За последние три года на предприятиях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) области наблюдается рост объектов производства. Так в 2007г. темпы роста в ТЭК были выше, чем в целом по промышленности в Новосибирской области, составив 150,6% против 105,9%. Эта тенденция сохранилась в 2009 и 2010 годах. Весомый вклад вносят предприятия нефтяной (ОАО «Новосибирскнефтегаз») и угольной (ЗАО «Сибантрацит») промышленности, где темпы роста объемов производства составили соответственно 172% и 118%.
За этот период увеличилось налогооблагаемая база ТЭК, улучшилась ситуация с перечислением налогов в бюджеты всех уровней, уменьшилась дебиторская задолженность, среднемесячная заработная плата на предприятиях ТЭК превысила в 2,5 раза среднюю по области [1].
Однако в ТЭК продолжают накапливаться негативные факторы, что приводит к снижению энергобезопасности Новосибирской области. Назовем главные из них.
1Недостаточность внешних инвестиций в отрасль.
2Изношенность, в среднем на 70%, котельного и турбинного оборудования на Новосибирских электрических станциях.
3Отставание ввода в строй новых генерирующих мощностей и сетевых объектов. Кризис инвестиций привел к замораживанию строительства генерирующих мощностей. За последние 8 лет на электростанциях области не введено ни одного мегаватта мощности.
4Изношенность объектов теплоснабжения. Нарастают проблемы снижения потенциала теплоисточников. Разрыв между установленной и балансовой мощностью ТЭЦ превысил 20%. Практически во всех районах, обслуживаемых электростанциями, наблюдается дефицит тепловой мощности. Система передачи тепла оказалась бесхозной и технологически отсталой. Половина тепловых сетей Новосибирской энергосистемы эксплуатируются более 20 лет и находятся в неудовлетворительном состоянии. В Новосибирской области, как и всюду в стране, преобладает устаревшая технология подземной прокладки тепловых сетей в непроходных каналах с теплоизоляцией преимущественно из минеральной ваты. Из-за низкого качества изоляционных материалов, а также качества строительства потери тепла достигают более 20%. Срок службы тепловых сетей в 2-3 раза ниже зарубежных; интенсивность коррозийных повреждений составляет 0,35-0,40 повреждений на 1 км трассы в год.
5Нестабильность поставок топлива и энергии, которая может усилиться из-за наступления периода маловодных лет на сибирских реках, чрезмерно завышенных цен на топливо, железнодорожные перевозки, из-за неплатежей или развития забастовочного движения на энергетических предприятиях Кузбасса и Красноярского края.
Эффективность использования энергии в области снижается более быстрыми темпами, чем в целом по России: за рассматриваемый период энергоемкость валового регионального продукта (ВРП) НСО возросла более чем на 70%, а прирост энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) России – на 21-22%. Тем не менее, энергоэффективность экономики области в целом пока остается более высокой, чем в среднем по РФ, как это было и в дореформенный период. Общий внутренний потенциал энергосбережения области в текущем году оценивается в диапазоне 1,8-2,1 млн. тонн условного топлива.
Для более четкого представления о состоянии ТЭК рассмотрим балансы топлива и энергии в НСО.
За год в области потребляется около 9 млн. тонн угля, около 300 тыс. тонн мазута, более 2 млрд. куб. метров природного газа и около 30 тыс. тонн сжиженного газа. Суммарное годовое потребление областью энергоресурсов в тоннах условного топлива (тонн у.т.) составляет 9579 тыс. Структура поступления и внутреннего потребления энергоресурсов по области приведена в таблицах 1-6.
Таблица 1 – Поступление энергоресурсов в Новосибирскую область
Вид энергоресурсов | Количество, тыс. тонн у.т. | Доля, % |
Уголь Газ Мазут Гидроэнергия и покупная энергия Прочие виды энергии | 6212 2327 390 620 30 | 64,9 24,3 4,1 6,5 0,3 |
Таблица 2 – Использование топлива в Новосибирской области
Энергопотребитель | Количество, тыс. тонн у.т. | Доля, % |
ТЭЦ Котельные Промышленность Население Сфера услуг и бытовой сектор Другие секторы экономики | 5077 3353 383 479 192 95 | 53,0 35,0 4 5 2 1 |
Таблица 3 – Структура топлива, поступающего для преобразования в Новосибирскую область
Вид топливных ресурсов | Количество, тыс. тонн у.т. | Доля, % |
Уголь Газ Мазут | 6902 2140 280 | 71,0 26,0 3 |
Таблица 4 – Структура конечного потребления энергоресурсов в Новосибирской области
Вид энергоресурсов | Количество, тыс. тонн у.т. | Доля, % |
Уголь Газ Нефтетопливо Теплоэнергия Электроэнергия Прочие виды энергоресурсов | 540 200 31 3798 1205 14 | 9,3 3,5 0,5 65,6 20,8 0,2 |
Таблица 5 – Конечное потребление энергии по секторам экономики Новосибирской области
Энергопотребитель | Количество, тыс. тонн у.т. | Доля, % |
Население Промышленность Транспорт Сельское хозяйство Строительство Сфера услуг и бытовой сектор | 3447,6 1342,8 338 261 57 590,5 | 57,0 22,0 6,0 4,0 1,0 10,0 |
Население, сфера услуг и бытовой сектор (социальная инфраструктура) области совместно потребляют 67% энергии.
Таблица 6 – Суммарные бюджетные затраты на потребление тепло- и электроэнергии в год, млн. руб.
Бюджет | Электроэнергия | Теплоэнергия | Электроэнергия + теплоэнергия |
Всего: в том числе местный областной федеральный | 666,3 408,4 171,9 86,0 | 2757,9 1635,4 983,7 138,8 | 3424,2 2043,8 1155,6 224,8 |
SWOT-анализ ТЭК Новосибирской области представлен в таблице 7.
Таблица 7 – SWOT-анализ ТЭК Новосибирской области
Сильные стороны 1 Стабильно работающая энергетическая система, позволяющая обеспечивать потребителей области тепловой и электрической энергией в достаточном количестве. 2 Стратегическое планирование развития ТЭК в рамках разработанной «Концепции энергетической стратегии НСО на период до 2010 года». 3 Развитый транспортный узел. 4 Наличие магистрального газопровода. 5 Выгодное географическое положение: близость к угольным разрезам. 6 Большой научный и технический потенциал области в производстве новых технологий, техники, оборудования, используемых ТЭК. 7 Наличие областных программ «Энергосбережение на территории области», «Газификация области». | Слабые стороны 1 Электродефицитность энергосистемы. 2 Квоты на газ не используются в полном объеме. 3 Топливная зависимость: в топливном балансе области собственное топливо составляет менее 5%. 4 Старение оборудования, отсутствие ввода новых мощностей из-за недостатка средств. 5 Применение отсталой технологии в тепловом хозяйстве. 6 Отсутствие внешнего инвестирования. 7 Перегрузка магистральных электрических сетей области. | |
Возможности 1 Повышение надежности топливного баланса путем развития местных угольных месторождений. 2 Собственные топливно-энергетические ресурсы смогут резервировать недопоставки топлива из других регионов. 3 Наиболее перспективным направлением совершенствования топливного баланса области является газификация. 4 Привлечение инвестиций в связи с повышением привлекательности Новосибирска и области, формированием и развитие мультимодального транспортного узла и т.д. | Угрозы 1 Вероятность срыва внешних поставок топлива и энергии. 2 Техногенные аварии через 3-4 года при сохранении существующего положения с инвестированием. 3 Ослабление влияния региональных органов государственной власти на процессы, происходящие в энергетике, в связи с недостаточно продуманной и непоследовательной политикой федеральных органов по разгосударствлению энергетики и ее акционированию. В результате региональные органы государственного управления, несущие реальную ответственность за обеспечение энергетической безопасности, не имеют значимых рычагов влияния на ТЭК. 4 Негативные последствия начавшегося процесса реформирования энергетики. Отсутствие инвестирования в электроэнергетике. | |
В этой ситуации очень важна координация действий в таких сферах, как согласование тарифной политики в электроэнергетике, совместное участие в развитии новых месторождений и межрегиональных энергетических комплексов, обеспечение политики энергоснабжения, повышение надежности и качества теплоснабжения потребителей, а также снижение затрат на ремонт и перекладку теплосетей.
В результате анализа экономической эффективности всех предлагаемых вариантов развития ТЭК НСО предпочтительным оказался вариант модернизации существующего оборудования ТЭЦ с параллельным развитием малой энергетики. В его пользу говорит еще и тот факт, что для развития малой энергетики не требуется крупных инвестиций, и сроки строительства объектов малой энергетики значительно короче.
Реализация выбранной стратегии развития ТЭК рассчитана на период до 2010 года. На первом этапе предполагается развитие следующих направлений:
–Создание и совершенствование нормативно-правовой базы для нормального функционирования и развития ТЭК. Законы должны устанавливать долгосрочные правила по инвестированию, тарифному регулированию, рыночным отношениям, экологическим аспектам. После принятия федеральных законов требуется своевременно перерабатывать соответствующую законодательную базу на областном уровне.
–Формирование заказа проектным институтам на разработку схем электроснабжения и теплоснабжения области на период до 2010 года. В этих схемах определятся квоты и местоположение генерирующих объектов для развития малой энергетики.
–Разработка мероприятий по энергетической безопасности области с учетом реформирования электроэнергетики, повышение стабильности внешних поставок топлива и энергии. Для этого необходимо сформировать систему договорных отношений между субъектами Сибирского федерального округа в части:
-согласование тарифной политики в электроэнергетике;
-железнодорожных тарифов на перевозки энергоресурсов;
-долгосрочных взаимопоставок топлива и промышленной либо сельскохозяйственной продукции;
-совместного участия в развитии новых месторождений и межрегиональных энергетических комплексов.
–Постепенное вытеснение посредников при закупке топлива с использованием опыта (договор между администрацией области и ОАО «Сиданко» по поставкам мазута; создание предприятия ГУП «Новосибирская топливная корпорация» по поставкам топлива для населения и муниципальных котельных области).
–Снижение зависимости от поставок топлива из соседних регионов за счет использования местных угольных месторождений антрацита. Возможные объемы использования отсевов антрацита в теплоэнергетике оцениваются в 5 млн. тонн в год, что составило бы значительную долю в топливном балансе. На первом этапе необходимо разработать программу развития добычи антрацита и использования его отсевов на объектах теплоэнергетики.
–Совершенствование топливного баланса области за счет газификации. Программа «Газификация Новосибирской области» предусматривает в первую очередь газификацию населенных пунктов области, расположенных на трассе магистрального газопровода. Потребители области могут использовать природный газ в объеме 5 млрд. куб. метров. Сейчас в области потребляется 1,8-2,2 млрд. куб. метров газа. Комплексный эколого-экономический анализ показывает целесообразность полного использования закрепленной за областью квоты в получении западносибирского газа по сети магистрального газопровода.
Газификация – один из наиболее реальных способов малоинвестиционного обеспечения устойчивости электробаланса области и решения экологических проблем. Он открывает перспективы привлечения машиностроительных предприятий области для производства и комплектаций отечественных газотурбинных установок малой мощности, создания оптового рынка электрической энергии.
Для Новосибирской области ввиду ограниченности собственных природных энергоресурсов энергосбережение является одним из наиболее перспективных направлений.
На фоне ограниченных возможностей для привлечения инвестиций в крупной энергетике ввиду большой капиталоемкости и продолжительности строительства энергообъектов энергосбережение представляет собой широкое поле для реализации высокоприбыльных инвестиционных проектов.
Приоритетным направлением является теплосбережение. По экспертной оценке, предельные возможности экономии тепла оцениваются в 30-40% (преимущественно в магистральных и распределительных тепловых сетях, системах теплоснабжения промышленных предприятий и коммунально-бытовых потребителей).
Следует иметь в виду, что системы теплоснабжения более энергоемки по сравнению с системами электроснабжения (примерно в отношении 70:30%).
Энергосбережение приведет к оздоровлению окружающей среды, снижению выбросов загрязняющих веществ за счет роста эффективности производства и потребления энергоресурсов.
С точки зрения хозяйствующих субъектов области энергосбережение важно как один из факторов снижения себестоимости продукции и получения прибыли.
Наибольшие ресурсы для энергоснабжения сосредоточены в коммунально-бытовом секторе, а среди отраслей народного хозяйства – в энергетике, черной металлургии, промышленности стройматериалов.
Основными принципами энергосберегающей политики являются:
-приоритет повышения эффективности использования топлива и энергии над увеличением объемов добычи, производства, закупки;
-сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей топлива и энергии;
-первоочередность обеспечения выполнения экологических требований;
-обязательность учета производимых и расходуемых энергетических ресурсов;
-заинтересованность производителей и поставщиков энергетических ресурсов в применении эффективных технологий.
На первом этапе проведения активной энергосберегающей политики приоритетны следующие организационно-технические мероприятия:
-расширение нормативно-правовой базы энергосбережения, подготовка и принятие постановлений и решений администрации Новосибирской области, территориальных органов государственной власти по энергосбережению;
-создание полигона для исследования и отработки конструкций нетрадиционных источников энергии;
-разработка и внедрение энергетических паспортов на предприятиях области;
-утилизация горючих отходов очистки бытовых и промышленных стоков канализационных очистных сооружений предприятия Горводоканала;
-снижение потерь энергии в электрических и тепловых сетях;
-развитие альтернативных источников теплоснабжения.
Финансирование и реализация Программы энергосбережения осуществляется за счет целевых средств областного бюджета и средств фонда энергосбережения, собственных средств организаций, инвестиционных и заемных средств. Новые проекты по приоритетным направлениям энергосбережения Программой будут приниматься через проведение тендеров.
Для улучшения экологической ситуации в области предусматривается:
-модернизировать существующие системы пылеочистки на ТЭЦ или установить новые, более эффективные, внедрить газотурбинные и пылегазоулавливающие установки и оснастить котлы приборами экологического контроля и автоматики;
-разработать и внедрить проекты по наиболее эффективным методам сжигания топлива, усовершенствовать процессы водоподготовки и утилизации золошлаковых отходов, а также построить мусоросжигающие заводы в крупных энергодефицитных городах НСО.
Роль государственного управления экологической безопасностью должна заключаться в регулировании инвестиционной деятельности, процедурах государственного лицензирования проектов, производимой и закупаемой продукции и сырья.
Важно привести нормы выбросов к мировым стандартам при значительном повышении нормативной платы за выбросы, введение экологического страхования. В этом случае область получит более надежную финансовую базу для обеспечения экологических программ.
Основными направлениями стратегии развития ТЭК на втором этапе приняты:
-развитие большой энергетики: модернизация оборудования на существующих тепловых станциях, ввод новых мощностей, строительство и реконструкция энергосетевого хозяйства для обеспечения электродефицитных районов области;
-развитие малой энергетики;
-модернизация теплоэнергетического хозяйства;
-формирование устойчивого топливно-энергетического баланса области, выключающего:
-развитие собственной топливной базы за счет увеличения добычи антрацита и использование его отсевов; добычи и переработки нефти;
-газификацию области, которая позволит развивать нетрадиционные источники тепловой и электрической энергии, работающие на газе;
-выполнение программы энергоснабжения, что позволит сократить потери в тепловых и электрических сетях на 30-40%;
-проведение природоохранных мероприятий, улучшение экологической ситуации;
-совершенствование системы государственного регулирования ТЭК.
Новосибирская область, одна из немногих в России, способна полностью обеспечить себя собственной тепловой и электрической энергией, при условии обеспечения области всеми видами ввозимых топливных ресурсов и развития собственной топливной базы.
Реализация предлагаемой стратегии развития позволит ТЭК стабильно и бесперебойно снабжать область энергоресурсами, создать дополнительные рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, улучшить социально-экономическое положение жителей области, обеспечить энергетическую безопасность Новосибирской области.
Это дает стимул развитию промышленности, строительства, торговли и транспорта.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 264.