митрополитом избран архиепископ Ростовский Иов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1588 – приезд в Москву Константинопольского патриарха Иеремии II

1589, 26 января – поставление митрополита Московского святителя Иова патриархом Московским и всея Руси   


[1] Ныне на месте сражения при Сити - село Божонка (Божий городок) Сонковского района Тверской области. Великий князь Георгий Всеволодович причислен Церковью к лику святых.

[2] По другим данным 19 ноября 1240 года.

[3] Иногда в литературе указывается 1321 года как год официального принятия ислама Золотой Ордой.

[4] Озеро Светлояр находится в 130 километрах к северо-востоку от Нижнего Новгорода. Возникло оно лет 1000-1200 лет назад в результате падения метеорита, а 700-800 лет назад озеро увеличилось в размерах и в глубину в результате тектонических процессов. Поскольку это произошли примерно в эпоху Батыя, то могло послужить основанием легенды невидимом граде Китеже, скрывшимся во время нашествия Батыя.

[5] Джованни дель Плано Карпини, архиепископ Антиварийский. История монгалов, именуемых татарами / История монголов. М.: Транзиткнига, 2005. С. 315-316.

[6] Сын князя Федора Стародубского князь Андрей стал родоначальником князей Пожарских.

[7] Похлебкин В.В. Татары и Русь: 360 лет отношений (1238-1598). М: Международные отношения, 2001. С. 31-34; Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М.: Наука, 1978. С. 11.

[8]

[9] Джованни дель Плано Карпини, архиепископ Антиварийский. История монгалов, именуемых татарами / История монголов. М.: Транзиткнига, 2005. С. 246.

[10] Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М.: Наука, 1978. С. 32.

[11] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 173.

[12] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. … С. 173-174.

[13] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. … С. 174.

[14] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. … С. 174.

[15] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. … С. 174.

[16] В соответствии с прав. апост. 82 апостольским правилом и 83 правилом VI Всел. Собора.

[17] В соответствии с 14 правилом VI Вселенского Собора.

 

[18] В данном случае исторы – это издержки, затраченные на поставление архиерея. Вообще же, исторы – издержки на хождения по судам, чиновничьим канцеляриям и путевые издержки.

[19] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. … С. 217.

[20] Псковская епархия была создана лишь в 1589 году.

[21] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. … С. 233.

[22] Образное выражение, соответствующее русскому «пасть на поле брани».

[23] Это конечно преувеличение.

[24] Джованни дель Плано Карпини, архиепископ Антиварийский. История монгалов, именуемых татарами / История монголов. М.: Транзиткнига, 2005. С. 315-316.

[25] Князь Святослав Всеволодович причислен к лику святых.

[26] Епископ Кирилл Ростовский.

[27] Такой вывод можно сделать, основываясь на сообщениях Устюжского летописца, жития преподобного Пафнутия Боровского и Волоколамского патерика.

[28] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2.  Ч. 1. С. 60.

[29] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 60

[30] Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. История Русской Церкви в пяти периодах. М.: изд. Сретенского монастыря, 2001. С. 234-235.

[31] Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ. Т. X. СПб., 1885. С 157.

[32] Соловьев Н.А., прот. Сарайская и Крутицкая епархии. М., б. г. С. 22-23.

[33] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 121.

[34] Епископам Сарайским посвящено известное стихотворение Льва Николаевича Гумилева «Владыка Сарский и Подольский! Вокруг тебя шумит Сарай…».

[35] Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. История Русской Церкви в пяти периодах. – М.: изд. Сретенского монастыря, 2001. С. 197.

[36] Мурза Чет, согласно преданию, является основателем Костромского Ипатьевского монастыря, в котором и был погребен.

[37] Макарий (Булгаков), митрополит Московский. История Русской Церкви. Т. IV.: История Русской Церкви в период монгольский. Кн. 1. СПб., 1886. С. 124, 126-127.

     [38] Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. – М.: Наука, 1978. – С. 26.

     [39] Святые врата Новоспасского монастыря выходят на Саринский проезд.

[40] Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М.: Наука, 1978. С. 64-65.

[41] Татарское насилие связано было, видимо, с нападением на Киев хана Тохты.

[42] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 28.

[43] В литературе встречается также мнение о происхождении святителя Алексия из семьи ярославских купцов. Нельзя признать это мнение основательным.

[44] Шахова А.Д. Греки в Москве в XVI – XVII веках. / Россия и Христианский Восток. М., 2004. Вып. 2-3. С.197.

[45] Шахова А.Д. Греки в Москве в XVI – XVII веках. / Россия и Христианский Восток. М., 2004. Вып. 2-3. С.197.

[46] Рогожский летописец (список второй половины XV века, отражает тверской взгляд на события русской истории) представляет дело иначе: не упоминая о посольстве преподобного Сергия, сообщает, что послами митрополита Алексия в Нижний Новгород были архимандрит Павел и игумен Герасим.

[47] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 43.

[48] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 42.

[49] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 44-45.

[50] Перед смертью язычник Ольгерд принял православие с именем Алексий.

[51] Эмир (то есть, князь) Мамай, не будучи Чингизидом, правил через султанов-марионеток, каковыми были сначала Абдулла, затем Мухаммед-Булак. Трижды Мамай захватывал столицу Орды Сарай-Берке, но удержать город не смог. Восточная часть Орды находилась в то время в руках султанов, не признававших Мамая и его султанов. Сохранилась одна монета, отчеканенная в Азове, в надписи на которой Мамай именуется ханом. Возможно, что он мог иметь ханский титул. Дело в том, что после введения в Орде мусульманской религии в качестве государственной, ордынские ханы приняли титул султанов. Титул хана стал менее значимым и его иногда носили видные правители областей Орды.

[52] То есть согрело.

[53] Князь Владимир носил прозвание Храбрый. После Куликовской битвы его называли также Донским, как и Дмитрия Иоанновича Московского.

[54] Бегунов Ю.К. Куликовская битва и сказания об иконах Богородицы / Богословские труды. Сб. 31. М., 1992. С. 316-317.

[55] Бегунов Ю.К. Куликовская битва и сказания об иконах Богородицы … С. 317.

[56] Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2002. С. 208-209.

[57] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 49.

[58] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 49.

[59] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С.50-51.

[60] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. III. М., 1995. С. 54.

[61] Конечно не в нынешнем городе Пермь. Кафедра святителя Стефана Великопермского находилась в Усть-Выми вблизи современного города Котлас.

[62] Во время патриаршества святителя Евфимия Болгария была завоевана турками. Патриаршество вскоре было ликвидировано и восстановлено лишь в середине XX века.

[63] Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 41.

[64] Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1871.- С. 84-85.

[65] Подробнее о литературных трудах святителя Киприана смотри: Глубоковский Н.Н. Св. Киприан, митрополит всея России (1376-1406) как писатель // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – 1892. – февраль. – С. 358-424; Дмитриев Л.А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы // Труды отдела древнерусской литературы. – 1963. – Т. 19. – С. 215-254.

[66] Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности: Церковно-литургическое исследование. – М., 1882. – С. 3.

[67] Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности: Церковно-литургическое исследование. – М., 1882. – С. 7.

 

[68] Вошел в историю как Василий Темный.

[69] Ныне Костромская область.

[70] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского. / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 101.

[71] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 101.

[72] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 103.

[73] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 103.

[74] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 104.

[75] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 104.

[76] Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 106.

[77] Ныне Сыктывкар.

[78] Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца. / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X - XX века. – М., 1992. – С. 74-75.

 

[79] Борисов Н.С. Сергий Радонежский. – М.: Молодая гвардия, серия ЖЗЛ. – 2009.

[80] Впоследствии Радонеж принадлежал сыну Андрея Иоанновича знаменитому князю Владимиру Андреевичу Храброму.

[81] Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца. / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. – М., 1992. – С. 78.

[82] Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца. / Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. – М., 1992. – С. 78.

[83] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. – М., 1909. - С. 37.

[84] Удостоившийся вместе с Исаакием молчальником Ангела, сослужащего преподобному Сергию.

[85] Имеется ввиду Юрий Дмитриевич Звенигородский, сын Димитрия Донского.

[86] Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI - XVII веков. Минск, 2001.

[87] Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI - XVII веков. – Минск, 2001.

[88] Московский Андроников монастырь.

[89] Смирнов В., Вольгин А. Преподобный Андрей Рублев, иконописец. // Журнал Московской Патриархии. – 1980. - № 7. – С. 69.

[90] Во многих древнерусских храмах жертвенник находился в отдельном помещении, слева от алтаря.

[91] Монохромные изображения излучают свет одного цвета, воспринимаемый как один оттенок, в отличие от цветного изображения, содержащего различные цвета.

[92] Город Тотьма находится в Вологодской области.

[93] Соловецкий патерик. – М., 1991. – С. 35-36.

[94] Соловецкий патерик. – М., 1991. – С. 43.

[95] Трапезундская Империя была основана в 1204 году внуками византийского императора Андроника I Алексеем и Давидом Комнинами при помощи грузинской царицы Тамары. Просуществовала до 1461 года.

[96] Из морейских монастырей вышли поборники унии – митрополиты Виссарион Никейский и Исидор Киевский (Московский).

[97] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. III. – М., 1995. – С. 346.

[98] Базельский Собор заседал по 1449 год (с 1448 года в Лозанне). Собор провозгласил главенство Соборов над папой. Папам, однако, удалось отстоять свое верховенство над Соборами.

[99] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. III. – М., 1995. – с. 348.

[100] Впрочем, через несколько лет папе удалось подвигнуть короля Польши и Венгрии Владислава выступить против турецкого султана. Но Владислав в 1444 году в сражении под Варной в Болгарии потерпел поражение и погиб. 

[101] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. III. – М., 1995. – С. 358.

[102] Святитель Марк Ефесский преставился в 1445 году.

[103] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 16-17.

[104] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 17.

[105] Первым униатским патриархом Константинопольским был Митрофан (1440-1443), за ним – Григорий Мамма (1446 – 1451).

[106] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 18.

[107] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 18.

[108] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 18.

[109] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 19.

[110] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 19-20.

[111] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 20-21.

[112] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 21.

[113] Занемонец А.В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. – СПб., 2008. - С. 50.

[114] Святитель Геннадий Схоларий занимал Константинопольский патриарший престол с января 1454 по январь 1456 года. Мнение прежних историков о его четырехкратном патриаршестве (в 1453-1456, 1458, 1462-1463 и 1464 годах) можно считать устаревшим. 

[115] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 21-22.

[116] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 22.

[117] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 22.

[118] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 15.

[119] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 23-24.

[120] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 23-28.

[121] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 29.

[122] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 29-30.

[123] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 30-31.

[124] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 31.

[125] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 33.

[126] До смерти отца Василия Темного Иоанн III уже именовался великим князем, но Новгородским, и являлся соправителем своего слепого отца. За полгода до смерти отца он стал и великим князем Московским.

[127] Михаил Олелькович являлся племянником Василия Темного, двоюродным братом Ивана Третьего, двоюродным племянником короля Владислава (Ягайло) Польского.

[128] К тому времени Иоанн III был вдовцом. Первой его супругой была княжна Мария Тверская.

[129] Архимандрит Геннадий (Гонзов) – будущий святитель Геннадий Новгородский.

[130]Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 48.

[131] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 48-49.

[132] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 51.

[133] «Протопоп Алексей и Феодор Курицын, — замечает преподобный Иосиф Волоцкий, — такое имели тогда дерзновение к Державному, как никто другой, ибо они прилежали звездозаконию, астрологии, чародейству и чернокнижию. Потому-то многие и уклонились к ним и погрязли в глубине вероотступничества».

[134] Валахия – южная часть современной Румынии.

[135] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 58.

[136] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 59.

[137] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 63.

[138] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 59.

[139] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 61.

[140] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 61.

[141] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 68.

[142] Когда Зосима был митрополитом Московским, в 1492 году произошло одно из важнейших событий мировой истории – Христофор Колумб открыл Америку. Ранее, в том же году, завоеванием Гранады закончилась реконкиста (отвоевывание) Испании христианами у мусульман. Пал последний оплот мусульманства на Пиренейском полуострове – Гранадский эмират. 

[143] Димитрий-внук скончался в заточении 1509 году, пережив своего деда Иоанна III.

[144] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 72-73.

[145] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 73-74.

[146] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 74-75. Митрополит Макарий писал: «Мысли, которые высказывали на Соборе преподобный Нил и белозерские пустынники, без сомнения, справедливы и делают им честь, особенно по тому времени, но справедливы не вполне. ... Средство, какое указывал преподобный Нил, взамен недвижимых имуществ для содержания монашествующих недостаточно. Он имел в виду монахов-пустынников, которые жили поодиночке или по два, по три и вообще самыми небольшими общинами, не посещали ежедневно церкви, не отправляли всех церковных служб и имели довольно времени для рукоделия. Но и они не в состоянии были содержать себя только своими трудами, как доказал своим примером скит самого же Нила, состоявший всего из двенадцати братий и выпросивший себе у великого князя Василия Иоанновича ежегодную милостыню по 155 четвертей ржаной муки».

[147] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 76. Следует отметить, что Иоанн III желая показать свое беспристрастие, не присутствовал сам лично на Соборе 1503 года, тогда как на всех других присутствовал.

[148] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 295.

[149] Алексеев А. Иосиф Волоцкий. – М., 2014. – С. 180.

[150] Князь Федор Борисович – сын князя Бориса Ивановича и внук великого князя Василия II, племянник великого князя Иоанна III, двоюродный брат Василия III.

[151] Архиепископ с 1506 по 1509 год. До назначения на кафедру – настоятель Троице-Сергиева монастыря. Один из наиболее ревностных защитников монастырского землевладения.

[152] Михаил Медоварцев – очень искусный и известный переписчик книг и переводчик. Осужден по делу Максима Грека и сослан в 1531 году в Коломну. О нем есть статься Р.И. Дмитриева в статье «Книжников и книжности Древней Руси».

[153] О митрополите Данииле есть исследование, написанное В.Жмакиным. И.К. Смолич называет труд Жмакина «одной из лучших монографий по истории Русской церкви» (Смолич И.К. Русское монашество. – М., 1997. – С. 207).

[154] Джованни Пико Делла Мирандола (1463-1494) – итальянский мыслитель эпохи возрождения, гуманист. Главное произведение «900 тезисов», введением к которому является «Речь о достоинстве человека». Мирандола считал, что все религии и философские школы являются частными проявлениями единой истины, за что был осужден Католической церковью. 

[155] Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. – М., 2001. – С. 396.

[156] Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. – М., 2001. – С. 394.

[157] Походу 1552 года предшествовали несколько неудачных походов на Казань войск Иоанна IV.

[158] Макарий (Веретенников), архим. Святитель Гурий, архиепископ Казанский / Макариевские чтения: Материалы XIII научно-практической конференции посвященной памяти Святителя Макария. – Можайск, 2006. – Вып. XIII / - C. 42.

[159] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Соловьев С.М. Сочинения. – М., 1989. – Кн. IV. – С. 66.

[160] Макарий (Веретенников), архим. Святитель Гурий, архиепископ Казанский / Макариевские чтения: Материалы XIII научно-практической конференции посвященной памяти Святителя Макария. – Можайск, 2006. – Вып. XIII. - C. 43.

[161] Макарий (Веретенников), архим. Святитель Гурий, архиепископ Казанский / Макариевские чтения: Материалы XIII научно-практической конференции посвященной памяти Святителя Макария. – Можайск, 2006. – Вып. XIII. - C. 45-46.

[162] Макарий (Веретенников), архим. Святитель Гурий, архиепископ Казанский / Макариевские чтения: Материалы XIII научно-практической конференции посвященной памяти Святителя Макария. – Можайск, 2006. – Вып. XIII. - C. 45.

[163] Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – М., 1991. – Т. 1. – С. 438.

[164] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. - Ч. 2. – М., 1996. – с. 131.

[165] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. - Ч. 2. – М., 1996. – с. 126.

[166] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. - Ч. 2. – М., 1996. – с. 128.

[167] Имеются в виду не иконы живых людей, а изображения на них, обычно на житийных клеймах, иллюстрирующие жизнь или посмертное почитание святого. Например, на иконе, написанной к 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия Московского, изображены патриарх Алексий II и митрополит всея Америки и Канады Феодосий.

[168] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. IV. - Ч. 2. – М., 1996. – С. 17-18.

[169] Знаменитый Сильвестр, член «Избранной рады».

[170] Будущему митрополиту, пострадавшему при Иоанне Грозном.

[171] Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. М.: изд. Сретенского монастыря, 2001. С. 381.

[172] Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. М.: изд. Сретенского монастыря, 2001. С. 381.

[173] Смолич И.К. Русское монашество. М., 1997. С. 203.

[174] Муравьева Т. Иван Федоров. М., 2011. С. 120-121.

[175] Муравьева Т. Иван Федоров. – М.: Молодая гвардия, 2011. – С. 224.

[176] Преподобный Даниил Переславский преставился в 1540 году.

[177] Ныне город Александров Владимирской области.

[178] Карамзин Н.М. История государства Российского. Калуга, 1993. Т. IX – XII. С. 32.

[179] Карамзин Н.М. История государства Российского. Калуга, 1993. Т. IX – XII. С. 33.

[180] Карамзин Н.М. История государства Российского. … С. 33

[181] Карамзин Н.М. История государства Российского. … С. 34.

[182] Таубе и Крузе бежали впоследствии в Польшу. В 1572 году она написали «Послание гетману Ходкевичу», которое представляет собою очерк царствования Иоанна Грозного во время их пребывания в России.

[183] Параклисиарх (иначе: кандиловозжигатель) – причетник, зажигающий, кадила и свечи.

[184] О митрополите Афанасии есть статья в «Православной энциклопедии», написанная архимандритом Макарием (Веретенниковым).

[185] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 163.

[186] Соловецкий патерик. – М., 1991. – С. 73.

[187] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 168.

[188] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 169.

[189] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 169.

[190] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 169.

[191] В том же 1652 году митрополит Никон избран был патриархом.

[192] Дерпт был взят русскими войсками в 1558 году в ходе Ливонской войны.

[193] Корецкий В.И. История русского летописания второй половины XVI - начала XVII в. – М., 1986. – с. 15-16.

[194] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – с. 173.

[195] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. – Кн. 4. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 173.

[196] Бывшая царица Анна Колтовская приняла иночество. Скончалась она в 1626 году.

[197] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 174.

[198] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. Комментарии. С. 568.

[199] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 174-175.

[200] Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения ее из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). // Православный Собеседник. 1904. Июль-август. С. 255-256.

[201] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. Комментарии. С. 568.

[202] Последним духовником Иоанна Грозного был архимандрит Троице-Сергиева монастыря Феодор Вятка.

[203] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 176.

[204] Синицына Н.В. Русская Церковь в период автокефалии; учреждение Патриаршества. / Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С.79.

[205] Имеются в виду народы, образовавшие собственные государства.

[206] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Т. V. С. 256.

[207] Киприанович Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве. Минск, 2006. С. 117.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 165.