Организация государственной власти в королевстве Аютия в первый век его существования, как и в Сукотай, была довольно примитивна. В центре государства находился королевский домен (земли, окружающие столицу — Аютию). Вокруг него были расположены четыре так называемые внутренние провинции: Лопбури (Лаво) — на севере, Прапатом — на юге, Супанбури — на западе, Наконпайок — на востоке (там правили принцы — дети или внуки короля). За ними лежала полоса внешних провинций, где правили обычно представители местной знати, а на периферии государства находились вассальные княжества, прочность связи которых с центром зависела в каждый данный момент от личного авторитета и военной силы правящего короля. При такой структуре один сильный удар извне или сколько-нибудь серьезное внутреннее потрясение легко могли превратить Аютию (как перед тем Сукотай) в конгломерат мелких, независимых друг от друга владений.
Но феодальное государство в Сиаме не остановилось на этом этапе. Уже во второй половине XIV в. в Аютии начали действовать четыре министерства (куна), во главе которых стояли чиновники с чисто тайскими титулами, совпадавшими с названиями министерств: 1) кун На — министерство земледелия; 2) кун Кланг — министерство финансов; 3) кун Ванг — министерство двора, выполнявшее также судебные функции; 4) кун Мыанг — министерство внутренних дел, ведавшее охраной порядка (по-видимому, лишь в пределах королевского домена).
В XV в. централизация власти в королевстве получила дальнейшее развитие и увенчалась в середине столетия реформами короля Боромотрайлоканата (1448—1488), которые законодательно оформили систему сиамской феодальной государственности. Законы, принятые в 1450—1454 гг., действовали до конца XIX в.
Среди западных историков существует практически единодушное мнение, что прелюдией к реформам Боромотрайлоканата, резко изменившим облик аютийского общества, явился захват сиамскими войсками в 1431 г. столицы пришедшей в упадок Кхмерской империи — Ангкора и последовавший за тем массовый угон в Сиам представителей кхмерской верхушки (брахманов, чиновников, юристов и т. п.).
Действительно, в законах Боромотрайлоканата богато представлена санскритская терминология, несомненно заимствованная через Камбоджу. Несомненно также, что курс на обожествление короля, начавшийся в середине XV в., был принят не без влияния культа девараджи (бога-царя), существовавшего в Ангкорской Камбодже. Не случайно, конечно, что в такой чисто буддийской стране, как Сиам, крайне сложную и торжественную церемонию коронации, которая превращала простого смертного в некое божественное существо, отделенное от всех своих подданных, включая ближайших родственников, неизмеримой дистанцией, и была важнейшей политической акцией, с XV в. до наших дней выполняют придворные брахманы — прямые наследники брахманов Кхмерской империи.
Наконец, идеологическое обоснование права на власть короля и феодального класса также во многом восходит к индийским юридическим теориям, перенятым главным образом через Камбоджу.
Но если сравнить в целом сиамскую государственную систему с кхмерской (а последняя подробно рассмотрена в книге Л. А. Седова «Ангкорская империя», М., 1967), то мы увидим, что они были совершенно различны. Отдельные черты сиамского феодализма, имеющие аналогии в средневековых Индии и Китае, также не меняют того факта, что сиамская государственная система, сложившаяся во всех основных чертах к середине XV в. я функционировавшая до второй половины XIX в., отличалась глубокой самобытностью и прекрасной приспособленностью к конкретным условиям.
Формально аютийская монархия отнюдь не была самодержавной деспотией, и король отнюдь не был волен поступать как ему вздумается.
Вступая на трон, сиамский король приносил присягу из 26 пунктов, которые по масштабам социальной демагогии, пожалуй, даже превосходили декларации сукотайских королей. Он торжественно обещал: 1) предоставлять блага тем, кто их заслуживает; 2) соблюдать чистоту совести, тела и слова; 3) не жалеть богатств, которые он раздает; 4) быть честным; 5) быть вежливым и не упрямым; 6) исполнять предписания религии, чтобы преодолеть свои недостатки; 7) не впадать в гнев; 8) не причинять зла своему народу; 9) быть терпеливым; 10) всегда идти по пути справедливости; 11) заботиться о развитии производства; 12) заботиться о нуждах народа; 13) добиваться, чтобы его любили; 14) подыскивать кроткие слова, чтобы его любили; 15) заниматься образованием своей жены и детей; 16) поддерживать хорошие отношения с чужеземными странами; 17) поддерживать членов королевской семьи; 18) развивать земледелие, распределяя зерно, сельскохозяйственные орудия и скот; 19) заботиться о счастье народа; 20) уважать ученых и поддерживать их; 21) заботиться о счастье животных; 22) запрещать людям вести плохую жизнь и направлять их на хороший путь; 23) помогать беднякам, не имеющим профессии; 24) советоваться с учеными, чтобы точно знать хороший и плохой путь; 25) с полной ясностью духа изучать науки; 26) подавлять в себе малейшую алчную мысль.
Эта своеобразная феодальная «конституция» по своему размаху неизмеримо выше практически современной ей английской «Великой хартии вольностей». Она явно отражает страшные потрясения XIII в. и неустойчивое равновесие XIV в., когда новая власть еще не консолидировалась настолько, чтобы диктовать крестьянству свою волю без каких-либо объяснений.
Но у этой «конституции» с самого начала был один весьма существенный дефект. Она не предусматривала никакого органа, который бы контролировал выполнение монархом своих прекрасных обещаний. Король обязывался советоваться во всех важных делах с учеными (сведущими) людьми. Но круг этих советников никак не был очерчен, и их право низложить короля—нарушителя присяги нигде не было зафиксировано (по крайней мере оно не отражено в дошедших до нас документах).
Согласно неписаному правилу король вплоть до XIX в. часто не просто наследовал корону, а избирался, но состав избирателей не был строго определен, и фактически этот обычай очень быстро выродился в кровавую борьбу различных феодальных клик за власть.
В законодательном порядке была установлена даже ежедневная программа деятельности короля (расписанная буквально по часам), которую он теоретически обязан был выполнять скрупулезнейшим образом. В соответствии с этой программой помимо государственной деятельности и самообразования королю отводилось только пять-шесть часов на сон и очень небольшое время на личную жизнь.
Но все это было лишь витриной сиамской монархии. Сущность же ее заключалась в тщательно продуманной, всеохватывающей иерархической организации правящего класса, главной задачей которой было подавление эксплуатируемых масс (крестьян и ремесленников), а вспомогательной — обуздание отдельных феодалов, которые свои личные интересы противопоставляли интересам феодального государства в целом. И хотя вторая задача в законах Боромотрайлоканата внешне как будто выступает на первый план (по количеству статей), по всему своему духу это законодательство, (резко противопоставляющее титулованную знать и чиновников простолюдинам, прежде всего — антикрестьянское.
Законы Боромотрайлоканата фиксируют деление сиамского общества на пять основных сословий: три эксплуататорских — наследственная знать, чиновники, духовенство и два эксплуатируемых — лично свободные простолюдины и рабы, т. е. люди, лишенные личной свободы (эти два сословия с течением времени все более сближались по своему социальному положению).
К наследственной знати в строгом смысле законы Боромотрайлоканата причисляли только прямых потомков короля и не далее чем до пятого колена. При этом титул в каждом следующем поколении уменьшался на одну степень. Так, сын короля от главной супруги (королевы) носил титул чао фа (что-то вроде герцога или великого князя), его дети, в свою очередь, обладали более низким титулом — пра онг чао. внуки — мом чау, правнуки — мом рача ванса, праправнуки — мом лыанг. Носители двух последних титулов получали от казны весьма скромное пособие, а дети мом лыангов вообще переходили в податное сословие, если они не могли пристроиться в чиновничьем аппарате и извлекать доходы уже как государственные чиновники, а не как члены королевского рода.
Наследственные права знати некоролевских родов законами Боромотрайлоканата были попросту отменены. Чиновники сохранили внешне все отличия и привилегии дворянства, которыми это сословие пользовалось в большинстве стран Европы и Западной Азии, но с утратой должности теряли всё.
Статус чиновника внутри феодального государственного аппарата определялся четырьмя показателями. Первым и главнейшим был знак достоинства — сакди на, число, определяющее размер земельной площади, которая полагалась данному чиновнику за несение службы. Так, министр высшего ранга имел сакди на 10 тыс., что соответствовало земельной площади в 10 тыс. раев (1600 га). Чиновники самого низкого ранга, из тех, кто назначался непосредственно королем, имели сакди на 400, что соответствовало 64 га .
Система сакди на охватывала не только сословие чиновников, но и все сиамское общество, начиная от наследника престола (вице-короля) — у парата, обладавшего сакди на 100 тыс., до последнего нищего, имевшего символическое сакди на 5, хотя у него, естественно, никаких земельных владений не было.
Эта система четко выражала не столько служебное, сколько социальное старшинство. Теоретически все подданные монарха были равны как его рабы, однако судебные тяжбы решались со строгим учетом сакди на тяжущихся. Наказание за преступление против какого-либо лица возрастало пропорционально размеру сакди на потерпевшего.
Система сакди на имела также другой аспект. Установив максимальный участок сиамского крестьянина в 4 га (сакди на 25), она препятствовала концентрации земли в сиамской деревне без разрешения властей.
Между официальными чиновниками-феодалами и крестьянством находился промежуточный слой деревенской верхушки — мелкие чиновники, сакди на которых (от 25 до 400) устанавливалось министрами или местными властями. В отличие от «настоящих» королевских чиновников эта социальная группа, так же как и крестьяне, несла личные повинности, но имела возможность, продвигаясь по службе, попасть в разряд полноправных феодалов (с сакди на от 400 и выше).
Практически сакди на не всегда совпадало с реальными земельными владениями его обладателей, поскольку в Сиаме помещичье землевладение было развито очень слабо. Крупные поместья имели только представители самых высших рангов. Обычно же сакди на означало пожалование земли вместе с сидевшими на ней крестьянами из расчета 25 раев на одно крестьянское хозяйство. Таким образом, чиновник с сакди на 400 мог пользоваться трудом 16 крестьянских семей.
С сакди на сочетались еще три других показателя, определявших место чиновника в иерархии:
1) титул (яса), который не следует смешивать с титулами наследственной знати. Яса были такие: а) сомдет чао прайя (самый высший), б) чао прайя, в) прайя, г) пра, д) лыанг, е) кун, ж) мын (десятитысячник), з) пан (тысячник);
2) звание (тамнен). Сюда относились, например, сенабоди (министр высокого ранга), чао кром (начальник министерства или департамента), палат кром (заместитель министра). К этому званию присоединялось наименование того ведомства (крома), в котором работал чиновник;
3) так называемые королевские наименования (рачатиннама), не имеющие точных аналогий в западном феодализме. Их можно сравнить с системой орденов, которые давались не за заслуги, а за занимаемую должность.
Все четыре показателя строго коррелировались между собой. Например, один из двух самых высших чииовни-ков Сиама, руководитель всех гражданских министерств, имел звание аргамахасенабоди (кром Махаттаи), титул чао прайя, королевское наименование чакри и сакди на 10 тыс., а заведующий королевскими амбарами — звание чао (кром Чан), титул лыанг, королевское наименование липитхасал и сакди на 1400.
Полное наименование чиновника достигало иногда нескольких десятков имен, но взамен он терял свое личное имя, которое носил до того, как получил первый чин. Кроме того, чиновник, произведенный в следующий чин или перемещенный на другое место, получал вместе с тем новое наименование[7]. Главной целью этой системы была анонимность феодальных родов, сокрытие их имен чинами и титулами. Простолюдин приучался чтить не своего конкретного начальника как личность, а его должность.
По мысли идеологов сиамской феодальной монархии, личность — ничто, а должность — все. Теряя должность, чиновник терял вместе с ней все свои права, землю и имущество.
Административный аппарат при Боромотрайлоканате приобрел сложную, но четкую структуру. Администрация, так же как и все население страны, была разделена на две части: гражданскую и военную. Во главе гражданской части стоял махаттаи (или чакри), который одновременно являлся председателем в Королевском совете (Лук кун сала), куда входили главы всех важнейших ведомств, имевшие совещательные функции при короле. Военную часть возглавлял калахом.
Это разделение было в значительной мере условно. Во время войны все взрослые мужчины страны должны были выступать под знаменем короля. В мирное же время даже жители, приписанные к военной части, за небольшим исключением, занимались производительным трудом. Постоянными военными формированиями были только численно небольшая, но хорошо вооруженная наемная гвардия из иностранцев и личная охрана короля. Остальные причисленные к военной части, например «инженерный корпус» (плотники, каменщики и др.), лаосские кавалеристы, монская пехота (потомки угнанных из Чиангмая, Лаоса и Бирмы), в мирное время призывались для несения службы только в период ежегодных воинских сборов.
Гражданская часть состояла из пяти министерств (кромов), из которых одним (кромом Махаттаи, соответствующим министерству внутренних дел) заведовал сам начальник гражданской части — махаттаи. Ему же вплоть до XVII в. были подчинены четыре других крома, преобразованных из старых министерств (кунов).
Кром На (министерство земледелия) заботился об ирригации, о расчистке джунглей и о других общественных работах, необходимых для поддержания сельского хозяйства. Глава крома ежегодно лично выполнял церемонию проведения первой борозды, служившую сигналом к началу сельскохозяйственных работ по всей стране (в прежние времена эта функция осуществлялась самим королем). Кром На ведал также распределением земель среди феодалов, сбором налогов на рис и государственными заготовками зерна и скота.
Кром Пракланг представлял собой королевское казначейство, управлявшее обором большинства налогов и контролировавшее доходы и расходы всех остальных кромов. В числе учреждений, находившихся в ведении главы крома Пракланг, была не только казна с золотом и драгоценностями, но и все склады различных продуктов (кроме риса), которые король получал в виде натурального налога. Впоследствии, в XVI—XVII вв., кром Пракланг стал все больше заниматься вопросами сначала внешней, а потом и внутренней торговли. Вместе с тем в его компетенцию перешли вопросы, касающиеся иностранных купцов, прибывающих в Сиам, а потом и вообще всех иностранных подданных на территории королевства. Дальнейшее развитие этой функции привело к тому, что глава крома Пракланг превратился фактически в министра иностранных дел.
Кром Ванг, т. е. министерство двора, обслуживал личные нужды короля и его многочисленной семьи, занимался организацией государственных церемоний.
Кром Мыанг (или Нагарапала) был первоначально управлением столичного округа — ядра королевского домена. Позднее к этому ведомству перешли также функции полицейского корпуса и высшего уголовного суда. Кром Мыанг имел право направлять своих представителей для контроля во все провинции и собирать некоторые местные налоги.
Военная часть была построена по образцу гражданской. Во главе, как отмечалось выше, стоял калахом (военный министр). Ему подчинялись четыре маршала, командовавших в военное время соответственно четырьмя родами войск: 1) пехотой; 2) кавалерией и элефантерией (слоновым корпусом); 3) артиллерией; 4) саперами.
Одновременно с центральным аппаратом была реорганизована и местная администрация. Четыре внутренние провинции слились со столичным округом в единый королевский домен — Ван Рачатани. Правившие раньше в них сыновья короля, принцы первого ранга, получили в управление пограничные провинции Севера, такие, как Питсанулок, Саванкалок, Кампенгпет, которым было присвоено звание провинций первого ранга (мыанг эк). Первый ранг был присвоен также пограничным провинциям Юга, Востока и Запада: Наконситамарат (где правили потомки местной династии), Наконрачасима, Тенассерим, Тавой (эти три последние провинции управлялись высшими чиновниками).
Провинции Внутреннего Сиама в зависимости от значимости имели второй или третий ранг (мыанг до и мыанг три), и ими управляли принцы низших рангов или чиновники. В состав провинций первых трех рангов и королевского домена входили провинции четвертого ранга — уезды.
Сакди на губернатора каждой провинции и других ее чиновников устанавливался соответственно рангу провинции.
Весь этот сложный аппарат был направлен в первую очередь на подавление и прикрепление к земле крестьян, которые при наличии в средние века обширного фонда незанятых земель были склонны к большой мобильности и ускользанию из-под государственного налогового пресса. Каждый крестьянин и ремесленник, достигший 18 лет, прикреплялся к какому-нибудь крому, а внутри крома — к определенному начальнику (наю), который руководил его работой на государство. От государственной повинности освобождались мужчины, достигшие 60 лет или имеющие трех взрослых сыновей на службе у; государства, а также все женщины. Крестьян и ремесленников, подлежавших повинности и уклонявшихся от нее, рассматривали как бродяг и превращали в королевских рабов.
Таким образом, государство в средневековом Сиаме соответствовало тому типу феодального восточного государства, который описывается К. Марксом в «Капитале»: «Государство здесь — верховный собственник земли. Суверенитет здесь — земельная собственность, сконцентрированная в национальном масштабе. Но зато в этом случае не существует никакой частной земельной собственности, хотя существует как частное, так и общинное владение и пользование землей» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 25, ч. II, стр. 354).
«Если не частные земельные собственники, а государство непосредственно противостоит непосредственным производителям, как это наблюдается в Азии, в качестве земельного собственника и вместе с тем суверена, — отмечает здесь же К. Маркс, — то рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты» [там же].
Традиционной формой ренты-налога, которую платили феодальному государству крестьянин и ремесленник Сиама, была шестимесячная барщина. Со временем к ней прибавили ряд других натуральных и денежных налогов. Фактически же барщину в .пользу короля несла в основном большая часть крестьян собственно королевского домена в центре страны (долина нижнего Менама). В их обязанности входили работа в королевских поместьях, на лесозаготовках, на строительстве дорог и каналов, обслуживание нужд огромного королевского двора.
Крестьяне, не работавшие на государственной барщине (в окраинных и частично в центральных районах страны), должны были платить государству натуральный оброк (рисом, оловом, селитрой, тиком, сапаном, слоновой костью и другими продуктами в зависимости от района). Наряду с этим, по-видимому в XVI в., появляется денежный оброк.
Значительную категорию феодально-зависимого крестьянства (и ремесленников) составляли люди, пожалованные вместе со своими наделами чиновникам-феодалам за службу. Число пожалованных зависело, как уже говорилось выше, от ранга этих чиновников (на каждые 25 сакди на ранга полагалось одно крестьянское хозяйство с земельной площадью 25 раев). Крестьяне, пожалованные феодалам, были обязаны нести в их пользу шестимесячную барщину или платить эквивалентный натуральный либо денежный оброк. Поскольку сиамский феодал, как правило, не имел собственного поместья (исключение составляли крупнейшие вельможи, губернаторы провинций и главных городов), феодальная рента с крестьян данной категории взималась главным образом в форме оброка. Эти крепостные крестьяне пользовались (в определенных рамках) свободой перехода от одного владельца к другому и после смерти или отставки чиновника-феодала вновь становились государственными крестьянами.
Ремесленники, сосредоточенные в немногочисленных сиамских городах, объединялись в цехи с узкой специализацией. Обычно профессия передавалась по наследству. Во главе каждого цеха стоял специально назначенный правительственный чиновник. Развитию ремесла в Сиаме мешали незащищенность частной собственности, угроза закрепощения искусных ремесленников королем и крупными феодалами, характерные для феодального государства.
С XVI в. появляются государственные мануфактуры, преимущественно военного характера, в которых использовался принудительный труд.
Внешняя политика
Политика королевства Аютия в отношении близлежащих земель и их населения в XIV—XVI вв. имела два основных военных аспекта: 1) территориальное продвижение на запад (к Андаманскому морю) и на юг (к Малаккскому проливу) с целью установить как можно более полный контроль над торговыми путями из Индии в Китай и 2) систематические походы, набеги на восток (против Камбоджи) и на север (против Чиангмая) с целью не столько овладения новой территорией (за полтора века войн границы здесь практически не изменились), сколько захвата местного населения и угона его в Сиам. Первый аспект был связан с глубокой заинтересованностью Сиама в доходах от внешней торговли и от транзитных пошлин, второй — с традиционными нуждами феодальной экономики, с необходимостью расширить сословие крепостных крестьян и восполнить убыль в живой силе, вызванную почти непрерывными войнами.
Уже в 1363 г. Рама Тибоди I начал борьбу за утраченный наследниками Рамы Камхенга выход к Индийскому океану. Вторгшись в южнобирманское королевство, он не только присоединил к Сиаму Тенасссрим, откуда начинался древний речной и частью сухопутный торговый путь из Андаманского моря в Сиамский залив, но и овладел столицей королевства — Мартабаном (совр. Моутама). В 1369 г. сиамцы развернули наступление на Моулмейн (Моламьяйн), и южнобирманские моны были вынуждены перенести столицу в Пегу (это название надолго закрепилось за южнобирманским королевством). В XV в. сиамцы захватили Тавой.
Воспользовавшись ослаблением индонезийской островной империи Маджапахит (которую с последней четверти XIV в. раздирали междоусобные войны), сиамские короли подчинили себе весь Малаккский полуостров до Тумасика (совр. Сингапур) и примеривались к Суматре, где правители остатков Шривиджайи — государства Малайю — отвернулись от моря и перенесли свое внимание на внутренние районы. Если бы план аютийских королей осуществился, все морские пути между странами Среднего и Дальнего Востока оказались бы в одних (сиамских) руках. Но угроза сиамского завоевания в начале XV в. явилась фактором сплочения малайскоязычного населения в районе проливов. Центром сопротивления стала малоизвестная до того рыбацкая деревушка Малакка.
Здесь в 1402 г. обосновался энергичный малайский князь Парамешвара, обязавшийся платить Сиаму дань— 40 лянов (1,5 кг) золота в год. При нем за какие-нибудь два десятилетия Малакка стала крупнейшим торговым центром полуострова. В своей борьбе против сиамского господства Парамешвара умело использовал активную морскую экспансию Китая в странах Южных морей и распространение в Индонезии мусульманской религии (которая начала проникать на Суматру еще в XIV в.).
В 1403 г. Парамешвара завязал тесные дипломатические связи с Китаем. В 1405 г. в Малакку прибыл гигантский флот знаменитого китайского мореплавателя Чжэн Хэ, в задачу которого входили установление дипломатических и торговых связей, а также демонстрация китайского могущества во всех странах Южных морей, вплоть до берегов Африки. Малакка на долгие годы стала главной оперативной базой флота Чжэн Хэ. Отсюда отдельные эскадры отплывали по разным маршрутам в страны Индийского океана.
Однако присутствие китайцев в Малакке само по себе не заставило сиамских королей отказаться от своих притязаний. Несмотря на подчеркнутое дружелюбие сиамского двора к Китаю и частые посольства к минским императорам с символической данью, Сиам, сам обладавший значительным морским флотом, а главное — крупным сухопутным войском, продолжал оказывать давление на Малакку.
Чтобы избавиться от сиамского сюзеренитета, Парамешвара осенью 1405 г. обратился к императору Чжу Ди с просьбой считать Малакку частью Китая. Ответ пришел не сразу. Видимо, китайское правительство долго взвешивало последствия такого шага: возможность ухудшения отношений с Сиамом, бывшим в этот период гегемоном на Индокитайском полуострове и державшим в своих руках значительную часть Юго-Восточной Азии.
Только в 1409 г. было решено принять Парамешвару в вассалы Китая. Чжэн Хэ лично короновал его. Китайцы привезли с собой даже пограничные столбы, которые они установили на границах новопризнанного государства. Малакка перестала платить дань Сиаму.
В том же, 1409 г. сиамский король Рама Рача (1395— 1409) был отстранен знатью от власти «за плохое управление». Возможно, в числе прочих грехов его обвинили и в дипломатическом провале с Малаккой.
Новый король, Интарача I (1409—1424), выжидал целое десятилетие, прежде чем возобновить наступление па Малакку. Тем временем, в 1414 г., Парамешвара перешел в мусульманство (приняв титул султана и новое имя — Искандер-шах) и сделал, таким образом, Малакку главным политическим центром мусульманства в Малайе и в западных районах Индонезии. В 1419 г. Искандер-шах едет в Китай с отчаянной просьбой о помощи против Сиама. В конце того же года император Чжу Ди направляет в Сиам указ с требованием оставить Малакку в покое. Так как флот Чжэн Хэ все еще стоял в Малакке, Интарача I не решился пойти на открытую войну и действовал дипломатическим путем. Его посольство в Китай в 1420 г. не смогло, однако, добиться желаемых результатов. В 1421 г. в Пекин прибыло новое сиамское посольство с извинениями по поводу Малакки.
Три года спустя международная обстановка изменяется в пользу Сиама. После смерти Чжу Ди в 1424 г. новый император принимает курс па прекращение внешних связей и морских плаваний. Сиамский король Бороморача II (1424—1448) сразу же использует образовавшийся вакуум. Недовольство Китая выразилось только в том, что в 1426 г. традиционная норма даров сиамскому послу была урезана вдвое.
В 30-х годах XV в. Китай, однако, вновь обращается к политике морских походов. Едва узнав об этом, малаккский султан в 1431 г. тайно (стало быть, море уже было не в его власти) снаряжает посольство в Китай с жалобой на Сиам. В том же году малаккских послов доставляет обратно флот Чжэн Хэ, а Боромораче II направляется суровый указ «поддерживать дружбу с соседями» (это был также год захвата сиамцами Ангкора).
До второй половины 40-х годов XV в. Малакка еще не раз обращалась к китайскому императору с жалобами на Сиам. Правда, после 1436 г., когда в Китае окончательно были запрещены морские походы и строительство новых кораблей, интерес императорского двора к делам Юго-Востока заметно уменьшился. Но в те же годы постепенное распространение ислама в Малайе настолько укрепило положение малаккских султанов, что вскоре они оказались в состоянии самостоятельно обороняться от Сиама, а затем даже перешли в контрнаступление.
В 1446 г., при султане Муззафар-шахе (1446—1459), талантливый малаккский полководец Тун Перак отразил сиамское вторжение на море и на суше. Потом он перенес борьбу в Северную Малайю, на территорию сиамских вассалов. В 1455 г. в крупном морском сражении у Батупахата он разгромил сиамский флот. За этим последовали мирные переговоры и был заключен мир, но на недолгий срок. В правление султана Мансур-шаха (1459—1477) борьба возобновилась. В ходе новой войны Паханг, Кедах, Трентану и другие вассалы Сиама были завоеваны Малаккой; под властью Сиама осталось только одно малайское княжество — Лигор (Наконситамарат). Объединив таким образом Малайю и значительную часть Суматры, Малаккский султанат решительно вырвал у Сиама роль ведущей торговой державы в Юго-Восточной Азии.
Утрата торгового Юга не могла не привести к известным переменам в сиамской экономике и политике. Именно с 60-х годов XV в. основные политические интересы правившего тогда короля Боромотрайлоканата обращены уже не на южные, а на северные районы. В 1463 г. сиамская столица даже переносится временно в северный пограничный район государства. Ею становится г. Питсанулок.
После смерти Боромотрайлоканата в 1488 г. Бороморача III (1488—1491) и Рама Тибоди II (1491 — 1529) еще несколько раз пытались завоевать Малакку и вернуть утраченное положение на полуострове. Но сиамские атаки как на суше, так и на море неизменно отражались султаном Махмудом (1488—1511). Этой затянувшейся борьбе неожиданно положило конец вторжение внешней силы: в 1511 г. Малаккой овладели португальцы.
На востоке Сиам в рассматриваемый период вел по крайней мере три крупные наступательные войны против Камбоджи, не считая многочисленных мелких набегов. Первая война произошла в 50-х годах XIV в. при Раме Тибоди I. Согласно камбоджийским летописям, он в 1353 г. захватил столицу Камбоджи Ангкор, посадил на трон сиамского принца и оккупировал страну в течение четырех лет. Современные историки считают, однако, что успехи Рамы Тибоди I были гораздо скромнее и Ангкора он не брал.
В 1393 г., когда в Сиаме правил Рамесуан, вспыхнула новая война с Камбоджей. Военные действия начал камбоджийский король Кодом Бонг. Он вторгся в район Чантабури (Восточный Сиам) и угнал около 7 тыс. человек. Рамесуан, в свою очередь, вторгся в Камбоджу. Разбитый Кодом Бонг бежал. На анлкорский трон был посажен его внук Си Сурийо Павонг, признавший себя вассалом Сиама. Для его поддержки в стране был оставлен 5-тысячный сиамский гарнизон во главе с генералом Пья Чай Каронгом. Остальное войско вернулось в Сиам, уведя с собой 90 тыс. пленных кхмеров. Камбоджа, впрочем, скоро восстановила свою независимость.
Третья большая война разразилась в 1431 г. при Боромораче II. На этот раз Камбодже был нанесен сокрушительный удар. После семимесячной осады пал Ангкор. Огромное число камбоджийцев было угнано в плен. Среди них были искусные ремесленники, художники, брахманы, чиновники. Некогда очень плотно заселенная Анг-корская равнина, древний центр Кхмерской империи, обезлюдела. Бороморача II посадил на камбоджийский трон своего сына Интабури.
Сиамский принц не смог, однако, закрепить свою власть в стране. Вскоре он был убит кхмерскими повстанцами. Камбоджийская государственность была восстановлена, но Ангкор как столица был навсегда оставлен кхмерами. Резиденцией нового камбоджийского короля стал Пномпень, удаленный от сиамской границы. После этого более чем на сто лет в сиамо-камбоджийских отношениях наступает затишье.
Особенно долгую и тяжелую борьбу сиамцы вели на севере, с родственными им по крови чиангмайцами. С 1376 по 1546 г. Сиам и Чиангмай воевали 14 раз, причем общие результаты всех этих войн внешне были на редкость незначительны. Инициатива войны принадлежала то одному, то другому государству. Чиангмайцы вторгались в Сиам, как правило, по просьбе мятежных феодалов беспокойной пограничной области Сукотай, а сиамцы развертывали наступление против Чиангмая по призыву принцев чиангмайского 'королевского дома, претендовавших на трон.
Несмотря на колоссальный авторитет королевской власти, личность короля как в Сиаме, так и в Чиангмае отнюдь не пользовалась абсолютной неприкосновенностью. Из 16 королей, правивших в Аютии с 1350 по 1569 г., восемь были низложены или убиты. В Ланнатаи с 1259 (времени основания государства) по 1564 г. (год захвата его Бирмой) из 16 правителей были низложены пятеро, зато династические войны происходили здесь чаще и были дольше и кровопролитнее, чем в Сиаме. Это объясняется более архаическим устройством Чиангмая и большей ролью там удельных князей.
В первой сиамо-чиангмайской войне (1376) король Чиангмая, Куэна, безуспешно пытался оказать помощь сукотайскому королю Таммараче II в борьбе против Аютии.
Династическая борьба после смерти Куэны послужила поводом для второй войны (в 1387 г.), в которой Сиам выступил на стороне претендента, брата Куэны, принца Махапрома, против сьша Куэны, короля Сен Мыанг Ма (1385—1411), вступившего на престол в четырнадцатилетнем возрасте. В ходе этой войны аютийцы и принц Махапром осадили чиангмайский город Лампанг, но не сумели его взять. Командующий чиангмайской армией генерал Мын Лок Након разбил войска союзников при деревне Сенсанук. В этой битве отличилась жена генерала Мын Лок Накона — Нанг Си Мыонг (вообще в тайских государствах XIV—XVI вв. женщины часто играли достаточно важную политическую и даже военную роль).
Третью войну (1390) начал молодой чиангмайский король Сен Мыанг Ма. Сукотайский вассальный король Таммарача II призвал его напасть на Сиам, чтобы избавить Сукотай от зависимости. Но когда чиангмайские войска вошли в Сукотай, Таммарача II внезапно напал на своих союзников (может быть, они слишком ретиво грабили его подданных). Потерпев сокрушительное поражение, Сен Мыанг Ма едва спасся от плена (по преданию — на плечах двух преданных слуг).
После того как Сен Мыанг Ма умер, оставив трон своему двенадцатилетнему сыну Сам Фанг Кену (1411— 1441), против нового короля поднял мятеж его старший брат Чикумкан, удельный князь Чиангсена. Потерпев поражение, Чикумкан бежал за помощью в Сиам. Это послужило поводом для четвертой сиамо-чиангмайской войны. Сиамской армией на этот раз командовал вассальный король Сукотай Таммарача III (сын Таммарачи II).
В начале войны сиамцы осадили г. Пайао. В ходе осады они возвели башню, на которую поставили пушки, чтобы бомбардировать город (первые упоминания об артиллерии в сиамских летописях относятся ко второй половине XIV в., но некоторые историки оспаривают их подлинность). Жители Пайао, однако, упорно оборонялись. Они сняли медную черепицу с храма, отлили из нее пушку и разбили сиамскую башню.
Поражение не повело к отступлению Таммарачи III на территорию Сиама. Напротив, совершив глубокий рейд на север Ланнатаи, он внезапным ударом захватил г. Чианграй. После этого сиамские войска двинулись на столицу королевства — г. Чиангмай.
В характере войн того времени было еще много архаического. Согласно летописям, генеральное сражение под стенами чиангмайской столицы было заменено поединком двух бойцов, выставленных враждебными армиями; чиангмайский боец Хан Йотчайнет победил, и сиамцы отступили. (Возможно, впрочем, что главной причиной отступления была энергичная деятельность партизанских отрядов в тылу сиамской армии. В летописях сохранилось упоминание о подвигах чиангмайского мальчика-партизана Петиота.) Уходя, сиамцы угнали с собой все население Чианграя.
Очередная, пятая, война разразилась в 1442 г. и также была связана с династической борьбой в Чиангмае. За год до этого король Сам Фанг Кен был свергнут своим младшим (шестым по счету) сыном Тилокаратом. Брат свергнутого, удельный князь Мыангфанга, принц Сой, и некоторые другие феодалы пытались осуществить контрпереворот, но потерпели поражение. Они обратились за помощью к Сиаму. Однако к тому времени, когда войска Бороморачи II появились в Чиангмае, Тилокарат с помощью другого своего дяди, способного генерала Мын Донг Накона, наголову разгромил феодальную оппозицию, что облегчило борьбу против Сиама. Продвижение сиамцев к столице Ланнатаи было остановлено удачной ночной диверсией чиангмайских разведчиков, натравивших боевых слонов сиамцев на их же лагерь. Боромораче II пришлось отступить. Преследуя сиамские войска, чиангмайцы вторглись на территорию Аютии.
В правление Тилокарата (1441 — 1487) в Чиангмае и Боромотрайлоканата в Сиаме борьба между этими двумя государствами приняла особо острую форму, причем военный перевес вплоть до середины 70-х годов XV в. был на стороне Чиангмая. По-видимому, централизаторские реформы Боромотрайлоканата приходились не очень по вкусу сиамским феодалам, наиболее крупные из которых правили в пограничных районах (как уже отмечалось, большинство южных вассалов Сиама на Малаккском полуострове при Боромотрайлоканате перешли под власть Малакюского султаната).
Шестая сиамо-чиангмайская война началась в 1451 г. в связи с тем, что губернатор сукотайского города Саванкалока поднял мятеж против Сиама и призвал Тилокарата к себе на помощь. В Северный Сиам вторглись две чиангмайские армии. Первая из них во главе с Тилокаратом двинулась прямо на Саванкалок, но недалеко от города ее авангард был разбит сиамцами. Узнав в это время о вторжении в Чиангмай короля Лангчана (Лаоса), Тилокарат немедленно вернулся в свою столицу. Другая же чиангмайская армия действовала более успешно. Ей удалось захватить часть сиамской территории.
После нескольких лет затишья, в 1460 г., разразилась новая, седьмая, война, окончившаяся в 1463 г. Как и в прошлый раз, прелюдией к ней послужила измена губернатора Саванкалока, передавшего свой город Тилокарату, который за это назначил его «по совместительству» губернатором Пайао. В качестве ответной меры Боромотрайлоканат напал на княжество Прэ, еще в 1447 г. аннексированное Чиангмаем. Нападение не увенчалось успехом. В 1461 г. чиангмайские войска под командованием изменившего Сиаму губернатора Саванкалока вторглись в Сиам, взяли штурмом г. Сукотай и приступили к осаде наиболее крупного города Северного Сиама — Питсанулока. Но чиангмайцам не удалось развить свой успех из-за внезапного вторжения в их страну китайских войск. (Возможно, что эта акция, как и вторжение лаосцев в предыдущей войне, была результатом сиамской дипломатии, которая славилась своей гибкостью.) В 1462 г. сиамцам удалось возвратить Сукотай, а в 1463 г. с целью более оперативного руководства войной Боромотрайлоканат, как упоминалось выше, перенес свою столицу в Питсанулок; он оставил в Аютии наместником своего старшего сына. Тилокарат попытался снова захватить Сукотай, но был отбит и отступил, понеся большие потери.
Теперь война перешла на чиангмайскую территорию. Преследуя противника, сиамская армия во главе со вторым сыном короля, принцем Интарачей, продвинулась до холмов Дойба. Здесь произошло генеральное сражение. В ходе его Интарача был смертельно ранен выстрелом из мушкета. Это деморализовало сиамские войска, и они отступили, несмотря на явный перевес.
В 1464 г. губернатор Саванкалока решил снова перейти па сторону Сиама, что послужило причиной восьмой войны. В качестве репрессии чиангмайцы сожгли большую часть города. Правителем Саванкалока был посажен дядя Тилокарата принц Мын Донг Након, проявивший себя ранее как выдающийся полководец. В 1465 г. по случаю временного (на восемь месяцев) ухода Боромотрайлокапата в монастырь было заключено перемирие. Сиамцы попытались мирным путем возвратить Саванкалок. Но переговоры ничего не дали, и в 1466 г. военные действия возобновились.
К этому периоду относятся интересные эпизоды из истории тайной войны в средневековом Индокитае. В 1467г. в Чиангмае появился бирманский монах, тайный агент Боромотрайлоканата. Он быстро вошел в доверие Тилокарата и, «раскрыв» мнимый заговор, добился казни наследника престола Бун Руанга, а также многих высших чиновников. В следующем году в Чиангмай прибыло сиамское посольство во главе с неким брахманом. Вскоре послы были уличены в том, что зарыли в разных местах столицы семь кувшинов, содержащих вредоносные магические средства. В ходе следствия выяснилась и провокационная роль бирманского монаха. Глава посольства и монах были казнены тут же, прочие члены посольства — поначалу отпущены, но затем перебиты на дороге.
Девятая война разразилась в 1474 г., сразу после смерти Мын Донг Накона. На первом этапе сиамцы достигли значительных успехов. Им удалось захватить главную чиапгмайскую пограничную крепость Чиангъюн и вернуть себе Саванкалок. На втором этапе чиангмайцы отбили Чиангъюн.
Последняя война между Боромотрайлоканатом и Ти-локаратом велась в 1486 г., после того как Тилокарат перебил сиамское посольство. В ответ на это Боромот-райлоканат вторгся в Чиангмай, но не добился каких-нибудь существенных успехов.
При внуке Боромотрайлоканата, Раме Тибоди II, Сиам еще трижды воевал с Чиангмаем (в 1492, 1507—1510, 1513—1515гг.).
В ходе второй из этих войн сиамцам в 1508 г. удалось захватить княжество Прэ. Но уже в следующем году оно было отвоевано чиангмайцами.
Особенно тяжелый характер носила тринадцатая по счету сиамо-чиангмайская война (1513—1515 гг.). Сиамцы тогда использовали португальскую военную помощь (португальское посольство впервые появилось в Аютии в 1511 г.). Несмотря на это, долгое время успех в войне был на стороне Чиангмая. Чиангмайский генерал Мын Пинг Йи, совершив ряд удачных набегов, угнал в свою страну огромное число пленных и много скота. В 1515 г. он захватил Сукотай и Кампенгпет. Только в конце 1515 г. Раме Тибоди II удалось организовать контрнаступление. В битве при р. Ванг сиамцы одержали решительную победу. Вскоре после этого пал чиангмайский город Лампанг, где была захвачена большая добыча.
В 1518 г. в Сиаме была проведена военная реформа и издана книга о военной тактике, видимо обобщавшая опыт чиангмайских войн. Однако в последующую четверть века (до 1545 г.) внешняя политика Сиама была на редкость мирной. Возможно, сиамские короли в это время внимательно присматривались к стремительному росту португальской морской империи и берегли силы, на случай если португальская агрессия обратится против сиамских портов.
Последняя война Сиама с Чиангмаем началась в 1545 г. Как и не раз в прошлом, причиной войны послужила междоусобица, вызванная борьбой за трон. Еще в 1538 г. король Чиангмая Кет Клао был низложен знатью и на его место посажен его сын Сайкам. В 1543г. Сайкама убили заговорщики. На престол снова взошел Кет Клао, но и он через два года был убит группой вельмож во главе с Сендао. Так как у Кет Клао не осталось сыновей, появилось сразу несколько претендентов на трон с довольно сомнительными правами. Столичная группа феодалов выдвинула своим кандидатом дальнего родственника Кет Клао, шанского князя Мекути. Феодалы Южного Чиангмая стремились посадить на трон князя Хсенви, в то время как северная группа феодалов (с центром в Чиангсене) пригласила на трон сына лаосского короля, малолетнего принца Сай Сеттатирата, племянника покойного Кет Клао по матери.
В развернувшейся борьбе принц Хсенви, потерпев поражение под Чиангмаем, призвал в страну сиамского короля Прачая (1534—1546). В июне 1545 г. Прачай с войском подошел к столице Ланнатаи и начал подготовку к ее штурму.
К этому времени, однако, положение здесь в значительной степени стабилизировалось. Северные феодалы при поддержке лаосцев разгромили сторонников Мекути и убили Сендао. В качестве компромисса правительницей Чиангмая до совершеннолетия Сай Сеттатирата была провозглашена дочь Кет Клао принцесса Чирапрабха. Эта незаурядная женщина, обладавшая недюжинными дипломатическими способностями, сумела, не доводя дело до открытой борьбы, убедить Прачая вернуться в Сиам.
Но осенью 1545 г. обстановка опять осложнилась. В Чиангмай вторгся шанский претендент принц Мекути. В ответ на это лаосский король прислал в Чиангмай свой гарнизон. Прачай счел момент подходящим для нового вмешательства в чиангмайские дела. В конце 1545 г. его войска внезапной ночной атакой захватили г. Лампун (бывшую столицу Харилунчайи). Затем он приступил к осаде Чиангмая.
Принцесса Чирапрабха, однако, сумела организовать энергичное сопротивление. После кратковременной осады Прачай вынужден был отступить. Чиангмайские отряды шли за ним по пятам, нанося поражение за поражением. Окончательная катастрофа произошла при р. Пунсаммын, где попавшие в засаду сиамцы потеряли трех генералов, 10 тыс. солдат и 3 тыс. лодок.
Военное поражение имело для Прачая роковые последствия. В июие 1546 г. он был отравлен собственной женой — Тао Си Суда Чан. Официальная версия объясняет это личными мотивами королевской супруги. На деле же за ней, конечно, стояла определенная группа феодалов, которая и провозгласила ее регентшей при малолетнем сыне. Вскоре после этого Тао Си Суда Чан убила и сына и посадила на престол своего любовника Кун Воравонга. Однако в 1549 г. оба они были убиты в результате дворцового заговора, и на престол взошел младший брат Прачая, Маха Чакрапат (1549—1569), который в дела Чиапгмая не вмешивался.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.