстве субъектов Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы энергоресурсосбережения по направлениям:

–Переход к эффективным энергосберегающим архитектурно-строительным системам, инженерному оборудованию как при новом жилищном и коммунальном строительстве, так и при их эксплуатации, реконструкции и модернизации.

–Создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения.

–Совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации, метрологии, направленных на энергоресурсосбережение.

–Внедрение приборного учета и регулирования потребления тепла и воды, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов.

Реализация программы «Энергоресурсосбережение в ЖКХ» должна была дать экономию ресурсов за 2005-2010гг. в 95-110 тонн у.т. и обеспечить снижение бюджетных затрат в ЖКХ на 12-13 млрд. руб. в год.

 

Энергоаудит

 

Известно, что контроль является неотъемлемой функцией менеджмента. Профессиональный подход к контрольной деятельности реализуется в концепции аудита – процесса получения и оценки (контроля) объективных данных в соответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности), устанавливающего уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам.

По уровню полноты аудит подразделяют на функциональный, комплексный, системный.

Функциональный аудит – определяется разделением труда аудиторов по функциям производства и управления (бухгалтерский, финансовый, делопроизводство, экология и др.).

Комплексный аудит – характеризуется охватом наиболее значимых элементов и процессов в деятельности организации (производства и управления совместно и др).

Системный аудит – более глубокий по сравнению с комплексным аудитом. Контроль организации путем учета взаимного влияния каждого функционального аудита, аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешний средой.

Энергоауидт в коммунальной сфере состоит из следующих видов контроля.

Технологический аудит – контроль и проверка состояния технологии и средств производства тепла, энергии и воды.

Экономический аудит – экономический анализ с целью контроля технологического цикла от сжигания топлива до поддержания у потребителей оплачиваемого режима теплоснабжения.

Правовой аудит – контроль за соблюдением законодательства РФ, условий договоров и уставных документов предприятий коммунального хозяйства.

Социальный аудит – контроль за соблюдением условий коллективного договора в части информирования работников по заявленным сторонам деятельности организации и социально-бытовым вопросам.

Анализ результатов технологического аудита показывает необходимость системной реконструкции теплоисточников. В основу такой реконструкции должны быть положены:

-замена топливных ресурсов;

-снижение фактического расхода тепла за счет выбора оптимальной схемы теплофикации;

-снижение эксплуатационных затрат за счет применения современного высокоавтоматизированного оборудования;

-изменение коммерческой схемы: объединение в единую структуру добычи теплоэнергетического топлива и продажа его потребителям в виде услуг по теплоснабжению;

-противозатратная система управления, основанная на использовании частной инициативы строящей свой бизнес на снижение затрат не теплоснабжение.

Опыт показывает, что наиболее высокая эффективность достигается, когда техническая реконструкция проводится таким образом, чтобы одновременно снижались все основные эксплуатационные затраты. В этом случае повышается эффективность и окупаемость вложенных средств.

Проведение технологического аудита обусловлено также актуальностью учета потребления энергоресурсов на объектах ЖКХ.

В связи с этим важное значение приобретают:

-выбор и оптимизация номенклатуры технических средств (приборов учета, регулирования, средств метрологического обеспечения, оперативного сбора, обработки информации и диспетчеризации);

-оценка объемов потребности в технических средствах;

-определение необходимости в изменении схем тепло-, водоснабжения для целей приборного учета (особенно поквартирного);

-определение оптимальной очередности выполнения работ с учетом технико-экономических возможностей регионов.

Первоочередной задачей является оснащение приборами узлов учета на границах раздела сфер ответственности между системой АО-энерго, источниками тепло-, водоснабжения предприятий других министерств и ведомств и муниципальными теплоснабжающими организациями.

Переход к оплате по договорам на поставку тепла и воды по приборам учета, а не на основе расчетов по нормативам, фактически навязываемым поставщиками ресурсов потребителям и отражающим объемы реализации, значительно отличающиеся от фактических. Это дает возможность сократить приписки в объемах поставляемых ресурсов со стороны тепло-, водоснабжающих организаций.

В договорных обязательствах должно быть отмечено:

1 Организация-исполнитель должна:

-проводить перед установкой тепловых счетчиков обязательный приборный энергоаудит для оценки фактических резервов экономии тепла на отопление и горячей воды;

-иметь достаточные оборотные финансовые средства или товарный кредит от предприятий-производителей теплосчетчиков (либо их запас на складах).

2 Организация-заказчик (организация или предприятие ЖКХ) должна иметь возможность твердой гарантии оплаты работ и оборудования. В условиях постоянного дефицита бюджетных средств всех уровней реальные гарантии могут быть даны только под коммунальные платежи населения. Такие гарантии администрация города (или региона) может дать при наличии соответствующих правовых оснований.

Следует обратить особое внимание на процессы тарифообразования в коммунальной теплоэнергетике, которая состоит практически из двух хозяйственно-финансовых систем:

-одна работает в условиях завышенных договорных нагрузок и, соответственно, заниженного тарифа;

-другая основана на занижении нагрузок и соответствующем завышении тарифа.

Опыт показывает, что абсолютное большинство теплоснабжающих предприятий предпочитают строить систему хозяйствования на завышенных договорных нагрузках и заниженных тарифах. Меняя по своему усмотрению договорные нагрузки, можно элементарно выводить необходимый отпускной тариф. Отсюда закономерен вывод: чем шире применяются экономические технологии, тем более выгодно это для теплоснабжающей организации, так как сокращение договорных нагрузок приводит к повышению тарифа, а это уже область политики, а не экономики.

В результате настоящая система хозяйствования, в которой никто не может сказать точно, на какие хозяйственные цели даются дотации, какова реальная себестоимость фактически оплачиваемой потребителем услуги, какова реальная эффективность тех или иных противозатратных мероприятий.

Учитывая, что современные технологические решения по энергоресурсосбережению базируются в основном на одной составляющей затрат – топливных ресурсах, для объективной оценки реальной эффективности тех или иных технических решений, ориентированных на эту составляющую, необходимо использовать метод сквозного энергобаланса, позволяющий оценить все составляющие технологического процесса, которые влияют на расход топлива и дать стоимостные оценки каждой составляющей. К числу таких составляющих необходимо отнести и те процессы, которые приводят к потерям.

Сквозной энергобаланс подразумевает, что приборными методами примерять весь технологический цикл: от сжигания топлива до расходования теплоты в квартирах в целях определения фактической затратности каждой операции для данной конкретной системы «теплоисточник-сети-потребление».

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 175.