Важным моментом, характеризующим анализируемый состав, является  правомерность действий представителей власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Преступления могут считаться направленными против порядка управления только тогда, когда они были ответной реакцией на законные действия представителей власти. Если же поведение последних было незаконным, то противодействие им не может считаться посягающим на нормальную работу органов управления и либо расценивается как преступление против личности, либо вообще не признается преступным, например, когда насилие к представителям власти было применено в состоянии необходимой обороны (ст. 37).

Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом, в содержание которого входит осознание того, что действие совершается против представителя власти или его близких.

Анализируемый состав является разновидностью преступлений против здоровья, совершаемых при квалифицирующем обстоятельстве — в связи с осуществлением потерпевшим служебной деятельности. Такие квалифицированные виды содержатся в составах причинения тяжкого вреда здоровью (п. «а» ч. 2 ст. 111), вреда здоровью средней тяжести (п. «б» ч. 2 ст. 112), истязания (п. «б» ч. 2 ст. 117). Отличие указанных норм от ст. 318 УК состоит в том, что в них речь идет о преступлениях против любых лиц, осуществляющих служебную деятельность, а в нормах ст. 318 УК — только против представителей власти. Поэтому при квалификации предпочтение отдается ст. 318 УК. Исключение составляют лишь причинение тяжкого вреда здоровью при особо квалифицирующих обстоятельствах, указанных в ч. 3 и 4 ст. 111, когда содеянное квалифицируется по этой статье, поскольку ее санкция строже, чем в ч. 2 ст. 318.

Деяние, в ч. 1, — средней тяжести, в ч. 2 — тяжкое преступление.

Субъект преступления — общий, т.е. лицо с 16 лет. Лица в возрасте от 14 до 16 лет в случае применения насилия, повлекшего тяжкий или средней тяжести вред здоровью, привлекаются к ответственности по ст. 111 или 112 УК РФ.

Статья 319 УК РФ устанавливает ответственность за оскорбление представителя власти. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно подрывает авторитет органов власти, препятствует осуществлению нормальной деятельности представителя власти.

Основной непосредственный объект — общественные отношения, регулирующие установленную законом деятельность органов власти и ее авторитет. Дополнительный объект — честь и достоинство представителя власти.  Потерпевшими при совершении данного преступления являются представители власти.

Объективная сторона выражается в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Состав по конструкции формальный, преступление окончено в момент высказывания публичных оскорблений представителю власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением. Наступление в результате оскорбления последствий находится за рамками данного состава преступления и может быть учтено при назначении наказания.

Под оскорблением необходимо понимать совершение действий или высказываний, направленных на умышленное унижение чести и профессионального, служебного достоинства представителя власти.

Публичное совершение действий — это совершение их в учреждениях или общественных местах (при большом скоплении народа, улицах, стадионах, площадях и т.п.) с использованием средств массовой информации либо в присутствии хотя бы одного постороннего лица. Оскорбление может быть как в присутствии самого лица, так и в его отсутствие. Оскорбление, высказанное в адрес государственного органа, организации, учреждения в целом, а не конкретно его представителя, не образует состав ст. 318 УК. Публичное оскорбление представителя власти на почве личных неприязненных отношений, высказанное в период, когда лицо не исполняло свои обязанности, а равно оскорбление представителя власти, выраженное не публично, не может квалифицироваться по ст. 318 УК РФ. Действия виновного следует квалифицировать по ст. 130 УК РФ.

Оскорбительными признаются лишь действия и высказывания в неприличной форме. Неприличным признается поведение, которое явно выходит за установленные общепринятые в обществе правила взаимного отношения между людьми. Объективные критические замечания, высказанные в адрес представителя власти, сделанные в приличной форме, не образуют рассматриваемого преступления. При исполнении должностных обязанностей означает оскорбление непосредственно в момент совершения служебных действий.

Понятие в связи с исполнением — значительно шире; здесь поводом для оскорбления может быть либо месть за ранее совершенные действия, либо факт службы потерпевшего в органах власти.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект преступления — общий, т.е. лицо, достигшее 16 лет.

Статья 320 УК РФ устанавливает ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность правоохранительных или контролирующих органов, должностных лиц этих органов, а также их близких.

Основной объект — общественные отношения, регламентирующие нормальную деятельность органов управления посредством системы мер безопасности. Дополнительный объект — жизнь и здоровье, личные и имущественные интересы. Предметом выступают сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо его близких. Потерпевшими являются должностные лица правоохранительных или контролирующих органов, их близкие. Данное преступление необходимо отграничивать от предусмотренного ст. 311 УК РФ по объекту посягательства и по кругу лиц, отнесенных законодателем к потерпевшим.

Объективная сторона преступления заключается в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении упомянутых лиц.

Преступление считается оконченным с момента разглашения соответствующих сведений о мерах, обеспечивающих безопасность лиц, независимо от наступления общественно опасных последствий (формальный состав).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком является цель — воспрепятствование служебной деятельности должностного лица. Разглашение сведений о мерах безопасности, совершаемое с иной целью, не образует состава ст. 320 УК. Субъект преступления — любое лицо, которому сведения о мерах безопасности стали известны.

Часть 2 предусматривает ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, повлекшее тяжкие последствия (состав материальный).

Они могут относиться как к личности потерпевшего, его близким, так и к деятельности правоохранительного или контролирующего органа: причинение смерти; тяжкого вреда здоровью; захват в качестве заложника; причинение значительного материального ущерба и т.п.

Статья 321 УК РФ устанавливает ответственность за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества

Общественная опасность преступления заключается в том, что оно подрывает основы системы управления, дезорганизует деятельность уголовно-исполнительных органов, причиняет вред личности, как сотрудников этих учреждений, так и осужденных. Основной объект — общественные отношения, регулирующие нормальную деятельность уголовно-исполнительной системы. Дополнительный объект — жизнь и здоровье сотрудников учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, либо осужденных.

Потерпевшими от преступления могут быть сотрудник места лишения свободы или места содержания под стражей, его близкие, а также осужденный.

В качестве потерпевших в ч. 1 ст. 321 указаны осужденные, а в ч. 2 — сотрудники места лишения свободы или места содержания под стражей. Для уяснения того, кто входит в их число, необходимо обратиться к Закону РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В ч. 1 ст. 24 этого Закона содержится перечень лиц, считающихся работниками УИС, в который включены две группы.

Первая из них — сотрудники, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов УИС. Вторая группа — рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, центральных и территориальных органов управления уголовно- исполнительной системы, а также следственных изоляторов, предприятий, научно- исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему. Так, согласно ст. 74 УИК РФ учреждения, исполняющие наказания в виде ареста, лишения свободы и пожизненного лишения свободы, являются составной частью УИС.

Осужденные — это лица, в отношении которых обвинительный приговор вступил в законную силу. В соответствии с диспозицией ст. 321 преступление может совершаться и в местах содержания под стражей.

Местами содержания под стражей являются: следственные изоляторы УИС ФСИН России; органов ФСБ РФ; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; учреждения УИС ФСИН России, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.

Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 321 УК РФ) выражается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного, либо угрозе применения насилия. О применении насилия, не опасного для жизни или здоровья говориться в ст. 318 УК РФ. Обязательным элементом преступления в отношении осужденного является связь угрозы или насилия с воспрепятствованием его исправлению, а также мотив мести за оказанное содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

Преступление считается оконченным в момент высказывания угрозы независимо от наступления вредных последствий в виде дезорганизации нормальной деятельности УИС либо причинения вреда здоровью осужденного.

Часть 2 ст. 321 УК РФ предусматривает ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозу применения такого насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей либо его близких. Обязательным элементом преступления (ч. 2 ст. 321 УК) является связь со служебной деятельностью потерпевшего. Не образуют состав преступления действия виновного, вызванные личными неприязненными отношениями с потерпевшим, не связанные с его законной деятельностью либо спровоцированные его неправомерным поведением. Соответствующие действия должны квалифицироваться как преступления против личности.

Часть 3 ст. 321 УК РФ устанавливает ответственность за квалифицированный вид деяний, совершенных организованной группой, а также с применением насилия, опасного для жизни или здоровья.

Субъективная сторона предполагает вину в форме прямого умысла.

Обязательным условием ответственности является наличие специальной цели или специального мотива. Цель — воспрепятствование исправлению осужденного или воспрепятствование служебной деятельности должностного лица. Мотив — месть за оказанное содействие администрации ИУ.

Совершение виновным действий, не преследующих указанной цели или по другим мотивам, предполагает квалификацию по статьям о преступлениях против личности. Угроза применения насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с их законной деятельностью образует состав преступления и квалифицируется по ч. 2 ст. 321 УК независимо от наличия специальной цели — дезорганизовать нормальную деятельность данных учреждений. Применение насилия вне связи со служебной деятельностью сотрудников учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, либо в рамках служебной, но незаконной деятельности виновного, необходимо квалифицировать как преступление против личности. Субъект преступления — специальный, т.е. лицо, содержащееся в местах лишения свободы или местах содержания под стражей, достигшее 16 лет. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие деяния, указанные в ст. 321 УК, привлекаются к ответственности за преступления против личности. Таким образом, в данных составах речь идет о посягательствах на представителя власти, заключающихся в угрозах применения насилия или фактическом его применении, оскорблении либо разглашении сведений о мерах безопасности. Эти действия связаны с законной служебной деятельностью потерпевшего и преследуют цель создать помехи ее осуществлению.

3. Преступления против порядка управления в отношении предметов управленческой деятельности  

Статья 323 УК РФ устанавливает ответственность за п ротивоправное изменение Государственной границы Российской Федерации

Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ.

Наличие границы — один из важнейших признаков государства, свидетельствующий о том, что оно обладает территорией и осуществляет над ней суверенитет, а неприкосновенность границы — одно из условий территориальной целостности и внешней безопасности страны. Кроме того, нарушение неприкосновенности границы часто связано с совершением других опасных преступлений, таких как шпионаж, терроризм, контрабанда оружия и наркотиков и т. д.

Поэтому законодательство предусматривает уголовную ответственность за посягательства на неприкосновенность границы, которая выступает объектом этих преступлений. Условиями нормального функционирования границы являются ее точное обозначение и соблюдение правил пересечения. Нарушения указанных условий и представляют объективную сторону соответствующих составов. Для уяснения их конкретных признаков необходимо обратиться к Закону РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе РФ».

Статья 323 УК РФ устанавливает ответственность за противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации                   Основным непосредственным объектом является режим Государственной границы РФ, а дополнительным непосредственным объектом — государственный суверенитет и безопасность. Предметом данного преступления выступают пограничные знаки. Согласно Закону о Государственной границе России, на ме­стности граница обозначается ясно видимыми пограничными зна­ками (пограничные столбы, пограничные пирамиды, буи и т. п.). Описание и порядок их установки дают международные договоры и решения Правительства России.

Прохождение Госграницы устанавливается и изменяется только международными договорами России и решениями Федерального Собрания путем делимитации и демаркации. Делимитация — это определение в договоре общего направления прохождения линии Госграницы и ее графическое изображение на прилагаемой карте. На основании делимитации производится демаркация, т.е. обозначение линии Госграницы на местности. Результаты демаркации излагаются в протоколах, описаниях и картах. Именно эти документы и свиде­тельствуют о линии прохождения Госграницы и пра­вильности установки пограничных знаков.

Объективная сторона преступления заключается в изъятии, перемещении, уничтожении пограничных знаков.

Под изъятием понимается устранение пограничных знаков с места их установки на линии Государственной границы. Переме­щение — это самовольная с нарушением установленного междуна­родными договорами и национальным законодательством установ­ка пограничных знаков в других местах, а не на линии Госграницы. Уничтожение — полная ликвидация пограничных знаков.

Состав преступления является формальным и оно окончено с момента изъятия, перемещения и уничтожения пограничных знаков.

Субъективная сторона выражается в форме прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является специ­ альная цель — противоправное изменение Государственной гра­ницы РФ. Под изменением следует понимать как увеличение территории государства, так и уменьшение. Совершение действий с иными целями не образует состава данного преступления.

Субъект преступления - физическое вме­няемое лицо, достигшее 16-ти лет.

Квалифицирующим признаком являются тяжкие по­ следствия. Закон не дает их определения, но можно предположить следующее: причинение существенного материального ущерба, обо­стрение взаимоотношений с сопредельным государством, возник­новение пограничных инцидентов, и т. п.

При изъятии пограничных знаков возникает проблема отгра­ ничения его от хищений. Оно проводится по признакам объекта преступления и субъективной стороны. При хищении виновный об­ращает имущество в свою пользу или пользу других лиц из коры­стных побуждений — при совершении преступления, предусмот­ренного ст. 323 УК, пограничные знаки изымаются с целью противо­правно изменить Государственную границу России. По этим же признакам следует отграничивать уничтожение пограничных знаков и уничтожение или повреждение чужого имуще­ства (ст. 167; 168 УК).

Статья 324 УК РФ устанавливает ответственность за приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград

Основным непосредственным объектом данного преступле­ния является нормальная управленческая деятельность, обеспечи­вающая порядок обращения с официальными документами и госу­дарственными наградами.

Предметом преступления выступают официальные докумен­ты и государственные награды. Документ — это деловая бумага, которая подтверждает ка­кой-либо факт либо право на что-то. Предметом преступления, предусмотренного ст. 324 УК, выступают не любые документы, а толь­ко официальные.

Официальными документами признаются доку­менты, имеющие юридическое значение. Они могут исходить как от государственных органов власти и управления, должностных лиц этих органов, органов местного самоуправления, так и от юридиче­ских лиц и других организаций коммерческого или иного характе­ра. Официальными могут быть документы, исходящие и от частных лиц в том случае, если государство в соответствии с положениями закона или иного нормативного акта признает их официальный ста­тус и юридическое значение (например, документы, заверенные нотариусом или лицами, чьи подписи приравниваются к нотари­ально заверенным).

Официальные документы, как правило, имеют соответствую­щие реквизиты, место и время его составления, наименования ор­гана или лица, выдавшего документ, подписи, в некоторых случаях печати и штампы и т. п.

Предметом преступления являются не любые официальные документы, а лишь предоставляющие права либо ос­вобождающие от обязанностей. Это может быть и прямо указано в официальном документе, и вытекать из его содержания. К числу официальных документов, предоставляющих права, можно отнести дипломы, удостоверения, свидетельства о получении образования, пенсионные удостоверения, водительские права, патенты, лицен­зии и т.п.

Документами, освобождающими от обязанностей, могут быть служебные, пенсионные и иные удостоверения, освобождаю­щие от уплаты за проезд, справки, освобождающие от уплаты ком­мунальных и других платежей, и т. п.

Официальные документы, хотя и имеющие юридическое значение, но не предоставляющие права или не освобождающие от обязанностей, не могут быть пред­метом данного преступления. Государственные награды — это высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, ис­кусстве, просвещении, защите Отечества, государственном строи­тельстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством и народом.

Ими являются: государственные награды РФ, к которым в настоящее время относятся Золотая звезда Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия, почетные звания России; государственные награды РСФСР (ордена, медали, почетные звания РСФСР); государственные награды СССР. Согласно Общему положению об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. государственными наградами СССР являются: Золотая звезда Ге­роя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, ордена, медали, почетные звания СССР. Предметом преступления являются только подлинные офи­циальные документы или государственные награды. Приобретение и сбыт поддельных предметов образуют составы других преступ­лений — мошенничества, сбыта поддельных документов (ст. 327 УК и др.).

Объективная сторона преступления выражается в незакон­ном приобретении или незаконном сбыте. Приобретение означает получение предмета преступления в свое владение, пользование и распоряжение любым путем как воз­мездно, так и безвозмездно (купля, обмен, получение в дар, в залог и т. п.). Исключение составляет такой способ приобретения офици­альных документов, как хищение, которое образует самостоятель­ный состав преступления, предусмотренного ст. 325 УК. Что же касается государственных наград, то их похищение квалифициру­ется по ст. 324 как один из способов незаконного приобретения.

Сбыт предполагает отчуждение официального документа или государственной награды, передачу его другому лицу. Сбыт может носить возмездный и безвозмездный характер. В отношении государственных наград любое приобретение или сбыт незаконно, поскольку они имеют именной характер.

В отношении официальных документов возможно как закон­ное, так и незаконное приобретение. Уголовная ответственность связывается только с их незаконным приобретением или сбытом. Состав преступления — формальный; пре­ступление окончено в момент приобретения или сбыта официаль­ных документом или государственных наград. Последующее исполь­зование данных документом находится за рамками состава и может подлежать самостоятельной квалификации (мошенничество, причи­нение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, уклонение от уплаты налогов физическими или юридиче­скими лицами, уклонение от уплаты таможенных платежей).

Субъективная сторона выражается в прямом умысле. Моти­вы и цели могут быть любые. Субъект общий — вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет.

Статья 325 УК РФ устанавливает ответственность за п охищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия

Основным непосредственным объектом деяния выступает порядок обращения с до­кументами и другими предметами (штампы, печати, бланки, награ­ды, идентификационные номера транспортных средств, марки ак­цизного сбора, специальные марки, знаки соответствия). В ст. 325 УК содержатся три состава, отличающиеся между собой по предмету и объективной стороне. По ч. 1 ст. 325 УК предметом, являют­ся официальные документы (причем не только предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, но и содержащие дру­гую информацию, удостоверяющую юридические факты), а также штампы и печати.

Общими признаками документов - являются их знаковая форма, удостоверение ими фактов, имеющих юридическое значение, и официальный характер.

Для удостоверения документа помимо подписи используются штампы, печати, а также бланки. Их похищение или подделка более опасны, чем те же действия в отношении отдельного документа, так как с помощью указанных предметов можно изготовить множество поддельных документов.

Печати представляют собой предметы (клише), на которых име­ются обратные (зеркальные) изображения текста с названием орга­низации, а иногда также символики (Государственного герба РФ, профессиональной эмблемы и т. д.). Печати используются для полу­чения оттисков на бумаге, сургуче, воске, металле. Они имеют, как правило, круглую форму (возможна и другая) и проставляются в нижней части документа рядом с подписью. Штамп — разновидность печати, отличающаяся по форме и назначению. Он имеет, как правило, прямоугольную форму, про­ставляется в верхнем левом углу документа и содержит информа­цию об организации, из которой исходит документ, а также его номер и дату.

Бланк - лист бумаги с частично напечатанным текстом, подлежащий заполнению в остальной свободной части (бланки дип­ломов, трудовых книжек и т.д.)

Объективная сторона деяния выражается в соверше­нии одного из следующих действий: похищении, уничтожении, по­вреждении или сокрытии.

Похищение документов по аналогии с хищением имущества можно определить как противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение документа в пользу виновного или других лиц. Способы завладения аналогичны — тайно, открыто, путем обма­на, с насилием или угрозой его применения. Если завладение до­кументом связано с применением насилия или угрозы, то необхо­дима квалификация по совокупности со статьей о преступлении против личности.

В ч. 1 ст. 325 УК имеется в виду похищение документов, принадле­жащих организациям. Однако конкретное место, откуда изъят доку­мент, значения не имеет: из помещения организации, у ее работни­ков во время командировки, пересылки и т.д. Понятия уничтоже­ния и повреждения документов не отличаются от общепринятых: уничтожение заключается в полном истреблении, повреждение — в частичном приведении в состояние, не пригодное для использова­ния документа, штампа, печати по их назначению. Поскольку под предметом ч. 1 ст. 325 УК имеются в виду только документы, принадле­жащие организациям, то повреждение документов, находящихся у частных лиц, не образует данного состава.

Под сокрытием понима­ется утайка документа, штампа, печати, когда его прячут, скрывают в определенном месте.

Второй состав предусмотрен в ч. 2 ст. 325 УК — похищение у гражда­нина паспорта или другого важного личного документа. К последним относятся: военный билет, трудовая книжка, документ об образова­нии и др. Поскольку основным критерием, указанным в ч. 2, является не происхождение документа, а его важность для гражданина, тс предметом могут быть не только официальные документы.

Большое правовое значение нередко имеют такие частные документы, как. например, расписка о получении денег в долг или письмо, в котором гражданин признает себя отцом ребенка. Они могут оказаться реша­ющими доказательствами по делу о взыскании долга или об установ­лении отцовства, а похищение этих документов будет препятствовать реализации истцом своих прав. Поэтому похищение такого рода до­кументов также должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 325 УК.

По признакам предмета похищение документов (ст. 325 УК) следует от­личать от завладения другими видами документов, которое квали­фицируется как хищение имущества по статьям гл. 21. Для этого доку­менты с точки зрения предоставляемых ими прав делятся на имуще­ственные и неимущественные.

Предметом хищения имущества, а не документов являются предъявительские ценные бумаги, которые фактически заменяют деньги или представляют самостоятельную имущественную ценность (векселя, облигации и т. д.). Иную роль выполняют именные ценные бумаги (сбе­регательные книжки, багажные квитанции и др.), которые дают воз­можность получить деньги или имущество только определенному лицу. Особое положение занимают легитимные знаки (номерки гарде­роба, жетоны камеры хранения и др.). Они не имеют ма­териальной ценности, т.к. дают владельцу право на получение только определенного имущества.

Поэтому завладение именными ценными бумагами или легитимными знаками без корыстной цели (например, на почве мести или озорства) квалифицируется при наличии условий по ст. 325 УК. Если указанные предметы похищаются для последующего получения денег или вещей, то содеянное квалифицируется как приго­товление к хищению имущества, а в случае его фактического получе­ния, как оконченное хищение имущества. Квалификация завладения транспортными документами зависит от характера документа (не требуется ли для использования дополни­тельное оформление) и от способа и цели употребления (для продажи или собственного проезда). Если оформление не требуется либо доку­мент похищен с целью последующей реализации, превращения в день­ги, то завладение им квалифицируется как хищение имущества (окон­ченное или неоконченное). Если же виновный использует документ только для собственного бесплатного проезда, то налицо хищение не имущества, а документа (ст. 325 УК).

Также по предмету деяние, предусмотренное ст. 325 УК, отличается от хищения документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность (ст.164 УК­) и от уничтожения или повреждения документов, имеющих историческую или культурную цен­ность (ст.243 УК). Отличие в том, что последние имеют зна­чение как памятники истории и культуры.

В ч. 3 ст. 325 УК предусмотрена ответственность за похищение ма­рок акцизного сбора, специальных марок и знаков соответствия, защищенных от подделок. Указанные предметы являются разновид­ностями документов, но обладают некоторыми особенностями.

Марки акцизного сбора (акцизные марки) удостоверяют уплату этого сбора при ввозе некоторых товаров (алкогольной и табачной продукции, ювелирных изделий, бензина, легковых автомобилей и отдельных видов минерального сырья) на территорию РФ. Специальные марки вводятся для маркирования отдельных ви­дов продукции и услуг, например алкогольной продукции и табачных изделий, произведенных на территории РФ. Знак соответствия — это зарегистрированный в установленном порядке знак, который подтверждает соответствие маркированной им продукции государственным стандартам. Знаками соответствия маркируется продукция, подлежащая обязательной сертификации (например, компьютерная техника).

Объективная сторона этого вида деяния заключается в похище­нии указанных предметов. Понятие похищения — такое же, как и в ч. 1 ст. 325 УК.

С субъективной стороны все действия, указанные в ст. 325 УК, совер­шаются только с прямым умыслом, т. е. виновный осознает, что совершает незаконные действия с соответствующими предметами, и желает этого. В отношении документов, принадлежащих органи­зациям (ч. 1 ст. 325 УК), обязательным элементом является коры­стная или иная личная заинтересованность. Понятие корысти не отличается от общепризнанного в уголовном праве (например, пе­чать похищается для продажи). Иная личная заинтересованность — широкое понятие, включающее стремление отомстить, скрыть свои ошибки и т. д. При похищении личного документа (ч. 2) или марок и знаков соответствия (ч. 3) мотивы значения не имеют.

Похищение документов нередко совершается одновременно с хищением имущества. Квалификация подобных действий зависит от содержания умысла. Если умысел был направлен на хищение имущества, но среди похищенных вещей оказались документы, от­ветственность наступает только за хищение имущества. Когда умы­сел был неопределенным, т.е. виновному безразлично, что именно он похищает, содеянное квалифицируется по совокупности обоих преступлений.

Статья 327 УК РФ устанавливает ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. Для нормальной работы органов управления необходимо, чтобы в обороте находились только подлинные документы, удостоверяю­щие действительные факты. Поэтому уголовный закон предусмат­ривает ответственность за подделку документов и некоторые другие неправомерные действия с ними.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 327 УК, явля­ется установленный законом порядок изготовления, использования и обращения предметов управленческой деятельности.

Данный состав отличается от рассмотренных выше по предмету: в нем речь идет о поддельных документах (наградах, штампах, печатях, бланках), имитирующих или искажающих подлинные. По предмету данное деяние отличается и от изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг (ст.186 УК), кредитных либо расчет­ных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК), незаконной выдачи или подделки рецептов или иных документов, дающих право на полу­чение наркотических средств или психотропных веществ (ст.233 УК).

Предметом преступления, предусмотренного ст. 327 УК, являются только удостоверения или официальные документы, государственные награды, штампы, пе­чати, бланки, которые пре­доставляют права или освобождают от обязанностей. Подделка иных (неофициальных) документов не образует данного со­става и может влечь ответственность по ст. 19.23 КоАП РФ. Кроме документов предметом преступления являются также государственные награды, штампы, печати, бланки.

С объективной стороны данная норма включает различные действия. В ч. 1 ст. 327 УК РФ в качестве способов совершения деяния в от­ношении документов указаны: подделка или сбыт, а по отношению к наградам, штампам, печатям, бланкам — изготовление или сбыт. Подделка представляет собой видоизменение подлинного доку­мента. Ее способы многообразны: изменение текста путем подчис­тки, травления, дописок и т. д. (материальный подлог). Изготовле­ние представляет собой полное создание нового предмета (интел­лектуальный подлог). Подделка заключается в изготовлении фальшивого, фиктив­ного документа. Она может быть произведена различными способа­ми: а) путем полного изготовления фальшивого удостоверения или документа, когда поддельным является не только содержание до­кумента, но и сам бланк, материальная основа документа; б) внесе­нием заведомо ложных сведений в чистый подлинный бланк доку­мента; в) изменением содержания подлинного документа путем под­чистки, дописки, травления, изменения даты, исправления текста и т.п. действий.

Сбыт — это выпуск в обращение, передача другим лицам любым способом (продажа, дарение и т. п.). Сбыт поддельных документов (ст. 327 УК) отличается от сбыта официальных документов (ст. 324 УК) по предмету: в первом случае имеются в виду подложные доку­менты, во втором — подлинные. То же можно сказать и об изготовлении поддельных государ­ственных наград, штампов, печатей, бланков. Уголовная ответственность за приобретение подложного доку­мента законом не предусмотрена. Приобретатель может нести от­ветственность лишь за последующие действия (сбыт или использо­вание) либо приготовление к ним, если он преследовал цель исполь­зования в момент приобретения. Преступление с формальным со­ставом. Оно окончено в момент подделки или изготовления указан­ных в диспозиции статьи предметов либо в момент их сбыта.

Субъективная сторона заключается в прямом умысле: виновный осознает, что подделывает документ, изготавливает поддельную пе­чать и т.д. либо сбывает их, и желает совершить эти действия. При подделке (изготовлении) обязательным признаком являет­ся цель использования, которая либо имеется у самого подделы­вателя, либо он осознает, что эту цель преследует другое лицо, для которого изготавливается подложный документ или другой пред­мет. Однако данного состава нет, если подделка совершается в иных целях: для коллекционирования, демонстрации своего мас­терства либо когда, например, документ о возрасте подделывается, чтобы не считаться старше (иногда наоборот, моложе) своих дру­зей или подруг.

Цель использования документа позволяет провести отличия между его подделкой (ст. 327) и повреждением (ст. 325). Любое из­менение документа повреждает его, однако состав повреждения имеется, когда оно совершается для приведения документа в негод­ность, а при подделке виновный желает использовать измененный документ для получения прав или освобождения от обязанностей.

Субъектом преступления может быть только частное лицо, физическое вменяе­мое лицо, достигшее 16-летнего возраста, (дол­жностные лица и служащие несут ответственность за служебный подлог по ст. 292 УК).

В ч. 2 ст. 327 УК содержится квалифицирующее обстоятельство — «с целью скрыть другое преступление или облегчить его соверше­ние». Поддельные документы нередко используются при мошенни­честве (ст. 159 УК), присвоении или растрате (ст. 160), уклонении от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 198, 199).

В ч. 3 ст. 327 УК предусмотрена ответственность за использование заведомо подложного документа. С объективной стороны использование может происходить в двух формах — представлении документа, когда он остается в орга­низации, в которую передан, или его предъявлении, когда владелец документа знакомит кого-либо с содержанием документа, но затем оставляет его у себя. Так, при поступлении в вуз абитуриент переда­ет документ об образовании для хранения в течение всего срока обучения и показывает в приемной комиссии пас­порт (предъявление).

Использование подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК) отличается от его сбыта по цели и адресату. В первом случае документ используется, т.е. представляется (предъявляется) лицам, от которых зависит удовлетворение правовых притязаний владельца; при сбыте доку­мент передается любым лицам, причем владелец не стремится осуществить свои права, вытекающие из документа, а преследует другие цели (получить деньги в результате продажи документа и т. д.).

Субъективная сторона этого деяния — прямой умысел, в содержание которого входит заведомость, т. е. осознание поддель­ности используемого документа.

Субъект использования заведомо подложного документа — час­тное лицо.

Если документ используется самим подделывателем, то содеянное квалифицируется только по ч. 1 ст. 327 УК, без применения части 3. Однако когда привлечение к уголовной ответственности за под­делку невозможно ввиду истечения сроков давности уголовного преследования, использование документа влечет ответственность по ч. 3 ст. 327 УК. Деяния, описанные в ч. 1 и 3 ст. 327 УК, относятся к преступлениям небольшой тяжести, а в ч. 2 — к преступлениям средней тяжести.

Статья 327.1 УК РФ устанавливает ответственность за изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование

Эта норма является специальной по отношению к ст. 327 УК, так как указанные в ней предметы являются разновидностью доку­ментов.

Объектом преступления является установленный порядок обра­щения с предметами — марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия. Признаки этих предметов при­ведены при анализе ч. 3 ст. 325.

Объективная сторона по ч. 1 заключается в изготовлении с целью сбыта или сбыте поддельных марок или знаков, а по ч. 2 — в их использовании.

Изготовление — это создание поддельного предмета. Преступле­ние окончено, когда полностью изготовлен хотя бы один экземпляр из предметов, указанных в ст. 327.1 УК. Понятие сбыта — как и в ст. 327 УК. Использование заключается в том, что поддельные марки и знаки помещаются на соответствующие товары.

Субъективная сторона — прямой умысел: лицо осознает, что из­готавливает, сбывает или использует поддельные марки и знаки, и желает этого. При изготовлении обязательна цель сбыта. Субъект преступления — любое лицо, чаще всего подобные дей­ствия совершают лица, занимающиеся ввозом или продажей подак­цизных товаров. Ответственность за незаконные действия с немаркированной продукцией (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт) предусмотрена ст. 171.1 УК РФ. Преступления, предусмотренные этой статьей, относятся к кате­гории преступлений средней тяжести.

4. Преступления против порядка управления в отношении предметов управленческой деятельности  

Статья 322 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно подрывает основы управленческой деятельности, ослабляет установление режима Государственной границы.

Основной непосредственный объект — общественные отношения, регулирующие установленный законом режим обеспечения неприкосновенности Государственной границы РФ (далее — Госграница).

Государственная граница — линия и проходимая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (см. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе РФ» // ВВС. 1993. № 17. Ст. 594).

Режим Госграницы — установленная федеральными законами, международными договорами система правил, включающих в себя: содержание Госграницы; пересечение Госграницы; перемещение через Госграницу грузов, товаров и животных; ведение на Госгранице либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением установленных правил.

Отдельные правила режима Госграницы, с учетом интересов РФ и сопредельных государств, могут не устанавливаться, а характер некоторых правил может быть упрощенным.

Объективная сторона преступления выражается в пересечении Госграницы без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ. Порядок пересечения Госграницы осуществляется при наличии установленных документов, полученных в соответствии с нормативными правовыми актами и надлежащим образом, оформленным разрешением на право выезда или въезда в РФ (Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 2-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 и 3 ст. 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»// СЗ РФ. 1998. 26 янв.).

Недействительными документами признаются поддельные (полностью или частично), оформленные на других лиц, просроченные, с оттисками устаревших печатей и штампов, без специальных отметок пограничной службы, неправильно оформленные заграничные паспорта и визы, а также иные документы, оформленные согласно специальным правилам пересечения Госграницы.

Незаконное пересечение Госграницы будет иметь место, когда оно осуществляется: а) без действительных документов на право въезда или выезда из РФ; б) без надлежащего разрешения, полученного в установленном порядке; в) при их наличии, но вне установленного места пропуска через Госграницу. Отсутствие какого-либо указанного обязательного условия исключает уголовную ответственность по ст. 322 УК РФ и влечет применение мер административного воздействия.

Преступление окончено с момента фактического пересечения Госграницы.

Пересечение линии Госграницы может быть осуществлено любым способом на любом виде транспорта: тайно или открыто, легально (в установленных местах пропуска через границу) и нелегально. Способ пересечения границы не влияет ни на момент окончания преступления, ни на квалификацию содеянного.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.

В ч. 2 предусматривается ответственность за квалифицированный состав, а именно совершение деяния: группой лиц по предварительному сговору; организованной группой; с применением насилия или с угрозой его применения.

Согласно Примечанию к ст. 322 УК ее действие не распространяется на случаи прибытия в РФ с нарушением правил пересечения Госграницы иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Политическое убежище РФ не предоставляется, если лицо: преследуется за пределами РФ за деяние, признаваемое в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда на территории РФ; прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; прибыло из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (РГ. 1997. 3 июня) и Положением о порядке предоставления РФ политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 (СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3601).

Статья 322.1 УК РФ устанавливает ответственность за организацию незаконной миграции

Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый может свободно выезжать за пределы России, а гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию. Кроме того, каждый, кто законно находится на территории нашей страны, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Упомянуты права и свободы в соответствии со ст. 55 Конституции РФ могу быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Под незаконной миграцией понимаются осуществляемые с нару­шением установленных правил территориальные перемещения насе­ления, сопровождающиеся изменением места жительства. Различают миграцию добровольную и вынужденную, внешнюю и внутреннюю. Внутренняя миграция — перемещение людей в пределах территории РФ с целью постоянного или временного изменения места жи­тельства. Внешней признают миграцию, осуществляемую с той же целью, но связанную с перемещением людей из РФ в другие государства (эмиграция) и из других государств в РФ (иммиграция). Именно об эмиграции идет речь в ст. 322 .1 УК.

Основным непосредственным объектом преступления является нормальная деятельность органов государственного управления в сфере регулирования миграционных процессов, организации пос­ледних. Закон называет две категории лиц-мигрантов: иностранных граждан и лиц без гражданства. Они являются не субъектами уго­ловной ответственности по данной статье, а объектами воздействия (организации, перемещения).

С объективной стороны деяние выражается в активном поведе­нии — в организации: незаконного въезда в РФ; незаконного пребывания в РФ; незаконного транзитного проезда через территорию России.

Под организацией понимается собирание, подбор людей (через рекламирование, агитацию и т.д.) и осуществление незаконных ак­ций по их перемещению на территорию РФ или из РФ либо незаконного транзита через территорию РФ.

Состав преступления — формальный. Для наступления уголовной ответственности достаточно совершения одного из указан­ных в статье альтернативно видов поведения. Так, незаконным будет въезд без визы, документов или с фальшивыми докумен­тами. Незаконное пребывание выражается в нахождении на террито­рии РФ без документов на право жительства, проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации, уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания. Несоблюдение правил транзитного проезда, выражаю­щееся в том, что лицо самовольно остается на территории РФ либо нарушает сроки остановки, одновременно означает незаконное пребывание на территории РФ.

С субъективной стороны это преступление — умышленное, со­вершаемое, как правило, из корыстных побуждений.

Субъект организации незаконной миграции — лицо, достигшее 16-ти лет.

Ответственность за данное деяние дифференцирована: повышен­ная наказуемость по ч. 2 статьи следует, если деяние совершено орга­низованной группой либо в целях совершения преступления на территории РФ (например, для совершения террористического акта или разбойного нападения на банк).

Статья 328 УК РФ устанавливает ответственность за у клонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. В ст. 59 Конституции РФ защита Отечества провозглашается долгом и обязанностью каждого гражданина РФ. Гражданин обязан нести военную службу, а в случае, если это противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных законом случаях он имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Нарушение данной обязанности причиняет вред обороноспособности страны, ин­тересам военной и альтернативной гражданской службы.

В ч. 1 ст. 328 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы. Объект преступления - порядок комплектования Воо­руженных Сил.

Для уяснения объективной стороны необходимо обратиться к порядку призыва, предусмотренному Законом о воинской обязан­ности и военной службе.

Военную службу должны проходить лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на военном учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку. Призыв происходит на основе объявления Указом Президента РФ о явке таких лиц в военный комиссариат для отправки в воин­скую часть.

Обязанность конкретного лица явиться для призыва возникает при получении им соответствующей повестки военного комиссариата. Уголовная ответственность наступает только за укло­нение от призыва, т.е. за неявку для отправки в воинскую часть. Другие действия (неявка для постановки на воинский учет, наруше­ния правил учета при смене места жительства, уклонение от меди­цинского обследования) влекут административную ответственность по ст. 21.5 и 21.6  КоАП РФ.

Кроме этого вида призыва в соответствии со ст. 2 Закона от 28 марта 1998 г. может производиться также призыв по мобилиза­ции, в период военного положения и в военное время. Типичной формой поведения при уклонении является бездей­ствие, выражающееся в неявке в указанный в повестке срок.

Пре­ступление окончено в момент истечения этого срока.

Условием привлечения к ответственности является отсутствие законных оснований для освобождения или отсрочки, а также уважи­тельной причины неявки. Основания освобождения от призыва из­ложены в ст. 23, а отсрочки — в ст. 24 ФЗ от 28.03.98г. «О воинской обязанности и военной службе».

 Очевидно, что иные обстоятельства считаются уважительной причиной, если исключают преступность деяния, т.е. когда имеют­ся признаки крайней необходимости либо физического или психи­ческого принуждения (ст. 39, 40).

Уклонение может сопровождаться активными действиями, направленными на незаконное получение освобождения или отсроч­ки. Способы используются различные: причинение себе телесных повреждений (членовредительство), симуляция болезни, подлог до­кументов, иные формы сообщения ложных сведений, подкуп меди­цинских работников или должностных лиц, подмена призывника лицом, непригодным для военной службы, и т.д. В подобных случа­ях преступление окончено в момент получения неза­конного освобождения от призыва.

С субъективной стороны уклонение совершается только с пря­мым умыслом, т.е. лицо осознает, что должно явиться для призыва, но желает уклониться от выполнения этой обязанности.

Субъектом является российский гражданин, подлежащий при­зыву на военную службу. По субъекту анализируемый состав отлича­ется от таких воинских преступлений, как самовольное оставление части или места службы и дезертирство (ст. 337 и 338 УК РФ). Для их отграничения решающее значение имеет момент, с которого призыв­ник становится военнослужащим — субъектом воинских преступле­ний. Таким моментом является время фактической явки призывни­ка в военный комиссариат для отправки в воинскую часть.

В ч. 2 ст. 328 УК предусмотрена ответственность за уклонение от про­хождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об альтерна­тивной гражданской службе» эта служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. По признакам объективной стороны данный вид состава частично совпадает с ч. 1 ст. 328 УК РФ: в обоих случаях речь идет об уклонении. Однако меж­ду ними имеются существенные отличия.

Призыв на оба вида службы осуществляется военными комисса­риатами по одинаковым правилам, поэтому уклонение от призыва во всех случаях квалифицируется по ч. 1 ст. 328 УК РФ, а дальнейшее уклонение призванного от несения различных видов службы оценивается по-разному. В ч. 1 ст. 328 УК РФ говорится об уклоне­нии только от призыва, ибо уклонение призванного на военную службу от ее несения квалифицируется как соответствующее пре­ступление против военной службы (ст. 337 или 338); в отличие от этого в ч. 2 ст. 328 УК РФ имеется в виду уклонение не от призыва, а от прохождения альтернативной гражданской службы, т.е. от выпол­нения налагаемых ею обязанностей. Эти обязанности сформулиро­ваны в ст. 21 упомянутого Федерального закона. Исходя из них спо­собами уклонения могут быть неявка к месту службы, отказ от зак­лючения срочного трудового договора и от исполнения трудовых обязанностей, самовольное оставление населенного пункта, в кото­ром расположена организация, и рабочего места с целью уклониться от прохождения службы. Другие нарушения трудовой дисциплины (опоздания, прогулы и т. д.) не образуют признаков данного состава и могут влечь другие виды ответственности.

Деяния, описанные в ч. 1 и 2 ст. 328 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести. Таким образом, данный состав предусматривает ответственность за уклонение от призыва на военную службу или от прохождения аль­тернативной гражданской службы, назначенной вместо военной. Эти деяния отличаются, с одной стороны, от административных правонарушений, также мешающих комплектованию армии, а с другой — от преступлений против военной службы, которые совершаются лицами, уже проходящими военную службу.

Статья 330 УК РФ устанавливает ответственность за самоуправство

Реализация гражданами своих прав и свобод связана с исполне­нием соответствующих обязанностей другими организациями или лицами и поэтому нередко затрагивает их интересы. Чтобы соблю­дался баланс законных интересов различных участников отноше­ний, государство устанавливает определенный порядок (процедуру) осуществления прав — либо посредством обращения за их защитой в органы власти, либо непосредственно собственными действиями управомочных лиц. Соблюдение процедур особенно важно, если само право оспари­вается другой стороной, в связи с чем необходимо третейское разби­рательство, ибо еще со времен древнего Рима известно правило: «Никто не может быть судьей в собственном деле». Лица, которые самовольно, вопреки установленному порядку осуществляют свое право, по существу, присваивают себе функции властных органов и тем самым причиняют вред их нормальной деятельности, а нередко также законным правам и интересам других граждан и организаций. Поэтому в ст. 330 УК РФ предусмотрена ответственность за самоуправство.

Основным непосредственным объектом преступления является установленный по­рядок осуществления прав, а дополнительным непосредственным объектом интересы организаций или лиц, которым причиняется вред.

Объективная сторона заключается в самовольном, вопреки уста­новленному законом или иным нормативным правовым актом по­рядку совершения каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином. Такие действия могут быть многообразны, но чаще каса­ются имущественных прав: лицо изымает чужие ценности с целью обеспечить возврат долга или возместить ущерб, вселяется в спор­ную квартиру или выселяет из нее других граждан и т.д.

Непременным признаком состава является самовольный харак­тер действий, т.е. они совершаются с нарушениями установленного порядка (долг следовало взыскать через суд и т.д.). Другой при­знак — оспаривание правомерности действий со стороны тех лиц, в отношении которых они совершены.

Несогласие может касаться либо оснований требования (потерпевший вообще не признает долг, в возмещение которого у него были изъяты ценности), либо порядка удовлетворения требования (потерпевший признает долг, но отка­зывается добровольно вернуть его).

Поскольку в ст. 330 УК не говорится об осуществлении виновным исключительно своего права, то преступление может быть соверше­но и при самовольном осуществлении прав других лиц (например, по их поручению или просьбе).

Состав самоуправства — материальный, так как в его диспози­ции прямо указано на наступление последствий — существенного вреда. По данному признаку уголовно наказуемое самоуправство отличается от аналогичного административного проступка, ответ­ственность за который предусмотрена в ст. 19.1 КоАП.

Существен­ность вреда — оценочный признак, его устанавливает суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Уголовная ответственность за самоуправство не наступает, если имелись обстоятельства, исключающие преступность деяния, на­пример состояние крайней необходимости (ст. 39) либо самозащита гражданских прав, допускаемая в соответствии со ст. 14 ГК. При этом самозащита не может быть признана правомерной, если она явно не соответствует способу и характеру нарушения и причинен­ный (возможный) вред является более значительным, чем предотв­ращенный.

С субъективной стороны самоуправные действия совершаются только умышленно. Виновный считает, что обладает каким-либо правом, осознает, что оно оспаривается другим лицом, и желает осуществить это право с нарушением установленного законом по­рядка. Именно по наличию права и осознанию его виновным самоуп­равство отличается от других преступлений, в первую очередь от внешне сходных с ним хищений чужого имущества. Субъект самоуправства — только частное лицо; подобные дей­ствия должностных лиц, совершенные с использованием служебно­го положения, расцениваются как злоупотребление должностными полномочиями или их превышение (ст. ст. 201, 203, 285, 286 УК).

В ч. 2 ст. 330 УК предусмотрено квалифицирующее обстоятельство — совершение самоуправства с применением насилия или с угрозой его применения.

Поскольку в законе характер насилия не раскрыва­ется, то имеется в виду любое насилие. Однако из сопоставления санкций следует, что ч. 2 ст. 330 УК охватывает только насилие в виде вреда здоровью средней тяжести, легкого вреда, иных насильствен­ных действий и истязания без квалифицирующих обстоятельств. В случае же причинения тяжкого вреда здоровью или истязания, на­пример с применением пытки, содеянное квалифицируется по со­вокупности ст. 111 или ч. 2 ст. 117 УК.

Таким образом, государство запрещает гражданам самовольно осуществлять свои права противозаконными методами, рассматривая такое поведение, как вторжение в сферы, где действовать, могут толь­ко органы власти. Самоуправство отличается от других сходных с ним преступлений тем, что при нем лицо хотя и действует незаконно, но осуществляет свое прав.

Тема 20: ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

1. Понятие преступлений против военной службы (ст. 331 УК)

2. Преступления против уставных взаимоотношений военнослужащих (ст. ст. 332; 333; 334; 335 УК РФ)

3. Преступление против воинской чести (ст. 336 УК РФ)

4. Преступления против выполнения конституционной воинской обязанности прохождения военной службы (ст.ст. 337; 338; 339 УК РФ)

5. Преступления против несения специальных служб, дежурства или патрулирования (ст.ст. 340; 341; 342; 343; 344; 345 УК РФ)

6. Преступления против сбережения военного имущества (ст. ст. 346; 347; 348 УК РФ)

7. Преступления против безопасного обращения с оружием и военной техникой (ст.ст. 349; 350; 351; 352 УК РФ)

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 217.