1588 – приезд в Москву Константинопольского патриарха Иеремии II
1589, 26 января – поставление митрополита Московского святителя Иова патриархом Московским и всея Руси
[1] Ныне на месте сражения при Сити - село Божонка (Божий городок) Сонковского района Тверской области. Великий князь Георгий Всеволодович причислен Церковью к лику святых.
[2] По другим данным 19 ноября 1240 года.
[3] Иногда в литературе указывается 1321 года как год официального принятия ислама Золотой Ордой.
[4] Озеро Светлояр находится в 130 километрах к северо-востоку от Нижнего Новгорода. Возникло оно лет 1000-1200 лет назад в результате падения метеорита, а 700-800 лет назад озеро увеличилось в размерах и в глубину в результате тектонических процессов. Поскольку это произошли примерно в эпоху Батыя, то могло послужить основанием легенды невидимом граде Китеже, скрывшимся во время нашествия Батыя.
[5] Джованни дель Плано Карпини, архиепископ Антиварийский. История монгалов, именуемых татарами / История монголов. М.: Транзиткнига, 2005. С. 315-316.
[6] Сын князя Федора Стародубского князь Андрей стал родоначальником князей Пожарских.
[7] Похлебкин В.В. Татары и Русь: 360 лет отношений (1238-1598). М: Международные отношения, 2001. С. 31-34; Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М.: Наука, 1978. С. 11.
[8]
[9] Джованни дель Плано Карпини, архиепископ Антиварийский. История монгалов, именуемых татарами / История монголов. М.: Транзиткнига, 2005. С. 246.
[10] Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М.: Наука, 1978. С. 32.
[11] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 173.
[12] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. … С. 173-174.
[13] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. … С. 174.
[14] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. … С. 174.
[15] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. … С. 174.
[16] В соответствии с прав. апост. 82 апостольским правилом и 83 правилом VI Всел. Собора.
[17] В соответствии с 14 правилом VI Вселенского Собора.
[18] В данном случае исторы – это издержки, затраченные на поставление архиерея. Вообще же, исторы – издержки на хождения по судам, чиновничьим канцеляриям и путевые издержки.
[19] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. … С. 217.
[20] Псковская епархия была создана лишь в 1589 году.
[21] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. … С. 233.
[22] Образное выражение, соответствующее русскому «пасть на поле брани».
[23] Это конечно преувеличение.
[24] Джованни дель Плано Карпини, архиепископ Антиварийский. История монгалов, именуемых татарами / История монголов. М.: Транзиткнига, 2005. С. 315-316.
[25] Князь Святослав Всеволодович причислен к лику святых.
[26] Епископ Кирилл Ростовский.
[27] Такой вывод можно сделать, основываясь на сообщениях Устюжского летописца, жития преподобного Пафнутия Боровского и Волоколамского патерика.
[28] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 60.
[29] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 60
[30] Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. История Русской Церкви в пяти периодах. М.: изд. Сретенского монастыря, 2001. С. 234-235.
[31] Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ. Т. X. СПб., 1885. С 157.
[32] Соловьев Н.А., прот. Сарайская и Крутицкая епархии. М., б. г. С. 22-23.
[33] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 121.
[34] Епископам Сарайским посвящено известное стихотворение Льва Николаевича Гумилева «Владыка Сарский и Подольский! Вокруг тебя шумит Сарай…».
[35] Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. История Русской Церкви в пяти периодах. – М.: изд. Сретенского монастыря, 2001. С. 197.
[36] Мурза Чет, согласно преданию, является основателем Костромского Ипатьевского монастыря, в котором и был погребен.
[37] Макарий (Булгаков), митрополит Московский. История Русской Церкви. Т. IV.: История Русской Церкви в период монгольский. Кн. 1. СПб., 1886. С. 124, 126-127.
[38] Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. – М.: Наука, 1978. – С. 26.
[39] Святые врата Новоспасского монастыря выходят на Саринский проезд.
[40] Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М.: Наука, 1978. С. 64-65.
[41] Татарское насилие связано было, видимо, с нападением на Киев хана Тохты.
[42] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 28.
[43] В литературе встречается также мнение о происхождении святителя Алексия из семьи ярославских купцов. Нельзя признать это мнение основательным.
[44] Шахова А.Д. Греки в Москве в XVI – XVII веках. / Россия и Христианский Восток. М., 2004. Вып. 2-3. С.197.
[45] Шахова А.Д. Греки в Москве в XVI – XVII веках. / Россия и Христианский Восток. М., 2004. Вып. 2-3. С.197.
[46] Рогожский летописец (список второй половины XV века, отражает тверской взгляд на события русской истории) представляет дело иначе: не упоминая о посольстве преподобного Сергия, сообщает, что послами митрополита Алексия в Нижний Новгород были архимандрит Павел и игумен Герасим.
[47] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 43.
[48] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 42.
[49] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 44-45.
[50] Перед смертью язычник Ольгерд принял православие с именем Алексий.
[51] Эмир (то есть, князь) Мамай, не будучи Чингизидом, правил через султанов-марионеток, каковыми были сначала Абдулла, затем Мухаммед-Булак. Трижды Мамай захватывал столицу Орды Сарай-Берке, но удержать город не смог. Восточная часть Орды находилась в то время в руках султанов, не признававших Мамая и его султанов. Сохранилась одна монета, отчеканенная в Азове, в надписи на которой Мамай именуется ханом. Возможно, что он мог иметь ханский титул. Дело в том, что после введения в Орде мусульманской религии в качестве государственной, ордынские ханы приняли титул султанов. Титул хана стал менее значимым и его иногда носили видные правители областей Орды.
[52] То есть согрело.
[53] Князь Владимир носил прозвание Храбрый. После Куликовской битвы его называли также Донским, как и Дмитрия Иоанновича Московского.
[54] Бегунов Ю.К. Куликовская битва и сказания об иконах Богородицы / Богословские труды. Сб. 31. М., 1992. С. 316-317.
[55] Бегунов Ю.К. Куликовская битва и сказания об иконах Богородицы … С. 317.
[56] Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2002. С. 208-209.
[57] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 49.
[58] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 49.
[59] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С.50-51.
[60] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 54.
[61] Конечно не в нынешнем городе Пермь. Кафедра святителя Стефана Великопермского находилась в Усть-Выми вблизи современного города Котлас.
[62] Во время патриаршества святителя Евфимия Болгария была завоевана турками. Патриаршество вскоре было ликвидировано и восстановлено лишь в середине XX века.
[63] Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 41.
[64] Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1871.- С. 84-85.
[65] Подробнее о литературных трудах святителя Киприана смотри: Глубоковский Н.Н. Св. Киприан, митрополит всея России (1376-1406) как писатель // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – 1892. – февраль. – С. 358-424; Дмитриев Л.А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы // Труды отдела древнерусской литературы. – 1963. – Т. 19. – С. 215-254.
[66] Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности: Церковно-литургическое исследование. – М., 1882. – С. 3.
[67] Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности: Церковно-литургическое исследование. – М., 1882. – С. 7.
[68] Вошел в историю как Василий Темный.
[69] Ныне Костромская область.
[70] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского. / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 101.
[71] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 101.
[72] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 103.
[73] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 103.
[74] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 104.
[75] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 104.
[76] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 106.
[77] Ныне Сыктывкар.
[78] Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца. / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 74-75.
[79] Борисов Н.С. Сергий Радонежский. – М.: Молодая гвардия, серия ЖЗЛ. – 2009.
[80] Впоследствии Радонеж принадлежал сыну Андрея Иоанновича знаменитому князю Владимиру Андреевичу Храброму.
[81] Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца. / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. – М., 1992. – С. 78.
[82] Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца. / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. – М., 1992. – С. 78.
[83] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. – М., 1909. - С. 37.
[84] Удостоившийся вместе с Исаакием молчальником Ангела, сослужащего преподобному Сергию.
[85] Имеется ввиду Юрий Дмитриевич Звенигородский, сын Димитрия Донского.
[86] Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI - XVII веков. Минск, 2001.
[87] Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI - XVII веков. – Минск, 2001.
[88] Московский Андроников монастырь.
[89] Смирнов В., Вольгин А. Преподобный Андрей Рублев, иконописец. // Журнал Московской Патриархии. – 1980. - № 7. – С. 69.
[90] Во многих древнерусских храмах жертвенник находился в отдельном помещении, слева от алтаря.
[91] Монохромные изображения излучают свет одного цвета, воспринимаемый как один оттенок, в отличие от цветного изображения, содержащего различные цвета.
[92] Город Тотьма находится в Вологодской области.
[93] Соловецкий патерик. – М., 1991. – С. 35-36.
[94] Соловецкий патерик. – М., 1991. – С. 43.
[95] Трапезундская Империя была основана в 1204 году внуками византийского императора Андроника I Алексеем и Давидом Комнинами при помощи грузинской царицы Тамары. Просуществовала до 1461 года.
[96] Из морейских монастырей вышли поборники унии – митрополиты Виссарион Никейский и Исидор Киевский (Московский).
[97] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. III. – М., 1995. – С. 346.
[98] Базельский Собор заседал по 1449 год (с 1448 года в Лозанне). Собор провозгласил главенство Соборов над папой. Папам, однако, удалось отстоять свое верховенство над Соборами.
[99] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. III. – М., 1995. – с. 348.
[100] Впрочем, через несколько лет папе удалось подвигнуть короля Польши и Венгрии Владислава выступить против турецкого султана. Но Владислав в 1444 году в сражении под Варной в Болгарии потерпел поражение и погиб.
[101] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. III. – М., 1995. – С. 358.
[102] Святитель Марк Ефесский преставился в 1445 году.
[103] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 16-17.
[104] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 17.
[105] Первым униатским патриархом Константинопольским был Митрофан (1440-1443), за ним – Григорий Мамма (1446 – 1451).
[106] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 18.
[107] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 18.
[108] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 18.
[109] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 19.
[110] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 19-20.
[111] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 20-21.
[112] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 21.
[113] Занемонец А.В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. – СПб., 2008. - С. 50.
[114] Святитель Геннадий Схоларий занимал Константинопольский патриарший престол с января 1454 по январь 1456 года. Мнение прежних историков о его четырехкратном патриаршестве (в 1453-1456, 1458, 1462-1463 и 1464 годах) можно считать устаревшим.
[115] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 21-22.
[116] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 22.
[117] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 22.
[118] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 15.
[119] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 23-24.
[120] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 23-28.
[121] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 29.
[122] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 29-30.
[123] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 30-31.
[124] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 31.
[125] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 33.
[126] До смерти отца Василия Темного Иоанн III уже именовался великим князем, но Новгородским, и являлся соправителем своего слепого отца. За полгода до смерти отца он стал и великим князем Московским.
[127] Михаил Олелькович являлся племянником Василия Темного, двоюродным братом Ивана Третьего, двоюродным племянником короля Владислава (Ягайло) Польского.
[128] К тому времени Иоанн III был вдовцом. Первой его супругой была княжна Мария Тверская.
[129] Архимандрит Геннадий (Гонзов) – будущий святитель Геннадий Новгородский.
[130]Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 48.
[131] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 48-49.
[132] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 51.
[133] «Протопоп Алексей и Феодор Курицын, — замечает преподобный Иосиф Волоцкий, — такое имели тогда дерзновение к Державному, как никто другой, ибо они прилежали звездозаконию, астрологии, чародейству и чернокнижию. Потому-то многие и уклонились к ним и погрязли в глубине вероотступничества».
[134] Валахия – южная часть современной Румынии.
[135] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 58.
[136] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 59.
[137] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 63.
[138] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 59.
[139] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 61.
[140] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 61.
[141] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 68.
[142] Когда Зосима был митрополитом Московским, в 1492 году произошло одно из важнейших событий мировой истории – Христофор Колумб открыл Америку. Ранее, в том же году, завоеванием Гранады закончилась реконкиста (отвоевывание) Испании христианами у мусульман. Пал последний оплот мусульманства на Пиренейском полуострове – Гранадский эмират.
[143] Димитрий-внук скончался в заточении 1509 году, пережив своего деда Иоанна III.
[144] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 72-73.
[145] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 73-74.
[146] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 74-75. Митрополит Макарий писал: «Мысли, которые высказывали на Соборе преподобный Нил и белозерские пустынники, без сомнения, справедливы и делают им честь, особенно по тому времени, но справедливы не вполне. ... Средство, какое указывал преподобный Нил, взамен недвижимых имуществ для содержания монашествующих недостаточно. Он имел в виду монахов-пустынников, которые жили поодиночке или по два, по три и вообще самыми небольшими общинами, не посещали ежедневно церкви, не отправляли всех церковных служб и имели довольно времени для рукоделия. Но и они не в состоянии были содержать себя только своими трудами, как доказал своим примером скит самого же Нила, состоявший всего из двенадцати братий и выпросивший себе у великого князя Василия Иоанновича ежегодную милостыню по 155 четвертей ржаной муки».
[147] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 76. Следует отметить, что Иоанн III желая показать свое беспристрастие, не присутствовал сам лично на Соборе 1503 года, тогда как на всех других присутствовал.
[148] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 295.
[149] Алексеев А. Иосиф Волоцкий. – М., 2014. – С. 180.
[150] Князь Федор Борисович – сын князя Бориса Ивановича и внук великого князя Василия II, племянник великого князя Иоанна III, двоюродный брат Василия III.
[151] Архиепископ с 1506 по 1509 год. До назначения на кафедру – настоятель Троице-Сергиева монастыря. Один из наиболее ревностных защитников монастырского землевладения.
[152] Михаил Медоварцев – очень искусный и известный переписчик книг и переводчик. Осужден по делу Максима Грека и сослан в 1531 году в Коломну. О нем есть статься Р.И. Дмитриева в статье «Книжников и книжности Древней Руси».
[153] О митрополите Данииле есть исследование, написанное В.Жмакиным. И.К. Смолич называет труд Жмакина «одной из лучших монографий по истории Русской церкви» (Смолич И.К. Русское монашество. – М., 1997. – С. 207).
[154] Джованни Пико Делла Мирандола (1463-1494) – итальянский мыслитель эпохи возрождения, гуманист. Главное произведение «900 тезисов», введением к которому является «Речь о достоинстве человека». Мирандола считал, что все религии и философские школы являются частными проявлениями единой истины, за что был осужден Католической церковью.
[155] Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. – М., 2001. – С. 396.
[156] Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. – М., 2001. – С. 394.
[157] Походу 1552 года предшествовали несколько неудачных походов на Казань войск Иоанна IV.
[158] Макарий (Веретенников), архим. Святитель Гурий, архиепископ Казанский / Макариевские чтения: Материалы XIII научно-практической конференции посвященной памяти Святителя Макария. – Можайск, 2006. – Вып. XIII / - C. 42.
[159] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Соловьев С.М. Сочинения. – М., 1989. – Кн. IV. – С. 66.
[160] Макарий (Веретенников), архим. Святитель Гурий, архиепископ Казанский / Макариевские чтения: Материалы XIII научно-практической конференции посвященной памяти Святителя Макария. – Можайск, 2006. – Вып. XIII. - C. 43.
[161] Макарий (Веретенников), архим. Святитель Гурий, архиепископ Казанский / Макариевские чтения: Материалы XIII научно-практической конференции посвященной памяти Святителя Макария. – Можайск, 2006. – Вып. XIII. - C. 45-46.
[162] Макарий (Веретенников), архим. Святитель Гурий, архиепископ Казанский / Макариевские чтения: Материалы XIII научно-практической конференции посвященной памяти Святителя Макария. – Можайск, 2006. – Вып. XIII. - C. 45.
[163] Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – М., 1991. – Т. 1. – С. 438.
[164] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. - Ч. 2. – М., 1996. – с. 131.
[165] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. - Ч. 2. – М., 1996. – с. 126.
[166] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. - Ч. 2. – М., 1996. – с. 128.
[167] Имеются в виду не иконы живых людей, а изображения на них, обычно на житийных клеймах, иллюстрирующие жизнь или посмертное почитание святого. Например, на иконе, написанной к 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия Московского, изображены патриарх Алексий II и митрополит всея Америки и Канады Феодосий.
[168] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. - Ч. 2. – М., 1996. – С. 17-18.
[169] Знаменитый Сильвестр, член «Избранной рады».
[170] Будущему митрополиту, пострадавшему при Иоанне Грозном.
[171] Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. М.: изд. Сретенского монастыря, 2001. С. 381.
[172] Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. М.: изд. Сретенского монастыря, 2001. С. 381.
[173] Смолич И.К. Русское монашество. М., 1997. С. 203.
[174] Муравьева Т. Иван Федоров. М., 2011. С. 120-121.
[175] Муравьева Т. Иван Федоров. – М.: Молодая гвардия, 2011. – С. 224.
[176] Преподобный Даниил Переславский преставился в 1540 году.
[177] Ныне город Александров Владимирской области.
[178] Карамзин Н.М. История государства Российского. Калуга, 1993. Т. IX – XII. С. 32.
[179] Карамзин Н.М. История государства Российского. Калуга, 1993. Т. IX – XII. С. 33.
[180] Карамзин Н.М. История государства Российского. … С. 33
[181] Карамзин Н.М. История государства Российского. … С. 34.
[182] Таубе и Крузе бежали впоследствии в Польшу. В 1572 году она написали «Послание гетману Ходкевичу», которое представляет собою очерк царствования Иоанна Грозного во время их пребывания в России.
[183] Параклисиарх (иначе: кандиловозжигатель) – причетник, зажигающий, кадила и свечи.
[184] О митрополите Афанасии есть статья в «Православной энциклопедии», написанная архимандритом Макарием (Веретенниковым).
[185] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 163.
[186] Соловецкий патерик. – М., 1991. – С. 73.
[187] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 168.
[188] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 169.
[189] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 169.
[190] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 169.
[191] В том же 1652 году митрополит Никон избран был патриархом.
[192] Дерпт был взят русскими войсками в 1558 году в ходе Ливонской войны.
[193] Корецкий В.И. История русского летописания второй половины XVI - начала XVII в. – М., 1986. – с. 15-16.
[194] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 173.
[195] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 173.
[196] Бывшая царица Анна Колтовская приняла иночество. Скончалась она в 1626 году.
[197] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 174.
[198] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. Комментарии. С. 568.
[199] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 174-175.
[200] Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения ее из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). // Православный Собеседник. 1904. Июль-август. С. 255-256.
[201] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. Комментарии. С. 568.
[202] Последним духовником Иоанна Грозного был архимандрит Троице-Сергиева монастыря Феодор Вятка.
[203] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 176.
[204] Синицына Н.В. Русская Церковь в период автокефалии; учреждение Патриаршества. / Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С.79.
[205] Имеются в виду народы, образовавшие собственные государства.
[206] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Т. V. С. 256.
[207] Киприанович Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве. Минск, 2006. С. 117.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.