Наиболее распространенной является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, которые не состоят в браке. Если некоторые из детей вступают в брак, то образуется другой тип семьи – расширенная или сложная семья, которая включает три и более поколений.
Важным основанием для выделения типа семьи является так же наличие обоих супругов, которые образуют ядро семьи. В зависимости от этого критерия различают полнуюсемью (наличие отца и матери) и неполную семью, в которой отсутствует один из родителей.
Особую группу составляют неполные семьи. Причины этого явления различны, но чаще всего – это разводы.
Особенности воспитания ребенка в неполной семье. Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени достаточно спокойно, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания.
К неполным семьям нельзя однозначно относиться как к потенциально неблагополучным. В ряде случаев в результате развода семья из потенциально неблагополучной переходит в разряд просто неполной, потому что из нее удаляются источники постоянного негативного влияния на детей (влияние алкоголика, наркомана, психически неуравновешенного члена семьи).
Особенности воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры.
Специфика воспитания в многодетной семье. успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.
78. Содержание и стили семейного воспитания, условия и методы успешного семейного воспитания, ведущая роль школы в педагогическом руководстве семейным воспитанием ребенка.
Стили семейного воспитания
5.1 Авторитарный
5.2 Либеральный
5.3 Демократический
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл «авторитетом подавления» и «авторитетом расстояния и чванства». Авторитет подавления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Контакты с детьми v таких родителей — явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей, а получают обратное: начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.
Содержание семейного воспитания: Физическое, эстетическое, нравственное, патриотическое, интеллектуальное развитие детей, умственное воспитание, развитие самостоятельности.
Одним из условий успешного воспитания детей в семье является наличие строгого режима дня. При распределении времени необходимо учитывать законы физиологии высшей нервной деятельности. Для занятий умственным трудом самые ценные – утренние часы. Второй подъём работоспособности – с 15 до 17 часов.
Особое место в воспитании ребёнка в семье следует отвести чтению. Такое внимание родителей к чтению поможет правильно формировать чувства и переживания ребёнка.
Особенно следует обратить внимание родителей на взаимоотношения своих детей с товарищами. Правильно поступают те родители, которые интересуются друзьями своих детей. Знание товарищей и друзей своих детей помогает родителям лучше узнать и своих детей.
Единство требований, предъявляемых к детям со стороны семьи и школы, является условием эффективного воспитания детей. Ребёнок быстро разбирается в разноречивых требованиях и лавирует между требованиями родителей и требованиями школы.
Успех воспитания зависит также от того, как родители поощряют и наказывают детей.
Большая ответственность лежит на плечах педагогов. Ведь именно учителя организуют работу с родителями, систематично и квалифицированно помогают им решать проблемы развития личности школьника. А иногда приходится учить самих родителей быть родителями. Каждый классный руководитель изучает семьи, в которых проживают их подопечные, условия и микроклимат семей. Исходя из этих данных, выстраивает свою работу.
79. Формы работы школы и семьи: индивидуальные, коллективные и групповые.
Существуют такие формы взаимодействия учителя с семьей:
Индивидуальные:
1. Посещение на дому.
2. Приглашение в школу
3. Индивидуальные консультации педагога.
4. Переписка.
1. Посещение семьи на дому. Эту форму работы я использую редко, при острой необходимости и кто в этом нуждается. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
2.Приглашение в школу. Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
3. Индивидуальные консультации педагога. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
4. Переписка (эл. дневник)
Групповые:
1. Родительский лекторий.
2. Тематические консультации.
3. Родительский обмен опытом.
Задачи лектория многообразны: знакомлю родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, даю практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.
Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это работа социального педагога, психолога и др. служб
3. Родительский обмен опытом.
Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом, разрешения различных ситуаций в своих семьях, помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.
Коллективные:
1. Научно-практическая родительская конференция.
2. Классные родительские собрания.
3. Общешкольные родительские собрания.
4. Дни открытых дверей
6. Творческие отчеты.
1. Научно-практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам.
2. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний.
80. Воспитание детей с особыми образовательными потребностями в массовой начальной школе: общая характеристика. Понятие о детях с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивном образовании.
Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями
Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы.
Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
- Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах.
- Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
Нужно понимать, что инклюзия – не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.
Дети с особенностями психофизического развития разделяются по следующим категориям:
- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);
- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);
- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);
- с речевыми нарушениями;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);
- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом
Например: Дети с ранним детским аутизмом (неконтактные дети)
Характеристика особенностей мало контактных детей:
1)неумение организовать совместную игру и установить дружеские отношения со сверстниками;
2)отсутствие чуткости к людям, равнодушие к проявлениям любви, физического контакта;
3)негативные реакции на приветствия;
4)недостаточность очного контакта и мимического реагирования;
5)повышенный уровень тревоги от контакта с другими людьми;
Рекомендации учителям:
- Установите позитивный эмоциональный контакт.
- Используются стереотипы ребенка.
- Обучать ребенка языку чувств, фиксировать внимание на эмоциональном состоянии людей и животных.
- Обучать поведенческой этике на эмоциональной основе, анализировать мир эмоций. В дальнейшем развитие творческих способностей и представлений позволяет ребенку адекватно воспринимать литературные сказки.
- Педагогам не следует использовать травмируемые слова «ты испугался…», «не вышло…». Задача педагога – предупредить нарастание негативизма, преодолеть коммуникативный барьер.
- Одним из направлений работы является социально-бытовая адаптация детей, формирование навыков самообслуживания.
81. Организация работы с одаренными детьми в начальной школе.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса): диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало; нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию; Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации. Одаренность может проявляться: как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Методологические принципы современной педагогики и психологии включают в себя 4 подхода:1)системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база;2) Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий;3) Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности;4)Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. Три этапа реализации: первый этап – диагностико-организационный; второй этап – организационно-практический; Третий этап -контроль и анализ достигнутых результатов (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап).
Использую такие формы работы, как: индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам; участие в школьных, районных, краевых и международных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.); психологические консультации, тренинги, тестирование; конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали; посещение предметных и творческих кружков по способностям; использование современных средств информации (интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); создание детских портфолио.
Методы работы : частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
проблемный
проективный.
82. Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте.
Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Выделяются следующие формы девиантного поведения:
• агрессия;
• аутоагрессия (суицидальное поведение);
• злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);
• нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
• аномалии сексуального поведения;
• бродяжничество;
• сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, "паранойя здоровья", фанатизм – религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);
• коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм и др.);
• безнравственное и аморальное поведение;
• неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.
Одной из наиболее распространенных форм девиантного поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте является агрессивность. Агрессивность (лат. agressio – нападение) – свойство личности, состояние, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Виды агрессивности у детей
1. Агрессивность физическая, с использованием предметов, направленная на другого (сверстника, взрослого, на животных).
2. Агрессивность словесная (вербальная) без или в сочетании с физической с элементами садизма, направленная на другого.
3. Агрессивность в виде угроз физического, морального насилия.
4. Агрессивность физическая или вербальная, скрытая или открытая, направленная или выражающаяся через (па) предмет, направленная на взрослого, на себя, на животных.
5. Сочетание агрессивности с другими расстройствами поведения.
6. Разнообразие агрессивности у детей проявляется в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и др
Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка
Наследственно-характерологические признаки: наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.
Приобретенные органические поражения: минимальная мозговая дисфункция; травмы головного мозга и т.п.
Социально-бытовые признаки: неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе; неадекватно-жесткий родительский контроль; враждебное или оскорбительное отношение к ребенку; конфликт между супругами; ситуации налаживания совместной деятельности, провоцирующие конфликт и агрессивность; необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений и пр. А также другие ситуационные, провоцирующие агрессивность условия или факторы.
Реактивность или ответная агрессивность на агрессивные действия или просто присутствие новых взрослых или сверстников.
Введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения ребенком заданий).
Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации.
Нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.
83. Воспитание здорового ребенка в школе.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают двигательный дефицит, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. К сожалению, и в образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц, и вызывают их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть, усугубляется неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности.
Функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физические упражнения на свежем воздухе в различных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные игры и развлечения.
Причём на каждые две недели желательно иметь 3-4 комплекса физических упражнений на воздухе:
- для хорошей погоды (по сезону);
- на случай сырой погоды;
- на случай порывистого ветра.
Однако какой бы вариант физических упражнений ни был выбран, он обязательно должен включать оздоровительный бег, подвижные игры и свободную деятельность детей на спортивных снарядах и физкультурном оборудовании.
Физическая выносливость необходима каждому человеку для полноценной и счастливой жизни. Поэтому тренировать это качество необходимо с детских лет. Выносливый малыш меньше утомляется, лучше справляется с физической нагрузкой и различными жизненными ситуациями. Развитие выносливости - это забота о здоровье и формирование способности к преодолению трудностей.
Развитие физической выносливости имеет большое значение для жизнедеятельности взрослых и детей, поскольку позволяет длительное время не снижать темп двигательной активности, выполнять большой объем работы, быстро восстанавливать силы. Не только природные задатки, но и систематические тренировки способны повысить силу и выносливость организма.
Природа наградила детей большей работоспособностью, нежели взрослых. В детском возрасте организму требуется больше движения, активности. Детский потенциал нужно поддерживать и развивать. Поэтому развитие выносливости у школьников и детей младшего возраста имеет свои особенности.
Как развить выносливость?
Выносливость и методика ее развития напрямую связаны со спортом. Методы развития выносливости основываются на физических упражнениях и играх, которые оказывают на организм ребенка общую физическую нагрузку. Эта нагрузка несколько больше той, которую малыш привык переносить в повседневной жизни. В результате, упражнения, развивающие выносливость, позволяют ребенку постепенно адаптироваться к состоянию утомления и быстрее восстанавливать силы после физических нагрузок.
Детские игры.
Многие детские игры отлично тренируют выносливость и включают в себя все упражнения с элементами бега и прыжков. Именно в игре происходит развитие выносливости у дошкольников. Какие это игры? Все, которые содержат элементы бега: салки, теннис, бадминтон, догонялки, различные эстафеты, футбол и др. Подвижные игры для развития выносливости включают в себя классики, скакалки, чехарду, различные игры с мячом и многие другие. Игры помогают развить не только физическую, но и эмоциональную выносливость ребенка. Уравновешенный и выносливый малыш лучше справляется с различными жизненными ситуациями.
Важным моментом при организации подвижных игр является знание индивидуальных особенностей играющих. Воспитателю следует отслеживать детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) – неврологические расстройства в виде двигательных, речевых и поведенческих реакций. Зачастую в процессе игр с бегом и увёртыванием такие ребята перевозбуждаются. У них начинаются беспорядочные перебежки, не убегания от «ловишки»; столкновения с другими играющими; падения; желания поваляться на полу, поползать. При выявлении таких действий можно временно вывести ребёнка из игры и дать ему возможность успокоиться, переключив на другое задание, например, поиграть с мячом или понаблюдать за правилами игры.
При проведении игр на открытом воздухе в холодную погоду важно ограничивать выражения эмоций в виде крика и визга. При пониженной температуре воздуха перед игрой следует обратить внимание детей на носовое дыхание, особенно это необходимо, если в группе есть ребята, часто и длительно болеющие, незакалённые.
84. Воспитание в многонациональной школе и поликультурное воспитание школьников.
Отличительной особенностью образовательных организаций России является многонациональный состав учащихся, причем большинство переселенцев России составляют выходцы из бывших республик СССР либо "внутрироссийские" мигранты, вынужденные искать иной регион проживания в своей же стране. По нашим данным, многонациональный состав присутствует уже в детских садах, где доля детей из семей мигрантов – от 17% и выше, в школах она возрастает до 72% (до сорока разных национальностей).
В России имеется более 140 этносов, на ее территории веками проживали представители разных народов, взаимодействуя друг с другом. В отдельных регионах – в Поволжье и Приуралье, на Северном Кавказе, в Сибири и на Крайнем Севере – в соответствии с одинаковыми природными условиями, общностью истории, образа жизни сложились схожие нравственные установки и ценности, общие черты религиозных верований и народного искусства. Много общего наблюдается у народов, населяющих регион, в педагогических взглядах о целях, задачах, характере воспитания.
На всех этапах своего становления и развития наша страна всегда была и остается многонациональной и многоконфессиональной. Конституция РФ начинается со слов: "Мы, многонациональный народ...". Во все времена наша страна гордилась своим многонациональным составом, справедливо рассматривая его как признак своей силы и могущества, т.е. России свойственна изначальная так называемая объективная полиэтничность.
Однако явления полиэтничности в последние 20 лет наблюдаются и в странах, изначально мононациональных. Следовательно, можно утверждать, что современный социум полиэтничен. На первый взгляд это объясняется очевидным усилением миграционных процессов современных сообществ.
Однако это не совсем так. Подготовка граждан к существованию в современном обществе обусловлена не только национальным или религиозным составом общества, но должна рассматриваться более глубоко. Весомым фактором в этом смысле следует считать интеграционные процессы в целом, которые привели к возрастанию роли этничности при условии глобализации социально-экономических, политических, технологических аспектов жизни. Необходимо принимать во внимание социально-психологические особенности человека, во-первых, индивидуальность каждой личности, ее стремление сохранять и развивать собственную самобытность; во-вторых, потребность людей объединяться "по интересам" в широком смысле слова, в соответствии с определенными ценностными ориентациями, гендерными и возрастными особенностями, общностью профессиональных функций, социальных ролей, социального статуса и т.д., т.е. речь идет о так называемой поликультурности (или, синоним, мультикультурности).
Причем чем динамичнее становится жизнь, чем серьезнее, весомее происходящие в обществе изменения, тем очевиднее становятся, "выпячиваются" и многочисленные культурные различия между людьми. Так, помимо этнических сообществ школьник может оказаться вынужден взаимодействовать с сообществами фанатов-болелыциков или готтов, верующих, любителей фантастики, защитников бродячих животных и т.д.
Российские граждане оказались неготовыми к культурному многообразию. Даже этническое многообразие – совсем не новое для россиян явление – становится причиной многочисленных конфликтов. Мы видим, что в современной России толерантность, терпимость и межнациональная приветливость часто уступают место напряженности, раздражению, а то и конфликтности в национальном общении и взаимодействии. Нетрудно выделить четыре группы причин этого:
• вызывающее, шокирующее поведение, пугающее непредсказуемостью последствий представителей сосуществующих социальных групп;
• незнание обычаев, традиций, устоев, привычных в данной социальной общности, и их несоблюдение или неадекватное исполнение, что рассматривается представителями этой общности как неуважение или оскорбление;
• возможная или реальная конкуренция на рынке труда;
• опережение или опасения по поводу возможного опережения в сфере распределения общественных благ: социальных пособий, социального жилья, в самых разных областях человеческого общежития: в образовании, здравоохранении, потреблении и др.
Очевидно, что выделенные причины в большей степени имеют значение для взрослых людей, и в меньшей – для детей. Однако в силу свойственной младшему школьному и дошкольному возрасту подражательности дети перенимают модели взаимодействия взрослых и присваивают их. А между тем этническую, так же как и поликультурную, неоднородность общества нельзя оценивать однозначно негативно. Ее позитивные проявления состоят в следующем:
• обогащение общества новыми моделями поведения;
• принятие человеком новых ценностей;
• формирование у него контактности и контрактности, доброжелательности и коммуникабельности, других важных навыков социального взаимодействия;
• увеличение опыта межкультурного взаимодействия и социального творчества;
• расширение кругозора;
• развитие национального самосознания;
• формирование толерантности и т.п.
Наши соотечественники, считая себя гражданами России, вовсе не склонны к национальному нигилизму, а обычно называют себя русскими, татарами, чеченцами, украинцами, тем самым отмечают свою принадлежность к этническим группам. Ценность этничности для человека состоит в том, что этнос как особая общность людей выполняет ряд важных для каждого человека функций, а именно: задает общие жизненные ценности; ориентирует в окружающем мире; выполняет защитную функцию. Лишая человека фундамента в виде этнической принадлежности, мы не только обедняем его жизнь и биографию, но и "выбиваем опору из-под ног", расшатываем ценностные основы.
Неудачи в межэтническом или межкультурном взаимодействии следует рассматривать не как наличие "непреодолимых" различий между культурами, а как отсутствие определенных знаний и умений, компетенций, способствующих межэтническому взаимопониманию. Станет ли фактор полиэтничности консолидирующим, индифферентным или деструктивным, зависит от образовательного наполнения полиэтнической среды. Многое в этом контексте может быть скорректировано посредством образования.
Таким образом, поликультурный характер современного социума обусловливает целый круг проблем, которые в полной мере отражаются в школьной жизни во взаимоотношениях всех участвующих субъектов. Взаимопонимание между представителями разных этносов зависит от их индивидуальных и личностных особенностей, коммуникативной компетентности, социального опыта, образования, атрибуций и т.п. Основанием для взаимодействия между этническими сообществами являются единая физическая и психическая природа людей, их потребности и интересы, когда многие элементы социального опыта различных этносов совпадают по сути. В начальной школе успешному воспитанию культуры межнационального общения способствует также свойственное детям этого возраста любопытство ко всему необычному, новому.
85. Самовоспитание и его особенности в младшем школьном возрасте.
Самовоспитание – это сознательная и целенаправленная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, направленная на развитие и самосовершенствование самой личности.
В основе самовоспитания лежит совокупность побуждений, мотивов. Возникновение мотивации самовоспитания и превращение самовоспитательной деятельности в привычную форму жизнедеятельности, в свойство личности, происходит постепенно и проходит через определенные этапы. Динамика становления самовоспитания личности может быть представлена следующим образом.
Начальная стадия самовоспитания – стадия внешнего требования – свойственна младшему подростковому возрасту и частично приходится на младший школьный возраст. Самовоспитание возникает в результате воспитания, побудителями активного отношения ребенка к этому процессу являются требования взрослых. Ребенок выполняет требования взрослых, вначале ориентируясь на образцы поступков (подражание) или на "инструкцию" воспитателей; затем появляется способность к выбору варианта поступка; позже эти общественные требования начинают выступать как внешние регуляторы поведения и как средства саморегуляции.
Следующая стадия – стадия вынужденности – характеризуется тем, что человек вынужден изменяться, подчиняясь той или иной ситуации. На этой стадии личностные изменения начинаются с их осознания и уже произвольно регулируются. При этом подражательность и подчинение инструкции полностью не исчезают.
Третья стадия развития личности в этом контексте – сознательное самовоспитание. Его движителем являются внутренние потребности личности. Мотивация становится ведущим компонентом самовоспитания. Эта мотивация появляется в результате процесса, который носит название интериоризация: под влиянием внешних условий формируются структуры самовоспитательных действий – самоубеждение, самомотивация, самоприказ и т.п., которые затем переходят во внутреннее, идеальное.
Средства самовоспитания – это орудия и способы воздействия человека на себя самого, которые опосредуют цели и результат самовоспитания, все материальные и наматериальные объекты, которые помогают становлению мотивации самовоспитания и осуществлению самой этой деятельности. Главным из таких средств является практическая деятельность человека, ее содержание, при этом деятельность не искусственная, а реальная. Другие средства самовоспитания: предметы искусства, культуры и быта, в которых находит отражение человеческая жизнь; книги, биографии известных людей; дневник и т.п.
Методы самовоспитания – пути достижения цели самовоспитания, решения поставленных человеком самовоспитательных задач.
Методы самовоспитания представим в последовательности, соответствующей логике осуществления деятельности по самовоспитанию.
1. Определение целей и направления самовоспитания.
Основные методы на этом этапе таковы.
Самопознание – изучение самого себя, определения уровня развития личностных качеств.
Самонаблюдение – фиксация и анализ поступков за определенный промежуток времени и фактов собственной жизни. При анализе данных самонаблюдения человек обращает внимание на то, выражением каких мыслей, чувств, качеств и отношений являлись поступки. Самонаблюдение нередко осуществляется в процессе самоиспытания.
Самоиспытание – преднамеренное погружение человеком себя в ситуацию, требующую проявление того или иного качества. Ситуация самоиспытания может быть им специально создана.
Самоанализ – критическая оценка фактов поведения, соотнесение их с идеалом. Самоанализу способствует определение идеала – нравственного, трудового, эстетического и др. В младшем школьном возрасте идеалами могут быть и реальные люди – родители, учительница; в более старших возрастах – кумиры кино и шоу-бизнеса, товарищи.
Самооценка – способность личности к оценке себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей (А. В. Петровский), а также как фиксация результата познания себя (И. И. Чеснокова). Это многокомпонентное личностное образование, включающее: представления школьников о самооценке, об индивидуальных качествах и умениях, об эталонах поступков и действий; потребности, интерес и творческое отношение к деятельности по самопознанию и самооцениванию; владение разными способами самооценивания, способность к развернутой, дифференцированной самооценке, адекватная оценка деятельности партнеров, умение критически отнестись к оценке товарищей и принять или не принять ее; основы саморегуляции в процессе деятельности, основанной на рефлексии, и выбор на ее основе реальных шагов целеполагания и целереализации по вхождению в систему социальных отношений.
2. Этап выработки плана самовоспитания.
Самообязательство (самопрограммирование) – план работы над собой, включающий представление о конкретных качествах, степени их сформированности и систему конкретных действий по их приобретению.
Самостимулирование – это самокритика, наличие конкретных целей, определенных во времени.
3. Этап реализации плана самовоспитания.
Самоинструкция – человек заранее предусматривает свои действия в той или иной ситуации.
Самоубеждение – рассмотрение доводов и контрдоводов, самодискуссия, самооправдание, построение цепочки: должен – хочу – могу на основе логических приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Самовнушение – произнесение в утвердительной форме, от своего имени, в настоящем времени конечного или промежуточного результата самовоспитания. Может осуществляться в форме аутотренинга, перед засыпанием или сразу после пробуждения.
Самопринуждение. Его основной прием: самоприказ – жесткое, оформленное в рамочном режиме, решение; предполагает наличие и использование определенных волевых усилий, уверенности в себе.
Самоободрение – более мягкая форма; иногда человек использует способы самопоощрения: запись в дневнике, долгожданное событие, самопохвалу.
4. Этап подведения итогов работы по самовоспитанию.
Самоконтроль – рациональная рефлексия и оценка человеком собственных действий на основе личностно-значимых мотивов и установок. Это комплекс автономных, но взаимосвязанных действий – сравнения и сопоставления, сличения, анализа, синтеза, планирования, предвидения, переноса и последующей коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий.
Самоотчет – повышает эффективность самоконтроля. В процессе практической деятельности по самовоспитанию человек отдает себе отчет в своих поступках, вносит коррективы, стабилизирует поведение в нужном направлении, тем самым делая свою личность объектом своего сознания и произвольности.
Самовоспитание – это та деятельность, без которой невозможно развитие человеческой личности. Для достижения значимых результатов деятельность должна быть целенаправленна и спланирована. Этому служат программы самовоспитания, которые в явном или неявном виде составляют люди.
Принятая в прошлых веках привычка многих образованных людей вести подробные дневники – своеобразный прием самовоспитания. В таких дневниках не просто описывались события прошедшего дня. Важнее было передать свое отношение к происходящему, зафиксировать чувства, изложить свои соображения, произвести самоанализ. Возвращаясь к дневниковым записям, человек мог переосмыслить события прошлого, сделать важные для себя выводы, определить причины успехов и неудач. В дальнейшем это и составляло основу для самокоррекции и самовоспитания.
Анализ программ самовоспитания и дневниковых записей позволяет увидеть направления, методы и ход работы людей над собственной личностью. Поскольку эти программы адресовались людьми самим себе, в них отсутствует назидательность и резонерство; чувствуется искренность и правдивость. Такого рода документы представляют ценность для других людей.
86. Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе: цель и задачи контроля, условия эффективности, направления и виды контроля, методы и формы контроля за качеством воспитательной работы.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 524.