Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экспозиция рассказывает о коллекциях «кабинета натуралий» Кунсткамеры и их экспонировании в XVIII веке. В 1716 году Петр I приобретает для музея у голландского аптекаря и коллекционера Альберта Себы собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых, показывающее огромное разнообразие фауны земного шара. Сегодня посетители экспозиции могут видеть небольшую сохранившуюся часть этой коллекции.

Известно, что особый интерес Петра I вызывала анатомия человека. Прекрасно понимая, как много дает знание анатомии для хирургии и общей медицины, Петр купил прославившееся в те времена на всю Европу собрание препаратов знаменитого анатома Фредерика Рюйша, которого называл своим учителем. С точки зрения науки начала XVIII века, для постижения нормы было чрезвычайно важно изучить аномалии развития организмов. Петр I издал указы о доставлении в Кунсткамеру живых и мертвых уродов для составления научной коллекции. Она послужила основой для исследований первых анатомов, приглашенных работать в Санкт-Петербургскую академию наук.

Все экспонаты, демонстрирующиеся в этом зале, связаны с деятельностью Петра I, его научными интересами, замыслами и распоряжениями.

Латинская Америка

Экспозиция посвящена традиционной культуре коренных народов Латинской Америки. Самые ранние экспонаты относятся ко второй половине XVIII в., большинство коллекций поступило в музей в XIX – начале XX в. На экспозиции представлено также народное искусство Мексики и Гватемалы третьей четверти XX в.

Некоторые предметы за последние сто лет выставляются впервые. К их числу относятся рубашки и полотнище из лубяной материи, которые индейцы северо-западной Амазонии использовали в ритуалах; образцы искусства индейцев кадувео, живущих на границе Бразилии и Парагвая; перуанские деревянные кубки середины XIX в.; костюм шамана и шаманские принадлежности индейцев западной Мексики; головы-трофеи индейцев мундуруку и шуар.

Посетители имеют возможность увидеть уникальные и редкие экспонаты – парадный костюм вождя и украшения из перьев, привезенные из центральной Бразилии экспедицией академика Г.И. Лангсдорфа (1821-1828), а также костюм шамана чамакоко (Парагвай) начала XX в.

Экспозиция построена по территориальному принципу, ее разделы представляют культуру индейцев Чили, Аргентины, Перу, Панамы, Мексики, а также образцы народного искусства мексиканцев и гватемальцев. Специальные разделы посвящены индейцам кадувео, чье искусство содержит мотивы, характерные для Амазонии и для Центральных Анд, а также культуре обитателей тропических лесов и саванн к востоку от Анд.

Северная Америка

Экспозиция «Северная Америка» — это путешествие с севера на юг, от Аляски до Калифорнии. Она открывает нам красоту традиционной культуры американских индейцев первой половины XIX века.

Байдарки и поворотные гарпуны, ступательные лыжи и снежные жилища, нарты и меховые парки (изделия эскимосов и алеутов — великих морских охотников Арктики) позволяют познакомиться с культурой народов самого северного региона планеты и удивиться достижениям арктической цивилизации.

Особая гордость музея — алеутские деревянные головные уборы для морской охоты; замшевая одежда атапасков, украшенная вышивкой из игл дикобраза; предметы из снаряжения тлинкитских воинов и атрибуты тлинкитских шаманов; ритуальные костюмы из перьев птиц и плетеные корзины калифорнийских индейцев; керамика и ткани пуэбло.

Увлекая нас вглубь континента, экспозиция знакомит с культурами индейцев Равнин и ирокезов района Великих Озер, индейцев пуэбло юго-запада США и индейцев Калифорнии.

С полными тематическими каталогами коллекций музея по традиционной культуре народов Северной Америки можно ознакомиться онлайн: "Тлинкиты", "Алеуты", "Эскимосы алютиик"

Африка

Большая часть африканской коллекции МАЭ была собрана во второй половине XIX — начале ХХ века, но ее пополнение продолжается до сих пор. Особенно богато представлена культура христианской Эфиопии, саванн Западного Судана, народов верховьев Нила, Центральной Африки. Жемчужина экспозиции — «бенинская бронза»: литые изображения царедворцев, правителей Бенина и их матерей, животных.

В зале Африки показаны повседневная жизнь людей, важнейшие события в жизни человека, оккультные практики, война и отдых

Индокитай

Экспозиция знакомит с культурой многочисленных народов Таиланда, Лаоса, Камбоджи, Вьетнама и Бирмы.

Основу коллекции, посвященной материковой части Юго-Восточной Азии — Индокитая, составляют предметы, собранные сотрудниками музея и российскими востоковедами, а также вещи, подаренные коллекционерами или приобретенные у них.

На экспозиции представлены образцы традиционной одежды и музыкальные инструменты. Интересны коллекции буддийской скульптуры и парадного оружия из Таиланда, маски традиционного тайского театра кхон, предметы быта, в частности посуда.

Этническое разнообразие орнаментов и техник создает выразительный и запоминающийся образ региона.

Индия

 

Экспозиция рассказывает о быте и культуре народов Индии и сопредельных стран. Археологические находки, представленные на ней, позволяют заглянуть в историю древнеиндийских культур начиная с палеолита.

Центральное место отведено индийскому текстилю — хлопчатобумажным, шелковым и шерстяным тканям, образцам набоек и штампам для них, парче.

В коллекциях Музея достаточно полно представлены одежда и украшения народов Индостана.

Привлекают внимание и изделия из металла: оружие и доспехи, сосуды и утварь. Они отличаются тонкой ювелирной работой, украшены гравировкой, чеканкой, инкрустацией, эмалью, узорами, выполненными в технике прорезной эмали.

К уникальным экспонатам относится портик XVIII века дворца маратхских правителей из города Насик

Индонезия

Основная тема экспозиции, посвященной этнографии Индонезии,— культура и традиционные занятия народов Суматры — батаков и минангкабау.

Представлены предметы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием ремесел: ткачества, кузнечного дела, гончарного производства, плетения. Каменные фигурки предков, «корабли мертвых», «магические жезлы» жрецов, жреческие книги, ритуальные маски, амулеты — весьма редкие экспонаты. Все они позволяют заглянуть в таинственный мир религиозно-магических представлений и практики жрецов батаков острова Суматры

Япония

На экспозиции, посвященной традиционной культуре японцев,— коллекции орудий сельского хозяйства и рыболовства, образцы инструментов и предметов для производства шелка. Макеты традиционного жилища дают представление о функциональности и эстетике японского дома. Широко представлены произведения японских ремесленников.

Интересны экспонаты, относящиеся к традиционным праздникам мальчиков и девочек, образцы традиционной одежды, принадлежности чайной церемонии, маски и другие атрибуты японского театра (но, кабуки, кагура), предметы культа основных для Японии религий — синтоизма и буддизма. Большую ценность имеет собрание старинных доспехов и холодного оружия самураев.

Экспонируются также коллекции по культуре айнов, потомков древнейшего населения японского архипелага

Монголия

Экспозиция знакомит с традиционной одеждой монголов, домашней утварью и украшениями, музыкальными инструментами, ремесленными изделиями и предметами традиционного искусства. Особое место отведено предметам быта скотоводов. Снаряжение для верховой езды, изделия из войлока и кожи всегда составляли особую гордость кочевников-монголов.

Внимание посетителей музея привлекает большая модель традиционного жилища монголов — юрты, а также коллекция масок мистерии Цам, сделанных из папье-маше. Это образы гневных буддийских божеств — защитников веры. Монгольские монахи использовали их во время мистерий

Китай

Китайские коллекции являются одним из наиболее ранних и полных этнографических собраний МАЭ РАН.

Музей гордится коллекцией художественных изделий XVIII-XIX вв. и собранием китайского фарфора. Китайские мастера достигли совершенства в резьбе по слоновой кости, лаку, камню и дереву.

Коллекции одежды знакомят с особенностями костюма различных социальных слоев китайского общества, народов многонационального Китая.

Широко представлены предметы культов и погребального обряда, дающие представление о многообразии религиозных учений населения этой страны

Корея

На экспозиции удачно сочетаются современные изделия и археологические находки. Они иллюстрируют преемственность мировосприятия, самобытность художественных традиций и секреты мастерства многих поколений корейцев.

Коллекции одежды, дворцовой утвари, бытовой и ритуальной посуды, орудий земледелия и ремесленных инструментов отражают особенности жизни различных представителей корейского общества — крестьян, горожан, знати и военного сословия.

Уникальны коллекции старинных изделий из селадона, металла и белого фарфора с подглазурной росписью

Ближний и Средний Восток

Разнообразны и красочны коллекции Музея по культуре народов Ирана, Афганистана, Турции, арабских стран.

Материалы экспозиции показывают особо важные для населения региона памятники исламской культуры, включая рукописные и печатные экземпляры Корана, принадлежности для чтения и письма, атрибуты шиитской мистерии «Мохаррам». Среди предметов вооружения — образцы холодного оружия, старинный шлем, щит, части костюма всадника-бедуина.

В зале демонстрируются великолепные шелка из подношений бухарских эмиров царской семье Романовых, другие художественные изделия населения Центральной Азии, а также некоторые особо яркие предметы быта народов Северной Африки.

Кунсткамера — первый государственный публичный музей России, основанный Петром Великим в 1714 г. Из собрания редкостей и диковин она стремительно за несколько десятилетий превратилась в научный музей. На основе Кунсткамеры была в 1724 г. создана Российская Академия наук, а позже – крупнейшие научные центры и музеи страны.

Музей антропологии и этнографии, являясь наследником великого академического и музейного проекта Петра Великого, носит имя своего основателя и продолжает в своем названии сохранять название Кунсткамеры. Как и триста лет назад, здесь продолжают … «всякого желающего … смотреть пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». Музейные залы открыты для посетителей, ученые со всего мира работают с коллекциями и архивом.

Надсмотрители Кунсткамеры

Роберт Карлович Арескин  (1677 - 1719). Лейб-медик Петра I, архиатер - главный начальник всей гражданской и военной медицинской части в России. Сын знатного шотландского лорда, изучал медицину в Эдинбургском университете, в Париже и в Утрехте, где в 1700 г. получил степень доктора медицины. Окончил Оксфордский университет с дипломом доктора философии. В 1703 г. принят в члены Лондонского Королевского общества. В 1704 г. приехал в Россию, где стал личным врачом А.Д. Меншикова. Через два года Арескин был принят на царскую службу. С 1713 г. – лейб-медик Петра I. В 1714 г. Петр I поручил Арескину перевести свою личную библиотеку и коллекцию из Москвы в Петербург и организовать публичный музей – Кунсткамеру. Арескин был назначен Петром I главным хранителем собранных для Кунсткамеры материалов и смотрителем состоявшей при Академии наук библиотеки. В качестве его помощника был приглашен из Германии Иоганн Даниил Шумахер. В 1716 г. Р. Арескин был назначен архиатором, своей деятельностью способствовал улучшению медицинского дела в России. Сопровождая Петра I в его путешествии по Германии, Голландии и Франции в 1717 г., принимал участие в приобретении экспонатов для Кунсткамеры. собирал российские природные редкости, называемые naturalia. составил первый русский гербарий (Гербарий 1709 г.). Гербарий Арескина был оформлен в барочном стиле: каждая травинка помещалась в затейливую подставку в виде вазы. сохранился лишь экслибрис его библиотеки с выразительным девизом IE PENSE PLUS («Я думаю больше, чем говорю»)

Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост  (1692 – 1755) – первый президент Академии наук. Родился в семье лейб-медика царя Алексея Михайловича. Медицинское образование получил в Лейденском университете, где в 1713 г. защитил докторскую диссертацию. По возвращении в 1714 г. в Россию был лейб-медиком при членах царской семьи, а с 1718 – при Петре I. Принимал участие в создании первого в России музея – Кунсткамеры, с 1718 г. управлял музеем и императорской библиотекой до назначения президентом Академии наук в Санкт-Петербурге. 1 января 1724 г. Л.Л. Блюментрост подписал с Иоганном Даниилом Шумахером контракт об управлении Библиотекой и Кунсткамерой. По поручению Петра I подготовил совместно с И.Д. Шумахером проект положения об учреждении Академии наук и художеств. В 1725-1733 гг. был президентом Академии наук. После смерти Екатерины I в 1726 г. Блюментрост с двором Петра II переехал в Москву и прекратил руководство Академией наук. После смерти Петра II авторитет Блюментроста стал стремительно падать. В 1733 г. он был лишен места и выслан из Петербурга, жил в Москве, занимался частной практикой. С 1738 г. - старший доктор Московского Генерального госпиталя. При восшествии на престол Елизаветы Петровны он снова вошел в милость при дворе. В 1754 г. назначен куратором учреждаемого Московского университета.

Иоганн Даниель Шумахер (1690 – 1761), уроженец Кольмара (провинция Франции Эльзас), учился в Страсбургском университете. В 1714 г. принят на русскую службу на должность секретаря по иностранной переписке в Аптекарскую (позднее Медицинскую) канцелярию. По поручению президента Аптекарской канцелярии Р. Арескина, которому было поручено «смотрение» за Кунсткамерой и Библиотекой, с того же 1714 г. начал работу с библиотекой Петра I, а затем и с его коллекциями. В конце 1718 г. лейб-медик Петра I Л.Л. Блюментрост сообщал царю о служащих при Кунсткамере, среди которых первым числился «библиотекарь Яган Даниель Шумахер и надсмотритель всяких раритетов и натуралей». В 1721-1722 гг. находился в Европе (Франция, Германия, Голландия, Англия) по поручению царя с целью установления контактов с учеными, а также приобретения книг и музейных собраний. 1 января 1724 г. датируется контракт с И.Д. Шумахером, по которому ему вменялось в обязанность «библиотеку и кунст-камору в своем правлении иметь, как в библиотеке, так и в кунст-каморе все порядочно содержать, в библиотеке книгам, а в кунст-каморе обретающимся разным вещами каталоги учредить». С этого времени Шумахер, выполняя и должность секретаря Канцелярии Академии наук, фактически был единственным распорядителем Кунсткамеры: распределял финансы, принимал экспонаты, показывал библиотеку и музей важным гостям. Его авторитет при дворе не могли подорвать ни жалобы профессоров и судебные разбирательства в связи с ними, ни даже разрушительный для музея пожар 1747 г. Благодаря деятельности И.Д. Шумахера были изданы каталог Кунсткамеры «Musei imperialis Pepropolitani vol.1,2» и альбом гравюр «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры» (1741; 1744).

Иоганн Каспар Тауберт 1717 – 1771). И.-К. Тауберт родился в Санкт-Петербурге, учился в академической гимназии в Петербурге. 20 июня 1732 г. был принят на службу в Академию наук с предписанием «обретаться при Кунст-каморе и Библиотеке». Занимался переводами, в том числе переводил список растений из Второй Камчатской экспедиции. В 1738 г. избран адъюнктом исторического класса. В 1741 г. назначен унтер-библиотекарем при Библиотеке и Кунсткамере. В 1762 г. получил чин статского советника.

Петр Симон Паллас (1741 – 1811) – естествоиспытатель, этнограф, лингвист, академик Академии наук в Санкт-Петербурге. Родился в семье врача. Обучался в Германии, Голландии и Англии. В 1767 г. приглашен в Россию и избран академиком Академии по естественной истории. 24 апреля 1767 г. Палласу было поручено руководство Кабинетом натуральной истории. В августе 1767 г. Комиссия Академии наук постановила поручить надзор над зоологическими коллекциями Кунсткамеры академику Петру Симону Палласу, Самуилу Готлибу Гмелину - ботанические коллекции, Каспару Фридриху Вольфу – анатомические коллекции. С 1768 по 1774 гг. возглавлял академическую экспедицию в центральные губернии России, в районы Поволжья, Урала, Западной Сибири, Алтая и Забайкалья, во время которой собран уникальный материал по зоологии, ботанике, палеонтологии, геологии, географии, этнографии населяющих эти регионы народов, по экономике исследованных областей. Собранные коллекции были переданы в Кунсткамеру и в Берлинский университет. Результаты экспедиции были описаны в вышедшей в Санкт-Петербурге 3-томной монографии «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1771-1776). С 1767 по 1793 гг. заведовал зоологическими коллекциями Кунсткамеры, а в 1793-1794 гг. посетил южные губернии России для описания их климата. С 1795 по 1810 гг. жил в Крыму, где написал 3-томную монографию по фауне России. В 1810 г. вернулся в Берлин. В августе 1769 г. П.С. Паллас посетил Яицкий городок, где местный атаман предложил ему купить коллекцию буддийской скульптуры. П.С. Паллас опубликовал несколько изображений купленных им предметов в своих книгах[2]. Детальное сравнение опубликованных Палласом изображений с экспонатами из буддийских собраний Кунсткамеры позволяет утверждать, что по крайне мере часть предметов, купленных Палласом в Яицком городке,

Семен Кириллович Котельников (1723 – 1806) – физик, математик, академик Академии наук (с 1797 – почетный член). Сын рядового Преображенского полка, Котельников в 11 лет поступил в школу, организованную Феофаном Прокоповичем. Затем был переведен в Александро-Невскую семинарию. С 1741 г. учился в Академической гимназии, затем в Академическом университете. В 1751 г. отправлен за границу для продолжения обучения (Университет в Лейпциге). В 1752 г. в Берлине у Л. Эйлера защитил диссертацию. Эйлер и рекомендовал Котельникова Академии по кафедре высшей математики. В 1756 г. Котельников прибыл в Санкт-Петербург и был избран экстраординарным, а в 1760 г. - ординарным профессором высшей математики. С 1771-1797 гг. он руководил академической библиотекой и был «надсмотрителем» Кунсткамеры и Минералогического кабинета. Котельников заведовал также Географическим департаментом, преподавал в Морском шляхетском кадетском корпусе математику и навигационные науки. Руководство С.К. Котельниковым Кунсткамерой пришлось на время очень интенсивного пополнения музея новыми коллекциями из академических «физических» экспедиций. Как отметила в своей монографии по истории музея Т.В. Станюкович «чрезвычайно положительную роль в жизни Музея этого периода сыграл его новый «надсмотритель» — Семен Кириллович Котельников. Это был крупный, уже сформировавшийся ученый, мировоззрение которого сложилось под непосредственным влиянием корифея русской науки — М. В. Ломоносова, под руководством которого он проработал много лет»[1]. Математик по специальности, он был, прежде всего, педагогом и популяризатором научных знаний. Эти качества в сочетании с прекрасными административными способностями, делали его незаменимым на посту руководителя Кунсткамеры. Энергичная деятельность Котельникова охватила все стороны музейного дела, начиная от научного руководства и кончая хозяйственными мелочами.

С.К. Котельников наладил работу по улучшению обработки и консервации экспонатов, привозимых из экспедиций, уже непосредственно в Музее. Для просушки растений, чучел животных и других вещей, поступавших из экспедиций, «дабы в них не зарождались черви», во дворе Кунсткамеры, по распоряжению Котельникова, была оборудована специальная сушильня, для растяжки шкурок был нанят «вольный столяр» Григорий Голушкин. Приглашались чучельники для обработки поступающих шкур животных. Научные сотрудники Музея также были привлечены к работе по улучшению хранения и консервации, ими проводилась большая исследовательская работа главным образом по изысканию средств для борьбы с молью. Академик К.Ф. Вольф, на которого персонально была возложена ответственность за поступавшие из экспедиций экспонаты, подал в комиссию специальное «Представление о хранении в Кунсткамере экспедиционных натуральных вещей»[2].

Энергии С.К. Котельникова Кунсткамера также обязана улучшением научной документации коллекций. В 1774 г. приехавшим из экспедиции академикам П.-С. Палласу и И.И. Лепехину было предписано, чтобы они «помянутые вещи, кои из них, так и из других экспедиций присланные обще с академиком Лаксманом разобрав как надлежит сделали оным подробную опись и представить оную в комиссию»[3].

Для нумерации экспонатов в Кунсткамере и книг в Библиотеке стали пользоваться специальными номерами, отпечатанными в академической типографии. Такие наклейки с римскими и арабскими цифрами, обозначающими разряд и номер, сохранились и по сей день на различных экспонатах, принадлежавших некогда Кунсткамере. В типографии также печатались различные этикетки, на которых обозначалось «сколь возможно на русском и французском языках то, что та вещь представляет». Для должного описания, классификации и размещения этих вновь поступавших из физических экспедиций коллекций Котельников привлек крупнейших специалистов Академии. Большую работу по Кунсткамере несли и помощники Котельникова – С. Бухвостов, работавший в Кунсткамере хранителем коллекций с 1735 г., а также унтер-библиотекарь И. Бакмейстер. кадемия, деятельность которой была неразрывно связана с Кунсткамерой и в известной мере зависела от качества работы этого учреждения, начинает, по инициативе Котельникова, обращать большее внимание на музейно-хранительскую деятельность. В 1778 г. впервые состоялось награждение сотрудников Академии золотыми медалями за успешную работу в Кунсткамере. Первая из них «за приложенные им труды, тщание и искусство в порядке к установлению натуральных вещей в Кунсткамере» была вручена академику П.-С. Палласу, вторая — «за музейную работу» — академику Э. Лаксману, а третья — «за сочинение описания библиотеки, коего у нас недоставало и которое всегда было нужно и которого не всякий мог сделать» – унтер-библиотекарю И. Бакмейстеру[4].

Последний лауреат премии Академии получил ее за новый каталог-путеводитель по Кунсткамере, который конечно же во многом обязан своему появлению академику Котельникову. В 1776 г. он был опубликован на французском языке[5] и лишь 3 года спустя (1779) издан по-русски в переводе Василия Костыгова под названием «Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и истории натуральной Санктпетербургской Академии Наук».

Иоганн Буссе (1763 – 1835) – адъюнкт по истории Академии наук,«гимназии корректор», 19 сентября 1788 г. был назначен на место скончавшегося унтер-библиотекаря И.-Г. Бакмейстера[1] , с 1794 г. – библиотекарь. 23 февраля 1797 г. был назначен руководителем академического музея вместо С.К. Котельникова, исполнял указанные обязанности до мая 1800 г. По словам историка Кунсткамеры Т.В. Станюкович «недолгая работа Буссе носила чисто хозяйственный характер»[2]. С 1800 г. - почетный член Академии наук.

Николай Яковлевич Озерецковский  (01(12).07.1750, с. Озерецкое Московской губ. – 28.02. (12.03).1827, Санкт-Петербург) – естествоиспытатель, просветитель, ординарный академик Академии наук. В 1758-1767 гг. учился в семинарии Троице-Сергиевой лавры, затем направлен на службу в Санкт-Петербургскую Академию наук. В 1768–1772 гг. участвовал в экспедиции И.И. Лепехина. В 1774–1778 гг. учился в университетах Лейдена и Страсбурга. В 1778 г. получил звание доктора медицины. В 1779 г. – адъюнкт Академии по естественной истории, а в 1782 г. – ординарный академик. Во время путешествия по Ладожскому и Онежскому озерам (1785), по верховьям Волги и на озеро Селигер (1805) собрал обширный материал о природе этих районов, их истории, быте, культуре, образовании, а также различные статистические сведения. Этот материал был опубликован в «Путешествии по озерам Ладожскому и Онежскому» (1792). Автор многочисленных научных и популярных статей, оказал большое влияние на усовершенствование образования и организацию науки в России.

Озерецковский написал значительное количество ученых трудов, но более всего увлекался полевыми исследованиями. «Он для исследования натуральных вещей, – писала директор Академии Е.Р. Дашкова в его характеристике, поданной в 1792 г. в Сенат, – целые восемь лет путешествовал по России как сухим путем, так и морями, собирая все естественные произведения для Академии <…> Сверх того собрал знатное количество различных минералов и других натуральных тел, которыми приумножил собрание редкостей в Императорской Кунсткамере»[1].

26 мая 1800 г. он был назначен «надсмотрителем» Кунсткамеры. Н.Я. Озерецковский был последним директором Кунсткамеры как единого Академического музея, которым он руководил вплоть до своей кончины, последовавшей 28 февраля 1827 г. В первых десятилетиях XIX в. в Кунсткамере стали образовываться самостоятельные музеи, что было окончательно закреплено новым Уставом Академии наук в 1836 г. Основная причина такого деления Кунсткамеры на специальные музеи и кабинеты – изменение деятельности Академии, специализация областей научного знания, развитие наук. Громадный музейный материал нуждался в более удобных помещениях для экспонирования и хранения. Научная обработка и изучение коллекций требовало дальнейшей дифференциации внутри отделов и увеличения числа специально обученного персонала. Во время директорства Н.Я. Озерецковского уже сформировались как самостоятельные Минеральный кабинет (1804), Азиатский (1818) и Египетский (1825) музеи.

Н.Я. Озерецковский был страстным популяризатором научных достижений и много сил и времени положил на издание различных трудов для «распространения полезных знаний и возбуждения любопытства к оным». Он стремился донести до народа эти знания также путем публичных лекций, организуемых непосредственно в помещении Кунсткамеры и сопровождавшихся демонстрацией музейных коллекций. «Вынув из шкафа чучело животного, – вспоминал слушавший эти лекции в 1800 г. литератор Н. И. Греч[2], – Озерецковский передавал его по кругу, «объясняя признаки стоявшим вокруг него слушателям». Работа по популяризации знаний при помощи коллекций Музея было достаточно новым делом в науке конца XVIII – начала XIX вв.

Помощником Озерецковского по Музею был Осип Петрович Беляев. Он работал при Кунсткамере и Библиотеке с 1783 г., первоначально в качестве переводчика, с 1789 г. в качестве кунсткамерского «помощника», а с 1797 г. — унтер-библиотекаря, в должности которого и проработал вплоть до дня своей смерти (1807 г.).

В 1793 г. О.П.Беляев опубликовал каталог-путеводитель по Императорскому кабинету Кунсткамеры[3]. Этот каталог описывал мемориальную экспозицию Кунсткамеры, посвященную Петру I. В 1800 г. путеводитель был переиздан в существенно расширенном варианте[4], с прибавлением второй и третьей частей, включающих «историческое описание всех вообще, как естественных, так и искусственных вещей, в Кунсткамере сохраняющихся», и «описание российских и иностранных минералов, окаменелостей разного рода, кораллов <…> как древних, так и новейших российских и иностранных монет».

Издание, как указывает сам автор, было рассчитано не столько на тех, кто мог лично видеть собственными глазами все сохраняющиеся в музее сокровища, «как для таковых, кои или по причине отдаленности, или по другим каким либо препятствиям, лишены удовольствия самолично оные видеть».[5]

Связное и тщательно составленное описание хранящихся в Музее коллекций, наличие многочисленных примечаний, а также имеющиеся в ряде случаев ссылки на использованные источники указывают на то, что описанная работа переросла рамки каталога.

Для начала XIX в. она явилась своеобразной энциклопедией, дающей довольно значительный запас фактических данных по естественным наукам, истории и этнографии. В том числе, занимающее 88 страниц второго отделения описание этнографической экспозиции Кунсткамеры, может, по существу рассматриваться как самый ранний в России справочный текст, посвященный этнографии народов мира.

 

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 513.