Преступления против безопасного обращения с оружием и военной техникой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статья 349 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил обращения с оружием и предме­тами, представляющими повышенную опасность для окружающих

Порядок обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми и иными веществами и предметами, о ко­торых идет речь, регламентируется соответствующими инструкция­ми, наставлениями и другими правовыми актами, соблюдение кото­рых обеспечивает безопасность для окружающих при обращении с пе­речисленными предметами и веществами.

Объективная сторона данного состава преступления выражается в общественно опасном действии или бездействии, проти­воречащим соответствующему виду правил, в причинении указанного в законе вреда. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является причинная связь между допу­щенным нарушением и наступившим последствием.

Под иными веществами и предметами, представляющими опас­ность для окружающих, понимаются предметы и вещества, обладаю­щие причиняющей способностью равной той, которую имеют перечис­ленные в ст. 349 УК РФ предметы или вещества (напр., ядовитые, сильно­действующие вещества). В ч.1 последствия преступления определены либо формализованное — причинение тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью человека (ст.111 и ст.112 УК РФ), либо оценочно — уничтожение воен­ной техники или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия - причинение существен­ного материального вреда, как военному, так и иным ведомствам и ча­стным лицам, ущерб экологической безопасности. В ч.2 и ч.3 ст. 349 УК РФ вредные последствия определены абсолютно точно. Субъективную сторону состава образует неосторожная вина в двух ее видах. При нарушении правил по легко­мыслию лицо может сознавать, что допускает нарушение правил об­ращения с предметами и веществами, представляющими опасность для окружающих, но не допускает возможности наступления указан­ных в Законе последствий. А при нарушении правил по небрежности оно, как правило, не сознает характера допускаемых нарушений, хотя должно было сознавать это и могло предвидеть возможность наступле­ния вредных последствий. Субъект преступления - любой военнослужа­щий независимо от того, были ли нарушены им правила обращения с вверенными ему предметами или веществами или таковые оказались у них случайно.

Статья 350 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил вождения или эксплуатации машин

Ст. 350 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за два со­става преступления: а) нарушение правил вождения машин, относя­щихся к числу военной самодвижущейся техники; б) нарушение правил эксплуатации машин.

Правила вождения машин, кото­рые определяются как специальными военно-правовыми нормами, так и правилами дорожного движения, понимаются обязательные для лиц, непосредственно осуществляющих вождение, предписания, обес­печивающие безопасность вождения машин.

       Правила эксплуа­тации - совокупность норм, содержащихся в вышеназван­ных актах, предписывающих определенным лицам обязанность созда­вать благоприятные условия для безопасного использования военных машин.

Нарушение правил вождения машин может выражаться: в превышении скорости движения, в несоблюдении интервала между ма­шинами в колонне, в нарушении правил обгона, пользования освети­тельными сигналами, преодоления переправ, въезда на понтон и т.п. Нарушение правил эксплуатации - допуск к уп­равлению лиц, не имеющих права на управление данным видом ма­шины, находящихся в состоянии опьянения, переутомления; отдача распоряжений водителю, противоречащих правилам движения; передача управления другим лицам; выпуск в рейс технически неисправ­ной машины и т.п.

Последствия в ч.1 ч.2 ч.3 ст. 350 УК РФ охарактеризованы формализованными (абсолютно-определен­ными) признаками, содержание которых раскрыто в предшествующих статьях настоящего комментария.

Субъектом нарушений правил вождения может быть любой военнослужащий, нарушивший правила вождения машины военного ве­домства, либо арендованной военным ведомством в интересах реше­ния стоящих задач.

Субъектом нарушения правил эксплуатации может быть лишь военнослужащий (рядовой, матрос, сержант, старшина, мичман, пра­порщик офицер), в обязанности которого входило соблюдение правил эксплуатации военных машин в процессе их вождения. Субъективная сторона этих преступлений характеризуется неосторожностью. При вменении лицу деяния, предусмотренного ст. 350 УК РФ, необхо­димо указать, какие правила нарушены и каким правовым актом они предусмотрены, а также характер наступивших последствий.

Статья 351 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил полетов или подготовки к ним. Статья устанавливает уголовную ответственность за два вида преступлений: а) нарушение правил полетов; б) нарушение правил подготовки к полету либо иных правил эксплуата­ции летательных аппаратов, состоящих на вооружении и снабжении военного ведомства либо арендованных им. Полет летательных аппаратов, и подготовка к ним регулируется нормами международного и внутреннего права и военно-правовыми актами, издаваемыми ведомствами, имеющими войсковые формиро­вания.

Нарушение тех или иных правил может выражаться как в об­щественно опасном действии, так и общественно опасном бездейст­вии, противоречащих указанным выше правилам. Последствием нарушений правил является смерть человека ли­бо иные тяжкие последствия. Иные тяжкие последствия - разрушение или серьезное причинение вреда летательному аппарату, аэродром­ным и иным сооружениям, независимо от форм собственности и госу­дарственной принадлежности, срыв выполнения полученного задания.

Субъективная сторона этих преступлений выражается в неосторожной форме вины. При осознанном нарушении правил полетов или подготовки к ним виновный предвидит возможность наступления ука­занных в законе последствий и из-за легкомысленного и самонадеян­ного расчета надеется на их предотвращение (неосторожность в форме легкомыслия). При отсутствии, из-за небрежности и безответственно­сти, сознания, что совершаемое виновным деяние противоречит пра­вилам полетов при подготовке к ним, оно могло, и должно было пред­видеть возможность наступления указанных в законе последствий (неосторожность в форме небрежности). 

Субъект нарушения правил полета летательного аппарата - военнослужащий, осуществляющий управление аппаратом в полете, с момента начала движения по взлетной полосе(площадке), до остановки двигателя после посадки аппарата. Субъект нарушения правил подготовки аппарата к полету и иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов - военнослужащий летного и летно-технического состава, на которого возложена подготовка аппарата к полету.

Статья 352 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил кораблевождения. Статья устанавливает уголовную ответствен­ность за нарушение правил кораблевождения и нарушение правил эксплуатации военных кораблей. Правила вождения военных кораблей - совокуп­ность норм международного и внутреннего права, положений Кора­бельного Устава и других военно-правовых актов, регулирующих ко­раблевождение, начиная с момента трогания корабля энергией двига­теля с места и до полной его остановки.

Правила эксплуатации судна - совокупность правил, выполнение которых обеспечивает безопас­ность судна на плаву при соблюдении правил кораблевождения (пра­вил загрузки судна, размещения на нем десанта, надлежащая техни­ческая подготовка корабля и проверка полной его готовности к безо­пасному плаванию в предстоящих условиях). Нарушение правил кораблевождения может выражаться, на­пример, в движении судна полным ходом во время густого тумана, снегопада и в иных подобных условиях, в непринятии мер к измере­нию глубины, к уменьшению хода и полной остановки корабля во из­бежание посадки корабля на мель, невыполнение сигналов встречных судов и т.п.

Нарушение правил эксплуатации может выражаться в пере­грузке корабля (посадке его ниже ватерлинии, в разрешении на выход в море технически неисправного корабля, с неисправными системами, обеспечивающими живучесть корабля, и т.п.). Последствия нарушения правил кораблевождения и эксплуатации выражаются в виде смерти человека или иных тяжких последствий.

Под иными тяжкими последствиями понимается гибель корабля или серьезное его повреждение, требующее капитального ремонта.

Субъективная сторона данных преступлений выра­жается в форме неосторожной вины: виновное лицо либо без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на недопущение фактически наступивших последствий, либо при необходимой внимательности и предусмотрительно­сти должно было предвидеть эти последствия и могло их предотвра­тить. Ему должны быть известны правила кораблевождения или экс­плуатации и его обязанность овладеть ими.

Субъект нарушения правил кораблевождения - военнослужащий, осуществляющий непосредственно вождение корабля (командир корабля, старший помощник, штурман, вахтенный офицер и другие лица, на которых возложено вождение катеров, шлюпок). Субъектом нарушения правил эксплуатации корабля являются военнослужащие, на которых возложена обязанность, подготовить ко­рабль к безопасному плаванию — командир корабля, инженер, тех­ник, командир боевой части и другие должностные лица и военные специалисты корабля.

При вменении лицу деяния, предусмотренного ст.352 УК РФ, необхо­димо указать, какие именно правила нарушены и каким правовым ак­том они предусмотрены, а также характер наступивших последствий.

Таким образом, ответственность за преступления против военной службы установлена гл. 33 разд. XI Особенной части УК. В ст. 331 УК сформулировано понятие преступления против военной службы. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные гл. 33 УК преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Положения об ответственности, содержащиеся в гл. 33 УК, распространяются только на мирное время. Уголовная ответственность за преступления против военной службы в военное время или в боевой обстановке определяется законодательством РФ военного времени. Если военнослужащими совершаются преступления, предусмотренные другими разделами и главами Особенной части УК (убийство - ст. 105 УК, кража - ст. 158 УК, хулиганство - ст. 213 УК, нарушение правил дорожного движения - ст. 264 УК, разглашение государственной тайны - ст. 283 УК и др.), не посягающие на порядок несения и прохождения военной службы, то ответственность наступает по статьям соответствующих глав на общих основаниях.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.