Социологический анализ наиболее актуальных проблем, волнующих население в городе Нижнекамске
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как уже говорилось, монопрофильные города представляют собой открытые, подвижные системы, эффективность жизнедеятельности которых во многом зависит от внешних факторов. Поэтому экономические и политические кризисы конца 20 века, нарушение производственной специализации и разрыв интеграционных связей между отраслями, промышленными комплексами и регионами России привели к катастрофическим последствиям в жизни таких городов. Примером тому может служить угасание городов, монопрофильным ядром которых служили предприятия военно-промышленного комплекса, атомной энергетики, угольной и других видов промышленности [46, c. 78].

Неблагоприятные объективные условия ведут к нестабильности в работе градообразующих предприятий, которая, в свою очередь, влечет за собой рост безработицы, падение доходов населения, деградацию социальной инфраструктуры и другие разрушительные для города последствия. Все это приводит к негативным изменениям в условиях жизни населения, а значит к социальной напряженности. Они возникают как следствие угнетенного состояния, апатии населения, нервных срывов, ведущих к суицидам, алкоголизму, психическим и физическим заболеваниям, как и индивидуальным так и социальным поступкам и действиям, наконец к массовым протестам [47, c. 13]. Однако те же негативные воздействия могут привести к позитивной мобилизации городского социума, повышению его инновационной активности, способной изменить в лучшую сторону и жизнь городского сообщества, и состояние самого города. Анализ факторов, обеспечивающих жизнеспособность этих территориальных образований, может помочь в преодолении кризисного состояния не только самих, но и страны в целом.

Уровень проблемности жизни населения, рассмотрен на примере такого монопрофильного города как Нижнекамск, третьего по численности и объема производства в Татарстане. На 01.01.2006 г. В нем проживало 236, 9 тыс. Жителей, среди которых татары составляют 50,5 %, русские 42, 9 % и 6, 6 % – представители других национальностей. Город достаточно молодой, трудоспособное население в возрасте от 18 до 50 лет составляет 55 %, а людей старше 60 лет только 9, 8 %. На его территории расположены два крупных предприятия одной технологической цепи: Открытое акционерное общество (ОАО) «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Нижнекамскшина», на которых занято около 36% всех работающих на предприятиях города, что позволяет определять их как «градообразующие», а сам город можно считать монопрофильным.

Развитие городской инфраструктуры в монопрофильном городе до недавнего времени полностью обеспечивалось градообразующими предприятиями. После разгосударствления собственности многие предприятия отказались от содержания объектов непроизводственной сферы. Жилищно-коммунальные службы и объекты их обслуживания (жилье, дороги, коммуникации), детские сады, больницы, транспорт и т. д., были переданы на баланс города. Однако и сейчас их функционирование во многом зависит не только от налоговых отчислений, поступающих в городской бюджет, но и от прямой помощи градообразующего предприятия. Она осуществляется в виде проведения конкретных мероприятий по благоустройству города, социально-культурных мероприятий и мероприятий по социальному обеспечений льготной категории населения, долевого участия в строительстве жилья, спонсорства для закупок оборудования и т. д. Городской бюджет г. Нижнекамска также наполовину пополняется за счет градообразующих предприятий [12].

Часто ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Нижнекамскшина» называют не просто производственными объединениями, а социально-производственными объединениями, в которые входят медицинские, учебные, воспитательные, культурные и другие подразделения. Эти промышленные предприятия в моногороде выполняют функции не только организатора процессов производства, но и являются формой организации жизни людей. Принадлежность работника к ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Нижнекамскшина» определяет все стороны его существования, задает жизненную парадигму. Обеспечение жильем, детскими учреждениями, медицинским обслуживанием, проведение спортивных, культурных мероприятий и любых всевозможных акций в основном осуществляют предприятия-монополисты. Они же зачастую определяют и задают рамки личностного роста и развития каждого жителя города и района.

Нижнекамску присущ ряд характеристик, типичных для моногородов. Так как ядро всей жизни – два промышленных предприятия, то поэтому преобладает «фабричный» образ жизни, в основе которого лежат только производственно-технические и хозяйственные типы деятельности и различные сферы услуг. В городе ощущается дефицит учреждений философского, естественнонаучного, исторического, культурологического направления. Недостаточна также и сеть образовательных, научных, культурных учреждений. Моногород можно назвать «городом-младенцем» с несформировавшейся социально-стартовой структурой и неразвитой сферой городского общения. До настоящего времени экономическую и социальную жизнь горожан во многом определяла деятельность ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Нижнекамскшина». Стабильное положение градообразующих предприятий, гарантированная заработная плата, привилегии в снабжении делают для жителей города престижной работу именно на этих двух предприятиях. Сейчас происходит становление и развитие новых форм собственности, перемена статуса промышленного предприятия, все это должно стать элементом экономической жизни города.

Наряду с производственными вопросами большое внимание руководство «Нижнекамскнефтехима» уделяет социальным проблемам. За 2004 г. предприятием направлено на строительство, реконструкцию и оборудование медицинских и социальных учреждений порядка 100 млн. р., построено 20 тысяч кв. м. жилья для своих работников на общую сумму 200 млн. р. Кроме того, с начала работ на станции очистки воды на ее строительство было перечислено 450 млн. р.

Учитывая, что бюджет социальной политики очень скромен, а ежегодно учреждения нуждаются в текущем, а некоторые и в капитальном ремонте, необходимо отметить тот факт, что наши градообразующие предприятия не оставляют эту нужную людям сферу без внимания. К примеру, Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод (ННПЗ) взял на себя шефство над Домом ветеранов, провел ремонтные работы.

В Нижнекамске благодаря градообразующим предприятиям-заказчикам находит свое решение работа по профориентации молодежи. На сегодняшний день набор учащихся здесь осуществляется на конкурсной основе. А причиной тому гарантированное трудоустройство выпускников (92%), причем на места с хорошей заработной платой. Более того, при администрации города создан координационный совет, который совместно с руководителями крупных предприятий – ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ННПЗ», ОАО «Нижнекамскшина» работает над подготовкой и формированием кадрового потенциала.

В 2005 г. ОАО «Нижнекамскнефтехим» завершил строительство долгожданного Ледового дворца на 5 тысяч мест, который стал не только центром спортивной, но и культурно-массовой жизни города.  

ОАО «Нижнекамскшина» уже 7 лет работает в системе менеджмента качества, соответствующей требованиям международных стандартов ИСО 9001.

Около 20 процентов продукции «Нижнекамскшины» экспортируют в страны ближнего и дальнего зарубежья. Шины с маркой «Кама» отгружаются в страны СНГ, а также Англию, Голландию, Ирак, Финляндию, Иорданию, Кубу и другие страны. Летом 2003 года ОАО «Нижнекамскшина» награждено почетным дипломом «Лучший российский экспортер 2002 года» за выдающийся вклад в расширение внешнеэкономических связей РФ, развитие отечественного экспортного производства и экспорта, высокую профессиональную культуру и повышение международного авторитета российского участника внешнеэкономической деятельности.

ОАО «Нижнекамскшина» с самого начала своего основания и развития известно как предприятие социальной ориентации. Строительство школ и детских садов, последующее постоянное шефство над ними, оказание благотворительной помощи общественным организациям ветеранов и инвалидов, учреждениям образования и религиозным учреждениям, спонсорской помощи – спортсменам, деятелям культуры и искусства, финансовая поддержка пенсионеров, содержание спорткомплекса «Шинник», база отдыха «Чайка» и «Наратлык», собственной поликлиники и санатория-профилактория, организация отдыха и оздоровления работников в учреждениях здравоохранения РТ и РФ – далеко не полный перечень мероприятий, доказывающих самое активное участие крупнейшей шинной компании России в общегородских мероприятиях благотворительности (Приложение А).

Руководители градообразующих предприятий также ведут работу по выявлению и решению проблем города. Так ряд руководителей ведут деятельность депутата Нижнекамского городского Совета. Также руководители предприятий ведут работу по ремонту и содержанию хоккейных коробок (см. Приложение Б) и школ в микрорайонах города и района (см. Приложение В).

Также руководители предприятий ведут работу по ремонту и содержанию хоккейных коробок (см. Приложение Б) и школ в микрорайонах города и района (см. Приложение В).

Весомый вклад градообразующих предприятий в экономическое и социальное развитие города смягчает неблагоприятные воздействия внешних факторов. Но проблемы функционирования самих предприятий, в свою очередь, отражаются на оценке населением проблем жизнедеятельности города. Что и выявляет проведенный анализ.

Монопрофильность города оказывает заметное влияние на мнение жителей, так как Нижнекамцы в большей степени, чем население всего Татарстана, ощущали бремя неплатежей, так как большинство семей города экономически зависимо от финансового благополучия градообразующих предприятий, в тот период задержавших своим работникам на три-четыре месяца. Более негативно оценивают жители Нижнекамска и рост в городе преступности (действительно, уровень ее выше, чем по РТ), который во многом был вызван отсутствием стабильного заработка [48, c. 127].

Автором данной выпускной квалификационной работы было проведено социологическое исследование особенностей управления развитием монопрофильного города. Эмпирическим методом сбора информации послужил контент-анализ.

Общая характеристика исследования газетных публикаций.

«Нижнекамское время» – издается с 1999 года, распространяется по территории г. Нижнекамска. Основная направленность публикуемых материалов – общественно-политическая, наряду с этим, есть публикации рекламно-информационного характера (в том числе, по заказу крупных промышленных предприятий). Основные темы публикации – официальная хроника, политические реформы, экономическое развитие города, социальные проблемы. Тираж газеты 8000 экземпляров. Выходит один раз в неделю (объем 24 страницы формата А2, 48 раз в году)

«Ленинская правда» – газета издается с 1965 года. Распространяется по гг. Нижнекамск и Казань. Основная направленность публикуемых материалов – общественно политическая. На страницах газеты рассказывается об общественно – политической и социально-экономической жизни города, много внимания уделяется проблемам конкретных горожан. Особое место занимают фоторепортажи. Объем – 4 страницы формата А2. Выходит пять раз в неделю (240 раз в году). Тираж 8500 экземпляров.

За 2004 г. – 2006 г. проанализировано 720 («Ленинская правда») и 144 («Нижнекамское время») публикаций (обзоров, статей, репортажей, заметок, сообщений) по социально значимым проблемам в изданиях, имеющих устойчивые позиции на информационном рынке города.

Тематика публикаций. Большая часть публикаций, исследуемой местной прессы посвящены рекламе и объявлениям (41%), вопросам социальной защиты населения (29%), культуры, искусства, спорта (13%), на разные темы (13%), и социальной безопасности (4%).

Под социальной безопасностью подразумеваются статьи посвященные криминальным событиям и деятельности правоохранительных органов города. Дефицит информации наблюдается по таким темам, как занятость населения, уровень жизни и жилищная проблема, экологическая ситуация.

Тематическая «специализация» изданий выглядит следующим образом. «Ленинская правда» больше внимания уделяет проблемам ЖКХ, «Нижнекамское время» – социальной защите и политической жизни, в частности освещению деятельности мэрии и районных администраций.

В ходе изучения местных газет за 2004 – 2006 гг., было выявлено, что основными публикациях являются проблемы социальной защиты населения, состояние рынка труда и положение дел на городских промышленных предприятиях, новости культуры и спорта, состояние городского здравоохранения, криминогенная ситуация, проблемы экологии. Российское и местное законодательство, бизнес и финансы, работа ЖКХ и городского транспорта.

Психологи отмечают, что восприятие текста тем эффективнее, чем больше по объему статья (или реклама): она лучше запоминается и быстрее привлекает внимание. Тоже можно сказать и о размере шрифта. По полученным результатам исследования видно, что более трети публикаций имеют размер 1/8 части печатного листа; 25% размер 1/4 и 23% – 1/16. Размер шрифта средний.

При анализе месторасположения информации по проблемам населения, выяснилось, что наиболее часто материалы публиковались на 2 странице, 3-ей, 6-й и 13-й в «Нижнекамском времени» и на 2-х, 3-х страницах в «Ленинской правде». Это может служить подтверждением предположений о том, что сфера проблем города является важной и главной темой для журналистов. На 21 по 24 страницах «Нижнекамского времени» и на 4 странице «Ленинской правды» публикуются рекламные объявления. 4-ая, 7-ая и 11 страницы «Нижнекамского времени» в основном несут информационную нагрузку: публикуются небольшие заметки новостного характера.

В ходе проведенного контент-анализа газет «Ленинская правда» и «Нижнекамское время» за 2004 г., выяснилось, что в статьях этого периода наиболее часто встречаются такие проблемы как: рост цен, инфляция – 22%; рост преступности – 18%; отсутствие порядка и законности, рост безработицы – 15%; обнищание населения, снижение уровня защиты населения – 13%; падение морали и нравственности – 11%; кризис в экономике – 9%; спад промышленного производства – 7%; неплатежи и задержка заработной платы – 5%.

Осознание населением города остроты проблем их существования связано не только с изменениями, происходящими в экономической и политической сферах общественной жизни. Но и с тем, как эти изменения преломляются в деятельности конкретных городских организаций, через которые человек удовлетворяет свои первоочередные потребности.

Существует множество факторов, способствующих росту социальной напряженности. Например: проблемы, связанные с безразличным и неактивным отношением к сквернословию окружающих, в том числе и подростков, проблема алкоголизма, наркомании населения, рост преступности и отсутствие законности, резкое расслоение общества на бедных и богатых, введение новых законов и т. д., решение которых, население ищет через письма и обращения в средства массовой информации. Надеясь, что государство и местные органы власти, проведут реформы, целью которых будет повышение уровня жизни населения. 

Исследование изданий «Ленинская правда» и «Нижнекамское время» 2006 г. показало, что ситуация существенно изменилась.

К числу первоочередных проблем в статьях необходимо отнести:

– охрана окружающей среды 28%;

– работа ЖКХ 19%;

– медицинское обслуживание населения 16%;

– работа правоохранительных органов 14%;

– работа с молодежью, организация досуга и отдыха 11%;

– компетентность работников государственной и муниципальной службы 8%;

– помощь инвалидам и пенсионерам, работа городского транспорта 4%.

Анализ динамики первоочередных проблем показывает, что произошел резкий рост значимости проблемы охраны окружающей среды. В связи с проведением реформы сферы жилищно-коммунального обслуживания в 2004 г. на вторую позицию выходит проблема работы городского ЖКХ. Монетизация льгот, инициированная Федеральным законом №122, в 2005 г. усилила сознание остроты таких проблем, как состояние медицинского обслуживания в городе (получение бесплатных лекарств и др.) и работа ЖКХ (рост коммунальных платежей и отмена льгот.) По результатам контент-анализа, учитывающего вопросы населения, проблемы помощи инвалидам и пенсионерам и работы городского транспорта являются второстепенными по сравнению, с проблемами деятельности правоохранительных органов, они имеют более низкий рейтинг. Выйдя соответственно на последнее место. Это объясняется обидой нуждающихся групп населения не только на государство, но и на местную власть, руководителей транспортных организаций, отменивших особенно значимые для населения льготы – на бесплатный проезд.

В качестве «дополнительной информации» в газетах предоставляется прогноз погоды и телепрограмма на неделю.

Результаты контент-анализа двух наиболее авторитетных газет Нижнекамска, характеризующихся в достаточно степени самостоятельной (не конъюнктурной) информационной политикой, позволяет сделать некоторые выводы как об общих тенденциях в подходе к разработке проблем человека, так и о некоторых особенностях, присущих определенным изданиям:

– издания отражают бедственное состояние в этой сфере, публикуя письма читателей в редакции газет, куда люди обращаются, отчаявшись найти защиту у государственных органов или не надеясь на таковую. Особенно ярко картина бесправия людей воссоздаётся в публикациях почты в «Нижнекамском времени» и «Ленинской правде». Газеты берут на себя роль трансляторов настроения отчаяния, безысходности, обострившихся в послекризисный период.

Данные проведенных исследований наглядно показывают, что население такого монопрофильного города, как Нижнекамск, пока не осознало социальную значимость своих действий и взаимодействий. Городское сообщество еще не готово взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу своего города. Необходимы внешние воздействия по созданию механизмов активизации населения, роста его инициативности, регуляции социального тонуса, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность города. Во многом этому может способствовать реформа местного управления и самоуправления, которая должна быть реализована согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [27, c. 108].

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 235.