Деятельность отдела маркетинга регламентирована в документе, разрабатываемом на предприятии, - Положении об отделе маркетинга, в котором определены задачи, функции, права, ответственность, взаимоотношения с другими подразделениями. Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия, структуру и штаты которого утверждает директор предприятия, исходя из условий и особенностей производства, объема работ, возложенных на отдел.
Задачи отдела маркетинга:
• разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии поведения на рынке;
• ориентация закупок, производства и сбыта на выполнение требований потребителей;
• организация и менеджмент товаропроводящей сети;
• организация продвижения продукции на рынки.
Функции отдела маркетинга:
Реализация товарной (инновационной) политики:
• оценка потребительских свойств производимой продукции;
• выявление инновационных тенденций и изменений конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков товара, в том числе в смежных отраслях, которые могут привести к появлению конкурентных аналогов товаров;
• оценка конкурентоспособности продукции предприятия, а также конкурентных товаров;
• подготовка предложений и рекомендаций на основе проведения маркетинговых исследований по плану производства продукции: объем, номенклатура, ассортимент продукции;
• разработка предложений по введению новых товаров в ассортимент предприятия и исключению товаров, находящихся на стадии спада;
• формирование новых потребностей с целью расширения рынков сбыта, поиск новых форм применения выпускаемой продукции;
• разработка упаковки товара;
• разработка системы фирменного сервиса товаров.
Реализация сбытовой политики:
• выбор товаропроводящей сети предприятия, оптимальной по структуре, длине и ширине;
• выбор посреднических структур, распространяющих товары предприятия, и контроль за их деятельностью;
• определение географического (регионального) размещения потенциальных потребителей и оценка целесообразности поставок через собственную товаропроводящую сеть;
• создание собственной сети фирменных магазинов, представительств и эксклюзивных посредников;
• организация системы прямых продаж.
Реализация ценовой политики:
• участие в калькуляции себестоимости новых и освоенных товаров и услуг, разработка мероприятий по снижению себестоимости;
• планирование и обоснование различных диапазонов цен на товары;
• разработка программы скидок, оценка краткосрочных финансовых потерь и перспективных выгод от ее реализации;
• разработка различных вариантов условий и форм оплаты товаров, систем рассрочки и отсрочки платежей.
Реализация коммуникационной политики:
• выбор схемы информационного воздействия на потребителя;
• разработка рекламной кампании предприятия и прогнозирование ее эффективности;
• организация участия предприятия в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
• разработка фирменного стиля предприятия;
• организация учета потока обратной связи с потребителями;
• организация связей с общественностью, формирование положительного имиджа предприятия.
Реализация общей маркетинговой политики :
• общий контроль за соблюдением рыночной миссии предприятия и концепции маркетинга;
• координация и согласование действий всех функциональных подразделений в реализации общей маркетинговой стратегии.
Маркетинговый отдел взаимосвязан практически со всеми структурными подразделениями предприятия.
Для эффективного осуществления маркетинговых задач необходимо, чтобы отдел маркетинга обладал правом:
· требовать от подразделений предприятий предоставления информации, необходимой для осуществления работ, входящих в компетенцию службы маркетинга;
· контролировать производственные подразделения в отношении изготовления продукции в соответствии с условиями, установленными потребителями;
· контролировать функционирование товаропроводящей сети;
· участвовать в разработке стратегий деятельности на рынках.
Стратегическое планирование
Планирование слагается из двух частей – стратегическое планирования и планирования маркетинга.
Стратегическое планирование – это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.
Этапы стратегического планирования:
1. Программа фирмы – должна быть четко указана сфера деятельности фирмы, ее определяют товары, технологии и клиенты.
2. Задачи и цели деятельности – в них появляется программа фирмы. Цели – это конкретизированные по показателям величины и времени задачи.
3. План развития хозяйственного портфеля – оценка положения всех входящих в фирму производств.
4. Стратегия роста фирмы – выявление, какими производствами фирме желательно было бы обзавестись в будущем, в какие сферы направить свои усилия.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.