Введение
Актуальность темы.
Экономические реформы последнего десятилетия двадцатого века в Российской Федерации показали, что проведение структурных преобразований в разной степени может отражаться на благополучии муниципальных образований. Для городов с диверсифицированной промышленностью ухудшение условий функционирования одной или нескольких отраслей городской экономики не является фатальным. В то же время для муниципальных образований, экономика которых в высокой степени зависит от результатов деятельности одного предприятия или группы предприятий, ориентированных на один сегмент рынка, резкие ухудшения в хозяйственной среде приводят к катастрофическому падению уровня жизни населения, проживающего на данной территории [1].
Между тем, с ликвидацией системы планирования развития территорий, существовавшей в СССР, в Российской Федерации только формируется новый подход к предотвращению негативных социально-экономических последствий в развитие городов. Необходимость его создания обусловлена как наличием отрицательных экономических и социальных последствий снижения деловой активности, так и самой системой расселения населения в нашей стране.
При решении данной задачи возрастает потребность в совершенствовании теории и методологии муниципального социально-экономического прогнозирования, прежде всего потому, что особая роль в формировании новой системы отношений экономической, социальной и политической жизни страны принадлежит городам, как наиболее приближенной к населению уровня власти.
В этих условиях возникает необходимость определения различных сценариев дальнейшего социально-экономического развития монопрофильных городов в долгосрочном периоде, и построения на их основе научно-обоснованного прогноза с выявлением перспектив города и способов нейтрализации негативных последствий развития в рамках полномочий, как органов местного самоуправления, так и государственной власти. Без такого прогноза вероятность ошибочных действий увеличивается, а цена этих ошибок может быть слишком высокой.
Факторами, активизировавшими развитие моноотраслевых городов, стали исторически сложившаяся ориентация экономики страны на расширение экстенсивной эксплуатации природных ресурсов и широкое использование монофункционального подхода в период планового хозяйства как средства «оптимизации» территориальных пропорций национального экономического пространства. В результате сформировался особый тип моноспециализированного города, социально-экономическое положение которого практически полностью зависит от функционирования малоэластичного к структурным преобразованиям градообразующего предприятия, чей жизненный цикл, в свою очередь, жестко ограничен из-за истощения невозобновимых ресурсов. При этом возникают социально-экономические проблемы: рост безработицы, преступность, потеря накопленного «человеческого» и «социального» капитала, омертвление материальных и финансовых активов.
Вместе с тем приходится с сожалением констатировать, что в России вопросы обоснования долгосрочной стратегии развития моноотраслевых городов пока не нашли достойного отражения в теории и практике муниципального управления. Существенная система инструментов федеральной, региональной и городской политики малоэффективна для моноспециализированного города в силу слияния присущих ему функционально-производственных и социально-экономических структур.
Все вышеизложенное легло в основу выбора темы выпускной квалификационной работы и определило его актуальность.
Степень разработанности проблемы.
Общетеоретические вопросы развития города в западной экономической науке рассматриваются в работах экономистов А. Вебера, А. Леша, Ле Корбюзье, Дж. Фридмана, А. О'Салливана и др., положивших начало научному направлению «Urban economics». В советской науке основоположником теории городского развития является Л.А. Велихов, отдельные задачи и аспекты развития города рассмотрены в трудах Н.Т. Агафонова, Н.А. Аитова, Н.И. Блажко, М.В. Борщевского, С. В. Григорьева, А.В. Грузинова, А.Э. Гутнова, Г.М. Лаппо, В.В. Финагина и др.
В современной науке значительный вклад в формирование критериев для выделения городов с моноцентричной экономикой и их типологизации внесли ученые Н.И. Горин, В.Н. Лексин, В.В. Любовный, А.А. Нещадин, А.Н. Швецов, Р.И. Шнипер и др. Разработкой стратегии развития подобных городов занимаются Е.Г Анимица, Е.Е. Горяченко, М.Н. Пушкарев, И.Д. Тургель и др.
Однако в большинстве разработок недостаточно полно исследованы вопросы определения вариантов развития монопрофильных городов (особенно в долгосрочном периоде), которые позволили бы снизить негативные последствия истощения экономической базы их жизнедеятельности.
В этих обстоятельствах обобщение, дополнение и реализация новых подходов к проблеме долгосрочного прогнозирования развития городов данного типа представляется актуальной задачей.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в выявлении определяющих факторов управления социально-экономическим развитием монопрофильного города.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты изучения монопрофильных городов и муниципального управления;
– определить характерные особенности развития монопрофильных городов;
– выделить и оценить степень влияния различных факторов на развитие монопрофильного города;
– проанализировать проблемы и пути их решения в монопрофильном городе, на примере г. Нижнекамска.
Объект выпускной квалификационной работы – система муниципального управления развитием монопрофильного города.
Предмет – формы, методы, содержание, факторы и проблемы управления развитием монопрофильного города.
Научная новизна работы состоит в:
– обобщении теоретических положений особенностей формирования градообразующей базы как основы экономического развития муниципальных образований и формулировании характерных признаков монопрофильных городов;
– анализе взаимосвязи уровня развития градообразующей базы и социально-экономических показателей эффективности функционирования экономики муниципального образования;
– определении основных проблем развития г. Нижнекамска, среди которых можно назвать неблагоприятную ситуацию с рождаемостью и смертностью населения, повышенный уровень преступности, рост цен на сырье, энергоресурсы и транспортные услуги, большая доля устаревших основных фондов, моноотраслевой характер экономики, низкая доля малого предпринимательства в формировании градообразующей базы;
– разработка и предложение рекомендаций по повышению эффективности управления и совершенствования структуры градообразующей базы.
Практическая значимость результатов исследования определяется комплексным подходом к взаимодействию градообразующих предприятий с муниципальными органами управления. Результаты исследования содержат новые подходы к решению задач усиления роли градообразующих предприятий в формировании финансово-экономических основ развития муниципальных образований. Теоретические выводы и практические результаты научного исследования позволяют муниципальным органам власти совершенствовать систему управления социально-экономическим развитием города.
Эмпирическая база исследования:
– законодательные и нормативные акты органов местного самоуправления Российской Федерации и Республики Татарстан, регулирующие вопросы организации местного самоуправления;
– материалы общероссийских и республиканских социологических исследований и социологических опросов;
– материалы контент-анализа, проведенного автором данной работы.
Для достижения выдвинутой цели был привлечен обширный круг специальной литературы по теме исследования.
Основные методы исследования. Вторичный анализ материалов исследований Российских социологов по изучаемой проблеме; контент-анализ прессы г. Нижнекамска – газеты «Нижнекамское время» и «Ленинская правда» (2004-06 гг.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, четырех разделов, списка использованных источников, приложений.
Во введении обосновывается актуальность, рассматривается степень изученности данной темы, устанавливается цель, задачи, определяется предмет, объект и методология, также определяется степень новизны и практическая значимость данной работы.
В первом теоретико-методологическом разделе рассматриваются теоретические основы темы, а именно дается определение понятия «город», «развитие города», «монопрофильный город», изучается история развития, понятие и виды монопрофильного города. В этой же главе рассматривается экономическое развитие муниципальных образований: роль законодательной базы и процесс ее реализации в современных российских условиях.
Второй проблемно-аналитический раздел содержит анализ проблем современных городов. В этом же разделе изучаются проблемы развития монопрофильных городов, а также дается подробный анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования в г. Нижнекамске.
В третьем разделе изучается отечественный опыт, который можно применить для разрешения проблем, возникших в результате исследования. Здесь автором выпускной квалификационной работы предлагается и описывается программа мероприятий, направленных на преодоление проблем.
В четвертом разделе выпускной квалификационной работы представлены правовое, математическое и статистическое, социологическое, компьютерное обеспечение работы и социальная значимость предложенных мероприятий.
В заключении подведен итог в соответствии с поставленными во введении задачами.
Заключение
Анализ теоретических аспектов позволил изучить понятие монопрофильного города:
Монопрофильный город – «город-завод», что предполагает существование теснейшей связи между функционированием городского поселения и предприятием, достаточно крупным, чтобы влиять на все основные аспекты жизни города - градообразующего предприятия [11].
В настоящее время ситуацию в моногородах можно охарактеризовать как кризис социального и культурного самоопределения: с одной стороны, город несомненно представляет для его жителей некую ценность, ему можно и должно помогать, с другой стороны, все чаще проявляется позиция личного неучастия. Горожанин, как бы еще повернут лицом к городу, но уже отстранен от него. Можно отметить два универсальных механизма характерных для малых и средних городов России – садово-огородное хозяйство и «затягивание пояса». Для наиболее активных групп населения характерным является сочетание различных механизмов адаптации, поиски, социальное экспериментирование. Это означает, часть городского социума уже вышла из психологического ступора первых лет реформ и активно ищет способы и механизмы приспособления к новым условиям жизни [12].
Заинтересованность российского общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании будущих перспектив, формирует растущую потребность в разработке эффективных социальных программ. Современные представления о сущности социальных программ доказывают, что конструирование предполагаемого будущего, невозможно без обнаружения и системного анализа «болевых точек» и «точек роста», характеризующих настоящее. В последние годы постоянно возрастающий интерес социологии управления к разработке теоретических принципов развития муниципальных образований и совершенствованию прикладного инструментария этой деятельности был усилен целым рядом динамично изменяющихся обстоятельств.
Во-первых, в условиях перехода к рыночным отношениям государственное планирование утратило свой жесткий индикативный характер и все более нуждается в четком определении альтернатив развития на уровне локальных социумов.
Во-вторых, относительная самостоятельность муниципальных образований в хозяйственном и управленческом плане все чаще заставляет субъектов местного самоуправления обращаться к практике разработки стратегических планов развития городов и районов.
В-третьих, использование методов и форм стратегического планирования в сфере местного самоуправления делает социальное программирование территории неотъемлемой частью комплексного прогнозирования и планирования различных сторон жизнедеятельности муниципальных образований.
Новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подтвердил значимость программ развития городов на муниципальном уровне и заметно дифференцировал структуру муниципального образования как объекта и субъекта социального прогнозирования и управления. В то же время заметно обострились проблемы, обусловленные неразвитостью теоретико-методологической и практической базы социальных программ на муниципальном уровне. Данное исследование призвано, в определенной мере, восполнить существующий пробел [24, с. 113].
Анализ отечественных исследований, проведенных в монопрофильных городах показывают крайне высокий уровень психолого-политической нестабильности. Этот факт констатирует полную готовность населения моногородов к любого типа общественным выступлениям. Маскирует эту внутреннюю готовность к протесту самого агрессивного вида только исключительно высокий уровень политического иждивенчества населения, а также еще неискоренившееся стремление к политической безопасности. Это означает, что в случае появления любой революционной организации в любом моногороде и ослабления государственной власти (на федеральном или региональном уровне), в моногородах вполне вероятны социальные конфликты в самой жестокой форме.
Среди современных проблем на первое место следует поставить состояние экономической базы, падение производства, что, в свою очередь, непосредственно связано с такими важными социально-экономическими вопросами, как занятость населения, уровень его жизни, состояние социальной и инженерной инфраструктуры, морально-психологический климат.
Следующая по значимости проблема – экологическое состояние городов. За последние годы в связи с падением производства произошло некоторое сокращение вредных выбросов и стоков. Вместе с тем, стали выявляться некоторые другие негативные процессы [38, c. 183].
Так, в связи с сокращением финансирования в значительной мере свернуты работы по строительству новых и нормальной эксплуатации действующих природоохранных объектов. Свертывание работ по профилактическому ремонту, старение оборудования и ослабление производственной дисциплины и требований техники безопасности приводит к производственным и другим техногенным авариям, что особенно опасно для городов, где высокая плотность населения.
Одна из наиболее острых проблем особенно в небольших монопрофильных городах и пгт – их слабая экономическая дееспособность, которая во многом определяется, как указывалось выше, падением производства, сужением доходной части бюджета. Вместе с тем, особое значение для таких городов имеет уровень управления как предприятиями, так и муниципальным образованием в целом. Нередко именно слабость управленческого корпуса является главным тормозом для вывода городов из кризисного состояния.
Выше указанная проблемная ситуация касается и нашу республику и наш город.
В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование, цель которой заключалась в выявлении определяющих факторов управления социально-экономическим развитием монопрофильного города.
Был проведен контент-анализ местной периодической печати «Нижнекамское время» и «Ленинская правда» за 2004-2006 гг. Результаты исследования выявили, что наиболее актуальными темами, которые интересуют горожан, в настоящее время являются социальная защита населения, состояние рынка труда и положение дел на городских промышленных предприятиях, новости культуры и спорта, состояние городского здравоохранения, криминогенная ситуация, проблемы экологии. Российское и местное законодательство, бизнес и финансы, работа ЖКХ и городского транспорта.
Данные проведенных исследований наглядно показывают, что население такого монопрофильного города, как Нижнекамск, пока не осознало социальную значимость своих действий и взаимодействий. Городское сообщество еще не готово взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу своего города. Необходимы внешние воздействия по созданию механизмов активизации населения, роста его инициативности, регуляции социального тонуса, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность города. Во многом этому может способствовать реформа местного управления и самоуправления, которая должна быть реализована согласно Федеральному закону №31 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Для решения проблем, возникших в результате исследования, в данной выпускной квалификационной работе разработана учебная программа для муниципальных служащих по «стратегическому управлению социально-экономическим развитием в городе», которая направлена на профессионализацию муниципальных служащих.
Разработка учебной программы для муниципальных служащих по стратегическому управлению в городе Нижнекамске, необходимо для осмысления новых возможностей развития города, которые связаны не столько со сложившейся структурой производства, в рамках советской народнохозяйственной системы, сколько с пониманием новых внутренних возможностей, отвечающим современным мировым тенденциям и которые реально превратить в ресурс развития города.
Были рассмотрены лишь некоторые вопросы формирования стратегии социально-экономического развития страны, региона и города. Исчерпать данную тему просто невозможно. По этим вопросам написаны многие фундаментальные труды, а еще больше будет написано. Она так же вечна, как и темы любви, рождения и смерти, которые всегда волновали и будут волновать людей во все времена [53, c. 34].
Специалистов по экономике и управлению точно так же всегда будут волновать вопросы о том, как можно ускорить развитие региона, города или станы в целом. Каковы движущие силы, выводящие одни страны, регионы и города на передовые позиции общемирового развития, а что, наоборот, тормозит развитие других, менее развитых стран, регионов и городов [54, c. 76].
Более того, эффективность предложенных мероприятий подтверждается оценками многих экспертов, доказывающих, что обучение персонала органов местного самоуправления сегодня является одним из наиболее эффективных в экономическом и социальном смысле способов оптимизации их деятельности, приносящих максимальную прибыль на единицу вложений.
Своевременное реагирование на изменяющийся вызов общества и эффективная работа муниципальных служащих поможет моногородам не только решить сегодняшние проблемы, но и избежать кризисных ситуаций, как в экономической, так и в социальной сфере.
Введение
Актуальность темы.
Экономические реформы последнего десятилетия двадцатого века в Российской Федерации показали, что проведение структурных преобразований в разной степени может отражаться на благополучии муниципальных образований. Для городов с диверсифицированной промышленностью ухудшение условий функционирования одной или нескольких отраслей городской экономики не является фатальным. В то же время для муниципальных образований, экономика которых в высокой степени зависит от результатов деятельности одного предприятия или группы предприятий, ориентированных на один сегмент рынка, резкие ухудшения в хозяйственной среде приводят к катастрофическому падению уровня жизни населения, проживающего на данной территории [1].
Между тем, с ликвидацией системы планирования развития территорий, существовавшей в СССР, в Российской Федерации только формируется новый подход к предотвращению негативных социально-экономических последствий в развитие городов. Необходимость его создания обусловлена как наличием отрицательных экономических и социальных последствий снижения деловой активности, так и самой системой расселения населения в нашей стране.
При решении данной задачи возрастает потребность в совершенствовании теории и методологии муниципального социально-экономического прогнозирования, прежде всего потому, что особая роль в формировании новой системы отношений экономической, социальной и политической жизни страны принадлежит городам, как наиболее приближенной к населению уровня власти.
В этих условиях возникает необходимость определения различных сценариев дальнейшего социально-экономического развития монопрофильных городов в долгосрочном периоде, и построения на их основе научно-обоснованного прогноза с выявлением перспектив города и способов нейтрализации негативных последствий развития в рамках полномочий, как органов местного самоуправления, так и государственной власти. Без такого прогноза вероятность ошибочных действий увеличивается, а цена этих ошибок может быть слишком высокой.
Факторами, активизировавшими развитие моноотраслевых городов, стали исторически сложившаяся ориентация экономики страны на расширение экстенсивной эксплуатации природных ресурсов и широкое использование монофункционального подхода в период планового хозяйства как средства «оптимизации» территориальных пропорций национального экономического пространства. В результате сформировался особый тип моноспециализированного города, социально-экономическое положение которого практически полностью зависит от функционирования малоэластичного к структурным преобразованиям градообразующего предприятия, чей жизненный цикл, в свою очередь, жестко ограничен из-за истощения невозобновимых ресурсов. При этом возникают социально-экономические проблемы: рост безработицы, преступность, потеря накопленного «человеческого» и «социального» капитала, омертвление материальных и финансовых активов.
Вместе с тем приходится с сожалением констатировать, что в России вопросы обоснования долгосрочной стратегии развития моноотраслевых городов пока не нашли достойного отражения в теории и практике муниципального управления. Существенная система инструментов федеральной, региональной и городской политики малоэффективна для моноспециализированного города в силу слияния присущих ему функционально-производственных и социально-экономических структур.
Все вышеизложенное легло в основу выбора темы выпускной квалификационной работы и определило его актуальность.
Степень разработанности проблемы.
Общетеоретические вопросы развития города в западной экономической науке рассматриваются в работах экономистов А. Вебера, А. Леша, Ле Корбюзье, Дж. Фридмана, А. О'Салливана и др., положивших начало научному направлению «Urban economics». В советской науке основоположником теории городского развития является Л.А. Велихов, отдельные задачи и аспекты развития города рассмотрены в трудах Н.Т. Агафонова, Н.А. Аитова, Н.И. Блажко, М.В. Борщевского, С. В. Григорьева, А.В. Грузинова, А.Э. Гутнова, Г.М. Лаппо, В.В. Финагина и др.
В современной науке значительный вклад в формирование критериев для выделения городов с моноцентричной экономикой и их типологизации внесли ученые Н.И. Горин, В.Н. Лексин, В.В. Любовный, А.А. Нещадин, А.Н. Швецов, Р.И. Шнипер и др. Разработкой стратегии развития подобных городов занимаются Е.Г Анимица, Е.Е. Горяченко, М.Н. Пушкарев, И.Д. Тургель и др.
Однако в большинстве разработок недостаточно полно исследованы вопросы определения вариантов развития монопрофильных городов (особенно в долгосрочном периоде), которые позволили бы снизить негативные последствия истощения экономической базы их жизнедеятельности.
В этих обстоятельствах обобщение, дополнение и реализация новых подходов к проблеме долгосрочного прогнозирования развития городов данного типа представляется актуальной задачей.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в выявлении определяющих факторов управления социально-экономическим развитием монопрофильного города.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты изучения монопрофильных городов и муниципального управления;
– определить характерные особенности развития монопрофильных городов;
– выделить и оценить степень влияния различных факторов на развитие монопрофильного города;
– проанализировать проблемы и пути их решения в монопрофильном городе, на примере г. Нижнекамска.
Объект выпускной квалификационной работы – система муниципального управления развитием монопрофильного города.
Предмет – формы, методы, содержание, факторы и проблемы управления развитием монопрофильного города.
Научная новизна работы состоит в:
– обобщении теоретических положений особенностей формирования градообразующей базы как основы экономического развития муниципальных образований и формулировании характерных признаков монопрофильных городов;
– анализе взаимосвязи уровня развития градообразующей базы и социально-экономических показателей эффективности функционирования экономики муниципального образования;
– определении основных проблем развития г. Нижнекамска, среди которых можно назвать неблагоприятную ситуацию с рождаемостью и смертностью населения, повышенный уровень преступности, рост цен на сырье, энергоресурсы и транспортные услуги, большая доля устаревших основных фондов, моноотраслевой характер экономики, низкая доля малого предпринимательства в формировании градообразующей базы;
– разработка и предложение рекомендаций по повышению эффективности управления и совершенствования структуры градообразующей базы.
Практическая значимость результатов исследования определяется комплексным подходом к взаимодействию градообразующих предприятий с муниципальными органами управления. Результаты исследования содержат новые подходы к решению задач усиления роли градообразующих предприятий в формировании финансово-экономических основ развития муниципальных образований. Теоретические выводы и практические результаты научного исследования позволяют муниципальным органам власти совершенствовать систему управления социально-экономическим развитием города.
Эмпирическая база исследования:
– законодательные и нормативные акты органов местного самоуправления Российской Федерации и Республики Татарстан, регулирующие вопросы организации местного самоуправления;
– материалы общероссийских и республиканских социологических исследований и социологических опросов;
– материалы контент-анализа, проведенного автором данной работы.
Для достижения выдвинутой цели был привлечен обширный круг специальной литературы по теме исследования.
Основные методы исследования. Вторичный анализ материалов исследований Российских социологов по изучаемой проблеме; контент-анализ прессы г. Нижнекамска – газеты «Нижнекамское время» и «Ленинская правда» (2004-06 гг.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, четырех разделов, списка использованных источников, приложений.
Во введении обосновывается актуальность, рассматривается степень изученности данной темы, устанавливается цель, задачи, определяется предмет, объект и методология, также определяется степень новизны и практическая значимость данной работы.
В первом теоретико-методологическом разделе рассматриваются теоретические основы темы, а именно дается определение понятия «город», «развитие города», «монопрофильный город», изучается история развития, понятие и виды монопрофильного города. В этой же главе рассматривается экономическое развитие муниципальных образований: роль законодательной базы и процесс ее реализации в современных российских условиях.
Второй проблемно-аналитический раздел содержит анализ проблем современных городов. В этом же разделе изучаются проблемы развития монопрофильных городов, а также дается подробный анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования в г. Нижнекамске.
В третьем разделе изучается отечественный опыт, который можно применить для разрешения проблем, возникших в результате исследования. Здесь автором выпускной квалификационной работы предлагается и описывается программа мероприятий, направленных на преодоление проблем.
В четвертом разделе выпускной квалификационной работы представлены правовое, математическое и статистическое, социологическое, компьютерное обеспечение работы и социальная значимость предложенных мероприятий.
В заключении подведен итог в соответствии с поставленными во введении задачами.
Теоретико-методологические основы управления развитием монопрофильного города
Дата: 2019-05-28, просмотров: 270.