Перспективы отношений Республики Беларусь с Европейским союзом в 1997 году
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Построение диалога и дальнейшего развития отношений с Европейским союзом (ЕС) в 1997 году возможно во всех областях: политической, экономической, научно-технической, культурной. Оно основывается на понимании того, что ЕС является и будет оставаться одним из важнейших стратегических партнеров Республики Беларусь. Вступление в ЕС - главная цель государства, а также важнейший элемент активного участия Беларуси в процессах европейской интеграции.

В связи с выполнением Республикой Беларусь внутригосударственных процедур по вступлению в силу Временного соглашения (ВС) о торговле и вопросах, связанных с торговлей между Европейским сообществом, Европейским объединением угля и стали, и Европейским сообществом по атомной энергии и Республикой Беларусь [[xii]] Министерство иностранных дел РБ направило в г. Брюссель для передачи депозиторию указанного Соглашения - генеральному секретарю Совета ЕС.

Вместе с тем, в соответствии с принятыми Республикой Беларусь обязательствами, предусмотренными в ВС, предпринимаются определенные шаги по выполнению некоторых положений данного соглашения еще до вступления его в силу, тем самым демонстрируется добрая воля белорусской стороны и намерения развивать сотрудничество с Европейским союзом.

По положениям Временного соглашения Республика Беларусь приняла на себя обязательства присоединиться к многосторонним конвенциям в области охраны прав интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности, а именно:

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 г.);

Римская конвенция по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов вещания (1961 г.);

Протокол к Международному соглашению о международной регистрации знаков (1989г.);

Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (Женева, 1977г., с поправками в 1979г.);

Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры (1977г., с изменениями 1980г.);

Международная конвенция по охране новых сортов растений (Женевский АКТ 1991г.)

Обязательства по присоединению к вышеуказанным конвенциям Беларусь подтвердила еще в Соглашении о поддержке и сотрудничестве (СПС) между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами и их государствами - членами. В настоящее время на заключительном этапе находится работа по присоединению к базисной конвенции, идет активная проработка вопросов присоединения к Римской Конвенции, Протоколу к Мадридскому соглашению и Ниццкому соглашению. Министерством иностранных дел и Государственным патентным ведомством рассматриваются возможности присоединения к стратегическому соглашению о международной патентной классификации (1971г.) и Локарискому соглашению об утверждении международной классификации промышленных образцов (1968г.)

Согласно положениям ВС, торговля Беларуси и ЕС (за исключением текстильных изделий, изделий из стали, ядерных материалов) освобождается от количественных ограничений и строится на основе режима наибольшего благоприятствования. После вступления в силу ВС правовой режим торговли Беларуси и ЕС будет в значительной степени регулироваться положениями ГАТТ/ВТО. Принимая во внимание особую важность, придаваемую в Республике Беларусь поэтапному присоединению страны к Всемирной торговой организации, это обстоятельство, безусловно, в значительной степени облегчит указанный процесс.

С учетом данных обстоятельств, основное внимание в развитии взаимоотношений с Европейским Союзом предполагается сосредоточить на налаживании постоянного конструктивного диалога с органами ЕС на высшем политическом уровне, систематического информационного обмена. В этом контексте важное место отводится своевременному разъяснению сущности происходящих в Беларуси процессов демократических и экономических преобразований, развитию белорусско - российской интеграции, обсуждению и проработке ключевых для республики тезисов и инициатив: поддержка со стороны ЕС вступление Беларуси в Совет Европы[11]; создание на территории Беларуси безъядерной зоны; вопросы европейской безопасности и другие.

Первостепенные усилия будут приложены для решения следующих вопросов:

1. Содействие возобновлению процесса ратификации парламентами государств- членов ЕС и Европейским парламентом Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Беларусью и ЕС, которое было подписано Президентом Республики Беларусь 6 марта 1995 года и ратифицировано Верховным Советом Республики Беларусь 12 апреля 1995 года. К настоящему времени СПС ратифицировано парламентами Дании, Испании, Ирландии, Великобритании, Швеции, Греции, Австрии.

2. Оказание воздействия на еврокомиссию в направлении скорейшего введения в действие Временного Соглашения о торговле и вопросах, относящихся к торговле, между Республикой Беларусь и ЕС.

3. Особое внимание в развитии сотрудничества с ЕС будет уделено налаживанию работы Совместного комитета (СК) Беларусь - ЕС, создание которого предусмотрено Временным соглашением. Основная цель функционирования СК - обсуждение всего спектра политических, экономических, гуманитарных вопросов в двусторонних отношениях. 28 ноября 1996 года утверждена белорусская часть Совместного комитета во главе с премьер-министром Республики Беларусь. Министерство иностранных дел Республики Беларусь поддерживает постоянный диалог с Европейской комиссией.

4. Усилия Министерства иностранных дел Республики Беларусь будут направлены только на содействие скорейшему решению Европейской комиссией вопроса об открытии Представительства ЕС и Европейского центра документации в Беларуси.

5. Важное место в работе в 1997 году будет уделяться сотрудничеству с органами ЕС в рамках программ технической помощи, в первую очередь - программы “ТАСИС”.

6.В области трансграничного сотрудничества в 1997 году предполагается завершить процедуру создания Еврорегиона “Неман” с участием Гродненской области. Планируется также проработка вопросов возможного вступления Гродненской области в Ассоциацию европейских регионов (на первоначальном этапе - в качестве наблюдателя) и присоединения Республики Беларусь к Европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве, после вступления в Совет Европы.

7. Планируется также всемерная активизация участия Беларуси в общеевропейском сотрудничестве в сфере транспорта с целью обеспечения республике максимально широкого выбора путей транспортировки и гарантий транспорта экспортно-импортных грузов, а также в реализации положений Европейской Энергетической Хартии, включая Договор к Энергетической Хартии, с целью привлечения в Беларусь дополнительных инвестиций и гарантирования рынков сбыта [[xiii]].

Экономическое, культурное и научно-техническое сотрудничество сопредельных государств (приграничное сотрудничество) является важнейшим элементом отношений этих государств.

Приграничное сотрудничество способствует социально-экономическому развитию приграничных регионов и укреплению их политической стабильности. Юридической базой такого сотрудничества являются международные многосторонние и двусторонние договоры.

Проблема приграничного сотрудничества имеет особо важное значение для Республики Беларусь, в рамках развития отношений с ЕС, из-за транзитного характера ее территории. В настоящее время наиболее важным аспектом трансграничного сотрудничества для Беларуси является развитие приграничной инфраструктуры на границах с Польшей, Латвией и Литвой. Наиболее остро эта проблема стоит для белорусско-польской границы, улучшение условий пересечения которой должно способствовать развитию внешнеэкономических связей Республики Беларусь.

Грузопоток через границу Беларуси с Польшей и государствами Балтии постоянно нарастает. Если за весь 1995 год границу пересекли 397378 перевозчиков, то уже за январь - сентябрь 1996 года - 630185 перевозчиков. За девять месяцев 1996 года поездки белорусских перевозчиков составили 24 процента от общего числа поездок, поездки перевозчиков остальных государств содружества - 35 процентов (70 процентов - российские перевозчики), поездки перевозчиков государств - членов Европейского Союза составили 6 процентов (55 процентов - перевозчики из Германии), доля остальных государств составляет 35 процентов (70 процентов - польские перевозчики).

Вопрос об оказании финансовой и технической помощи Республике Беларусь для усовершенствования приграничной инфраструктуры постоянно затрагивается руководством республики во время официальных встреч с руководителями государств - членов ЕС и с руководителями ЕС. Эта проблема обсуждалась во время визита в ФРГ Президента Республики Беларусь и правительственной делегации, в ходе визита премьер-министра Республики Беларусь в страны Бенилюкса, на 6-ом экономическом форуме “Польша- Восток”.

Осуществляется ряд мероприятий, направленных на усовершенствование приграничной инфраструктуры. В их числе разработка планировочной концепции развития приграничной инфраструктуры на границе Республики Беларусь и Республики Польша (проведено в апреле 1996 года в г.Гродно первое заседание межправительственной Белорусско- Польской комиссии по трансграничному сотрудничеству).

Минвнешэкономсвязей Республики Беларусь совместно с Минстройархитектуры, Минтрансом, Гостаможней, Главным управлением пограничных войск Республики Беларусь и Гродненским облисполкомом определены приоритеты обустройства пунктов пропуска на границах с Польшей и государствами Балтии.

В соответствии с этим признаны приоритетными пункты пропуска “Берестовица” (“Берестовица- Бобровники”), “Домачево” (“Домачево- Словатычи”), “Брузги” (“Брузги- Кузница-Белостокская”). Для каждого из указанных пунктов пропуска разработан комплекс мер по их развитию, состоящий в реорганизации приграничных и таможенных служб, строительстве зданий и сооружений, развитии инфраструктуры, строительстве автомобильных дорог. Требуемая сумма затрат на 1996-1997 годы на обустройство данных пунктов составляет около 90 млн. ЭКЮ. Источниками финансирования могут быть государственный бюджет, местные бюджеты и средства, выделяемые Республикой Беларусь и Российской Федерацией для реализации совместных программ в рамках договоренностей по созданию Таможенного Союза и Сообщества Беларуси и России.

Ограниченность средств госбюджета не позволяет Республике Беларусь решить проблему трансграничного сотрудничества самостоятельно.

Одним из возможных путей привлечения внешней помощи может стать участие регионов Республики Беларусь в создаваемых трансграничных союзах. В Европе, как указывалось выше, придается большое значение трансграничному сотрудничеству в рамках еврорегионов, которое рассматривается как стабилизирующий фактор. В Западной Европе создано и функционирует уже несколько десятков еврорегионов. В основе их функционирования лежат принципы: самоуправление, одинаковые компетенции сторон, соблюдение национального законодательства. Совет Европы ежегодно выделяет средства в размере 100 млн. ЭКЮ на частичное финансирование проектов в области охраны окружающей среды и подготовки кадров. Опыт европейских стран показывает, что участие в еврорегионах позволяет более оперативно решить проблему трансграничного сотрудничества посредством создания гибких коммерческих структур (акционерные общества, консорциумы и т.п.) в целях привлечения внешних инвестиций на развитие приграничной и транспортной инфраструктуры, налаживания приграничной торговли, туризма.

В настоящее время для Беларуси актуальным является создание трансграничного союза Еврорегион “Неман” в составе Гродненской области Республики Беларусь, Алитуского и Мариампольского уездов Лировской Республики, Сувалкского воеводства Республики Польша, городов Нестеров, Гусев, Озерск, Чершеховск Калининградской области Российской Федерации.

Участие в данном союзе Гродненской области будет способствовать реализации важных для Беларуси проектов в области экономики, экологии, социальной сферы, приграничной и трансграничной инфраструктуры [[xiv]].

Дата: 2019-05-28, просмотров: 176.