Монопрофильные города: проблемы развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Впервые исследования важнейшей для Росси проблемы, связанной с градообразующими предприятиями и моногородами, были проведены в рамках проекта «Монопрофильные города и градообразующие предприятия». «Союз инвесторов» в рамках данного проекта осуществлял работы с «пилотными» городами. Проводимые работы позволили выявить причины, препятствующие развитию этих городов и разработать пути развития градообразующих предприятий, бизнеса и городов в целом [38, c. 183].

В настоящее время ситуацию в моногородах можно охарактеризовать как кризис социального и культурного самоопределения: с одной стороны, город несомненно представляет для его жителей некую ценность, ему можно и должно помогать, с другой стороны, все чаще проявляется позиция личного неучастия. Горожанин, как бы еще повернут лицом к городу, но уже отстранен от него. Можно отметить два универсальных механизма характерных для малых и средних городов России – садово-огородное хозяйство и «затягивание пояса». Для наиболее активных групп населения характерным является сочетание различных механизмов адаптации, поиски, социальное экспериментирование. Это означает, часть городского социума уже вышла из психологического ступора первых лет реформ и активно ищет способы и механизмы приспособления к новым условиям жизни [39].

Проведенные в монопрофильных городах исследования показывают крайне высокий уровень психолого-политической нестабильности. Этот факт констатирует полную готовность населения моногородов к любого типа общественным выступлениям. Маскирует эту внутреннюю готовность к протесту самого агрессивного вида только исключительно высокий уровень политического иждивенчества населения, а также еще неискоренившееся стремление к политической безопасности. Это означает, что в случае появления любой революционной организации в любом моногороде и ослабления государственной власти (на федеральном или региональном уровне), в моногородах вполне вероятны социальные конфликты в самой жестокой форме [40, с. 82].

Среди современных проблем на первое место следует поставить состояние экономической базы, падение производства, что, в свою очередь, непосредственно связано с такими важными социально-экономическими вопросами, как занятость населения, уровень его жизни, состояние социальной и инженерной инфраструктуры, морально-психологический климат.

В условиях монопрофильного города падение производства на градообразующих предприятиях или их остановка приводит практически к параличу жизнь города. При отсутствии или крайней ограниченности иных сфер приложения труда резко повышается уровень безработицы. Низкие доходы населения не позволяют поддерживать даже минимальный уровень жизни, существенно ухудшается ситуация с пенсионерами и другими нетрудоспособными категориями жителей, которым ранее предприятия оказывали реальную помощь. Резко сокращается налогооблагаемая база местного бюджета и соответственно – возможности нормального функционирования городского хозяйства и социальной поддержки населения [41, c. 98].

Обнищание значительной части населения, и его низкая платежеспособность приводит к сокращению занятости в сфере обслуживания. Заметно изменяется демографическая ситуация – происходит отток наиболее дееспособной части населения или со сменой местожительства или на сезонные заработки.

В результате указанных негативных процессов ухудшается морально-психологический климат: для взрослого человека теряется устойчивая жизненная перспектива, для молодежи – сужаются условия трудоустройства, получения профессионального образования, а для детей и подростков – возможность получения полноценного обязательного образования и рационального использования свободного времени. Как следствие – получают все более широкое распространение антиобщественные проявления, растут молодежная преступность и наркомания.

Поскольку развитие таких поселений было непосредственно связано с определенной отраслью экономики, то в зависимости от их состояния складывалась и ситуация в конкретном городе и пгт.

Особое беспокойство вызывают промышленные города и города науки. Следствием кризиса в таких поселениях стала деградация квалифицированных кадров и нередко уникальных научно-производственных коллективов, восстановить которые будет крайне трудно.

Для многих городов характерно неблагополучное состояние городской среды, социальной и инженерной инфраструктуры.

Следующая по значимости проблема – экологическое состояние городов. За последние годы в связи с падением производства произошло некоторое сокращение вредных выбросов и стоков. Вместе с тем, стали выявляться некоторые другие негативные процессы [42].

Так, в связи с сокращением финансирования в значительной мере свернуты работы по строительству новых и нормальной эксплуатации действующих природоохранных объектов. Свертывание работ по профилактическому ремонту, старение оборудования и ослабление производственной дисциплины и требований техники безопасности приводит к производственным и другим техногенным авариям, что особенно опасно для городов, где высокая плотность населения.

Одна из наиболее острых проблем особенно в небольших монопрофильных городах и пгт – их слабая экономическая дееспособность, которая во многом определяется, как указывалось выше, падением производства, сужением доходной части бюджета. Вместе с тем, особое значение для таких городов имеет уровень управления как предприятиями, так и муниципальным образованием в целом. Нередко именно слабость управленческого корпуса является главным тормозом для вывода городов из кризисного состояния.

Рассмотрим критерии, принятые по отношению к уровню занятости. В связи с необходимостью применения регулярно разрабатываемых, распространенных и доступных показателей занятости населения был использован ограниченный состав показателей и критериев.

С учетом сказанного, к городским поселениям с критической ситуацией в сфере занятости были отнесены следующие населенные пункты:

– с уровнем официально зарегистрированной безработицы более 7 %;

– с уровнем официально зарегистрированной безработицы от 5,0 % до 7,0 % и (одновременно) с уровнем скрытой безработицы (неполной занятости) более 20,0 %;

– с уровнем скрытой безработицы (неполной занятости) более 50 %.

В соответствии с уточненными критериями в состав общероссийского перечня было отобрано 330 населенных мест (из вышеуказанных 900), в которых проживает более 5 миллионов человек.

По официальному статусу эти поселения разбиваются следующим образом: 111 городов (в том числе, 92 малых города с населением до 50 тыс. жителей), 101 поселок городского типа и 118 сельских поселений, связанных преимущественно с лесной промышленностью.

Помимо того, что населенные пункты, включенные в Перечень, отличаются по размеру и категории, они имеют и различную хозяйственную специализацию. Условно их можно разделить на пять больших групп:

– поселения, связанные с природно-ресурсным потенциалом страны. Они, как правило, возникли в связи с разработкой и промышленным освоением тех или иных природных ресурсов (нефтяных, газовых, угольных, лесных и др.). Проблемы  в  сфере  занятости  таких  городов  возникают  по  следующим причинам: исчерпание добываемых ресурсных запасов; нерентабельностью дальнейшей эксплуатации месторождений; неконкурентоспособностью или не востребованностью продукции на внутреннем и внешнем рынках (что может носить временный характер). В вышеупомянутый Перечень было включено 203 поселения этого типа;

– поселения, монопрофильность которых обусловлена узкоспециализированными предприятиями обрабатывающей промышленности (в том числе и по первичной переработки сырья). В связи с разнообразием отраслевой специализации этого типа городов проблемы в сфере занятости в них также многообразны и сложны. Причинами их возникновения, как правило, служат: общеэкономический кризис в стране, несовершенная государственная налоговая система, разрыв ранее действующих экономических связей (по поставкам сырья и реализации продукции), отсталость применяемых технологий, изношенность основных фондов, не конкурентоспособность и невостребованность продукции, отсутствие квалифицированного управления. В Перечень монопрофильных городов с критической ситуацией в сфере занятости вошло 77 поселений рассматриваемой специализации;

– поселения, в которых в качестве основных градообразующих предприятий являются объекты промышленного комплекса. По характеру специализации и проблемам эти поселения примыкают к предыдущей группе, однако, одной из главных причин кризисного состояния этих городов стало обвальное сокращение государственных заказов на оборонную продукцию. Кроме того, ситуация в таких городах усугубляется, как правило, полной неопределенностью перспектив развития основного производства, а также крайней ограниченностью свободы действий руководителей предприятий промышленного комплекса. В состав этой группы входит 11 городов;

– поселения, специализация которых обусловлена размещением наукоемких предприятий и организаций (научные центры и близкие к ним по профилю города и закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Специфика проблем экономической деятельности (а, следовательно, и занятости населения) в этих муниципальных образования обусловлена резким сокращением государственного заказа и объемов финансирования научной деятельности (как фундаментального, так и прикладного характера). Что касается ЗАТО, то здесь проблемы те же, что и в городах с объектами промышленного комплекса. Вместе с тем, острота проблем в ЗАТО несколько сглаживается особым порядком их финансирования через федеральный бюджет. В вышеупомянутый Перечень было включено 4 таких поселений;

– поселения, связанные с обслуживанием различных видов транспорта (главным образом, железнодорожного). Проблемы занятости в этого рода населенных пунктах связаны с падением объема перевозок, разгрузочно-погрузочных и других работ на транспорте. В Перечень было включено 19 транспортных поселений [44].

Укрупненное распределение по градообразующим отраслям можно увидеть в таблице 2.

 

Таблица 2 – Распределение поселений, включенных в Перечень монопрофильных городов и других населенных пунктов с критической ситуацией в сфере занятости, по отраслевой специализации

Название населенного пункта Регион
Тольятти Самарская область
Набережные Челны Республика Татарстан
Липецк Липецкая область
Нижний Тагил Свердловская область  
Череповец Вологодская область
Дзержинск Нижегородская область
Прокопьевск Кемеровская область
Сургут Тюменская область
Северодвинск Архангельская область

 

Регионы, имеющие в своем составе наибольшее количество монопрофильных городов, даны в таблице 3.

 


Таблица 3 – Регионы с максимальной долей монопрофильных городов

Регионы Кол-во городов с населением более 5 тысяч Кол-во монопрофильных городов с населением более 5 тысяч Доля монопрофильных городов(в процентном соотношение)
Чукотский АО 3 3 100,0
Хакасия 5 4 80,0
Карелия 13 10 76,9
Ивановская 16 12 75,0
Свердловская 47 32 70,2
Кемеровская 20 14 70,0
Нижегородская 25 17 68,0

 

К регионам с преобладанием монопрофильных городов отнесены 4 области, 2 республики и один автономный округ. В этих регионах России доля моногородов колеблется от 68% в Нижегородской области до 100% в Чукотском АО.

Что же отличает между собой монопрофильные города? По данным Московского Экспертного института из 100% монопрофильных городов только 17% имеют тенденции устойчивого развития. Самым важным критерием оценки моногорода является его финансовое состояние, которое в свою очередь напрямую зависит от ситуации, сложившейся на градообразующем предприятии.

Если взять отраслевую принадлежность монопрофильных городов, то основная доля нерентабельных и неэффективных градообразующих предприятий приходится на лесную промышленность. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе 15 монопрофильных городов с лесообрабатывающей промышленностью находятся в критическом состоянии. Среди градообразующих предприятий  добывающих отраслей большая доля кризисных приходится на угольную промышленность (16 городов из 330, отмеченных как критических), добычу цветных металлов (24 города из 330).

В тоже время в список поселений с критической ситуацией не попали города, в которых градообразующее предприятие является нефтедобывающим. Это в основном города Тюменского севера. Однако проблемы монопрофильных городов, не являясь в рамках Российской Федерации наиболее важными, все-таки достаточно актуальны и имеют свои специфические особенности [41, c. 103].

Еще одной проблемой монопрофильных городов является безработица. Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по поддержанию занятости населения» Минтруду России, Минэкономики России и ряду других министерств и ведомств поручено разработать поэтапно по городам с монопрофильной структурой хозяйства и высоким уровнем безработицы специальные программы создания и сохранения рабочих мест. Для реализации данного постановления в настоящее время по заказу Минтруда России при Минэкономики России («Города России») выполняется работа по подготовке методических рекомендаций по составлению территориальных специальных программ содействия развития занятости в монопрофильных городах. Цель разработки рекомендаций - методическая помощь муниципальным органам в обосновании путей выхода из кризисного состояния и повышения занятости населения, а также в обосновании финансового обеспечения соответствующих мероприятий программы, в том числе и за счет оказания государственной помощи [42].

Одной из главных задач программы является стабилизация и совершенствование экономической базы города путем ее диверсификации и проведения селективной политики (активизация работы действующих предприятий, отвечающих требованием рынка и стратегическим интересам страны, перепрофилирование и реструктуризация предприятий, теряющих сырьевую базу и устойчивый спрос на продукцию). Преобразование монопрофильного города в многофункциональный одновременно будет способствовать формированию более гармоничной структуры занятости, что в конечном счете окажет благотворное влияние на социально-демографический состав населения в целом. При определении основных направлений развития монопрофильных городов, необходимы:

– объективная оценка сложившейся ситуации, анализ и постановка диагноза, установление причин, приведших город к кризисной ситуации;

– оценка благоприятных и лимитирующих факторов дальнейшего развития города;

– подход к городу не как к автономному, изолированному образованию, а как части региона и страны, а во многих случаях – как к фокусной точке территории («малой столице»);

– особое внимание уделить формированию в городе среды благоприятной для привлечения инвестиций, функционирования субъектов хозяйственной деятельности и, что особенно важно, – для жизнедеятельности проживающего населения;

– обеспечение информационно-психологического сопровождения, учет и формирование общественного мнения, т.е. обеспечить учет интересов населения, адекватное восприятие жителями замысла разработчиков и городских органов власти, его поддержку и, главное – его заинтересованное, конкретное участие в реализации программы [2].

Важное значение для осуществления программных материалов имеет правильный отбор мероприятий для их поэтапной реализации.

В качестве основных критериев для обоснования этапов и соответствующих мероприятий могут служить: повышенная актуальность, определяемая, прежде всего, уровнем социальной напряженности; возможность финансового обеспечения мероприятий, степень обоснованности и готовности к их реализации (например, обеспеченность проектной документацией).

Применительно к первому этапу (в условиях дефицита финансовых возможностей) целесообразно:

– максимально использовать (с учетом потребностей рынка) возможности существующих предприятий, во многих случаях для их «оживления» достаточно скромных ресурсов для пополнения оборотных средств;

– развитие малого и среднего предпринимательства, особенно сфер деятельности, ориентированных на использование местных возможностей и предпосылок, дающих быстрый оборот капитала и рост мест приложения труда;

– налаживание внутригородской и внутрирайонной межотраслевой кооперации, расширение сферы межселенного обслуживания;

– формирование  системы  прогнозно-проектных  материалов,  обеспечивающих проектное сопровождение мероприятий следующего этапа;

– заблаговременная  подготовка и переподготовка кадров для предприятий и организаций, намечаемых к развитию (размещению) в городе;

– осуществление не капиталоемких  мер  по  повышению привлекательности городской среды;

– проведение комплекса традиционных мероприятий по улучшению занятости населения и его социальной защите.

Применительно к последующему этапу (в условиях расширения инвестиционных возможностей) приоритетное внимание может быть отдано мероприятиям, обеспечивающих проведение диверсификации, перепрофилированию и реструктуризации экономической базы, а также существенному повышению качества и привлекательности городской среды.

Духовный мир современного горожанина характеризуется сложным переплетением различных идеологий, мировоззрений, ценностных систем. Разнобой ценностных ориентации имеет своим следствием исключительную пестроту типов поведения, образов жизни, качественную дифференциацию ценностных позиций по отношению к труду, учебе, семье, политике, городу, что позволяет выделить в городском сообществе множество разных систем ценностей. Именно они, в конечном итоге, определяют вектор развития общества. В этом контексте представляет интерес монопромышленный город, являющийся своеобразной социокультурной и социотерриториальной общностью. Для монопромышленных городов характерны в основном те же проблемы, что и для других категорий городов, однако в условиях односторонней направленности хозяйства эти проблемы приобретают наибольшую остроту. Сложность заключается в том, что градообразующее предприятие несёт на себе социальную нагрузку, то есть его нельзя рассматривать в отрыве от города, без учета социально-экономического положения, дальнейших судеб и возможного поведения людей, в нем проживающих.

Специфическая социокультурная среда монопромышленного города играет значительную роль в иерархизации ценностных ориентации населения. Градообразующее предприятие преднамеренно направляет, культивирует определённую систему ценностей и жизненные приоритеты.

В заключение следует отметить, что формирование общероссийского перечня монопрофильных городов и других населенных мест с кризисной ситуацией, а также разработка конкретных программ и мер государственной поддержке позволит обеспечить существенное снижение социальной напряженности и повышение роли этих населенных мест в подъеме экономики России [45].


Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.