предприятия.
Текстовый отчет о финансовом состоянии предприятия в курсовом проекте составляется студентом самостоятельно. Функция автоматического формирования текстового отчета в студенческой версии модели «МАСТЕР ФИНАНСОВ: Анализ» исключена.
Отчет о финансовом состоянии предприятия составляется в виде последовательности расчетных таблиц и текстовых комментариев к ним.
Исходной информацией для отчета служат данные листа QUICK, где в таблицах собраны так называемые "точечные показатели" (например, сальдо бухгалтерских счетов на определенную дату) и "интервальные показатели" (например, выручка от реализации за определенный период времени).
В первую очередь в отчете формулируются результаты анализа имущественного состояния и финансовой устойчивости рассматриваемого предприятия. Финансовая устойчивость определяется размером и структурой активов и пассивов предприятия, а также расчетными коэффициентами финансовой независимости, ликвидности и платежеспособности.
Для оценки финансовой устойчивости проводится анализ активов, имущественного состояния фирмы. Здесь используются методы сравнения, горизонтальный и вертикальный анализ. При этом важно выяснить наличие и стоимость основных средств (земельных участков, зданий и оборудования), находящихся в собственности компании, тенденции их изменения за последний год. Чем выше их стоимость, тем более устойчивым в финансовом отношении является предприятие. Не менее важно определить размеры и тенденции изменения оборотных активов и их составляющих таких, как запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
При анализе имущественного состояния следует иметь в виду, что состав и суммарная величина стоимости активов зависят от специализации предприятия и объемов производства, торговли или других видов деятельности. Стоимостная оценка активов имеет очень большое значение для реальной оценки имущества предприятия и достоверных расчетов других показателей финансового состояния. Надо иметь в виду, что она меняется как в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так и в зависимости от колебания рыночных цен на материальные ресурсы, ценные бумаги и другие виды активов.
При анализе пассивов рассматриваются величины собственных и заемных средств, их соотношение и тенденции. Финансово устойчивым считается предприятие, у которого величина собственного капитала превышает размер заемных средств. Здесь анализ проводится также на основе методов горизонтального и вертикального сравнения. Существенным элементом при оценке финансовой устойчивости предприятия на основе анализа пассивов является определение финансового рычага в деятельности компании и его эффекта.
Итоговая оценка финансовой устойчивости проводится на основе коэффициентного анализа ликвидности и платежеспособности предприятия.
Далее в отчете должны быть отражены результаты анализа деловой активности рассматриваемого предприятия. Сюда входит оценка изменений выручки от реализации продукции, прибыли от продаж и чистой прибыли за анализируемый период времени. Итоговая оценка деловой активности производится на основе анализа изменений обобщающих коэффициентов оборачиваемости активов, прибыльности продаж и рентабельности собственного капитала компании. При анализе деловой активности обязательно рассматриваются показатели эффективности труда и вероятности банкротства, входящие в отдельные таблицы в листе QUICK.
Показатели эффективности и производительности труда необходимы для анализа взаимосвязей между ростом заработной платы, с одной стороны, объемом произведенной продукции и чистой прибылью предприятия, с другой. Для их расчета используется, как уже указывалось, дополнительная исходная информация, кроме данных форм 1 и 2 бухгалтерского баланса. Эти дополнительные данные позволяют также уже во внешнем финансовом анализе определить порог безубыточности и «запас прочности» по объему реализации.
Оценка финансового состояния предприятий на основе системы показателей является не простой задачей. Здесь часто возникает ситуация, когда одни оценочные показатели возрастают и характеризуют повышение уровня финансовой устойчивости и эффективности деятельности фирмы. Другие же снижаются и достигают нижнего предела.
Многообразие финансовых показателей создает предпосылку их разнонаправленности и неравномерного изменения в процессе деятельности компании. Предприятие может иметь высокий уровень финансовой устойчивости и низкую рентабельность. Возможно в отдельные периоды времени получить убытки от основной деятельности и достаточно высокий уровень рентабельности активов. Или наоборот, имея высокий уровень рентабельности продаж, получать убытки по чистой прибыли за счет высокого уровня прочих операционных и внепроизводственных расходов.
Разнонаправленность изменения показателей предприятий создает трудности в обобщающей оценке их финансового состояния. Некоторые аналитики сравнивают эту деятельность с диагностикой здоровья человека. Это означает, что при современных возможностях всеобъемлющего диагностирования требуется оценить множество характеристик состояния здоровья таким образом, чтобы правильно выявить главную болезнь и ее причины. При этом в счет могут не идти мелкие царапины и ушибы, а виды диагностического оборудования и приемы могут быть разнообразны, как и финансовые показатели.
Основной принцип здесь - это то, что гораздо важнее понимать, что является причиной высокой температуры больного, чем обсуждать, каким термометром и по какой шкале ее измерять (можно по Цельсию, можно по Фаренгейту). По аналогии в отчете по финансовой диагностике должно быть четко сформулировано отношение студента к рассматриваемому предприятию: за анализируемый период в целом по предприятию происходит «улучшение финансового состояния» или «ухудшение».
При диагностике кризисного предприятия студент должен представлять себе, что в практической деятельности промышленных и торговых компаний существует три основных подхода к решению этой задачи.
Первый подход в диагностике реализуется на основе расчета системы из множества показателей. Он использован в модели «МАСТЕР ФИНАНСОВ: Анализ» .
Второй подход в обобщающей оценке финансового состояния предприятия базируется на «ранжировании предприятий по уровню финансовых показателей». На базе этой методологии значительное распространение получили рейтинговые оценки кредитоспособности и инвестиционной привлекательности компаний. Наиболее широко применяются рейтинговые оценки применительно к облигационным займам, акциям открытых акционерных обществ и оценке кредитоспособности банковских заемщиков.
Третий подход реализуется путем определения одной количественной характеристики интегрального характера, определяющей уровень финансового состояния предприятия. Здесь широко известны способы интегральной оценки устойчивости финансового состояния предприятия, а именно показатели вероятности банкротства, из которых z – коэффициент Э.Альтмана наиболее часто применяется в практике финансового анализа российских предприятий.
В различных ситуациях и при различной постановке задач финансового анализа методика его проведения может базироваться на совмещении каких либо двух или всех трех подходов. Например, в программном продукте V&M «МАСТЕР ФИНАНСОВ: Анализ» используется с одной стороны расчет многочисленных показателей, отражающих все стороны финансового состояния предприятия, и, с другой стороны, интегральная оценка вероятности банкротства на основе трех многофакторных моделей.
При диагностике предприятий на основе системы показателей обычно используется два подхода:
- расчет и анализ максимально возможного количества финансовых коэффициентов,
- проведение экспресс-анализа на основе специально подобранной группы показателей, включающей только основные финансовые характеристики.
В программном продукте «Мастер финансов» V&M используются оба подхода: с одной стороны на основе бухгалтерского отчета автоматически рассчитывается более двух сотен финансовых коэффициентов (лист ANALYSIS), определяются их тенденции и структурные изменения во времени. С другой стороны предусмотрен экспресс-анализ (лист электронных таблиц QUICK) на базе ограниченного количества показателей, выбор которых за разработчиком, т.е. при разработке курсового проекта за студентом, проводящим финансовую диагностику кризисного предприятия.
Какие же финансовые показатели предприятия наиболее значимы при обобщающей оценке финансового состояния?
В соответствии с главной целью бизнеса – получить удовлетворитель-ную прибыль на вложенный капитал, поддерживая при этом устойчивое финансовое положение, для общей оценки финансовых результатов и состояния предприятия могут быть приняты такие важнейшие показатели как
- рентабельность собственного капитала ROE,
- коэффициент финансовой независимости (общей платежеспособности – доля собственного капитала в валюте баланса),
- коэффициенты платежеспособности и общей ликвидности.
Остальные показатели рассматриваются как факторы, обусловившие соответствующий уровень основных оценочных показателей.
Рентабельность собственного капитала фирмы ROE зависит от рентабельности активов предприятия ROA и эффективности использования финансового рычага. Поэтому в качестве одного из наиболее значимых показателей при обобщающей оценке деятельности предприятия обычно принимается рентабельность используемого капитала ROA. Для принятия решений его величина может сравниваться со средней ставкой банковского процента. Если величина ROA меньше или равна банковской ставке, то это говорит о малой эффективности бизнеса на рассматриваемом предприятии.
Однако следует помнить, что при экономических и финансовых оценках важнейшее значение для правильного принятия решений имеет достоверность и сопоставимость стоимостных показателей, используемых в расчетах. Если стоимость активов значительно переоценена (завышена), расчетная величина ROA может быть существенно ниже ее действительного уровня. Поэтому при обобщающей оценке эффективности деятельности предприятия нельзя механически подходить к сравнению показателей. На первом месте у аналитика должен быть логический анализ показателей в их взаимосвязи друг с другом, информационной базой расчетов, реальной ситуацией на рынке и в системе управления предприятием.
При оценке рентабельности активов ROA необходимо учитывать связь этого показателя с характеристиками рентабельности продаж ROS и оборачиваемости. Укрупненно (для случая когда прибыль от продаж приблизительно равна чистой прибыли предприятия):
ROA = ROS * ОБа = ROS * ОБоа * dоа
где ОБа(оа) - коэффициент оборачиваемости активов (оборотных активов),
dоа - доля оборотных активов в общей сумме активов.
Тогда в сложившейся системе расчетов рентабельность активов (используемого капитала) ROA можно рассматривать как совокупный результат влияния двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Используя методологию факторного анализа ( в данном случае можно воспользоваться способом «цепных подстановок») и оценивая уровень рентабельности капитала ROA в сравнении с предшествующим годом или с планом возможно установить в какой мере изменение этого показателя произошло за счет повышения рентабельности продаж, а в какой за счет улучшения использования активов предприятия.
Здесь возможна следующая логика рассуждений - имеется два основных пути повышения рентабельности используемого капитала ROA:
- во-первых за счет увеличения прибыли на рубль реализации продукции,
- во-вторых за счет увеличения оборачиваемости средств.
Оборачиваемость активов можно повысить, либо увеличив объем реализации продукции при сохранении общей суммы активов, либо, сократив сумму активов для обеспечения заданного объема реализации
( например, уменьшив страховые запасы на складах или дебиторскую задолженность предприятия на основе пересмотра условий платежей за готовую продукцию ). Рассмотренные факторы в свою очередь могут быть разбиты на составные элементы, что позволит более конкретно оценить влияние отдельных финансовых и экономических показателей, характеристик затрат как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений на уровень рентабельности капитала. Но определение влияния изменения себестоимости продукции и определяющих ее технологических характеристик производства, рыночных цен по отдельным видам закупаемых товаров и производимой продукции на величину рентабельности капитала - это уже предмет внутреннего финансового анализа.
Приведенные рассуждения показывают, что еще на этапе внешней диагностики кризисного предприятия возможно выявить некоторые причины и факторы ухудшения деятельности и снижения уровня финансового состояния рассматриваемого объекта. Эти возможности реализованы в программном продукте V&M «МАСТЕР ФИНАНСОВ: Анализ» и должны быть отражены в отчете о финансовом состоянии предприятия в курсовом проекте.
В заключение раздела необходимо отметить, что при составлении отчета о финансовом состоянии кризисного предприятия требуется исходить из следующих основных положений:
Текст отчета должен давать последовательное описание результатов анализа все таблиц листа QUICK. Состав же таблиц этого листа студент подбирает самостоятельно ( как указано в заключении раздела 3.3.1.), изучив литературу по финансовой диагностике кризисных предприятий и консультируясь с преподавателем.
В резюме отчета должна быть четко указана тенденция изменения финансового состояния предприятия в анализируемом периоде: «финансовое состояние предприятия за анализируемый период в целом ухудшилось» или «улучшилось». Кроме того в резюме должен быть кратко определен уровень кризисного состояния на основе анализа уровня основных показателей финансовой независимости, ликвидности, платеже-способности, оборачиваемости и рентабельности. Резюме должно занимать не более 1 страницы текста отчета.
Отчет о финансовом состоянии предприятия на основе внешнего анализа является базой (см.Рис. 3.2.) для:
- расчета нормативного бюджета,
- разработки программы внутреннего финансового анализа в практической деятельности предприятий, дипломных работах, бакалаврских и магистерских диссертациях.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Внешний финансовый |
|
|
| |
|
|
| анализ |
|
|
| |
|
|
| Уровень финансовой |
|
|
| |
|
|
| устойчивости и деловой |
|
|
| |
|
|
| активности |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
| Программа внутреннего | Разработка норматив- |
| ||||
| финансового анализа | ного бюджета | |||||
|
|
| предприятия | ||||
|
|
|
|
|
|
| |
| Анализ данных |
|
|
|
| ||
| управленческого и |
|
| Плановые объемы | |||
| внутреннего бухгал- |
|
| реализации и денеж- | |||
| терского учета |
|
| ных поступлений |
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оценка бизнеса для |
|
| Плановый объем |
| ||
| определения реальной |
|
| инвестиций в |
| ||
| стоимости активов |
|
| активы |
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Бизнес-план развития |
|
|
| |
|
|
| компании |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3.2. Схема использования результатов внешнего
финансового анализа при АКУП
Методология обобщающей оценки финансового состояния предприя-тия на основе анализа системы показателей финансовой устойчивости и деловой активности ориентирована на цели совершенствования управления компанией. На основе расчета финансовых коэффициентов, их вертикального и горизонтального анализа, сравнения с аналогичными показателями других предприятий и нормативными данными мы можем констатировать приемлемый, высокий или наоборот низкий уровень ликвидности и платежеспособности, оборачиваемости и эффективности деятельности. Однако при проведении этих расчетов мы не можем достаточно глубоко оценить и понять причины неудовлетворительной динамики и достигнутого уровня финансовых показателей. Для решения этой задачи проводится внутренний финан-совый анализ предприятия, который основывается не только на бухгал-терской отчетности предприятия, но и на детальной информации внутреннего экономического и управленческого учета компании.
Внутренний финансовый анализ очень трудоемок, требует разработки специальной методики проведения для каждого предприятия в соответствии с его особенностями и поставленными целями. Он направлен на исследование эффективности работы отдельных подразделений и видов бизнеса компании, выявлении перспективности и прибыльности продаж по видам реализуемой продукции и услуг. В этих условиях обобщающая оценка финансового состояния предприятия на основе анализа системы показателей финансовой устойчивости и деловой активности имеет целью подготовить данные и материалы для разработки методики и проведения именно внутреннего анализа.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 243.