Приграничные районы представляют собой территории, на которых проживают сообщества, тесно связанные отношениями, но разделенные границей. Независимо от политической системы страны, к которой принадлежат эти сообщества, приграничные районы сталкиваются со специфическими пространственными, социально-экономическими, социально-культурными, политическими и законодательными проблемами.
Граница - это скорее разграничение двух государств, нежели “физическое понятие”. Поэтому необходимо взять на вооружение междисциплинарный и международный подходы, основанные на изучении вопросов, связанных с границей и имеют важное значение для определения различных типов экономических, культурных и политических отношений, которые возникают или развиваются в приграничных и отдаленных районах. Жесткие теоретические определения для этих районов неуместны; районы должны рассматриваться во многих измерениях в зависимости от функций, которые являются предметом изучения.
Основополагающий принцип приграничного сотрудничества заключается в том, чтобы создавать связи и договорные отношения в приграничных зонах с целью поиска совместных решений идентичных проблем. В государственных учреждениях осознают особый характер проблем, с которыми сталкиваются приграничные сообщества. Региональная индивидуальность должна быть поддержана, а европейское строительство и более того, европейская интеграция, нуждаются в успешном приграничном сотрудничестве, чтобы продемонстрировать прочность, подлинность и законность этого процесса, в этом смысле приграничные районы играют роль площадки Европы. Европейское строительство обогатится динамизмом развития и специфическими качествами местных и региональных сообществ, расположенных по обе стороны границ, поскольку они совместными усилиями развивают существующее партнерство и солидарность, отражающие то, какой должна быть Европа, объединенная своим разнообразием. Более 70 приграничных районов из 235,зарегистрированных Советом Европы в 32 странах-членах, ясно указывают на то, что Европа является настоящей мозаикой. Очень важно найти тот основной образец, который придает европейской мозаике красоту и значимость.
Приграничные районы являются частью этого образца или конструкции, поскольку границы, как показывает история, всегда были отличительной чертой европейского ландшафта.
2.1. Определение понятия “приграничные регионы” [ [i]]
Приграничный регион - это потенциальный регион, с присущей ему географией, историей, экологией, этическими группами, экономическими возможностями и т.д., по разделенной суверенитетом правительств, правящих по обе стороны границы [[ii]].
Определение, сформулированное Денисом де Ружмонтом, может иметь провокационный характер с точки зрения правительств, тем не менее оно указывает, как должны развиваться приграничные сообщества, если таковые возникают, если не как политические ценности, то по крайней мере с точки зрения функционирования.
Повышенное внимание уделяется проблеме границ и приграничных территорий, особенно в пределах Европейского Союза (далее ЕС). Этот интерес обусловлен постепенным ослаблением политических демаркационных линий и запланированным исчезновением экономических барьеров. Кроме всего прочего, он по-своему кристализирует все трудности, ограничения и сдерживающие факторы, которые должны быть преодолены на пути европейской интеграции. В этой связи приграничные районы действительно являются критерием и катализатором прогресса европейского строительства.
Размеры приграничного района определяются двумя рассматриваемыми фактами: граница как физическое понятие и приграничный регион как территория новых договорных отношений.
Граница - это прежде всего физическое понятие, которое часто обозначается указателями определяющими территорию государства. Она таким образом безоговорочно указывает сферу действия национального суверенитета, составляет тем самым ключевой элемент национальной территории или любой другой "национальной системы" [[iii]] , включая ее составные части и подсистемы.
Границы выполняют существенную функцию государств: установление собственной территории в качестве основы деятельности всех систем и подсистем, на которые теоретически распространяется национальный суверенитет; например, национальная система образования, национальная экономика, национальная валюта, национальная безопасность, полиция, правосудие и т.д.
Набор ограничений для всех систем и подсистем государства в каком-либо отдельно взятом районе обязательно вызовет конфронтации, дисбалансы или даже конфликты в регионах, разделенных границей: часто их системы будут противоречить друг другу или игнорировать друг друга, поскольку между ними нет достаточного числа связующих звеньев и договорных процедур, по крайней мере при понятном положении вещей.
Территория приграничных регионов как система должна быть такжепроанализирована с точки зрения наполненности отношений и с учетом социально-экономических, политических, культурных и других сил, которые переходят из одной сферы в другую: например, в сфере культурных, социальных, экономических, делимых и образовательных отношений. Поэтому в приграничных районах очень важно открыть "мосты", " точки пересечения" и договорные связи между различными партнерами в главных областях приграничного сотрудничества.
За последние три или четыре десятилетия в Европе появилась новая геополитическая интеграция. " Роль границы (...) изменилась. Вместо барьера она постепенно становится местом, где встречаются два вида реальности и появляется возможность для взаимодополнения, преодолеваются косные концепции национального суверенитета. Ввиду возникающей новой ситуации, центральному правительству подлежало бы предоставить приграничным регионам такую степень автономии, которая позволяла бы им, например, вести переговоры с прилегающими территориями в специфических областях. Существует много территорий в которых возможно произвести определенные изменения, чтобы возместить или даже свести на нет негативный эффект границы, уважая при этом правовые нормы каждого государства.[3]
Для смягчения эффекта границы, пограничные функции должны быть как бы нейтрализованы, что предполагает определение границ с точки зрения различных их функций или результатов разделения и соединения.
Следующие функции входят в это определение:
- военно-политическая стратегия как основной объект территориального вопроса государства;
- разрыв в уровне развития и неравномерность в экономической, культурной и социальной сферах;
- отбор и выбор, например, с точки зрения иммиграции;
- создание и строительство производства товаров, услуг и рабочих мест;
- культура и способы поведения, которые ведут к снятию или изоляции.
Негативные воздействия на приграничные районы в современной Европе прежде всего оказывают:
- экономический дисбаланс;
- отдаленность культур;
- политические особенности.
Термин "пограничный или приграничный регион" имеет три очевидных аспекта: пространство (более или менее четко определенное), сообщества и группы, а также отношения, существующие между ними, которые могут
быть нарушены или заблокированы существованием границы.
С точки зрения пространства приграничные регионы могут быть рассмотрены как:
- зоны;
- полюса;
- административные и политические образования.
Термин “Приграничная зона” разграничивает регион. жители которого должны лишь в меньшей степени выигрывать от освобождения от налогов на оборот и пользоваться льготами по импортным пошлинам, следовало бы понимать как окружность с радиусом 15 км. центром которой является таможенный пункт [[iv]].
Длина радиуса может меняться, как это видно из определений понятий - приграничная рабочая сила. принятых в различных государствах и органах Сообщества. Общим в этих определениях является то: что приграничный рабочий- это лицо. которое имея место жительство или проживания приграничную зону с радиусом 10, 20 или даже 50 \ в зависимости от государства \ и периодически возвращаясь туда хотя бы раз в неделю, работает в соседнем государстве в зоне с таким же радиусом.
ЗЕС ( Западный Европейский Союз) установил радиус в 10 км. В ЕЭС до 1988 года в основном рассматривался радиус в 20 км. хотя не раз ставился на обсуждение вопрос о радиусе 50 км. Директива Совета от июня 1972 года определила приграничную зону как территорию не превышающую 15 км; в ширину / полет вороны / с точки отсчета от границы соседнего государства члена. Каждое государство/член должно включить в приграничную зону любое сообщество. территория которого хотя бы частью находиться в данной зоне(неофициальная трактовка).
Определение, данное Советом Европы, довольно обширно, так как подразумевает, что приграничный рабочий, работает на территории одной из договаривающихся сторон и официально проживает на территории другой договаривающейся стороны, куда он периодически возвращается каждый день или хотя бы один раз в неделю. Относительно приграничный рабочий работает на территории одной из договаривающихся сторон, куда он периодически возвращается каждый день или хотя бы раз в неделю. Относительно отношений между Францией и договаривающимися сторонами, граничащими с Францией, добавлен следующий пункт, зона, не превышающая в радиусе 20 км с обеих от общей границы сторон.[4]
В двусторонних соглашениях получают одобрение разные подходы и протяженности приграничных зон. Во Франко/Бельгийском соглашении, например, определено два вида зон: “предпочтительная” зона, объединяющая сообщества в радиусе 10 км от границы и “обыкновенная” зона, выполняющая сообщества “до 20,25 км от границы”. В основном расстояние по радиусу этих зон колеблется от 10 до 50 км в зависимости от государства и действующего законодательства. На данный момент, однако, "зональный" подход испытывает серьезную конкуренцию со стороны более политизированного и административного подхода основанного на совокупной территории местных субъектов, пределы которых представляют собой общую границу.
Такое политическое и административное деление, введенное государством и/или признанное им в соответствии с федеральной системой, нередко имеет длительную историю и является результатом географических различий, форм взаимозависимости или пробелов между городом и деревней, этнической ситуации в стране, или же просто продуманного выбора центрального правительства.
И Совет Европы, и Европейский Союз рассматривают приграничный регион в строгом смысле государственного территориального субъекта, расположенного сразу после государственного уровня и имеющего общую землю на границе [5] с одним или несколькими подобными соседними субъектами.
Такое административное и политическое деление на региональном и/или субрегиональном уровне определяет пространство применения суверенитетов заинтересованных государств, и таким образом зону приграничного сотрудничества. Приграничный государственный орган представляет собой международный инструмент, основанный на политическом и/или административном делении заинтересованных государств, а именно округа и режеены во Франции, кантоны в Швейцарии, провинции и районы в Италии, крейзы или земли в Германии, воеводства в Польше, графства или герцогства в Великобритании и Ирландии, номои в Греции, автономные сообщества в Испании, административные регионы в Португалии и т.д.
В тех случаях, где речь идет о приграничных зонах, иное толкование предполагает, что национальный суверенитет распространяется посредством осуществления трех обычных функций, признанных, в частности, Европейским Союзом во всех его текстах:
Граница как физическое понятие: когда имеют место передвижения через границы между соседними территориями, барьеры и контрольно-пропускные пункты, существующие внутри Сообщества, выявляют недостатки европейской интеграции, как это показали продолжающиеся колебания в связи с Шейгенским соглашением, которое вступило в силу лишь в начале 1995 года.
Граница в техническом аспекте: здесь затрагивается вопрос снятия так называемых " технических " ограничений, например, в сфере "свободного передвижения" рабочих и лиц независимых профессий, а также применяемых по отношению к услугам, общественным рынкам, перемещению капитала и товаров в общем.
Граница в финансовом смысле: "когда государство, где проживает приграничный рабочий и его семья, обеспечивает последнего образованием, культурными, социальными и медико-социальными услугами, было бы нормально и естественно для этого государства взимать с таких лиц налог[6].
Особая ситуация с налогами может быть применена в соответствующих двухсторонних договорных положениях и двухсторонних приграничных соглашений. Пока в Сообществе нет каких либо директив по этому вопросу, государство в праве иметь соображения или возражения против введения единообразной системы налогообложения приграничной рабочей силы.
Приоритет может быть отдан скорее выравниванию приграничного налогообложения чем месту налогообложения ( или места пребывания или места жительства). Это помогло бы укрепить приграничное сотрудничество в финансовом смысле во всех областях, где оно уже получило развитие или будет развиваться.
У каждого приграничного региона есть свои специфические характерные черты в зависимости от того, имеется ли на его территории один или больше городских полюсов притяжения или же для чего характерна малозаселенность. Что касается промышленности, то сравнение должно проводиться с обеих сторон границы, - типы продукции, размеры и организация компаний и отношений между ними - во многих приграничных районах слабо осмысливается организация систем соединения городских структур в согласованную внутригородскую сеть приграничного сотрудничества.
Экономисты первыми увидели значение "полюсов роста" и "осей развития" и указали на их важность для понимания природы регионов, включая приграничные регионы.
"Поляризованный регион - это разнородная территория, различные части которой являются взаимозаполняющими и образуют с доминирующим полюсом больше экономических связей, чем с соседними регионами [[v]].
Во многих случаях граница разрушает или нарушает нормальное функционирование поляризации(й) таких городских структур, что приводит к "нарушениям экономики высокого уровня", фиксируемых экономистами в приграничных территориях.
Поляризованный регион определяется с точки зрения плотности, где полюс играет роль центральной точки обмена товарами и услугами, чья внутренняя плотность по всем показателям превышает плотность привлеченной или зависимой территории. Концепция плотности может быть экстраполирована на другие сектора экономики, например, культуру, образование, информацию, здравоохранение, административные услуги и т. д. Эти социально-экономические и социально-культурные функции образуют сектора притяжения в центре деловой и культурной жизни, однако их зоны притяжения не обязательно должны быть в таком непространственном измерении. Многофункциональный поляризованный регион может стать (в приграничном контексте ) территорией партнерства, взаимодополнения и экономики высокого уровня.
В этом контексте поляризации, с точки зрения плюридисциплинарности, приграничные регионы могут рассматриваться в плане:
-целостности: формирует ли приграничный регион одно целое? Если это так, то в каких областях и до какого предела ? С какими участниками и на базе каких стратегий?;
-центрального положения : какими являются центры или полюса, формирующие его городскую сеть? Каково их иерархическое положение ? Каковы их обоюдные функции и связи, зависимости и взаимозависимости? ;
- области сил: как возникают и развиваются интересы и стратегии соответствующих групп, социально-экономических сил и культурных организаций ?
Другой основной подход к приграничным регионам подразумевает четкое разграничение органических или функциональных отношений и конфликтных отношений. Такое разграничение важно в случае с приграничными регионами, так как на их территории в большей степени, чем на другой происходит взаимодействие функциональных, контрактных отношений, с одной стороны, или конфликтных отношений, с другой: теоретически для партнеров всегда существует возможность найти совместные решения идентичных проблем, затрагивающих окружающую среду, занятость, инвестирование, социальное обеспечение обучение или коммуникации. Однако, из-за систем, в которые они волей-неволей вплетены, приграничные отношения характеризуются также конфликтностью. Вот почему население многих приграничных регионов интересует возможность и желательность возникновения "приграничного сознания", "приграничной культуры", основанных скорее на партнерстве, чем на "обоюдном праве на вмешательство".
Возможно определить приграничный регион, подчеркивая важность географических, экономических и политических особенностей, и по правилам переменной геометрии в зависимости от вида и важности проблем с которыми они сталкиваются.
Денис де Рушмонт писал в 1978 году, что приграничный регион определяется во-первых и прежде всего перечнем его общих проблем. Последние относятся к пространству секторам экономики, социальной и культурной активностью.
Пространственное планирование и планирование охраны окружающей среды - это те проблемы, которые главным образом характеризуют приграничные территории и влияют на согласованные решения, принимаемые территориальными сообществами расположенными по обе стороны от границы.
На более глубоком уровне понимания, история накладывает свой отпечаток на специфическую природу и оригинальность проблем приграничных территорий. Будучи отдаленными или "пограничными землями" государств, эти территории со временем получили в ведение функции, которые все больше и больше становились секторальными и прекратили быть чисто военными. Законодательные и образовательные структуры приграничных регионов несмотря на бурные исторические события, происходившие то на одной, то на другой национальной территории, тем не менее сохранили отличительные черты, которые формировались в результате нестабильности государственных границ и сделали их не похожими на такие же структуры в центральных частях государства. История и такие отличительные структуры также сформировали отношение к границе и приграничным территориям в большинстве старых и новых приграничных районах центральной и восточной, а также западной Европы. Все это говорит о сложности и самобытности приграничной проблемы во всех частях Европы.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 245.