Маркетинг (англ. Маркет – рынок, инг – действие) термин появился в экономической литературе в США 19-20 в., что было обусловлено необходимостью повышения уровня сбытовой деятельности.
Суть понятия гораздо шире и глубже, поэтому существует множество определений (более 2 т.). Все они по-своему верны. Это связано с тем, что маркетинг пока еще относительно молодая теория, которая пытается обобщить весьма динамичные процессы, происходящие в эпоху научно-технического прогресса.
Сегодня маркетинг рассматривается как система управления производством и реализации услуг, товара, ориентированная на изучении и воздействии. С одной стороны, маркетинг предназначен для целей всестороннего изучения рынка, спроса на товар, услуги, желания потребителей, учета всего этого в деятельности производителя. С другой стороны, активное воздействие на эти компоненты, т.е. это действия предприятия на самом рынке: планирование производства товаров, услуг, выявление неудовлетворенного спроса, формирования потребностей и покупательских предпочтений, стимулирование сбыта, воздействие на организацию и управление производством.
«Маркетинг – наука и искусство нахождения, сохранения и расширения выгодной клиентуры» (Ф.Котлер)
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей по средствам обмена. (Ф. Котлер)
Маркетинг - это комплексная система управления деятельностью организации по разработке, производству и сбыту продукции, услуг на основе изучения рынка и активного воздействия на потребительский спрос.
Цель маркетинга: сделать усилия по сбыту не нужными, т.е. так хорошо познать и понять клиента (потребителя), что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами. (П. Друккер).
Смысл маркетинга – стремление ориентироваться на потребителя и удовлетворять существующие на рынке потребности.
Социальная сущность маркетинга заключается в том, что посредством маркетинга потребитель удовлетворяет свои потребности и желания.
Экономическая сущность маркетинга относится к производителям, так как удовлетворение потребителей позволяет фирме получить дополнительную прибыль, которая поможет использоваться для расширения производства, завоевания новых рыночных сегментов и производства товаров рыночной новизны.
Основные категории маркетинга.
Нужда – нехватка чего-либо. Она по-разному воспринимается разными людьми и зависит от культурного и личностного состояния человека, что находит свое выражение в конкретных потребностях. Отдельные из них становятся актуальными и побуждают человека искать пути и способы их удовлетворения.
Обмен – это акт получения желаемого товара от кого-либо взамен на собственный товар.
Сделка – коммерческий обмен ценностями двух сторон.
Товар – средство, при помощи которого удовлетворяются конкретные нужды и потребности. В качестве товара могут выступать физические объекты, услуги или идеи, предложенные рынку для продажи или обмена.
Сферой потенциальных обменов выступает рынок. В теории маркетинга рынок рассматривается, как совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей товара, это место, где совершаются сделки.
Маркетинг – это комплексная система управления деятельностью организации по разработке, производству и сбыту продукции, услуг на основе изучения рынка и активного воздействия на потребительский спрос.
Маркетинг можно кратко представить как модель взаимосвязи его элементов: товар, цена, распределение, продвижение (стимулирование продаж), сервис.
Эти пять видов деятельности известны как маркетинг - микс.
Концепции маркетинга.
Современная концепция маркетинга с момента её зарождения претерпела значительные изменения. Потребность в элементарном изучении рынка возникла в конце 19 – начало 20 в. с переходом к серийному и массовому производству продукции, когда формировалось крупносерийное производство и резко обострилась конкуренция.
Концепция маркетинга – это задачи, решение которых необходимо для достижения желаемых уровней сбыта на рынках, принципы и методы их решения.
Существует пять основных концепций маркетинга. Они возникли в разные периоды развития мировой экономики как ответ на социальные, политические, экономические перемены, произошедшие в течение 20 в.
1. Концепция совершенствования производства (1860г.-1933г.) основывается на утверждении, что потребители будут покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене. Это требует постоянного совершенствования технологий, организаций производства, увеличения объемов и снижения затрат. Эта концепция применяется в ситуациях, когда спрос на товар превышает предложение и когда себестоимость товара высока. Надо найти способ снизить ее путем совершенствования производства.
2. Концепция совершенствования товара (1905 -1933). Потребители отдают предпочтение товарам высокого качества и следовательно больших усилий по стимулированию сбыта не требуется. Производители стремились к улучшению качества товаров без серьезного учета потребностей потребителей.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий (1930-1950г.г.). Товары будут покупать в достаточных количествах, если побуждать потребителей к этому с помощью значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования (рост продаж с помощью рекламы и мер стимулировании покупателей).
Все эти концепции направлены на нужды продавца. Получение им прибыли за счет роста объема продаж. В их основе заложен такой принцип: сначала производится товар, а затем идут активные поиски его потребителей. Рынок, созданный на этих концепциях, получил название «Рынок продавца». Вместе с тем бизнес строится на точном знании рынка и расчетах ожидаемой прибыли. Это меняет ориентиры маркетинга. Поэтому в 60-е годы 20 века создается рынок, ориентированный на покупателя. Концепцией маркетинга становится создание покупателя.
4. Концепция маркетинга (1960 - настоящее время). строится на утверждении, что фирма должна выявить с помощью исследований нужды и запросы целевого рынка, обеспечить их желаемое удовлетворение более эффективными, чем у конкурента, способами.
5. Концепция социально-этического маркетинга (1980 – настоящее время). предусматривает сочетание интересов потребителя, производителя и общества(торговля с учетом экологии, общественной морали, региональных особенностей и т.д.). данная концепция требует сбалансированности трех основных факторов: прибыли фирмы. покупательских потребностей и интересов общества.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.