Управленческая деятельность органов власти осуществляется специально на то уполномоченными должностными лицами, в том числе представителями власти. Уголовно-правовое регулирование, связанное с их правовым статусом, отличается двумя особенностями. С одной стороны, государственная власть предъявляет повышенные требования к своим представителям и предусматривает более строгую их ответственность за неправомерные действия, совершенные с использованием служебных полномочий, по сравнению с реакцией на аналогичные поступки других граждан (гл. 30). С другой стороны, законодательство предусматривает усиленную охрану представителей власти, что выражается в применении специальных мер безопасности по их охране и более суровой ответственности за некоторые действия против них по сравнению с такими же посягательствами на рядовых граждан. Последние виды деяний относятся к преступлениям против порядка управления (глава 32 УК РФ).
Основным непосредственным объектом является нормальная деятельность органов власти по осуществлению их функций, а дополнительными непосредственными объектами являются: личная безопасность, жизнь, здоровье, честь и достоинство представителей власти, их близких, а также иных лиц.
В большинстве преступлений данной группы в качестве потерпевших указаны представители власти, сотрудники правоохранительных и контролирующих органов. В соответствии с Примечанием к ст. 318 УК представителем власти признается должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Следовательно, основной признак представителя власти — обязательность его распоряжений для всех граждан, в том числе не подчиненных ему по службе. Перечень должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов приводится в ст. 2 Федерального закона от 22 марта 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Это: прокуроры, следователи, лица, производящие дознание и осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сотрудники органов внутренних дел, ФСБ, государственной охраны, контрольных органов Президента РФ и глав администраций субъектов РФ, таможенных органов, органов охотничьего надзора, рыбоохраны, лесной охраны, санитарно-эпидемиологического надзора и некоторые др. Потерпевшими признаются и близкие представителя власти.
Объективная сторона заключается в совершении деяний, которые препятствуют представителям власти осуществлять служебные функции путем посягательства на жизнь, применении насилия, угроз, разглашении сведений о мерах безопасности, нанесении оскорблений. Субъективная сторона всех преступлений главы 32 УК РФ характеризуется умыслом, в содержание которого входит осознание того, что действия совершаются против представителя власти или иного лица, указанного в качестве потерпевшего в соответствующем составе. При отсутствии такого осознания ответственность наступает за преступление против личности. Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Статья 317 УК РФ устанавливает ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
Общественная опасность преступления состоит в том, что оно подрывает основы управленческой деятельности в сфере охраны правопорядка и обеспечение общественной безопасности, посягает на жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов и их близких.
Основной объект — общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов власти и их представителей по осуществлению своих полномочий и функций. Дополнительный объект — жизнь и здоровье, личная безопасность представителей власти, их близких и иных лиц.
В качестве потерпевших законодатель указывает: сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, близких им лиц.
Под правоохранительным органом понимается государственный орган, специальной функцией которого является противодействие правонарушениям и обеспечение законности. Категории лиц, которые могут относиться к правоохранительным органам, определяются не только принадлежностью к тому или иному органу, но и характером выполняемых обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. К военнослужащим относятся лица, проходящие службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов, военнослужащего или их близких. Под посягательством на жизнь понимают убийство или покушение на убийство. Покушение на жизнь охватывается полностью ст. 317 и ссылки на ст. 30 не требуется. Под осуществлением законной деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности понимается выполнение ими своих полномочий и функций, определяемых законами и другими нормативными правовыми актами.
В нее включается: несение постовой и патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий; поддержание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств.
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, совершенное при выполнении ими иных обязанностей, не может быть квалифицировано по данной статье, и ответственность наступает по ст. 105 УК РФ. В случае установления факта незаконности действий при наличии к тому оснований вопрос о квалификации содеянного виновным следует решать по соответствующей статье об убийстве.
Преступление считается оконченным с момента покушения на жизнь. По конструкции объективной стороны состав преступления — усеченный.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является специальная цель — воспрепятствование законной деятельности лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо месть за такую деятельность.
Месть означает, что посягательство на жизнь потерпевшего осуществляется как за уже выполненные, так и за выполняемые действия по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.
Посягательство на жизнь указанных лиц, совершенное при выше названных обстоятельствах, но не в целях воспрепятствования законной деятельности, а равно по другим мотивам (корысть, ревность, месть на почве личных неприязненных отношений) исключает квалификацию по ст. 317 УК РФ.
Субъект преступления общий — лицо, достигшее 16 лет. В случае совершения преступления лицом в возрасте от 14 до 16 лет ответственность должна наступать по ст. 105 УК РФ. Преступление, предусмотренное ст. 317, похоже на другое — предусмотренное ст. 295 УК (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование). У них одинаковая объективная сторона (убийство или покушение на убийство). Отличия заключаются в том, против кого и в связи, с чем совершены эти действия.
Анализируемый состав отличается от посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277) по признакам потерпевшего (государственный или общественный деятель) и характеру деятельности потерпевшего (государственная или иная политическая деятельность).
Статья 318 УК РФ устанавливает ответственность за применение насилия в отношении представителя власти. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов власти по осуществлению своих полномочий и функций.
Дополнительный объект — здоровье и неприкосновенность представителей власти и их близких. В качестве потерпевших в Примечании законодатель называет представителей власти — должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, во-первых, наделенное распорядительными полномочиями, во-вторых, полномочия которого распространяются на лиц, не находящихся от него в судебной зависимости.
Под распорядительными полномочиями понимается наделение правом лица принимать решения в пределах своей компетенции и установленных функций, обязательные для исполнения другими должностными лицами и гражданами, независимо от их подчиненности и ведомственной принадлежности.
К контролирующим органам относятся: работники контрольных органов Президента РФ, главы администраций субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений: работники таможенных органов, надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, рыбоохраны, государственной лесной охраны, санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов РФ, государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, осуществляющие контроль за исполнением законов и нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений и т.д. Потерпевшими от преступления могут быть и близкие лица.
Объективная сторона преступления (ч. 1) выражается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозе применения насилия.
Под насилием, не опасным для жизни и здоровья следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.
Последствия насилия полностью охватываются ч. 1 ст. 318 УК РФ.
Состав по конструкции формальный. Преступление считается оконченным с момента применения физического или психического насилия независимо от того, удалось или нет виновному воспрепятствовать исполнению представителем власти своих служебных обязанностей.
Часть 2 ст. 318 УК РФ предусматривает ответственность за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких. Под насилием, опасным для жизни и здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровья, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Особенность состава в том, что неправомерные действия в отношении представителя власти должны быть связаны с исполнением им своих должностных обязанностей. Подобная связь имеется, когда запугивание или насилие используются для воспрепятствования исполнению служебных обязанностей, либо на почве мести за совершенные служебные действия, либо в связи с нахождением потерпевшего на службе в органах власти.
Конкретные способы совершения преступления могут быть разнообразными. Одним из часто встречающихся, особенно в отношении работников милиции, является насильственное сопротивление. К нему относится активное противодействие осуществлению представителем власти полномочий, которыми он наделен в связи с исполнением своих служебных обязанностей, сопряженное с применением силы (нанесение ударов, побоев, причинение вреда здоровью и т. д.).
Сопротивление оказывается, как правило, при попытке представителя власти предотвратить либо прекратить неправомерные действия, при задержании правонарушителя и т. д. Однако насилие не всегда связано с сопротивлением, оно может применяться и в других случаях — с целью принудить представителя власти отказаться от выполнения служебного долга и т. д.
Не образует объективную сторону данного состава неправомерное поведение в отношении представителей власти, не сопровождавшееся угрозами либо насилием, например бездействие, выразившееся в неподчинении законным распоряжениям. Простое неповиновение влечет применение мер принуждения. Так, за злостное неповиновение распоряжению или требованию работника милиции предусмотрена административная ответственность (ст. 19.3 КоАП РФ).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 237.