Диагностика финансового состояния кризисного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                            предприятия

  Финансовая диагностика кризисного предприятия базируется на показателях и методологии внешнего и внутреннего финансового анализа.

Финансовый анализ – это система аналитических расчетов для оперативного управления компанией и подготовки материалов текущего и стратегического планирования. Цель финансового анализа – определить уровень финансового состояния компании, ее возможности по привлечению собственных и заемных источников финансирования проектов развития.

Развитые предприятия с высоким уровнем прибыльности и рентабельности активов привлекательны только для очень эффективных инвестиционных проектов. С другой стороны, компании, попавшие в кризисное состояние и имеющие низкий уровень платежеспособности и рентабельности, могут оказаться инвестиционно привлекательны для нововведений со средним и низким уровнем эффективности, требующих и соответственно меньших капиталовложений. Задача финансового анализа выявить особенности каждого предприятия и создать информационную базу для планирования и разработки проектов развития и их достоверной оценки на ранних стадиях проектирования.

При определении уровня кризисного состояния предприятия и оценке относительной эффективности его деятельности среди конкурентов и компаний отрасли главную роль играют две группы характеристик.

Первая из них, - финансовые показатели, используется для определения деловой активности и финансовой устойчивости предприятия, уровня его платежеспособности. Эта группа показателей внешней финансовой диагностики позволяет провести оценку компании с помощью методов классического (внешнего) финансового анализа, расчета коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, платежеспособности, финансовой независимости и ликвидности.

  Цель этого внешнего финансового анализа - констатировать уровень финансового состояния предприятия в целом. На базе этой оценки разработать программу дальнейших аналитических расчетов и подготовки материалов для разработки плана развития и вывода предприятия из кризисного состояния.

 

Вторая группа показателей – экономические, организационно-технологические, управленческие и социальные характеристики внутренней деятельности компании, определяющие как уровень финансового состояния предприятия в целом, так и его место среди конкурентов и других предприятий. Расчет и анализ показателей этой группы основывается на программе, разрабатываемой по результатам внешнего финансового анализа и является продолжением работ по диагностике кризисных предприятий.

     Вторая группа показателей относится к характеристикам внутреннего финансового анализа и используется для определения видов работ и факторов деятельности компании, которые явились причиной развития кризисной ситуации. На основе анализа этой группы показателей разрабатываются стратегия компании, конкретные мероприятия и бизнес- план по развитию предприятия и ликвидации кризисной ситуации.

 

Стратегия кризисной компании является базой построения бизнес-плана вывода ее на рентабельную работу и достаточный уровень финансовой устойчивости. Поэтому часть показателей второй группы направлена на подготовку материалов и обоснований разработки стратегии кризисного предприятия. Одним из главных вопросов здесь является оценка относительной конкурентной позиции компании и привлекательности рынка, на котором работает рассматриваемое предприятие. Здесь используются различные модели и построения, основанные на использовании схемы Бостонской матрицы. Так, привлекательность рынка в этой схеме оценивается на основе анализа темпов его роста, а конкурентная позиция компании может измеряться относительной долей рынка, показанной на Бостонской матрице.

В то же время конкурентная позиция может измеряться и на основе других подходов. Все чаще исследователи выделяют относительное качество продукта как наиболее важную характеристику конкурентной позиции на различных рынках.

Рассмотрим особенности и цели внешнего и внутреннего анализа промышленных и торговых предприятий.

2.1. Внешний и внутренний финансовый анализ предприятий

 

Финансовый анализ заключается в применении специальных методов расчета к показателям бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности предприятия с целью выявления существенных связей между сложившимися методами управления и технологии в компании с ее доходностью и финансовой устойчивостью.

Цель проведения этих расчетов – принятие решений об инвестировании или кредитовании предприятия, заключении долговременных контрактов, купле или продаже компании в целом, ее акций или долей. Эта цель очень важна для кризисного предприятия. Действительно необходимо объективно оценить стоит ли инвестировать и кредитовать рассматриваемое предприятие или выгоднее сразу заняться распродажей его отдельных частей и имущества. На основе финансового анализа производится подготовка исходной информации для разработки стратегии развития, бизнес-планов и инвестиционных проектов рассматриваемой компании.

Финансовый анализ кризисных предприятий проводится в интересах как руководства компанией, ее владельцев и инвесторов, так и различных кредиторов, включая банки и поставщиков. Первая группа преследует в этой работе цели, связанные с выводом предприятия из кризисной ситуации для дальнейшей работы с ним или перепродажи. Инвестор, владелец собственного капитала предприятия заинтересован получить наиболее полную цифровую информацию о финансовом состоянии предприятия и планах его развития, причем важнейшим требованием при этом является обеспечение его возможностью заглянуть в глубь процессов управления и производства компании, т.е. заглянуть «за» цифры.

Вторая группа - кредиторы, например, банки, выдающие компании заем, намерены уменьшить риск не возврата ссуды и поэтому в процессе анализа хотят уяснить степень платежеспособности предприятия, его залоговые возможности и уровень обеспеченности компании собственным капиталом.

При оценке активов предприятия, как гарантии возврата ссуды, банки склонны уменьшать и даже значительно занижать их стоимость, представленную в бухгалтерской отчетности, ориентируясь на предпосылку банкротства и ликвидации предприятия. Особенно это относится к долгосрочным займам.

     Возможности предприятия выполнять свои обязательства перед поставщиками, кредиторами и инвесторами определяются понятием «финансовое состояние компании», а уровень финансового состояния определяется с помощью специальной системы расчетов, получившей название «анализ финансового состояния компании» или более коротко «финансовый анализ».

С одной стороны, как уже указывалось, эта работа имеет направленность внутрь фирмы и должна обеспечить менеджеров и управляющих компанией информацией как для принятия оперативных решений по ведению и финансированию бизнеса, так и стратегических решений по развитию предприятия.

С другой, эта контролирующая аналитическая деятельность направлена за пределы компании и имеет целью обеспечить различных партнеров по бизнесу, кредиторов и инвесторов, поставщиков и покупателей информацией о надежности предприятия, способности его своевременно выполнять свои обязательства и договоренности.

     Именно в соответствии с двумя направлениями использования информации о финансовом состоянии предприятия в процессах управления, финансовый анализ и подразделяется на два вида внешний и внутренний.

Внешний финансовый анализ базируется на открытой бухгалтерской информацию предприятия и предполагает использование типовых методов расчета. При этом обычно используется относительно небольшое количество исходной информации - финансовых показателей квартального или годового баланса фирмы.

При проведении внешнего анализа основной упор делается на сравнительные методы и количественное определение уровня фактического финансового состояния предприятия с помощью расчета различного рода коэффициентов и индикаторов. Причины, условия и факторы, определяющие низкий или высокий уровень финансового состояния, не могут быть определены достаточно обоснованно в процессе внешнего анализа из-за недостатка специальной информации.

Внутренний финансовый анализ иногда называют анализом хозяйственной деятельности предприятия. Для него не достаточно информации в целом по предприятию, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и в связи с этим возникает необходимость использовать данные управленческого учета. В процессе анализа наибольшее внимание уделяется выявлению причин и факторов определяющих уровень и изменения финансового состояния предприятия, поиску решений, направленных на улучшение этого состояния. Теоретической базой внутреннего финансового анализа является факторный анализ сложных систем.

Внутренний анализ отличается значительно большей трудоемкостью по сравнению с внешним, так как он не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а всегда направлен на анализ отдельных подразделений, видов и направлений деятельности предприятия, а также типов продукции. В следующей таблице представлены особенности двух видов финансового анализа

                                                                                Таблица 3.1

  Внешний анализ Внутренний анализ
Цель
  Исходные данные
    Методология
   
  Объект исследования

 

Оценка финансового состояния предприятия
  Стандартная бухгалтерская отчетность
    Типовые методы финансовой диагностики, методы сравнения
   
Предприятие в целом

 

Определение причин и факторов, влияющих на улучшение финан-сового состояния предприятия
Информация управленческого учета, необходимая для решения поставленной задачи
Факторный анализ и другие методы выявления причинно-следственных связей
 
Предприятие, его структурные подразделения, направления деятельности, виды продукции

 

 

Финансовое состояние предприятия – комплексная экономическая характеристика, определяемая десятками расчетных показателей. Она отражает несколько взаимосвязанных между собой и в тоже время противоречивых направлений развития фирмы:

- поддержание приемлемого уровня предпринимательского и финансового риска,

- обновление выпускаемой и реализуемой продукции, услуг,

- обеспечение прибыльности и эффективности работы предприятий.

 

Взаимосвязь внешнего и внутреннего финансового анализа при разработке плана развития кризисного предприятия представлена на

рис. 3.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешний

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет плановых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

финансовых

ФА

 

 

 

 

 

1

 

 

показателей

 

 

 

 

Финансовые показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Внутрен

 

 

 

 

Экономические показатели

 

 

 

Ний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технико-экономические

 

 

 

 

 

 

 

 

нормы и тарифы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка плана развития, выхода из кризисного

 

 

 

 

 

 

состояния (бизнес планирование)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Рис.3.1. Финансовый анализ и плановые расчеты.

 

Она базируется на трехуровневой системе финансовых и организационно-экономических показателей предприятия. Первый уровень – финансовые показатели компании, на основании которых может констатироваться уровень ее финансового состояния: ликвидность и платежеспособность, финансовая независимость и рентабельность. Эти показатели определяются в процессе внешнего финансового анализа и не позволяют определить причины убыточности или неплатежеспособности кризисного предприятия.

Для выявления причин и факторов используется внутренний финансовый анализ, который заключается в углубленной оценке экономических показателей и определяющих их величину норм, цен и тарифов. Например, анализ себестоимости проводится не по компании в целом, а по отдельным видам продукции и подразделениям предприятия. Этот же принцип разделения по различным видам деятельности, работам и даже операциям используется при оценке фактической трудоемкости продукции, расхода материально-энергетических ресурсов, организации производства, сбыта и закупок, конкурентной позиции предприятия и т.д. Внутренний анализ относится к расчетам показателей второго (экономические показатели) и третьего (технико-экономические нормы и тарифы) уровней схемы на рис.3.1.

На основе внешнего финансового анализа рассчитывается нормативный бюджет кризисного предприятия. На основе внутреннего финансового анализа разрабатывается бизнес-план развития компании.

Главными задачами курсового проекта являются внешняя финансовая диагностика и разработка нормативного бюджета рассматриваемого предприятия. Поэтому остановимся более подробно на показателях и методах внешнего анализа.

 

 

              2.2. Методология внешней финансовой диагностики

 

                 2.2.1.Показатели внешнего финансового анализа

 

Оценка финансового состояния предприятия на базе внешнего финансового анализа представляет собой систему расчетов, направленных на определение двух важнейших комплексных характеристик предприятия: финансовой устойчивости и деловой активности.

Показатели финансовой устойчивости компании дают количественное представление об уровне предпринимательского и финансового риска с которым работает рассматриваемое предприятие.

С помощью показателей деловой активности определяется прибыльность - финансовые результаты деятельности предприятия, связанные с принятой схемой управления и организации производства в компании, обновлением технологии и реализуемой продукции в процессе его развития, схемами финансирования текущей и инвестиционной деятельности, организацией денежных потоков.

В таблице 3.2 представлена структура понятия финансовое состояние предприятия и основные группы коэффициентов для оценки уровня этой комплексной характеристики.

                                                                           Таблица 3.2

Дата: 2019-04-23, просмотров: 223.