Феодальная раздробленность Киевской Руси и монгольское нашествие привели к тому, что значительная ее часть была завоевана литовцами. До начала XIII века литовцы не имели своего государства. Объединителем разрозненных литовских племен стал князь Миндовг (Миндаугас). Он стал великим князем Литовским в конце 30-х годов XIII века. Миндовг начал покорение западнорусских княжеств, завоевав Черную Русь (северо-запад современной Белоруссии). Завоевания Миндовга продолжили его великие преемники Гедимин (Гедиминас) и Ольгерд (Альгирдас). В результате их завоеваний в состав великого княжества Литовского вошли Белая Русь, Волынь, Киев, Смоленск, Брянск. Великое княжество Литовское было государством литовско-русским. Притом, что большинство литовцев оставались язычниками, большая часть подданных великого княжества являлись православными. Русский язык господствовал в судах и государственных учреждениях. Тоже можно сказать и о нормах древнерусского права.
В 1377 году великим князем Литовским стал сын Ольгерда и внук Гедимина Ягайло (Ягелло). В 1386 году Ягайло принял католичество и вступил в брак с польской королевой Ядвигой. Он крестил литовцев. Литовцы были последним значительным европейским народом, сохранявшим язычество.[205] Политическим следствием брака Ягайло и Ядвиги явилась заключенная в 1386 году династическая Кревская уния между королевством Польским и великим княжеством Литовским. Ягайло, став католиком, принял имя Владислав. Под этим именем он стал королем Польским, оставаясь и великим князем Литовским. При этом два государства не соединились в одно. С тех пор исторические судьбы Польши и Литвы были тесно переплетены. Иногда королевство Польское и великое княжество Литовское имели общего монарха, а иногда двух разных, но обязательно из династии Ягеллонов (потомков Ягайлы). Все они были католиками. Одним из последствий Кревской унии стала постепенная полонизация и окатоличивание великого княжества. Первая католическая епархия на территории великого княжества Литовского была открыта в 1350 году в Киеве. Затем возникла католическая епархия в Львове. Ягайло и Витовт открыли еще несколько католических епархий с целью пропаганды католицизма. Паства этих епархий была немногочисленной. В составе Киевской епархии в середине XVI века было лишь семь приходов, однако католические епископы пользовались в великом княжестве Литовском большим политическим влиянием. Католический епископ Виленский, по своему положению, являлся ближайшим советником великого князя. Православные епископы не имели такого политического влияния.
В 1458 году папа Каллист III, вместе с проживавшим в Риме униатским Константинопольским патриарх Григорием Маммой, рукоположил в митрополиты на Киевскую кафедру Григориея Болгарина. Григорий был принят Казимиром, который являлся королем Польским и великим князем Литовским, и западнорусским епископатом. Отказался его признать лишь один епископ Черниговский, вынужденный из-за этого уехать в Москву. Так появилась независимая от митрополита Московского Киевская митрополия. В 1470 году митрополит Григорий воссоединился с православием, перейдя в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В 1472 году митрополит Григорий Болгарин скончался. Его преемники, вплоть до 1686 года, также находились в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Из преемников митрополита Григория Болгарина следует выделить: митрополита Макария (1494-1497), убитого шайкой крымских татар, и причисленного Церковью к лику святых, и митрополита Иосифа II (1508-1521). Митрополит Иосиф II (Солтан) был хорошо образованным и благочестивым иерархом. Он провел в 1509 году в Вильно Собор. На этом Соборе присутствовало 8 архиереев Киевской митрополии, настоятели монастырей и другие представители духовенства.
В 1569 году во время правления последнего короля Польского и великого князя Литовского из династии Ягеллонов Сигизмунда II Августа была заключена Люблинская уния между королевством Польским и великим княжеством Литовским. До 1569 года великое княжество Литовское являлось самостоятельным государством, имевшим иногда лишь общих с Польшей государей. Люблинская уния превратила Польшу и Литву в федеративное государство – Речь Посполитую. Таким образом, независимое Литовское государство прекратило свое существование. С этих пор католичество начинает активно насаждаться на восточных территориях Речи Посполитой – на Украине и в Белоруссии.
Привилегии, которыми обладали католические епископы, вызывали зависть у православных епископов Речи Посполитой. Православные епископы назначались королем-католиком, иногда из числа мирян. Среди них нередко бывали люди недостойные, готовые ради собственной выгоды предать православие. Митрополит Макарий (Булгаков) так характеризует состояние епископата Киевской митрополии перед заключением Брестской унии: «Сильвестр Белькевич, прямо из мирянина митрополит, человек едва грамотный, даже не в состоянии был, если бы и хотел, действовать слово истины, наставлять и вразумлять вверенных его пастырскому водительству, охранять и защищать их от нападений врагов. Митрополит Иона Протасевич показал себя пастырем ревностным и попечительным, но и его заботы не простирались далее материальных нужд Церкви и охранения ее прав, имущественных и судебных. Илия Куча, также из мирян прямо митрополит, появился на своей кафедре на самое короткое время и потом навсегда сокрылся, не оставив по себе никакого следа. Последний митрополит Онисифор Девочка был ниже даже этих своих предместников и своею невнимательностию к долгу и допускаемыми злоупотреблениями возбуждал ропот и жалобы в самих своих пасомых. Из числа прочих тогдашних архиереев в западнорусских епархиях мы не можем указать ни одного, который засвидетельствовал бы о себе своею ревностию о вере и вообще о высших интересах православной Церкви».[206]
В июле 1589 года, проезжавший через Речь Посполитую Константинопольский патриарх Иеремия II, низложил митрополита Онисифора за двоеженство. Новым митрополитом стал архимандрит Минского Вознесенского монастыря Михаил (Рагоза). Выбор оказался неудачным. Новый митрополит тайно примкнул к сторонникам унии.
В ноябре 1595 года епископы Кирилл (Терлецкий) и Ипатий (Поцей) прибыли в Рим и представились папе Клименту VIII, который принял их очень ласково. Была достигнута договоренность об условиях унии между Римо-Католической церковью и православной Киевской митрополией. Папа поручил митрополиту Киевскому Михаилу (Рагозе) собрать Собор для формального заключения унии.
В Речи Посполитой впервые открыто вопрос о введении церковной унии был поднят на Варшавском сейме весной 1596 года. Ревнитель православия князь Константин Константинович Острожский заявил официальный протест против действий епископов Кирилла и Ипатия. Протесты заявляли православные шляхтичи и духовенство. Тем не менее, митрополит Михаил (Рогоза) издал окружное послание о созыве Собора в Бресте. Собор открылся 6 октября 1596 года. В Брест собрались как сторонники унии, так и православные. Фактически в Бресте состоялось одновременно два Собора. На униатском Соборе заседали митрополит Михаил (Рагоза), а также епископы Луцкий, Владимиро-Волынский, Пинский, Полоцкий и Холмский. На нем присутствовали также папские и королевские послы. Православные, собравшиеся в Брест, открыли свой Собор. Проходил он в доме протестанта, так как больше им негде было собраться. Председательствовал на православном Брестском Соборе экзарх Константинопольского Патриарха архидиакон Никифор. Среди участников этого Собора были два епископа, Львовский Гедеон (Балабан) и Перемышльский Михаил (Копыстенский). На православном Соборе много было представителей мирян во главе с князем Константином Константиновичем Острожским. Оба Собора закончили свои заседания 9 октября. Собор во главе с митрополитом Михаилом (Рагозой) принял унию и наложил отлучение на защитников Православия. Отлучению с их стороны были подвергнуты поименно епископы Гедеон и Михаил, архимандрит Киево-Печерской лавры Никифор (Тур), 9 архимандритов, 16 протоиереев. На остальных противников унии отлучение было произнесено в общей форме. Отцы православного Брестского Собора произвели суд над епископами-отступниками. Им были посланы, как подобает по канонам, три вызова на суд Собора. Михаил (Рагоза) и прочие епископы-отступники пренебрегли этими вызовами. Православный Собор предъявил им четыре обвинения:
1) Нарушение епископской клятвы верности патриарху и православной вере;
2) Посягательство на права Константинопольского патриарха;
3) Самовольное, без участия патриарха и Вселенского Собора, решение вопроса о соединении церквей;
4) Пренебрежение троекратным вызовом на суд патриаршего экзарха и Собора.
После вынесения соборного осуждения по этим пунктам архидиакон Никифор поднялся на возвышение с Крестом и Евангелием и от имени Собора торжественно объявил о лишении митрополита Михаила и прочих епископов-отступников священного сана. Затем участники Собора дали обет «веры, совести и чести» не повиноваться архиереям-отступникам. Они направили королю Сигизмунду просьбу: лишить извергнутых из сана епископов-отступников их епархий и назначить на их места православных.
Итак, в 1596 году в Бресте Литовском была заключена церковная уния. Король Сигизмунд III утвердил все постановления униатского Брестского Собора. Против защитников православия начались гонения. У православных стали насильственно отниматься храмы. В результате заключения унии большая масса православных украинцев и белорусов оказалась отторгнутой от Православной Церкви. Они были сделаны католиками восточного обряда, униатами. Духовенство и миряне, оставшиеся верными Православию, стали в Речи Посполитой гонимым меньшинством. Православная Церковь на территории Польско-Литовского государства, однако, уцелела.
После введения унии у православных на территории Речи Посполитой осталось лишь два епископа. В 1597 году епископ Львовский Гедеон (Балабан) был назначен экзархом патриарха Константинопольского и стал, таким образом, фактическим главой православной Киевской митрополии. В 1607 году епископ Гедеон скончался. Львовским братством для посвящения на Львовскую кафедру избран был шляхтич Евстафий Тиссаровский. Он принял монашество с именем Иеремия. Король Сигизмунд потребовал у него дать тайное обязательство придерживаться унии. Иеремия такое обязательство дал. Однако перед своей архиерейской хиротонией, которую совершил по благословению патриарха Константинопольского митрополит Валашский, Иеремия отрекся от данного королю обязательства и дал присягу быть во всем верным православию и патриарху. В 1610 году скончался епископ Перемышльский Михаил. Его преемником стал униат. Епископ Львовский Иеремия (Тиссаровский) остался, таким образом, единственным православным епископом на территории Речи Посполитой.
Первоначально уния внешне мало отличалась от православия. Положение изменилось, когда в 1599 году униатским митрополитом стал Ипатий (Поцей). Он деятельно принялся за распространение унии. «Нередко в сопровождении вооруженных слуг он вторгался в православные храмы, арестовывал священников, собственноручно обдирал престолы, грабил церковную утварь и уничтожал или уносил с собою антиминсы».[207] Важнейшим центром борьбы с унией являлось Виленское Свято-Троицкое братство. Заручившись поддержкой короля, Ипатий Поцей начал борьбу с этим братством. От униатов пострадал виднейший православный проповедник Стефан Зизаний. Он едва не лишился жизни. Стефан спасся от смерти, уйдя через монастырскую дымовую трубу и скрывшись из города. Поцей изгнал Виленское братство из Свято-Троицкого монастыря и учредил на его месте униатское братство. Православное Виленское братство разместилось при вновь открытой в Вильно православной Свято-Духовской церкви. В 1605 году при этой церкви основан был мужской Свято-Духовский монастырь, а вскоре и женский – Благовещенский. Свято-Духовская церковь осталась единственным в городе православным храмом. Все остальные виленские церкви, числом двенадцать, в 1612 году королевским указом переданы были униатам. Свято-Духовскую церковь Поцей захватить не мог, так как она находилась в собственности частного лица. Когда Поцей возвращался после принятия в свое ведение виленских православных церквей, на него совершено было покушение. Неизвестный отсек ему саблей два пальца на руке. Приверженцы Поцея положили его отсеченные пальцы на престоле в Свято-Троицком Виленском монастыре. Нападавший был схвачен и казнен. На допросе он показал, что совершил покушение на Поцея из ревности по вере и из-за того, что тот отнимал у православных церкви.
Православный епископ Иеремия (Тиссаровский) вел, по мере сил, борьбу с Ипатием Поцеем и издал в 1613 году окружную увещательную грамоту к православным.
Ипатий Поцей скончался в 1613 году. Еще при своей жизни назначил себе преемника – Иосифа (Вельяминовича-Рутского). Иосиф происходил из старинного московского рода Вельяминовых, потомки которого обосновались в Литве. В молодости он изменил православию, перейдя в кальвинизм. Затем Вельяминович-Рутский перешел в римо-католичество, получил образование в Риме и стал наместником Ипатия Поцея в Виленском Свято-Троицком монастыре. В 1613 году король Сигизмунд утвердил Иосифа (Вельяминовича-Рутского) в должности митрополита. Иосиф продолжил борьбу с православием и распространение унии. По его замыслу создан был так называемый Базилианский орден, объединивший униатские монастыри. Базилианским орден назван по имени святителя Василия Великого, так как униатские монастыри продолжали жить по уставу святителя Василия, по которому живут православные монастыри. Вступая в орден, монастыри выходили из подчинения епархиальным архиереям. В обязанность базилиан вменялась забота о распространении унии и о сближении ее с латинством. Для этого «базилиане должны были распространять свое влияние на общество, замещая своими членами все высшие церковно-приходские места и должности. Постановлено было избирать епископов и митрополита для униатов» из базилиан. «При своем посвящении епископы давали клятву никогда не выходить из послушания ордену. Кроме того, орден должен был сосредоточить в своих руках все общественное воспитание. Иезуиты должны были служить помощниками и руководителями базилиан». Разумеется, влияние иезуитов вело унию к окатоличиванию. Иосиф (Вельяминович-Рутский) скончался в 1637 году.
Злейшим противником Православной Церкви являлся униатский архиепископ Полоцкий Иосафат (Кунцевич). Он испросил у короля Сигизмунда III грамоту, согласно которой все православные храмы и монастыри в пределах Полоцкой епархии передавались в его ведение. Опираясь на этот документ, Иосафат начал репрессии против православных. Действовал он с упорством изувера. В жалобе, поданной Варшавскому сейму и сенату Речи Посполитой, указывался, например, такой факт: Иосафат приказывал раскапывать могилы православных и отдавал их трупы на съедение собакам. Все храмы были отняты у православных. Им не дозволялось совершать богослужения в частных домах и в шалашах. Православные священники изгонялись за пределы Полоцкой епархии. В 1623 году Иосафат Кунцевич за свои жестокости и насилия был убит жителями Витебска. Папа Урбан VIII, по ходатайству короля Сигизмунда III, причислил его к лику блаженных. Во время антироссийского восстания в Польше в 1863 году папа Пий IX причислил Иосафата Кунцевича к лику святых.
Митрополиты всея Руси
Кирилл II (около 1246/1247 - 1281)
Св. Максим (1283-1305)
Св. Петр (1308-1326)
Св. Феогност (1328-1353)
Св. Алексий (1354-1378)
Св. Киприан (с 1375 – митрополит Киевский, в Москве не принят)
Михаил (по прозвищу Митяй) (1378-1379, нареченный митрополит, рукоположен в архиерейский сан не был)
Пимен (рукоположен в 1380, в Москве не принят и сослан)
Св. Киприан (принят в Москве в 1381 году, изгнан в 1382)
Пимен (возвращен из ссылки и поставлен на митрополию в Москве в 1382 году, низложен патриаршими послами зимой 1384/1385 года)
Св. Дионисий (1384-1385, умер в Киеве)
Св. Киприан (вновь принят в Москве в 1390 и правил до кончины в 1406 году)
Св. Фотий (1408-1431)
Герасим (1433-1435, сожжен литовским князем Свидригайло)
Исидор (1436-1441, принял унию, в 1441 году низложен на Соборе в Москве, впоследствии в XVII веке исключен из диптихов)
Св. Иона (1448-1461)
Феодосий (Бывальцев) (1461-1464)
Филипп I (1464-1473)
Геронтий (1473-1489)
Зосима (Брадатый) (1490-1494)
Симон (1495-1511)
Варлаам (1511-1521)
Даниил (1522-1539)
Иоасаф (1539-1542)
Св. Макарий (1542-1563)
Афанасий (1564-1566)
Св. Филипп II (Колычев) (1566-1568)
Кирилл III (1568-1572)
Антоний (1572-1581)
Дионисий (1581-1586)
Св. Иов (с 1586)
Даты
Декабрь 1237 – начало татаро-монгольского нашествия
1240, 15 июля – победа благоверного князя Александра Ярославича над шведами на берегах Невы
1240 – разорение Киева войском Батыя
1242 – победа благоверного князя Александра Ярославича над рыцарями Тевтонского ордена на льду Чудского озера
1243 – образование Золотой Орды
1245 – мученическая смерть в Орде святых князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора
Дата: 2019-05-28, просмотров: 209.