Введение.
Целью данной дипломной работы является систематизация опыта организации приграничного/трансграничного сотрудничества в Европе и определение наиболее эффективной его формы для регионов Республики Беларусь. В работе дана оценка перспектив приграничного сотрудничества в Европе, отношений к вопросам европейской интеграции Республики Беларусь на 1997 год и возможностей привлечения внешней помощи зарубежных государств, международных организаций для реализации совместных проектов в рамках приграничного/трансграничного сотрудничества.
Трансграничное / приграничное сотрудничество это качественно новые контакты приграничных регионов Республики Беларусь с соседними странами, расположенными вдоль западных и северных границ. Целью этого сотрудничества является преодоление стереотипов и преодоление существующих по обе стороны границ проблем, а также ликвидация государственных границ как социального, экономического и культурного барьера. Трансграничное / приграничное сотрудничество это также средство, посредством которого власти регионов либо территориальные органы самоуправления, действуя согласно действующим компетенциям и не нарушая законодательства сотрудничающих стран, объединяют свои силы с целью решения существующих для себя проблем, несмотря на разделение их государственными границами. Цели приграничного сотрудничества, проблемы и основные направления в различных “типах” приграничных регионов определены в первой главе работы
Межрегиональное сотрудничество это более широкая форма сотрудничества, в которой участвуют власти регионов, гмин и городов, не граничащих между собой, лежащих часто в странах, отдаленных друг от друга на тысячи километров. Сотрудничают они используя подобия, сближенную экономическую специфику, инфраструктуру или общие проблемы для их совместного решения. Данное сотрудничество вмещает в себя кроме всего прочего обмен опытом, обучение, продвижение фирм, организацию выставок и ярмарок, обмен экономической информацией, культурное сотрудничество.
Развитие трансграничного/приграничного сотрудничества позволло ускорить демократические перемены, которые произошли в Центральной Европе после 1990 года. Они привели к увеличению значения и самостоятельности локальных и региональных властей, и одновременно облегчили развитие вышеупомянутого сотрудничества. Это означает, что кроме контактов на правительственном уровне, а это в основном деятельность международных смешанных комиссий по экономическому и торговому сотрудничеству, комиссий по пограничным переходам, совместных комиссий по территориальному развитию, более высокое значение начинают принимать контакты между регионами, властями областей, воеводств, уездов. На региональном и локальном уровнях подписываются соглашения о сотрудничестве, давая этим самым возможность интенсификации экономического и культурного развития регионов. Существующий опыт европейских стран подробно рассматривается во второй главе дипломной работы.
Особую форму сотрудничества приграничных территорий составляют сегодня “еврорегионы” (название является неофициальным термином). Сутью взаимодействия в рамках еврорегионов является достижение взаимного общественно - экономического роста, налаживание и развитие близкого сотрудничества между экономическими, научными, культурными и муниципальными институтами регионов. Это служит всестороннему сближению народов и ликвидации существующих предубеждений, созданию и поддержанию “климата”, благоприятствующего партнерскому сотрудничеству и обмену опытом.
Важнейшим юридическим документом, который регулирует международное сотрудничество на региональном и местном уровнях является Европейская рамочная Конвенция по трансграничному сотрудничеству, принятая 21 мая 1980 года в Мадриде.
Правительство Республики Беларусь придает особое внимание организации трансграничного / приграничного сотрудничества в рамках создаваемого Еврорегиона “Неман” с участием Гродненской области. Оно рассматривается как один из стабилизирующих факторов, благоприятствующих развитию отношений со странами Европейского Союза и возможным условиям экономического роста в рамках программы социально - экономического развитая Республики Беларусь до 2000 года.
Сегодня ведется активная работа по созданию Еврорегиона “Неман” в составе регионов Беларуси, Литвы, России и Польши. Основные этапы развития работы по созданию еврорегиона излагаются в третьей главе работы.
Организация Еврорегиона “Неман” как неформальной четырехсторонней структуры будет неизмеримо ценным вкладом в общеевропейское дело развития сотрудничества.
Исторические аспекты.
Характерной чертой Европейского континента является не только общая культура и история, но и существование большого количества границ.
Большинство исторических процессов, которые берут свое начало в средние века, привели в XIX и XX веках к возникновению различающихся моделей государств, которые преимущественно существуют в настоящее время и ведут самостоятельную политику. Немного было исключений возникновения настоящих границ, таких как границы между Испанией и Португалией, одной из самых древних в Европе. Государственные границы в течение последних трех столетий отделяли регионы и этнические группы. Создавались искусственные барьеры, а боязнь военной агрессии приводила к слабому, немногочисленному заселению приграничных территорий. Экономическая активность, торговля, а вместе с ними и население перемещалось из приграничных территорий в центр государств. Транспортные пути тянулись вдоль границы. Территории с большей плотностью населения, лежащие вблизи границ, а также хорошо развитые промышленные регионы становились причиной политических конфликтов и войн. За немногим исключением европейские приграничные пространства становились территориями слабо развитыми, имеющие недостаточно хорошую транспортную сеть. Природные границы такие как реки, озера, моря и горы дополнительно усиливали существующие барьеры. Политические концепции и амбиции отдельных милитарных блоков сделали границы "непроницаемыми". Отличающаяся политика, реализуемая по разные стороны границы, в особенности в отраслях управления, экономики, культуры и социальных дел, еще сильнее ухудшили ситуацию создавая из государственных границ барьеры разделяющие народы.
Жители приграничных регионов, наиболее вовлекаемые в исторические конфликты, чувствовали к себе боязнь и непонимание. Эти условия не благоприятствовали образованию контактов и открытому сотрудничеству приграничных регионов различных европейских государств.
Трансграничное сотрудничество на приграничных территориях имеет давние традиции. Несмотря на это в некоторых государствах Европы, таких как в Испании, Португалии и Греции, трансграничное сотрудничество могло начать развиваться только в 80-х г., в результате глубоких политических перемен, возникновения демократических систем, а также вхождения в Европейский Союз (ЕС). В странах центральной и восточной Европы аналогичный процесс начался в 1989г.
После окончания Второй Мировой войны, в 50-е г., представители приграничных регионов встречались во многих частях Европы для того чтобы обсудить способы ликвидации пограничных преград. Было это обусловлено необходимостью увеличения жизненного уровня населения, а также для обеспечения стабильного мира.
Главной целью трансграничного сотрудничества стала ликвидация пограничных преград, ограничений и других составляющих влияющих на разделение общественности в приграничных регионах. Это относилось и к природным границам, которые преодолевались путем строительства мостов и туннелей. Негативные результаты существования государственных границ были и будут ликвидироваться благодаря ограничению их значения и минимизации роли административных границ.
После Второй Мировой войны жители некоторых приграничных территорий (Скандинавских стран) поняли, что нельзя достичь уровня жизни населения, живущего в глубине страны, они должны генерировать или полностью уничтожить негативное воздействие существующих границ. В конце концов они пришли к выводу, что в виду недостатка компетенции в области права и управления, эффективность их деятельности для регионов и общественности будет ограничена. Для этого началось создание совместных образований занимающихся проблемами, стоящими перед обоими сторонами с целью систематизации трансграничного сотрудничества. Эти образования часто объединялись, создавая более широкий инструмент трансграничного сотрудничества. Начиная с 60-х г. до 80-х г. они продвигались к улучшению социально-культурного и экономического положения жителей приграничных регионов. Очень скоро оказалось, что население приграничных регионов ожидало решения проблем, преодоление которых находится в компетенции правительства в таких областях как:
общественное планирование и управления, различных административных структур, организаций и методов планирования; налогообложения, социальной безопасности, обучения и образования, в особенности объектов, и изучения языка, а также взаимного овладевания впадеющими квалификациями ;
строительство дорог, коммунального оборудования, инфраструктуры и окружающей среды.
Проблемы возникающие в данных областях привели к ошибочным инвестициям с обеих сторон границы, а также к образованию многих абсурдных ситуаций в ежедневной жизни. Граждане и общественность проживающая на приграничных пространствах начали перенимать инициативу и применять давление на всех уровнях, направленное на генерирование либо ликвидацию пограничных преград. Жители приграничных регионов с успехом реализовали эту политику в 70-80 годах, пользуясь поддержкой Объединения Европейских Приграничных регионов при участии Совета Европы, Европейской Комиссии и отдельных правительств. Возникновение сети приграничных регионов в Европе стало направляющей силой развития трансграничного сотрудничества на всех европейских границах.
Заключение.
Исходя из опыта развития Европы - культурная и общественная разнородность способствует возникновению огромного количества правовых и административных систем, структур и юрисдикций как в странах - членах Европейского Союза, так и странах, которые ими не являются. Эта разнородность сильно затрудняет организацию приграничного сотрудничества и поэтому она нивелируется. Только в этом случае приграничные территории и регионы, реализующие основные принципы сотрудничества, на практике, могут создавать общую “плоскость” между народами стран, и их структурными элементами.
Соответствующие структуры приграничного сотрудничества имеют определенные отличия в зависимости от общей цели (сотрудничество ad hoc либо долгосрочное) и этапов сотрудничества. В обоих случаях существуют разные процессы, способы работы и методы реализации инициатив и программ. Способ сотрудничества также может значительно отличаться. Независимо от того, какую форму принимают структуры, эффективность их деятельности зависит от предрасположенности и доверия людей. На всех уровнях сотрудничества существенным является участие отдельных лиц - это относится к политикам, практикам, работающим в различных учреждениях (региональных, местных администрациях, учебных заведениях), субъектов частного сектора (например: предприятий, объединений и др.), профессиональных союзов, социальных групп.
Одновременно, можно выделить два разных подхода, определяющих структуры сотрудничества приграничных регионов:
- одноразовые контакты, т.е. сотрудничество, устанавливающееся для достижения определенной цели (к примеру: для создания трансграничной информационной сети);
- стратегическое сотрудничество, направленное на развитие с целью использования внутреннего потенциала приграничного региона, посредством организации сотрудничества (инициирование новых проектов, трудоустройство и социально- экономическое развитие).
Анализ свидетельствует, что относительно всех видов сотрудничества необходима организация различных структур на различных уровнях его развития.
В этом контексте важным является утверждение, что “строительство” структур на означает создание новых правовых образований - не говоря уже об образованиях международного права. Создание структур означает прежде всего единение субъектов и организаций на региональном / локальном уровне (и в некоторых случаях государственном), которые уже существуют, и вместе с тем создание постоянной способности (политической, технической, административной) для ведения этого сотрудничества. Это подтверждается в форме трех этапов: знакомство будущих партнеров (регионов), разработка общей стратегии и утверждение программы реализации совместных проектов.
Современной моделью организации приграничного сотрудничества являются “еврорегионы”. Это форма организации сотрудничества посредством учреждения трансграничного союза двух либо трех приграничных регионов стран, имеющих общие границы и расположенных на удалении от государств - партнеров.
Яркий пример: организация “еврорегиона” с участием Гродненской области Республики Беларусь - это формируемый трансграничный союз Еврорегион “Неман”, особенность которого выражается в регистрации на начальной стадии как макрорегиона приграничных территорий, в который войдут: районы городов Нестеров, Гусев, Озерск, Черняховск от Калининградской области Российской Федерации, Гродненская область Республики Беларусь, Сувалкское воеводство Республики Польша, Алитусский и Мариампольский уезды Литовской Республики.
Организация приграничного сотрудничества в рамках Еврорегиона "Неман", с учетом европейского опыта, позволит решить на первоначальной стадии следующие проблемы:
- строительство новых “локальных” и развития действующих пограничных переходов на белорусско-польской и белорусско - литовской государственной границе;
- реализация совместных программ по охране окружающей среды;
- активизации инвестиционной деятельности;
- создания условий взаимного доступа к информации о солидности фирм, заинтересованных в инвестициях.
Стремление к дружеским взаимоотношениям регионов Республики Беларусь с соседними государствами, а вместе с тем и развития приграничной инфраструктуры относится к приоритетам политики правительства нашего государства.
Приложение №1. Карта трансграничного союза Еврорегион “Неман”
Приложение №2. Пагадненне аб стварэнні трансгранічнага саюза
Еўрарэгіён “Нёман”
Ніжэйпералічаныя члены - заснавальнікі саюза, якiя ў далейшым называюцца "Бакамі":
* Гродзенская вобласць Рэспублiкi Беларусь, прадстаўленая старшынёй Гродзенскага аблвыканкама;
* Сувалкскае ваяводства Рэспублiкi Польшча, прадстаўленае ваяводай Сувалкскiм;
* Алiтускi i Марыямпальскi раёны Лiтоўскай Рэспублiкi, прадстаўленыя кiраўнiкамi ўездаў;
* Калiнiнградская вобласць Расiйскай Федэрацыi, прадстаўленая губернатарам Калiнiнградскай вобласцi;
кіруючыся жаданнем свабоднага аб'яднання і супрацоўніцтва народаў Еўропы на прынцыпах традыцыйных дэмакратычных каштоўнасцей, рыначнай свабоды і гаспадарчага супрацоўніцтва ў прыгранічных тэрыторыях,
дзейнічаючы ў адпаведнасцi з унутранымi заканадаўствамi сваіх дзяржаў і са сваімі кампетэнцыямі,
прымаючы пад ўвагу Пагадненнi паміж уладамі вышэй пералічаных дзяржаў аб міжрэгіянальным і трансгранічным супрацоўніцтве, а таксама Еўрапейскую Рамачную Канвенцыю аб трансгранічным супрацоўніцтве паміж супольнасцямі і тэрытарыяльнымі ўладамі ад 21 мая 1980 г., пастанавілі наступнае:
Артыкул 1
1.Стварыць трансгранічны саюз пад назвай Еўрарэгіён “Нёман", называемы далей "Саюзам".
2.Штаб-кватэрай Саюза з'яўляецца горад Сувалкi (Рэспублiка Польшча).
3.Бакі пастанавілі, што Саюз мае адкрыты характар для супольніцтваў і тэрытарыяльных уладаў, у тым ліку і для трэціх бакоў.
Артыкул 2
1.Галоўнай мэтай Пагаднення з'яўляецца стварэнне ўмоў для грамадска-гаспадарчага развіцця, навукова-культурнага супрацоўніцтва ў прыгранічных тэрыторыях суседніх дзяржаў.
2.Мэты, задачы, а таксама арганізацыйную структуру Саюза акрэслівае Статут, які з'яўляецца неад’емнай часткай гэтага Пагаднення.
Артыкул 3
1.Дадзенае Пагадненне ўступае ў сілу са дня падпісання. Для тых Бакоў, па заканадаўству дзяржаў якіх патрабуецца зацвярджэнне Пагаднення, яно ўступае ў сілу пасля зацвярджэння.
2.Пагадненне складаецца ў чатырох экзэмплярах на мовах: беларускай, польскай, літоўскай i рускай, усе тэксты маюць аднолькавую юрыдычную сілу.
Здейснена ў горадзе __________________________
Приложение №4. Европейская рамочная конвенция по приграничному сотрудничеству территориальных сообществ или властей
Приложение №5. Дополнительный протокол к общей европейской конвенции о межграничном сотрудничестве между сообществами и территориальными властями
Приложение №6. Разъяснительный рапорт к дополнительному протоколу европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве между сообществами и территориальными органами.
Введение.
Целью данной дипломной работы является систематизация опыта организации приграничного/трансграничного сотрудничества в Европе и определение наиболее эффективной его формы для регионов Республики Беларусь. В работе дана оценка перспектив приграничного сотрудничества в Европе, отношений к вопросам европейской интеграции Республики Беларусь на 1997 год и возможностей привлечения внешней помощи зарубежных государств, международных организаций для реализации совместных проектов в рамках приграничного/трансграничного сотрудничества.
Трансграничное / приграничное сотрудничество это качественно новые контакты приграничных регионов Республики Беларусь с соседними странами, расположенными вдоль западных и северных границ. Целью этого сотрудничества является преодоление стереотипов и преодоление существующих по обе стороны границ проблем, а также ликвидация государственных границ как социального, экономического и культурного барьера. Трансграничное / приграничное сотрудничество это также средство, посредством которого власти регионов либо территориальные органы самоуправления, действуя согласно действующим компетенциям и не нарушая законодательства сотрудничающих стран, объединяют свои силы с целью решения существующих для себя проблем, несмотря на разделение их государственными границами. Цели приграничного сотрудничества, проблемы и основные направления в различных “типах” приграничных регионов определены в первой главе работы
Межрегиональное сотрудничество это более широкая форма сотрудничества, в которой участвуют власти регионов, гмин и городов, не граничащих между собой, лежащих часто в странах, отдаленных друг от друга на тысячи километров. Сотрудничают они используя подобия, сближенную экономическую специфику, инфраструктуру или общие проблемы для их совместного решения. Данное сотрудничество вмещает в себя кроме всего прочего обмен опытом, обучение, продвижение фирм, организацию выставок и ярмарок, обмен экономической информацией, культурное сотрудничество.
Развитие трансграничного/приграничного сотрудничества позволло ускорить демократические перемены, которые произошли в Центральной Европе после 1990 года. Они привели к увеличению значения и самостоятельности локальных и региональных властей, и одновременно облегчили развитие вышеупомянутого сотрудничества. Это означает, что кроме контактов на правительственном уровне, а это в основном деятельность международных смешанных комиссий по экономическому и торговому сотрудничеству, комиссий по пограничным переходам, совместных комиссий по территориальному развитию, более высокое значение начинают принимать контакты между регионами, властями областей, воеводств, уездов. На региональном и локальном уровнях подписываются соглашения о сотрудничестве, давая этим самым возможность интенсификации экономического и культурного развития регионов. Существующий опыт европейских стран подробно рассматривается во второй главе дипломной работы.
Особую форму сотрудничества приграничных территорий составляют сегодня “еврорегионы” (название является неофициальным термином). Сутью взаимодействия в рамках еврорегионов является достижение взаимного общественно - экономического роста, налаживание и развитие близкого сотрудничества между экономическими, научными, культурными и муниципальными институтами регионов. Это служит всестороннему сближению народов и ликвидации существующих предубеждений, созданию и поддержанию “климата”, благоприятствующего партнерскому сотрудничеству и обмену опытом.
Важнейшим юридическим документом, который регулирует международное сотрудничество на региональном и местном уровнях является Европейская рамочная Конвенция по трансграничному сотрудничеству, принятая 21 мая 1980 года в Мадриде.
Правительство Республики Беларусь придает особое внимание организации трансграничного / приграничного сотрудничества в рамках создаваемого Еврорегиона “Неман” с участием Гродненской области. Оно рассматривается как один из стабилизирующих факторов, благоприятствующих развитию отношений со странами Европейского Союза и возможным условиям экономического роста в рамках программы социально - экономического развитая Республики Беларусь до 2000 года.
Сегодня ведется активная работа по созданию Еврорегиона “Неман” в составе регионов Беларуси, Литвы, России и Польши. Основные этапы развития работы по созданию еврорегиона излагаются в третьей главе работы.
Организация Еврорегиона “Неман” как неформальной четырехсторонней структуры будет неизмеримо ценным вкладом в общеевропейское дело развития сотрудничества.
Глава 1. Рамки трансграничного сотрудничества.
Исторические аспекты.
Характерной чертой Европейского континента является не только общая культура и история, но и существование большого количества границ.
Большинство исторических процессов, которые берут свое начало в средние века, привели в XIX и XX веках к возникновению различающихся моделей государств, которые преимущественно существуют в настоящее время и ведут самостоятельную политику. Немного было исключений возникновения настоящих границ, таких как границы между Испанией и Португалией, одной из самых древних в Европе. Государственные границы в течение последних трех столетий отделяли регионы и этнические группы. Создавались искусственные барьеры, а боязнь военной агрессии приводила к слабому, немногочисленному заселению приграничных территорий. Экономическая активность, торговля, а вместе с ними и население перемещалось из приграничных территорий в центр государств. Транспортные пути тянулись вдоль границы. Территории с большей плотностью населения, лежащие вблизи границ, а также хорошо развитые промышленные регионы становились причиной политических конфликтов и войн. За немногим исключением европейские приграничные пространства становились территориями слабо развитыми, имеющие недостаточно хорошую транспортную сеть. Природные границы такие как реки, озера, моря и горы дополнительно усиливали существующие барьеры. Политические концепции и амбиции отдельных милитарных блоков сделали границы "непроницаемыми". Отличающаяся политика, реализуемая по разные стороны границы, в особенности в отраслях управления, экономики, культуры и социальных дел, еще сильнее ухудшили ситуацию создавая из государственных границ барьеры разделяющие народы.
Жители приграничных регионов, наиболее вовлекаемые в исторические конфликты, чувствовали к себе боязнь и непонимание. Эти условия не благоприятствовали образованию контактов и открытому сотрудничеству приграничных регионов различных европейских государств.
Трансграничное сотрудничество на приграничных территориях имеет давние традиции. Несмотря на это в некоторых государствах Европы, таких как в Испании, Португалии и Греции, трансграничное сотрудничество могло начать развиваться только в 80-х г., в результате глубоких политических перемен, возникновения демократических систем, а также вхождения в Европейский Союз (ЕС). В странах центральной и восточной Европы аналогичный процесс начался в 1989г.
После окончания Второй Мировой войны, в 50-е г., представители приграничных регионов встречались во многих частях Европы для того чтобы обсудить способы ликвидации пограничных преград. Было это обусловлено необходимостью увеличения жизненного уровня населения, а также для обеспечения стабильного мира.
Главной целью трансграничного сотрудничества стала ликвидация пограничных преград, ограничений и других составляющих влияющих на разделение общественности в приграничных регионах. Это относилось и к природным границам, которые преодолевались путем строительства мостов и туннелей. Негативные результаты существования государственных границ были и будут ликвидироваться благодаря ограничению их значения и минимизации роли административных границ.
После Второй Мировой войны жители некоторых приграничных территорий (Скандинавских стран) поняли, что нельзя достичь уровня жизни населения, живущего в глубине страны, они должны генерировать или полностью уничтожить негативное воздействие существующих границ. В конце концов они пришли к выводу, что в виду недостатка компетенции в области права и управления, эффективность их деятельности для регионов и общественности будет ограничена. Для этого началось создание совместных образований занимающихся проблемами, стоящими перед обоими сторонами с целью систематизации трансграничного сотрудничества. Эти образования часто объединялись, создавая более широкий инструмент трансграничного сотрудничества. Начиная с 60-х г. до 80-х г. они продвигались к улучшению социально-культурного и экономического положения жителей приграничных регионов. Очень скоро оказалось, что население приграничных регионов ожидало решения проблем, преодоление которых находится в компетенции правительства в таких областях как:
общественное планирование и управления, различных административных структур, организаций и методов планирования; налогообложения, социальной безопасности, обучения и образования, в особенности объектов, и изучения языка, а также взаимного овладевания впадеющими квалификациями ;
строительство дорог, коммунального оборудования, инфраструктуры и окружающей среды.
Проблемы возникающие в данных областях привели к ошибочным инвестициям с обеих сторон границы, а также к образованию многих абсурдных ситуаций в ежедневной жизни. Граждане и общественность проживающая на приграничных пространствах начали перенимать инициативу и применять давление на всех уровнях, направленное на генерирование либо ликвидацию пограничных преград. Жители приграничных регионов с успехом реализовали эту политику в 70-80 годах, пользуясь поддержкой Объединения Европейских Приграничных регионов при участии Совета Европы, Европейской Комиссии и отдельных правительств. Возникновение сети приграничных регионов в Европе стало направляющей силой развития трансграничного сотрудничества на всех европейских границах.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 228.