контроля за качеством воспитательной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

87. Диагностика воспитанности младших школьников: критерии и показатели воспитанности, методы изучения воспитанности.

 

Диагностика (от греч. diagnostikos – способный распознать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса.

Через диагностику учитель устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим выявлено три типа диагностики в работе учителя, классного руководителя: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед определением воспитательных задач, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, учитель изучает уровень воспитанности ученика.

Выявились три основных варианта начальной диагностики: первый – когда коллектив сформирован впервые и учитель тоже незнаком учащимся; второй – когда коллектив не новый, а учитель впервые начинает работу с классом; третий – когда коллектив и учитель уже работали вместе. При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором — учитель изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность учителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

Учителю, который общается с учениками и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, учителю обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планирова­нии своей деятельности.

Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

Текущая (корректирующая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает педагогу быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику учитель имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников, тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, педагог не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств индивидуального воздействия.

Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Изучение коллектива проводится постоянно. Классный коллектив как компонент сложной динамической социальной системы обладает типичными чертами и видовыми отличиями.

Педагог диагностирует развитие учеников, изучая качества личности, которые были объектом воспитания, являлись ведущими на данном этапе их развития.

Практически невозможно провести диагностику всех качеств личности. Достаточно уточнить ведущие задачи и в соответствии с этим проследить за их реализацией в процессе формирования соответствующих свойств и качеств школьников.

Содержание диагностики зависит от возраста учеников. Учитывая специфику возрастного развития учеников и опираясь на сензитивные периоды, соответствующие возрасту, педагог диагностирует ту или иную группу интегративных свойств, характерную для данного возраста.

Чтобы иметь реальное представление о результативности воспитательной работы, по определению В.А. Караковского, современному учителю необходимо владеть специальной методикой. Педагоги, психологи, социологи создали довольно богатый арсенал средств, с помощью которых можно изучать эффективность воспитания и совершенствовать его.

В качестве эталонных показателей воспитанности используются критерии (от лат. «сравнение»).

Критерий воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Оформляются в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваивается оценка, то можно осуществить сравнение и произвести подсчет, выражая уровни воспитанности числом.

Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.

Критерии воспитанности помогают учителю получить общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможность проникнуть вглубь, надежно диагностировать скрытые качества.

Недостатки критериев воспитанности в том, что они не позволяют определить в комплексе все качества личности, можно лишь выявить уровень нравственных ценностей, оценить духовную атмосферу класса, характер взаимоотношений сверстников.

Второе направление диагностики – изучение индивидуальных особенностей каждого. Особое внимание нужно обратить на проявление результатов воспитания во внешней форме (суждения, оценки, поступки, действия ребенка) и связанных с явлениями, скрытыми от глаз педагога (мотивы, убеждения, планы, ориентации). А также оценка поведения окружающими людьми (родителями, учителями-предметниками, сверстниками) и самооценка.

Какие методы может использовать учитель в начальной диагностике при планировании воспитательной работы в классе? Самая большая и популярная группа этих методов – опросы. Они широко представлены в педагогической литературе, с их помощью выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.

Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, то есть оно является односторонним и субъективным. Поэтому следует учитывать результаты наблюдений других людей.

Например, предположим, вы решили провести наблюдение за одним из коллективных дел. Как известно, любое дело включает в себя три основных этапа: подготовку, проведение и анализ результатов.

Метод беседы – обязывает учителя прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, воспитателей, родителей, сверстников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.

Метод анкетирования – позволяет не только выяснить мнения ребят по интересующим вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения. Анкетный опрос может быть письменный (иногда и устный). Результативность анкетного опроса зависит от ряда условий: результаты опроса не будут использованы им во вред; формулировка вопроса должна быть четкой, ясной, доступной для данного возраста; анкета не должна быть громоздкой. Для младших школьников должно быть три вопроса. Вопросы могут быть открытого характера (когда ученики сами придумывают ответ), закрытого (когда ребятам предлагается ряд возможных ответов), полуоткрытого (когда к перечню возможных ответов они дописывают свои).

Например, для определения уровня самооценки гуманных чувств «доброты», «вежливости», «ответственности»:

Дай свое определение:

§ доброта;

§ вежливость;

§ ответственность.

Оцени себя:

§ добр ли ты?

§ вежлив ли ты?

§ ответственен ли ты?

Назови знакомых, друзей, родных, кто из них:

§ добр?

§ вежлив?

§ ответственен?

Нужно ли делать что-нибудь особенное, чтобы человека считали:

§ добрым?

§ вежливым?

§ ответственным?

Обработка. Берутся два уровня. Высокий – полно, четко определяет понятия, дает себе адекватную оценку, намечает про­грамму действий. Низкий – в понятиях путается, оценивает себя неадекватно, не может найти выход из положения.

В классе определяется количество (в %) высокого и низкого уровней.

Не надо переоценивать значение анкетного опроса. Эффективное использование этого метода требует специальных умений. Самое важное – по результатам анкетирования внести необходимые коррективы в деятельность педагога.

Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.

Например, «Как поступить». Изучается отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность».

Описываются школьные ситуации:

А. Света не выучила урок математики, так как ее на прошлом уроке вызывали отвечать и поставили хорошую оценку. По дороге в школу она об этом рассказала однокласснице Тане. В начале урока учитель спросил о том, кто не подготовился к уроку. Все молчали, молчала и Света. Как бы ты поступил на месте Тани?

Б. Идет контрольная работа. Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как поступишь?

В. Ты не можешь решить контрольную работу. Твой товарищ предлагает тебе списать у него. Как поступишь?

Г. Ты получил «2» по чтению и знаешь, что если родители узнают об этом, то они тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке?

2. Обсуждаются возможные варианты. Устанавливается правильность ответов.

Обработка. По результатам решений данных задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп:

1-я группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам).

2-я группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы отказаться от своего мнения при малейшем давлении).

3-я группа – активно отстаивает свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу).

4-я группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор).

Метод социометрического выбора. Этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.

Например, опыт, описанный В.А. Караковским в книге «Чтобы воспитание было успешным».

Идет к концу первое полугодие в первом классе. Заканчивается «акклиматизация» детей в школе. Складывается первый школьный коллектив, складываются взаимоотношения самых маленьких учеников. Какие они? Кто из ребят нашел свое место в системе отношений? Ведь уже проявились свои ребячьи авторитеты. А может быть, кого-то уже не любят? Надо вовремя это узнать и помочь ребенку.

В последний день полугодия, в канун зимних каникул, мы делали в классе такой опрос (методику мы заимствовали у Я.Л. Коломинского). Всем детям выдали по три новогодние поздравительные открытки с разными картинками. Ребята собираются в классе. Сейчас они поочередно будут заходить в комнату, и раскладывать свои три открытки по партам, на те места, где сидят товарищи, которых они хотят поздравить. Одна открытка для первоочередного поздравления, вторая – для поздравления во вторую очередь, последняя – для поздравления «в-третьих». Каждый положивший свои открытки выходит, и в класс заходит следующий первоклассник. Мы видим, как неравномерно распределяются картинки. У одних – уже целая пачка, у других – пусто. Чтобы детям, не получившим поздравления, не было обидно, мы кладем им на парты наши резервные открытки, но предварительно берем на учет количество выборов, сделанных самими ребятами.

Используя метод социометрии, следует помнить, что он налагает на педагога большую ответственность и требует от него высокого чувства такта и меры.

Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Ранжирование можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентации ребят.

Например, группе школьников дается список черт характера, состоящий из следующих качеств: трудолюбие, ум, доброта, деловитость, жизнерадостность, практицизм, организаторские способности, верность, целеустремленность, хозяйственность, принципиальность, смелость, коллективизм, любознательность, патриотизм, честность, находчивость, чувство товарищества, общительность, гордость, скромность, сила воли, щедрость. (Разумеется, список может быть другим.) Из них предлагается выбрать восемь наиболее важных, с точки зрения опрашиваемого, после чего ему нужно расположить выбранные качества в порядке важности. Воспитателю полезно знать, какие качества ценят в людях его воспитанники.

Одним из достоверных диагностических методов являются воспитывающие ситуации. В них можно вложить разнообразное содержание: поставить задачу-ситуацию, провести анализ результатов деятельности ученика, создать эстетические условия для игры, труда, общественной или учебной деятельности и т.д. Воспитывающие ситуации по своему характеру бывают естественными (возникают в процессе деятельности и общения учеников), создаваемыми специально и примеры-ситуации, взятые из жизни и предложенные для анализа учащимся. Последние помогают выявить их знания, ценностные ориентации, умение принимать решение. Но они не могут показать, как реально поступит ученик. Поэтому более эффективна ситуация, подготовленная заранее. При этом должно быть обеспечено несколько основных условий: естественность обстановки, искренность и отсутствие саморекламы у учеников, желание участвовать в деятельности, которая предлагается.

Для начальных классов подходит игра-ситуация. Покажем это на двух примерах. Игра «Почему я тебя выбрал?» помогает вы­явить отношение к учебным предметам. На классной доске вывешиваются таблицы, на которых написаны все учебные предметы. Учитель называет тот или иной предмет, а ученики подходят к той таблице, где указан предмет, который им нравится больше всего. Так около каждой таблицы собирается группа учащихся. Потом ученики рассказывают, почему они выбрали тот или иной предмет. Дети получают маленькие подарки – сувениры от своих любимых учебных предметов: математики, чтения и др.

Другая игра-ситуация: учительница говорит, что в школе будет проводиться день труда. Поэтому пусть каждый подумает, какую работу он выберет (предлагается список трудовых заданий). Игра заканчивается конкретной работой, в ходе которой продолжается изучение школьников, фиксируются расхождения между словом и делом.

Полученная информация дает возможность учителю понять некоторую зависимость между взаимоотношениями в коллективе и творческой активностью учеников. К примеру, начальное отношение к заданию прямо не связано с результатами труда, потому что в процессе работы могут изменяться и развиваться качества личности учеников. Не всегда творческие возможности учеников реализуются, если у них не выработано умение об­щаться с товарищами. Такая диагностика позволяет выявить особенности личности, ценные для дальнейшего развития коллектива и проведения последующей диагностики.

В обобщающей диагностике пользуются также методом анализа продуктов творчества учеников в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетический, трудовой, учебной и т.д. Педагог создает условия для творчества школьни­ков, организует творческие игры, ситуации, реальную деятельность. Например, если необходимо выявить трудовые и эстетические установки, можно поставить задачу написать очерки, стихи, рассказы, нарисовать картину и т.д., которые отражают сущность труда рабочих, характеризуют их качества, взаимоотношения, красоту трудовой деятельности и т.п. Жанр, который ученики выбрали, может свидетельствовать об их интересах, содержание творческих работ – раскрыть отношение к жизни, к лю­дям, эмоционально-оценочный мир учеников.

 

 

88. Карта личности и поведения ученика, диагностический инструментарий воспитанности ребенка, уровни воспитанности школьника.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 302.