Приграничные отношения между местными и региональными сообществами могут быть формальными или неформальными, первичными(то есть спонтанными) или вторичными (то есть организованными). Приграничные институты призваны содействовать развитию такого типа организованных отношений.
Существует два определения приграничных институтов, первое- эмпирическое, второе- юридическое.
Эмпирическое определение.
Термин "приграничный институт" в самом широком смысле определяет любое коллективное приграничное отношение, признанное если не обязательно официально, то хотя бы публично. Оно может регулировать ситуацию, начиная от отношений, одобренных межгосударственным отношением, до прочих связей, установленных между ассоциациями по обе стороны границы. Все подобные отношения, институциализированные соглашениями, протоколами, статутами(уставами) или долгосрочными и регулярными контрактами, должны иметь три основных параметра, которые вписываются в любые определения приграничного региона:
- территория применяющаяся и до определенной степени имеющая границы;
- сообщества или административные образования, разрушенные общей границей;
- местные и региональные функции, единые, множественные или общие, с соответствующими положениями.
Два кратких примера, один взят из французского законодательства, другой из конституции Швейцарии, каждый по-своему подтверждает это определение:
Французский пример:
"Ст.9: В виде исключения, кантоны сохраняют право на заключение с иностранными государствами договоров, затрагивающих государственную экономику, отношения с соседями и реализацию [[vi]] политики; тем не менее такие договоры не должны противоречить Конфедерации или правам других кантонов".
"Ст.10:1. Официальные отношения между кантонами и иностранными правительствами или их представителями производятся при посредничестве Федерального Совета."
2. Тем не менее кантоны могут поддерживать отношения напрямую с властями более низкой ступени и служащими иностранных государств по вопросам, указанным в предыдущей статье".
Юридическое определение
В самом строгом и формальном смысле термина, приграничный институт - это международный инструмент признанный международным правом в качестве соответствующего контекста для отношений в приграничных районах. Этот международный инструмент, с точки зрения области применения, относится в ведению административных подразделений заинтересованных государств. Институциональные отношения являются эмбриональной формой приграничных институтов и открывают начала сотрудничества, которые являются незаменимыми для любой разграниченной территории. Если они станут постоянными, они смогут даже сформировать основы институтов. Одной из причин для появления прямых приграничных отношений между внутригосударственными общественными сообществами, которая должна учитываться, является то, что государство считает трудным быстро и эффективно решать, особенно в приграничных зонах, задачи, которые входят в пределы их ответственности, и что "близкие отношения" выгодны внутригосударственным сообществом, разделенным границей.
Второй причиной появления институциональных приграничных отношений является транснациональное измерение любой общей проблемы приграничном регионе. Окончательным решением в перспективе станет расширение в соответствии с внутренним законодательством сферы ответственности приграничных сообществ, независимо от местной ответственности суб-государственных образований. Европейские институты также как и правительства государств пытаются разработать новые инструменты сотрудничества на международном уровне- инструменты, направленные на признание сферы ответственности, в рамках которой приграничные сообщества смогут устанавливать прямые приграничные отношения и создавать инструменты для сотрудничества между национальными правительствами, где приграничные сообщества играли бы соответствующую роль.
Государствами признается тот факт, что определенные специфические вопросы с четко обозначенными сферами и пределами ответственности, которые хотя и кажутся ''международными’’ или по крайней мере приграничными или транснациональными, могут не подпадать под исключительное ведение государства- осуществлять международные отношения, а входить в прямую компетенцию внутригосударственных структур, по крайней мере в случаях правоприменения. Государства, таким образом, берут на себя обязательства посредством международного соглашения, т.е. договора между государствами, признать, что приграничные сообщества в пределах внутригосударственной законодательной системы поделены компетенцией регулировать отношения непосредственно и, если необходимо, заключать законные сделки с приграничными сообществами, расположенными на территории другого государства, подписавшего соответствующий договор [[vii]]. Международные соглашения способствуют перераспределению власти вмеждународных публичных отношениях между центральным правительством и приграничными сообществами.
Однако, пока не видно, чтобы уже существующими соглашениями такая цель была достигнута.
В контексте данного подхода показательны три соглашения: соглашение 1977 года в рамках Северного Совета; Европейская рамочная конвенция 1980 года и Бенилюкская конвенция 1986 года.
Европейская рамочная конвенция[7] обусловила появление ряда более поздних изменений в развитии приграничного сотрудничества, являясь основополагающим документом для возможных форм приграничных отношений.
Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве была подписана в Мадриде 21 мая 1980 года. Она стала завершением упорной работы Совета Европы. Парламентской Ассамблее отводилась роль фундамента нового строения, в котором процесс европейского строительства сыграл бы известную роль в приграничных территориях [[viii]].
"Принципы, перечисленные в данном тексте, могут послужить базисом новой доктрины международного права, регулирующего отношения соседей, связанные с пересечением границы, а также разделение ответственности между местными властями[8].
Рамочная конвенция сама по себе не имеет целью охватить все аспекты приграничного сотрудничества, специально подчеркивая, что ее положения” не будут препятствовать договаривающимся сторонам с обоюдного согласия обращаться за помощью к другим формам приграничного сотрудничества [[ix]] . В этом случае остается открытой дверь для последующего развития, обеспечивающая успех применения концепции, то есть ратификацию государствами и извлечение из нее пользы приграничными сообществами. Именно так будет решаться вопрос о ценности данного инструмента.
Первым важным моментом рамочной конвенции является установление связи между приграничным сотрудничеством и всеми отношениями соседей. Во-вторых, положение рамочной конвенции не носит слишком императивного характера. Структура конвенции необычна: состоит из довольно краткого соглашения, практики применения международного договорного права и перечня приложений в виде "типовых и рамочных соглашений, статутов (уставов) и контрактов", которые "имеют исключительно рекомендательную, а не договорную ценность” [[x]]. Конвенция вносит ясность в вопрос о том, что каждое государство должно развивать приграничное сотрудничество между территориальными сообществами, и что такое сотрудничество может принимать форму прямых соглашений, заключаемых между этими сообществами под патронажем властных полномочий правительств.
В конвенции различаются две основные формы сотрудничества:
а) согласованные действия и обмен информацией
б) заключение соглашений и договоренностей, включающих установление специфических юридических связей ( ст.2 пор.1).
Конвенция о приграничном сотрудничестве рассматривает Европейские государства как одно целое. Поэтому она должна быть подписана и ратифицирована всеми новыми государствами - членами Совета Европы, а также государствами со специальным статусом гостя при институтах Совета Европы.
С подписанием рамочной конвенции были предложены новые типовые соглашения, имеющие статус приложения или протокола к рамочной конвенции [[xi]].
Рыночные институты всех государств исторически и политически связаны и отратифицированы в системе внутренней организации, которая позволяет решать повседневные приграничные проблемы на базе.
Задача межрегиональных и межтерриториальных организаций обычно заключается в совместном исследовании приграничными сообществами общих проблем, возникающих из практики, с тем, чтобы выработать согласованные решения. В этой связи эти организации не являются специализированными. Такие структуры обычно рассматриваются в качестве рабочих групп или "Еврорегионов".
Данные структуры могут возникать на основе муниципальных и межмуниципальных инициатив или инициатив исходящих от региональных и межрегиональных образований Межмуниципальное движение по организации приграничного сотрудничества включает “Еврорежью” в “Гронау” (Германия), которое с 1973 года объединяет местные власти Голландии и Германии.
По общему правилу, соглашения по образованию этих структур, не включает в себя преамбулы и декларации принципов, а фокусируют влияние на описание членов организации, ее структур и рабочих процедур. В любом случае, хорошо известно, что структура и характерные черты этих органов направлены на решение вопросов в основных пяти сферах деятельности, которые либо перечислены при их создании, либо вытекают из действий входящих в их членов. Эти сферы деятельности, присутствующие во всех межрегиональных соглашениях или протоколах, посвященных созданию этих приграничных органов, сводится к следующему;
- экономика и занятость;
- транспорт( туризм) и телекоммууникация;
- культура и образование;
- вопросы здравоохранения и социального обеспечения;
- пространственное планирование ;
- окружающая среда.
Иногда стороны с более специфическими задачами решают вопросы секторального характера, такие как вопросы сельского хозяйства и пищевой промышленности, исследований и технологических новшеств, энергетики и водообеспечения, политики в отношении горных районов и т.д.
Ориентирование исключительно на внутреннее право, или его применение к приграничным отношениям, когда это позволяет законодательство или конституция, по многим причинам, как доказано практикой приграничного сотрудничества, не является адекватными задачами управления этими регионами. Во-первых, задачи таких ассоциаций по определению транснациональные. Во-вторых, национальное законодательство весьма редко нацелено на поощрение развития приграничного сотрудничества. Большинство участников приграничного сотрудничества таким образом обращаются к международному праву, может оно представить решение или нет.
При такой ситуации неудивительно, что структуры приграничного сотрудничества, которые получили развитие вдоль границы, в Западной Европе, должны иметь тесные связи с рамочной конвенцией Совета Европы[9]. Хотя некоторые из этих структур существовали задолго до принятия рамочной конвенции , большинство из них появилось именно после подписания Модридской инвестиции, и все такие структуры в большей или меньшей степени ссылаются на нее[10].
Так как ситуация относительно правового веса и сферы решений, принимаемых этими рабочими комитетами, остается достаточно двусмысленной,постоянная конференция местных и региональных органов власти в
1991 году от имени приграничных сообществ приняла резолюцию 227(1991) "О внешних отношениях местных и региональных властей", рекомендующую Комитету министров Совета Европы: "разработать дополнительный протокол,расширяющий сферу применения Европейской грамотой конвенции о
приграничном сотрудничестве между территориальными сообществами и властями, и признать:
1) право местных и региональных администраций осуществлять приграничные отношения;
2) в качестве юридических лиц национального законодательства органы приграничного сотрудничества;
3) законность актов этих органов в национальном законодательстве.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.