Приграничные регионы характеризуются очень различной географической величиной и плотностью населения, отличающимися экономиками и уровнями развития (инфраструктура, состояние рыночной экономики, рынок труда и т.д.).
Приграничные регионы можно классифицировать, применяя различные критерии. Эти критерии могут касаться специфических проблем, а также разнородных барьеров, задерживающих развитие сотрудничества.
Среди существенных критериев, определяющих типы приграничных регионов, находится:
-уровень однородности трансграничного региона
На некоторых территориях приграничных регионов возникает чувство совместного ( единого) понимания или регионального сознания, которое ведет к трактовке трансграничного сотрудничества, как естественного процесса. Это чувство единого понимания возникает из исторических, культурных, языковых составляющих
( например, Южная Португалия ( Галиция, Испания; Дания ( Германия; Ирландия), Великобритания, Южная Ирландия; Италия, Словения, Хорватия) либо подобных и экономического единства, в соответствии с состоянием рынка. Состояние это может возникать из существования общего регионального рынка труда в трансграничном регионе, компленентарности городов и деревень, с большими городами по одной стороне границы, которые облегчают трансграничные развития территорий по обе стороны границы. На других приграничных территориях не возникает чувство единого понимания в связи с отличиями в истории, культуре либо в экономике, и (либо географических составляющих, таких как море (Nord-Dos-ole-Calais, i Kent), либо горы (Перенеи, Альпы) и т.д.
1.Регионы в которых прожиточный минимум составляет менее 75% от уровня западных стран.
-уровень развития и статус целей региона в структурной политике ЕС .
Начиная от менее привлекательных регионов, цель 1(1) в рамках ЕС (местные, часто периферийные территории, включая территории переживающие серьезный промышленный кризис); через предусмотрительно более привлекательные регионы; до предусмотрительно наиболее привлекательных регионов без статуса целей, расположенных преимущественно в центральной части ЕС.
-положение вдоль границ ЕС - в том числе лежащие вдоль внутренних границ ЕС , также внешних границ , включительно расположенными на периферии приграничными территориями как и территориями менее привлекательными для развития ( например Греция; ( Балканы; Германия; ( Польша и Германия) Чехи), территориями наиболее развитыми в Европе (Италия (Швейцария; Германия) Швейцария; Австрия) Италия; Скандинавия и т. д. )
-черты географического положения, относится к сухопутным либо морским границам - как в случае с Сардинией Корсики; Норднос-дэ-Салойс Кеит; Вали Ирландия, стран региона балтийского моря и грецких гор . Комбинация этих и других составляющих создают значительные изменения и различия типов приграничных регионов в Европе
2. Промышленные территории и регионы находятся в кризисе в которых уровень ( ставка ) безработицы превышает среднюю в странах ЕС , с более высоким уровнем трудоустройства в промышленности чем средний по ЕС , а также малым уровнем трудоустройства в этом секторе .
3. Сельские территории с невысоким уровнем экономического развития, выполняющие два следующих критерия : высокий уровень трудоустройства в сельском хозяйстве, низкий уровень дохода в сельском хозяйстве, малая плотность населения и (или) значительные тенденции денопопуляции.
Специфические проблемы и направления касающиеся разных типов приграничных регионов являются в общем плане коротко охарактеризованы.
Слабее развитые приграничные регионы на внутренних сухопутных границах.
Сухопутные приграничные регионы, которые стратегически считают “слабее развитыми”, приближены к регионам определяющих цель1 в структурной политике ЕС. До сегодняшнего дня они были связаны со слаборазвитыми сельскими территориями, которые имели обычно маргинальное значение для экономики государства.
Трансграничные территории охваченные программами сотрудничества, определяющие цель1, включают Ирландию (Южную Ирландию, территории размещенные вдоль границы Испании (Португалии, Корсики/ Сардинии (I), имеющие внутренние морские границы с Италией.
К типовым главным проблемам развития относится: отсутствие транспортной инфраструктуры, низкие доходы, низкий уровень хозяйственной активности, постоянная зависимость от сельского хозяйства; высокая безработица, значительное удаление от рынка услуг и административных центров (государственных и ЕС); незначительный либо затруднительный доступ к финансовым средствам; небольшие возможности поддержания процесса развития.
Эти проблемы накладываются друг на друга и затрудняют постоянное развитие и использование существующих возможностей на увеличенном рынке ЕС.
Политические и экономические перемены в центральной и восточной Европе начиная с 1989 года , благоприятствовали возникновению новых , изменяющихся условий для развития трансграничного сотрудничества .Это сотрудничество принимающее разные формы в каждом отдельном приграничном регионе характеризует несколько общих черт , а также проблем :
-до недавнешнего времени ,отсутствие исторических и политических подходов развития трансграничного сотрудничества , например в приграничных регионах расположенных на территории новых немецких земель , а также между Грузией и Болгарией / Албанией ;
-политическая реальность , тормозящая трансграничное сотрудничество . Для примера в случае с Грузией , развитие контактов - отношений с Болгарией и Албанией , вместе с тем ухудшение отношений с Республикой Македонией / бывшей Югославией/;
-отсутствие экономического равновесия ,частично в следствии перехода к рыночной экономике , вместе с существующими неправильными подходами в области промышленности и торговли ( цены , рынки , структура занятости и заработной платой ) . Часто это создает трудности в создании рамок сотрудничества , понимающей как “постоянное партнерство” , в связи с тем , что в большинстве приграничных регионах бытует боязнь переноса региональных и / либо локальных предприятий в соседние регионы государств центральной и восточной Европы , что вызовет потерю рабочих мест в регионах граничащих с ЕС .
Отсутствие равновесия вытекает также из недоинвестирования, существования изжившей себя промышленной инфраструктуры, низкой выработки, высокой безработицы, отсутствия либо слабо развитой приграничной инфраструктуры (пограничные переходы, дорожные развязки, телекоммуникация), а также серьезных проблем окружающей Среды в некоторых регионах (например, недостаточная охрана сред, как новых землях Германии - Германия / Польша, Германия / Чехия, Норвегия / Швеция / Финляндия).
-миграция (беженцы, эмигранты - в связи с экономическими проблемами) в приграничных регионах, направляющаяся в сторону ЕС, которые в свою очередь дополняют процесс расширения трансграничных контактов, рассекая пограничные преграды.
-значительная разница в административных структурах между государствами, расположенными на внешних границах, начиная с продолжающимся централизмом стран центральной и Восточной Европы до более федеральных структур государств - членов ЕС (Германия, Австрия), вытекающих из отсутствия компилятивных структур (субъектов) на региональном и локальном уровнях.
Несмотря на перечисленные преграды трансграничное сотрудничество с начала 90-х годов сделало значительные достижения вдоль немецко-польских и немецко-чешских границ. Здесь возникли кооперативные структуры в форме еврорегионов. Пределы сотрудничества достигли:
от организации транспортной инфраструктуры, совместных проектов, направленных в сторону улучшения ситуации в области охраны окружающей среды до более “мягких” действий, таких как кооперация в сфере бизнеса, в области образования, обучения, коммуникаций, культуры, спорта. Трансграничное сотрудничество на внешних границах ЕС получило новый рывок вместе с возникновением в 1994 году Программы PHARE CBC (трансграничного сотрудничества) и TACIS в 1996 году, которые оказывают финансовую помощь странам, охваченным программами PHARE и TACIS, с целью поддержки совместных проектов стран, граничащих со странами ЕС.
Морские границы
Регионы, расположенные вдоль морского побережья находятся как на внешних, так и на внутренних границах ЕС. Они имеют различный уровень - начиная от регионов определяющие цепи 1, 2 до регионов, не имеющих статуса цепи в рамках Структурных Фондов - вместе с тем относительно модели региона делит их значительная разнородность проблем развития. Регионы, имеющие морские границы, включались в “исключительных” либо специальных случаях в Европейские программы финансовой помощи (например, Interreg I и Interreg II)[2].
Несмотря на существующие разнородности, можно определить несколько проблем и отличий (совместных) для регионов, расположенных вдоль морского побережья. Связаны они с общей морской границей и касаются преодоления проблем коммуникации между регионами, а также доступа к обширным рынкам и другим трансграничным регионам. Кооперация концентрируется также на совместных проблемах, связанных с охраной среды (загрязнение моря, охрана и освоение побережья), использование морских особенностей (поддержка использования постоянного источника энергии, туризм на море), а также решением общих проблем- практических заданий (например, безопасность на море, помощь в непредвиденных ситуациях и т.д.). Кроме того, часто данные регионы объединены общими историческими корнями, единой культурой и торговлей.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.