Конструктивные умения
1. Планировать воспитательную работу.
2. Отбирать систему воспитательных задач на основе диагностики возрастного и индивидуального развития детей.
3. Прогнозировать развитие личности воспитанников.
4. Планировать систему перспективного развития классного коллектива.
5. Отбирать воспитательный материал в соответствии с воспитательными задачами развития отдельных личностей и коллектива в целом.
6. Определять систему коллективных творческих дел.
7. Проектировать участие детей в КТД на основе диагностики их функциональных возможностей.
8. Определять меру своего участия и управления деятельностью ученического коллектива.
Организаторские умения
9. Организовывать участие каждого школьника в деятельности коллектива.
10. Помогать распределять роли, возлагать ответственность за порученное дело.
11. Участвовать в планировании и оценке результатов КТД.
12. Помогать активу в разрешении трудных ситуаций.
13. Определять различные виды индивидуальной и коллективной деятельности школьников.
14. Осуществлять педагогическое руководство деятельностью классного коллектива.
15. Организовывать самоуправление, опираясь на самостоятельность учащихся.
16. Осуществлять управление развитием коллектива.
Коммуникативные умения
17. Устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися.
18. Регулировать коллективные и межличностные отношения детей.
19. Располагать учащихся к себе.
20. Определять свое место в КТД учащихся класса и школы.
21. Находить целесообразные средства влияния на детей.
22. Перестраивать свои отношения с коллективом и отдельными школьниками.
23. Строить отношения с родителями на основе взаимопонимания.
Гносеологические умения
24. Изучать психолого-педагогическую литературу, отбирать необходимое.
25. Диагностировать и прогнозировать развитие психологии детей.
26. Опираться на психологические возможности детей.
27. Строить воспитательный процесс на диагностической основе.
28. Научно обосновывать появляющиеся творческие находки.
29. Изучать опыт других, переносить лучшее в свою работу.
30. Критически анализировать свой опыт, его результаты, перестраивать свою работу.
75. Планирование деятельности классного руководителя: значение и виды планирования воспитательной деятельности в классе, документация, виды планирования, требования к нему.
Приступая к составлению плана, необходимо учитывать следующие источники планирования:
– документы нормативно-правового характера федерального и муниципального уровней,
– план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения,
– рекомендации учителей класса и пожелания учащихся и их родителей.
План работы классного руководителя — конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.
Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебную четверть. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления образованием.
Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе.
В конце учебного года рекомендуется провести с помощью школьного психолога диагностические "срезы" в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности.
Таким образом, подготовка к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках. В ходе ее определяются доминирующие воспитательные задачи.
При планировании классный руководитель должен знать и учитывать следующие источники:
¾ государственные, региональные и местные документы об образовании, воспитание
¾ педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования;
¾ план учебно-воспитательной работы школы; данные собственной диагностики класса;
¾ рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников класса;
¾ текущие и ожидаемые события в мире, стране, вашем городе и селе.
На основе изучения ситуации классный руководитель решает, что нужно внести в план мероприятий школы и соседних внешкольных заведений (праздники, вечера, встречи и т.д.). Он планирует организовать определенную деятельность учащихся, связанную с датами календаря и текущими событиями, традиционными и новыми (начало учебных занятий, праздник урожая, встреча Нового года, проводы зимы и т.д.); вносит в план мероприятия, рекомендованные учителями-предметниками, которые выкладывают в данном классе (экскурсии, беседы и т.д.). Для учета пожеланий родителей, классный руководитель встречается хотя бы с некоторыми из них.
Следует также помнить требования, которым должен удовлетворять план работы классного руководителя, а именно:
¾ соответствие педагогическим задачам, актуальным проблемам в воспитании учащихся;
¾ соответствие возрастному уровню, возможностям и интересам учащихся;
¾ разнообразие и адекватность методов и форм работы;
¾ реальность его выполнения для классного руководителя и учащихся.
В практике работы школы выделяют следующие виды планов: перспективный, недельный, на один день, план воспитательного мероприятия.
Перспективный план - это собственно то, о котором мы говорили выше. Его содержание и структуру может определить каждый педагог. Однако, методисты рекомендуют в нем предусмотреть следующие разделы: 1) общая и психолого-педагогическая характеристика класса; 2) план-сеть на четверть или полугодие по направлениям работы и календарными сроками, где указаны конкретные дела с классом; 3) работа с учителями и родителями; 4) индивидуальная работа с отдельными учениками.
Недельные и планы однажды могут быть и совсем элементарные и индивидуальные для каждого классного руководителя. Очевидно, правы те, кто ведет дневник классного руководителя, где должно быть место для всех планов, для ежедневных записей и для коротких записей аналитического характера. Здесь же стоит отвести по 2 - 3 страницы на каждого ученика и вносить туда записи о поступках, разнообразные факторы, по которым можно сделать выводы о развитии ученика и осуществлять на этой основе индивидуальную работу. Систематические наблюдения и их анализ за длительный срок поможет увидеть то, что трудно обнаружить без записей. План отдельного воспитательного мероприятия - это собственно конспект, если речь идет о беседе на этические и подобные темы, конспект воспитательного занятия, вроде конспекта урока, нередко более сложного, чем урок с вашего предмета. Этот конспект должен содержать и задачи, и содержание, и ход подготовки и проведения воспитательного мероприятия, и многое другое. Такие конспекты особенно нужно продумывать классным руководителям, которые только начинают порученное дело, хотя и для опытного педагога жизни всегда подает новые темы, которые требуют дополнительных знаний, освоение нового, записей и конспектов. Коллективные же дела (праздники, вечера и т.д.) требуют плана, который уместно назвать сценарием, который также нужно написать.
76. Структура планов классного руководителя, рекомендации по оформлению плана-конспекта воспитательного мероприятия, этапы планирования воспитательной работы.
Может быть предложена следующая структура плана:
1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период.
2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год.
3. Работа с коллективом учащихся.
4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
5. Работа с семьей, общественностью
Порядок выполнения работы:
1. Определите тему воспитательного мероприятия. Она должна звучать кратко, лаконично, выразительно. Избегайте в названиях избитых фраз, тяжеловесных и замысловатых оборотов. В названии должна содержаться идея проводимого мероприятия. Для подбора удачного названия нужно обращаться к лучшим произведениям классиков поэзии, литературы, высказываниям замечательных людей.
2. Четко сформулируйте воспитательную цель мероприятия. Она должна вытекать из системы воспитательных воздействий, которые запланированы Вами, либо из особенностей сложившейся ситуации, например, формирование дружеских отношений, культуры общения о поведения; воспитание эстетических вкусов; развитие требовательности к себе и т.д.
3. Выберите удачную форму проведения мероприятия, наиболее подходящую в работе с контингентом: беседа, конкурсная программа, сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие, театрализованное представление, экскурсия. Помните, что формы мероприятий нужно как можно чаще разнообразить, что в их проведении должны максимально сочетаться убеждение, приучение и пример. Выбрав форму мероприятия, четко осмыслите особенности методики его проведения, «изюминку», т.е. те части, которые делают мероприятие интересным, ярким, своеобразным.
4. Разработайте детальный план подготовки мероприятия. Помните, что воспитательный процесс осуществляется в большей степени в период его подготовки, нежели в период проведения. В максимальном варианте, старайтесь задействовать в подготовке всех людей, особое внимание обратите на подготовку основных частей мероприятия. Помните, что в воспитательном деле нет мелочей, нужно учесть самые незначительные, на первый взгляд, детали: уборка помещений, подготовка жюри, оформление доски, класса, внешний вид детей, педагогов, подготовка реквизита, ведение сценария и т.д.
5. Продумайте структуру, основные составные части с раскладкой по времени. Все части должны быть логичны, последовательны, четки.
6. Подберите содержание каждой части мероприятия: оно должно быть ярким и познавательным для детей, содержать новизну, воспитательную направленность, смысловую законченность.
7. Продумайте заключительную часть воспитательного дела. Здесь могут быть выводы, награждения, подведения итогов или другой финал.
Подготовка к составлению плана работы классного руководителя завершается составлением характеристики классного коллектива и отдельных учащихся. Это начальный этап развертывания технологической цепочки разработки программы жизнедеятельности класса и учащихся на предстоящий период.
Следующий этап предполагает знакомство классного руководителя с общешкольным планом воспитательной работы, который, как правило, готов к началу нового учебного года. Из него необходимо отобрать все те общешкольные мероприятия, а также общественно полезные дела по параллелям и группам классов, в которых класс должен принять участие. Будучи соотнесенными с конкретными датами, эти мероприятия заложат основной каркас плана жизнедеятельности коллектива. Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость отождествления планов работы классного руководителя и жизнедеятельности коллектива класса.
Опытные педагоги после этих двух этапов приступают к формулированию конкретных задач воспитательной работы с классом на учебный год, продумыванию системы мероприятий и отбору реально выполнимых общественно полезных дел. Начинающим классным руководителям рекомендуется предварительно соотнести информацию, полученную на предыдущих этапах, с общими данными об особенностях возраста учащихся класса и имеющимися рекомендациями в помощь классным руководителям.
При определении доминирующих воспитательных задач надо исходить из принятого нами целостного подхода к организации педагогического процесса. Не разрозненные мероприятия по направлениям воспитательной работы, а реальные дела и разнообразные виды деятельности должны составлять основу планов. Задачи воспитания, а следовательно, и конкретное содержание на строго очерченный период времени должны определять социальная, возрастная и индивидуальная ситуации развития. Социальная ситуация как бы диктует идеи коллективных дел (что делать коллективу), возрастная обусловливает выбор форм деятельности, а ситуация индивидуального развития придает содержательный стороне работы с детьми неповторимость. Соответственно выделяются и три основных объекта внимания классного руководителя: коллектив, деятельность и индивидуальность.*
В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.
Когда план в целом сформирован, наступает период его "доводки". Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.
Заключительный этап в технологической цепочке создания плана воспитательной работы — это его обсуждение на классном собрании, закрепление ответственных за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдельным воспитанникам.
Структура плана работы классного руководителя
В реальной школьной практике планы работ классных руководителей имеют различную структуру. Это обусловлено различными условиями функционирования школ и отдельных классных коллективов как педагогических систем. Структура, а следовательно, и сами формы планов работ зависят от уровня педагогической квалификации классного руководителя. Если опытный педагог может ограничиться кратким планом работ, то начинающим учителям рекомендуется составление подробных, развернутых планов.
Традиционная структура плана работ классного руководителя имеет следующий вид:
1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.
2. Воспитательные задачи.
3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.
4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.
5. Работа с родителями и общественностью.
Все планы классного руководителя должны открываться кратким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисциплину, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентации, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе и др.
Во втором разделе формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы исключить их формальное выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние классного коллектива, уровень его развития, а также общие задачи, стоящие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах.
Третий раздел несет на себе основную содержательную нагрузку, определяя как главные направления деятельности, так и способы решения воспитательных задач. Именно этот раздел определяет структурное своеобразие плана, поскольку в нем отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности.
В четвертом разделе традиционного плана намечаются конкретные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут быть педагогические совещания, специальные консилиумы, индивидуальные беседы с отдельными учителями и другие формы работы.
Заключительный раздел "Работа с родителями" содержит круг вопросов, предлагаемых для обсуждения на родительских собраниях, хотя темы лекций и бесед могут корректироваться в зависимости от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителями, связь с родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и школы.
77. Взаимодействие образовательной организации с семьей, права и обязанности родителей, функции семьи, типы семей и особенности воспитания в них.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного и школьного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Обязанности и права семьи
Из конституции и семейного кодекса РФ:
Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны:
· всемерно укреплять авторитет взрослого,
· воспитывать детей в духе уважения и любви к труду,
· подготавливать их к общественно полезной деятельности,
· приучать к дисциплине,
· заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья,
· стимулировать к осознанному выбору профессии.
Функции семьи
1. Воспитательная - социализация молодого поколения;
2. Хозяйственно - бытовая поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
3. Экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
4. Социальный контроль - ответственность старших членов семьи за поведение младших членов в обществе;
5. Духовное общение - духовное обогащение каждого члена семьи;
6. Социально - статусная - семья занимает определенное социальное положение в обществе;
7. Досуговая - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
8. Эмоциональная - осуществление психологической защиты каждого члена семьи.
Типы семей
Дата: 2019-04-23, просмотров: 389.