Приобретение коллекций в Европе: Фредерик Рюйш, Альберт Себа, Жозеф Гишар Дюверней
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фредерик Рюйш (Frederik Ruysch; 1638 – 1731), всемирно известный голландский анатом, родился в Гааге (Нидерланды) и получил специальность фармацевта в университете города Франекер на севере Нидерландов. Уже имея собственную аптеку, он продолжил образование на медицинском факультете Лейденского университета, где занимался препарированием и консервированием кровеносных и лимфатических сосудов, что стало очень популярным после открытия кровообращения У. Гарвеем. Его друг по университету Ян Сваммердам показал ему технику инъекций в кровеносные сосуды мертвого тела, в которые он вводил расплавленный воск. Рюйш долго усовершенствовал эту технику, пока не добился поразительных результатов: его препараты имели прижизненную окраску и могли храниться очень долго.

В 1666 г Рюйш стал городским анатомом Амстердама и начал создавать свой домашний музей или «кабинет».

Рюйш стремился так декорировать свои анатомические препараты, чтобы они вызывали восхищение даже у людей, не имеющих больших познаний в анатомии. Он закрывал место отреза от тела детских ручек и ножек салфеточками с кружевами, чтобы они выглядели привлекательно и не пугали видом мертвой плоти. В розовые от инъекции пальчики иногда вкладывался другой маленький препарат, а рядом с ножкой ребенка помещался эмбрион.

Ф.Рюйш был автором ряда научных открытий. Он открыл эмбриональную артерию стекловидного тела глаза, изучил варианты бронхиальных и легочных артерий. Эти открытия стали возможными благодаря усовершенствованию его методики инъекций, проникающих в такие мелкие сосуды, которые можно было увидеть только в микроскоп. Уникальная методика анатома стала называться современниками «Рюйшевым искусством», а его домашний музей – «седьмым чудом света».

Петр I, приехавший в Голландию в 1697 г. вместе с Великим посольством, и знакомившийся со всеми достопримечательностями Амстердама, не мог не посетить «кабинет» Фредерика Рюйша. 17 сентября 1697 г. он просит бургомистра Амстердама Николааса Витсена представить его 60-летнему профессору Рюйшу, пользовавшемуся международной славой. Огромная анатомическая коллекция в домашнем музее-кабинете Рюйша на канале Блюмграхт 15 произвела на Петра сильное впечатление. Он оставил в книге посетителей следующую запись: «Я, нижеподписавшийся, во время путешествия с целью увидеть бóльшую часть Европы, побывал здесь, в Амстердаме, для получения знаний, потребность в которых всегда имел, осматривал здесь вещи, среди которых я не в последнюю очередь увидел искусство в анатомии господина Рюйша и, как принято в этом доме, подписал это собственноручно. Петр». Ниже подписался Александр Меншиков.

Почти 20 лет спустя, в январе 1716 г. царь Петр предпринял второе путешествие за границу. Он с огромным интересом осмотрел умножившиеся коллекции Ф.Рюйша и, узнав, что Рюйш хочет продать их, поручил вести переговоры о покупке своему архиатеру (лейб-медику) Роберту Арескину. Все собрание, включающее более 2000 препаратов по эмбриологии и анатомии человека, а также 1179 образцов мелких млекопитающих, пресмыкающихся и насекомых, 259 птиц, законсервированных сухим способом, 2 шкафа с гербарием и большое число ящиков с бабочками, морскими животными и раковинами – почти все, что входило в первые 10 каталогов Рюйша, было куплено за 30000 золотых гульденов и доставлено в Россию.

14 февраля 1716 г. Петр I распорядился купить коллекцию амстердамского аптекаря Альберта Себы, которая 2 сентября того же года прибыла в Санкт-Петербург. Собрание Себы включало как натуралии, в основном из Южной Америки, так и художественные предметы из Японии, Китая и Южной Америки. Среди зоологических экспонатов были различные рыбы, змеи, в том числе анаконда, которая ныне представлена в Зоологическом музее РАН, ящерицы, жаба-пипа, чучела ленивца, сумчатой летяги, муравьеда. Благодаря покупке коллекции А. Себы собрание Кунсткамеры пополнились китайскими предметами одежды, японскими произведениями искусства, оружием (кинжал крис).

В феврале 1721 г. Иоганн Даниил Шумахер (Johann Daniel Schumacher), к тому времени библиотекарь Петра I и «надсмотритель Кунсткамеры», отправился в заграничное путешествие в Германию, Францию, Англию и Голландию. Причиной поездки были личные дела И.Д. Шумахера. Но вместе с разрешением Петра I на отъезд из России, библиотекарь получил и целый ряд важных заданий, как от самого царя, так и от лейб-медика Л.Л. Блюментроста. Кроме установления контактов с европейскими учеными Шумахер должен был посещать музеи и библиотеки, чтобы «примечать» порядок расположения в них экспонатов, чем отличаются от «царского величества кабинета», чего недостаёт в последнем и что можно приобрести. Шумахер посетил Францию, Германию, Голландию и Англию.

Из приобретений для музея важны были покупки математических и научных инструментов во Франции и Голландии; камеры-обскуры и латерны магики в Голландии; части кабинета медалей И. Людерса в Гамбурге, которые положили начало собранию древних монет Кунсткамеры (другая часть коллекции Людерса была куплена для Кунсткамеры позже, в 1738 г). На аукционе в Голландии И.Д. Шумахер купил некоторые вещи из кабинета Н. Шевалье: геммы, древние светильники, два цилиндрические зеркала, несколько старинных флейт. На другом аукционе вместе с Питером де ла Куртом, также знакомым Петру, он приобрел оранжерею и живописные полотна, так как в «новую библиотеку и кунст-камеру впредь живописи весьма надобны будут».

Среди многих поручений, данных И. Шумахеру перед его заграничной поездкой в Европу, было задание получить и привезти в Россию восковые анатомические модели, заказанные еще Р. Арескином в Париже. Такие модели появились в самом конце XVII в. и пользовались большим спросом, поскольку существенно облегчали преподавание и обучение анатомии.

В описях коллекций Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН под № 5018-2 значится восковая модель головного мозга в натуральном черепе, купленная Шумахером у французского анатома Ж.-Г. Дювернея (Joseph-Guichard Du Verney) в 1722 г.

Готторпский (Большой Академический) глобус

Готторпский глобус в свое время стал одним из первых экспонатов Кунсткамеры. В 1726 г. глобус разместили в зале третьего этажа башни строящегося здания Кунсткамеры. Затем над ним возвели перекрытия и построили верхние этажи башни. В настоящее время Готторпский (Большой Академический) глобус занимает пятый этаж башни музея.

Созданный в 1650-1664 гг. в Готторпском замке (Голштиния) глобус поражал своими гигантскими размерами: его диаметр равен 3,11 м. вес более 3,5 тонн. Внутри глобуса разместился планетарий. В течение суток с помощью гидравлического привода глобус мог совершать один полный оборот, следовательно, это сооружение могло служить еще и часами.

Создал прибор по заказу голштинского герцога известный ученый Адам Олеариус (1599-1671), а руководил мастерами изготовившими глобус Андреас Буш. Работы начались в 1651 г. и длились с перерывами почти пятнадцать лет.

Установили это диковинное сооружение в Голштинии в специальном доме, в парке на берегу реки Шлей, напротив замкового острова. Глобус приводился во вращение водяным колесом, которое действовало под напором воды, стекающей со склона высокого берега.

Внутрь глобуса можно было попасть через четырехугольное отверстие, которое закрывалось изогнутой по форме шара дверцей с герцогским гербом на ее наружной поверхности. Вокруг глобуса имелась достаточно широкая деревянная галерея, которая служила внешним горизонтом.

В 1713 г. Петр I узнал о диковинном глобусе и приказал командующему русскими войсками в Померании князю А.Д. Меншикову его «выпросить». Вскоре в Готторпе появился посланный из Петербурга лейтенант Травин, и от имени малолетнего герцога Карла Фридриха был подписан ордер на передачу глобуса, в котором, в частности, говорилось: «мы преподнесли Его Высокому Царскому Величеству находящийся здесь большой Глобус». Впоследствии Карл Фридрих стал супругом дочери Петра I Анны, отцом российского императора Петра III.

Подарок везли в Петербург более трех лет, причем за перевозкой следил сам царь. Везли морем и сушей, и 20 марта 1717 г. глобус доставили в Петербург и установили неподалеку от Летнего дворца Петра I на Царицыном лугу (ныне - Марсово поле). Известно, что царь очень часто начинал утро у глобуса, подолгу рассматривал его. В 1726 г. глобус был установлен на третьем этаже здания Кунсткамеры Академии наук.

В 1747 г. глобус сильно пострадал во время пожара в Кунсткамере. Сгорело все, что могло гореть, а покрывающие наружную поверхность глобуса медные пластины полностью оплавились. Остались слегка поврежденный металлический каркас и массивная железная ось, на которой вращалось все это сооружение. Единственной полностью сохранившейся и дошедшей до наших дней частью глобуса оказалась его дверца (во время пожара находилась в подвале здания).

Воссоздание глобуса после пожара велось под руководством инструментального мастера шотландца Б. Скотта, который в точности повторил его первоначальную конструкцию. Вместе со Скоттом работали русские мастера А. Беляев, Ф. Григорьев, И. Разводной, М. Кандарацкий, Ф. Тирютин и другие. В Академии наук имелось точное описание глобуса, и к 1751 г. он был полностью восстановлен, а возглавивший Рисовальную палату Академии наук художник И.А. Гриммель с помощниками сумел воссоздать живопись на его внутренней поверхности. На «небесном своде» были вбиты 1016 гвоздей, фигурные позолочённые шляпки которых изображали все известные тогда звезды первых пяти звездных величин.

На географическую карту с внешней стороны глобуса решили нанести все новейшие географические открытия, а надписи сделать на русском языке. Эта работа оказалась очень сложной и затянулась на десятки лет. Восстановленный глобус, который с этого времени во многих документах стал называться «Большим академическим», в 1753 г. поместили в специально построенный для него круглый двухэтажный павильон, а в 1828 г. переместили в восточную ротонду музейного корпуса, построенного к этому времени за зданием Академии наук. В 1901 г. глобус передали Дворцовому ведомству и перевезли в Царское Село, где установили на втором этаже здания Адмиралтейства. Здесь застала его Великая Отечественная война.

Немецко-фашистские войска в конце 1941 г. захватили г. Пушкин (в 1937 г. Царское Село было переименовано в честь А.С. Пушкина), и в 1942 г. глобус перевезли в Шлезвиг. После окончания войны глобус некоторое время выставлялся в городе Любеке и в 1947 г. наконец вернулся в Ленинград. Везли его морем до Мурманска, а затем поездом. К тому времени глобус находился в самом плачевном состоянии: были обнаружены четыре пулевых отверстия, детали механизма вращения и внутренней меблировки сильнейшим образом попорчены, живопись наружной поверхности повреждена и во многих местах осыпалась, медные листы, покрывавшие наружную поверхность под холстом с географической картой, имели впадины, нарушены крепления к железному каркасу. На этот раз глобус установили в зале пятого этажа башни Кунсткамеры и к концу 1958 г. полностью закончили его восстановление.

После 1958 г. глобус дважды реставрировали, причем в последний раз в 2003 г., когда по инициативе Санкт-Петербургского отделения Института Гёте его реставрацию финансировало Министерство культуры Федеративной Республики Германия.

В ходе этой реставрации укрепили живописный слой на наружной и внутренней поверхностях глобуса, очистили все латунные детали, а также железные конструкции площадки, стола, скамьи и поворотного механизма. Заменили скамью, изготовленную в 1958 г. из некачественных сортов дерева, очистили внутреннее убранство: заспинные балясины, столешницы и основание внутреннего меридиана.

Вместе с реставраторами работали специалисты Пулковской обсерватории, они добавили изготовленные из полированной латуни звезды, которые были утрачены во время вынужденных «путешествий» глобуса.

Большой Академический (Готторпский) глобус - памятник технической и научной мысли двух народов - немецкого и русского. Подобные глобусы в других странах не сохранились. Россия обладает единственным образцом

Дата: 2019-05-28, просмотров: 273.