Учебная программа для муниципальных служащих по «Стратегическому управлению социально-экономическим развитием в городе»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В Российской академии государственной службы при президенте РФ, в региональных академиях государственной службы и их филиалах ежегодно проходят подготовку и переподготовку тысячи руководителей и специалистов федеральных и местных органов власти, других государственных структур [4, с. 3].

Стратегическое управление в государственном и муниципальном управлении – явление не новое. В недалеком прошлом в нашей стране применялись подходы и методы стратегического планирования на общегосударственном уровне. Достаточно вспомнить пятилетние планы развития народного хозяйства, планы и соответствующие действия по переброске промышленности на восток страны во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), планы восстановления разрушенного войной хозяйства, стратегические программы освоения целины и пр.

Автором выпускной квалификационной работы предложена учебная программа для муниципальных служащих по «Стратегическому управлению социально-экономическим развитием в городе».

Специфическими особенностями образовательной работы с муниципальными служащими являются следующие основные позиции.

Ключевая ориентация – постановка в центр внимания управленческих задач, специфичных именно для муниципального управления, в отличие от государственного, производственного или бизнес-управления.

Повышение квалификации муниципальных служащих часто привязывается к определенной предметной (отраслевой) специфике, с которой связана работа конкретных групп работников органов муниципального управления. Работникам жилищно-коммунальной сферы предлагаются вопросы организации жилищно-коммунального хозяйства, работникам здравоохранения, вопросы, связанные с организацией здравоохранения и так далее. Последовательное проведение этого подхода приводит к потере видения проблем развития муниципального образования как целого и утрате специфики собственно управленческого содержания. Данная программа ориентируется на работу с проблемами и задачами, значимыми с точки зрения развития муниципального образования как целого, где задачи, возникающие в отдельных отраслях, имеют подчиненное значение [50, с. 17].

Объект программы. Программа строится в логике повышения квалификации и консультирования действующих муниципальных служащих,  отличной  от  логики  базовой  профессиональной  подготовки  и  переподготовки. Ситуация повышения квалификации, связана с работой со слушателями, имеющими реальный (часто значительный) опыт управленческой работы.

 В силу незавершенности состояния сферы муниципального управления и отсутствия отчетливых ответов на многие вопросы, жизненно важные для осуществления профессиональной деятельности, в качестве важного компонента образовательного процесса рассматривается работа с реальными проблемами, возникающими в работе слушателей, и организация поиска и построения слушателями самостоятельных подходов к работе с этими проблемами.

Цель программы «Стратегическое управление социально-экономическим развитием в городе» состоит в формировании комплекса знаний и умений, необходимых для принятия обоснованных долгосрочных управленческих решений. В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни всего населения.

Задачи программы заключаются в следующем:

– дать теоретические основы обоснования выбора критериев социально-экономического развития регионов, городов, стран;

– научить муниципальных служащих развивать ключевые для города отрасли и повышать их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках;

– дать рекомендации по формированию в городе благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата, реформированию городских общественных служб, а также повышению эффективности бюджетных расходов.

В итоге овладения курсом «Стратегическое управление социально-экономическим развитием в городе» муниципальные служащие должны:

– иметь представление о:

– этапах развития стратегического государственного и муниципального управления;

– управление функционированием и развитием;

– сущности стратегического управления;

– выработке и реализации стратегии.

знать:

– цели, критерии и показатели социально-экономического развития;

– стадии экономического развития общества;

– современные тенденции и новые факторы экономического развития общества

– управленческие стратегии.

уметь:

– формулировать оптимальные стратегии для города, исходя из изученных проблем и плюсов в его развитии;

– анализировать альтернативы и последствия изменений позиционирования города;

– определять оптимальные стратегии развития города.

Учебная программа состоит из лекционного курса (15ч.), практических занятий (26 ч.) и самостоятельной работы муниципальных служащих (46 ч.).

 Лекционный курс.

Тема 1. Сущность и принципы стратегического менеджмента в государственном и муниципальном управлении.

Понятие и сущность управления развитием. Понятие и сущность стратегического управления и планирования. Процесс планирования. Предпосылки стратегического управления. Оперативное и стратегическое планирование. Основные этапы стратегического управления. Основные виды стратегических данных. Миссия и цели организации. Выработка стратегии. Участники выработки стратегии. Реализация стратегии. Стратегический контроль и бенчмаркинг. Люди, реализующие стратегию. Факторы конкурентоспособности городов.  

Тема 2. Социально-экономическое развитие общества критерии, факторы, тенденции, механизм управления.

Цели, критерии и показатели социально-экономического развития города. Стадии экономического развития общества. Современные тенденции и новые факторы экономического развития общества. Механизм управления развитием общества. Определение приоритетных целей и ограничений. Экономические и внеэкономические цели города. Основные стратегические варианты развития.

Тема 3. Управление социально-экономическим развитием городов и регионов.

Специфика управления развитием городов и регионов. Цели и критерии развития городов и регионов. Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона. Определение целей развития. Определение сильных и слабых сторон региона и города. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ. Разработка концепции развития. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения. Региональный и муниципальный маркетинг. Развитие организационных структур местных органов управления. Кадровое обеспечение регионального и муниципального развития.

Практические занятия (26 ч).

Цель практических (семинарских) занятий: освоение навыков стратегического управления на основе изучения современных методов.

Задание 1. Сущность принципы стратегического планирования (4 ч.).

1. Дать понятие, сущность СП и стратегии.

2. Задачи стратегического планирования. Особенности СП по сравнению с другими видами планирования.

3. Модели стратегического планирования.

4. Опыт зарубежных городов в организации стратегического планировании в городе.( доклады )

Задание 2. Миссия и цели организации (4 ч.).

1. Дать понятие и сущность миссии.

Практическая часть:

Каждому муниципальному служащему дать ответ на следующие основные вопросы:

– для чего существует организация (причина ее существования), какая продукция производится и какую потребность удовлетворяет организация;

– кто основные потребители и каково отношение к ним;

– в чем заключается основная философия организации, как она относится к обществу, к своим работникам, каковы основные ценности, разделяемые работниками;

– каковы основные принципы деятельности организации.

2. Привести примеры миссий реально действующих организаций.

Задание 3. Конкуренция в отрасли (4 ч.).

1.Анализ структуры конкуренции.

2. Конкурентные преимущества.

3. Эффект опыта.

4. Расчет эффекта опыта на примере предприятий нефтехимии региона.

5.Возможности реализации эффективных конкурентных стратегий.(доклады).

Занятие 4. Стратегии развития города (4 ч.).

1. Интенсивный рост.

2. Стратегии интеграции.

3. Диверсификация.

4. Инновационные стратегии в управлении.

5. Изучение эффективных конкурентных стратегий при реализации стратегии интенсивного роста, диверсификации и интеграции (доклады).

Занятие 5. Отбор приоритетных проектов развития (4 ч.).

1. Методы отбора проектов (доклады).

2. Метод портфельных матриц.

3. Расчет показателей сложности и привлекательности при анализе проектов.

Занятие 6. Проверка стратегического плана на устойчивость.(4 ч.)

1. Анализ риска.

2. Планирование чрезвычайных ситуаций.

3. Контроль за реализацией стратегического плана.

4. Анализ расхождений.

5. Организация эффективного процесса стратегического планирования. Возможности управления и контроля за реализацией планов (доклады).

Занятие 7. Тест по всему курсу стратегического менеджмента (2 ч.).

Самостоятельная работа муниципальных служащих.

В целях развития творческих способностей специалистов, усиления индивидуальной подготовки необходимо значительно повысить роль самостоятельной работы муниципальных служащих, улучшить ее планирование и организацию, усилить контроль и помощь со стороны преподавателей.

Самостоятельная работа муниципальных служащих представляет собой разнообразные виды индивидуальной и групповой познавательной деятельности специалистов, осуществляемые на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время без непосредственного участия преподавателя.

При изучении дисциплины «Стратегическое управление социально-экономическим развитием в городе», предусматриваются следующие виды самостоятельной работы муниципальных служащих:

– изучение теоретического (лекционного) материала по темам в течение учебного процесса;

– подготовку к письменным работам по указанным темам;

– подготовку к семинарским и практическим занятиям;

– изучение периодической печати, учебников и подготовку к выступлению с докладом;

– анализ и реферирование литературных источников;

– выполнение расчетных контрольных работ;

– подготовку к сдаче экзамена.

В помощь для СРС могут служить указанные литературные источники.

Законодательные и нормативные акты:

1 Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» // Собрание законодательства РФ, 2003.- №1.- с.154-167

2 Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 24.11.2005 г.

Основная литература:

1 Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – М. : ЮНИТИ, 2003. – 416 с.

2 Гапоненко, А.Л. Стратегия социально-экономического развития : страна, регион, город : учебное пособие / А.Л. Гапоненко. – М. : Издательство РАГС, 2001. – 224 с.

3 Ильин, А.И. Стратегическое планирование : учебное пособие / А.И. Ильин – М. : 1998. – 296с.

Дополнительная литература:

1 Афанасьев, М.П. Маркетинг : стратегия и практика фирмы / М.П. Афанасьев. – М. : Финстатинформ, 1999. – 104 с.

2 Балукова, В.А. Стратегический анализ технической реструктуризации предприятия / Г.Д. Залищевский, М.Л. Колесов, И.А. Садчиков, В.Е. Сомов. – СПб. : СПбГИЭУ, 2001. – 147 с.

3 Персунько, В.Н. Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры химической продукции : учебное пособие по дисциплине «Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка / В.Н. Персунько, С.Б. Куцина. – СПб. : СПбГИА, 2000. –88 с.

4 Цветков, В. Вертикальная интеграция и ФПГ / В. Цветков. – Экономист, 2002. – №6. – с.11 – 24.

5 Шерер, Ф. Структура отраслевых рынков : Перевод с английского / Ф. Шерер. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 698 с.

6 Журналы «Деньги и кредит», «Экономист», «Вопросы экономики», «Эксперт».

7 Газеты «Коммерсант – деньги», «Экономика и жизнь».

Рекомендуемые технические и электронные средства обучения и контроля знаний муниципальных служащих.

Для подготовки к семинарским занятиям, докладам, написания рефератов, муниципальным служащим следует пользоваться данными из всемирной сети «ИНТЕРНЕТ».

Кроме этого, для изучения законодательных и нормативных документов в области банковского дела в РФ, необходимо прибегать к материалам компьютерной программы «КОНСУЛЬТАНТ – ПЛЮС», «Гарант».

Работа преподавателя по организации СРС и контролю ее результатов:

– выдача вопросов для самостоятельного контроля знаний по дисциплине;

– проведение текущего контроля усвоения теоретического материала;

– разработка тестов, тем выступления с докладами;

– выдача заданий для выполнения реферативных работ;

– подготовка вопросов к экзамену.

Виды контроля результата СРС:

– текущий контроль (устный опрос, проверка тестов, письменных расчетных работ);

– защита написанных по предложенным темам рефератов.

– включение учебного материала в вопросы к зачету, экзамену.

Примерная тематика рефератов.

1. Стратегическое планирование и прогнозирование.

2. Значение стратегического планирования для промышленных предприятий в рыночной экономике.

3. Использование стратегического планирования в практике нефтехимических предприятий России.

4. Стратегия вертикальной интеграции.

5. Стратегия горизонтальной интеграции.

6. Слияния и поглощения в российской экономике.

7. Конкурентные стратегии.

8. Региональное регулирование экономики на основе стратегического плана.

9. Методы противостояния враждебным слияниям и поглощениям.

10. Стратегии выхода на зарубежные рынки.

11. Стратегические цели, культуры, миссии организации.

12. Стратегические аспекты диверсификации организации.

13. Стратегия конкурентной борьбы.

14. Стратегия достижения успеха преуспевающими городами запада.

15. Стратегические аспекты технологии и НИОКР.

16. Стратегия развития города по отношению к обществу.

17. Влияние интернационализации и глобализации на стратегию развития города.

18. Стратегическое планирование в городе.

Вопросы к зачету по программе «Стратегическое управление социально-экономическим развитием в городе».

1. Понятие и сущность управления развитием.

2. Понятие и сущность стратегического управления и планирования. Процесс планирования. Оперативное и стратегическое планирование.

3. Предпосылки стратегического управления. Основные этапы стратегического управления.

4. Основные виды стратегических данных.

5. Миссия и цели организации.

6. Выработка стратегии. Участники выработки стратегии. Реализация стратегии.

7. Стратегический контроль и бенчмаркинг. Люди, реализующие стратегию.

8. Факторы конкурентоспособности городов.  

9. Цели, критерии и показатели социально-экономического развития города. Стадии экономического развития общества.

10. Современные тенденции и новые факторы экономического развития общества. Механизм управления развитием общества.

11. Определение приоритетных целей и ограничений. Экономические и внеэкономические цели города.

12. Основные стратегические варианты развития.

13. Специфика управления развитием городов и регионов. Цели и критерии развития городов и регионов.

14. Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона.

15. Определение целей развития. Определение сильных и слабых сторон региона и города.

16. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.

17. Разработка концепции развития. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

18. Региональный и муниципальный маркетинг.

19. Развитие организационных структур местных органов управления.

20. Кадровое обеспечение регионального и муниципального развития.

В отечественной практике необходимо преодолеть искусственные границы между менеджментом в коммерческих и государственных организациях. Для этого необходимо более широко освещать достижения современного менеджмента в рамках программ обучения и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Одновременно целесообразно на постоянной и системной основе вырабатывать рекомендации и распространять передовой опыт управления на всех уровнях государственного управления, в том числе на региональном и муниципальном уровнях [51, с. 97].

Внедрение в практику государственного управления подходов и технологий стратегического управления, как, впрочем, и многих других современных походов, концепций и технологий управления, может быть весьма продуктивным.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.