От самопознания к самовоспитанию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. "Познай самого себя" - учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.

Очевидно, понятно как важно заниматься самоизучением, самопознанием, как полезен самоотчет, программа и применение таких средств, как самоприказ и самообязательство.

Таким образом, результатом самовоспитания является личность. Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

Самовоспитание человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности - устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.

Эффективность же самовоспитания выявляется в процессе последующей личностной самооценки.

Значение профессии и труда воспитателя для растущей личности и для общества в целом невозможно переоценить. От воспитателя во многом зависят не только успешность обучения ребенка в школе, но и вся его последующая жизнь: профессиональная карьера, личная и семейная жизнь.

Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса. Он говорил о том, что педагог должен быть примером богатства духовной жизни для своих воспитанников, лишь тогда он имеет моральное право воспитывать. Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, не формальное и авторитарное управление ребенком. Он доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической.

Выделим слагаемые профессионализма воспитателя.

Во-первых, знания в области педагогики и психологии и частных методик школьных предметов, которые будущие учителя осваивают, как правило, во время обучения в вузе. Они необходимы, однако не гарантируют успешности труда воспитателя.

Во-вторых, способности к педагогической деятельности, т.е. особенности протекания психических процессов, содействующих педагогической деятельности. Способности (в отличие от задатков) – не есть врожденные свойства человека. Они корректируются и развиваются в процессе самовоспитания. В различных исследованиях труда учителя выделяется множество педагогических способностей и умений – до нескольких десятков.

В-третьих, педагогическое общение. Оно отражает специфику характера взаимодействия людей, описываемого схемой "человек – человек" (по Е. А. Климову). Среди основных характеристик этой группы профессий автором выделяются следующие.

· • Умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей".

· • Умение слушать и выслушивать.

· • Широкий кругозор.

· • Речевая (коммуникативная) культура.

· • "Душеведческая направленность ума", наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту.

· • "Проектировочный" подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше.

· • Способность сопереживать.

· • Наблюдательность и др.

И наконец, самый главный компонент: гуманистическая направленность личности воспитателя, в основе которой осознание учителем ведущего мотива собственного поведения, деятельности, общения и необходимости его совершенствования.

Структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом:

· 1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации индивидуальности;

· 2) направленность на себя, обусловленная потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

· 3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета) (Л. Митина).

Прежде всего, воспитатель заинтересован в том, чтобы пропагандировать саму идею самовоспитания, его полезность, важность и необходимость для каждого школьника. Делать это лучше исподволь, осторожно, не оказывая давления на школьников, более того — не давая им предположить наличие такого давления и заинтересованность самих педагогов в том, чтобы они занялись самовоспитанием.

Педагог рассказывает школьникам о ярких образцах самовоспитания выдающихся деятелей, знаменитых ученых, писателей, полководцев. Он старается заинтересовать детей этими примерами.

Он раскрывает содержание самовоспитания и обучает их методам эффективной работы над собой. Его задача — поддержать и всячески стимулировать стремление детей заняться самовоспитанием и их упорную работу по самосовершенствованию. Особенно сильно влияет на учеников его собственный пример самосовершенствования, его собственные достижения и те постоянные усилия, которые он предпринимает с этой целью.

Наконец, воспитатель оказывает школьникам, взявшимся за самовоспитание, различную методическую помощь. Это можно делать только по просьбе самих детей. Такая помощь может оказываться и индивидуально. Полезный материал для помощи школьникам будущий воспитатель может почерпнуть из этой главы.

Предложенные здесь идеи, кроме того, могут оказаться полезными для самих педагогов, занимающихся совершенствованием собственной личности или решившихся, наконец, заняться этим необходимым делом.

40. Сущность понятия «форма воспитания», классификация (по различным основаниям) форм воспитания и их функции.

Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания». Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач.

В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:

– массовые формы (участие всего класса);

– кружковая групповая;

– индивидуальная.

Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, например для организаций познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п.).

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемост, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

Условия, с которыми сопряжен педагогический поиск форм

1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия, так чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.

2. Форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, не известной им, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным.

3. Форма должна быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность формы рождается как следствие такого анализа.

Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемой эффективности. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания.

Форма воспитания– внешнее выражение содержания воспитания, отражённое в актах, приёмах (действиях), операциях, процедурах, средствах, ситуациях взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации. В отличие от метода, который характеризуется содержательно-процессуальной (внутренней) стороной процесса, форма (лат. «наружный, внешнее очертание») отражает внешнюю сторону организации воспитательного процесса. Целесообразно отобранная форма реализации метода воспитания обеспечивает в конечной итоге эффективность всего воспитательного процесса в школе.

Классификация форм воспитания. В педагогике существуют несколько вариантов классификации форм воспитания. Одна из них разработана в логике деятельностного подхода, и подразделяется аналогично классификации методов воспитания на четыре группы:

- формы и методы формирования сознания личности ребенка;

- формы и методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- формы и методы стимулирования поведения и деятельности;

- формы и методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения (Ю.К. Бабанский).

Значительный интерес представляет классификация форм воспитания, в основе которой лежит логика возрастания их воспитательных возможностей (Е.В. Титова). Данная классификация подразделяется на следующие группы форм воспитательной работы:

- мероприятия;

- игры;

- дела.

Основанием для подобного классифицирования являются: зависимость от целевой направленности воспитательной формы, объективные воспитательные возможности формы и позиции участников воспитательного взаимодействия.

Мероприятия, с точки зрения автора, представляют собой события или ситуации в коллективе, организуемые педагогами с целью воспитательного воздействия на детей. К видам данного типа форм можно отнести беседы, лекции, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки и т.д. Мероприятия предпочтительны и целесообразны в случаях решения сложных просветительских, обучающих и организаторских задач, когда необходим высокий уровень компетентности педагогов или приглашенных специалистов.

Данная типология правомерно дополняется играми, наилучшим образом способствующими исполнению и отработке детьми индивидуально-значимых и социально-значимых ролей, обучению их действиям и привычкам общественно значимого поведения.

Таким образом, под играмипонимается воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе в целях отдыха, развлечения или обучения. Игры отличаются многообразием видов: деловые, сюжетно-ролевые, спортивные, организационно-деятельностные и т.д.

Мероприятия и игры, как правило, проводятся кем-либо для кого-либо в целях воспитательного воздействия или взаимодействия. Вместе с тем они могут быть менее целесообразными, если дети в состоянии самостоятельно организовать творческое взаимодействие. В данных случаях эффективнее организовывать коллективные дела.

Дело трактуется как общая работа, осуществляемая и организуемая членами коллектива на пользу себе и всем. Дела характеризуются самой высокой деятельностно-созидательной позицией детей, опосредованным педагогическим руководством и гуманистической направленностью на развитие личности и коллектива. Некоторые формы данной классификации представлены на рис 13. Система форм воспитания Е.В. Титовой.

Классификация форм воспитания. В педагогике существуют несколько вариантов классификации форм воспитания. Одна из них разработана в логике деятельностного подхода, и подразделяется аналогично классификации методов воспитания на четыре группы:

- формы и методы формирования сознания личности ребенка;

- формы и методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- формы и методы стимулирования поведения и деятельности;

- формы и методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения (Ю.К. Бабанский).

Значительный интерес представляет классификация форм воспитания, в основе которой лежит логика возрастания их воспитательных возможностей (Е.В. Титова). Данная классификация подразделяется на следующие группы форм воспитательной работы:

- мероприятия;

- игры;

- дела.

Основанием для подобного классифицирования являются: зависимость от целевой направленности воспитательной формы, объективные воспитательные возможности формы и позиции участников воспитательного взаимодействия.

Мероприятия, с точки зрения автора, представляют собой события или ситуации в коллективе, организуемые педагогами с целью воспитательного воздействия на детей. К видам данного типа форм можно отнести беседы, лекции, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки и т.д. Мероприятия предпочтительны и целесообразны в случаях решения сложных просветительских, обучающих и организаторских задач, когда необходим высокий уровень компетентности педагогов или приглашенных специалистов.

Данная типология правомерно дополняется играми, наилучшим образом способствующими исполнению и отработке детьми индивидуально-значимых и социально-значимых ролей, обучению их действиям и привычкам общественно значимого поведения.

Таким образом, под играмипонимается воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе в целях отдыха, развлечения или обучения. Игры отличаются многообразием видов: деловые, сюжетно-ролевые, спортивные, организационно-деятельностные и т.д.

Мероприятия и игры, как правило, проводятся кем-либо для кого-либо в целях воспитательного воздействия или взаимодействия. Вместе с тем они могут быть менее целесообразными, если дети в состоянии самостоятельно организовать творческое взаимодействие. В данных случаях эффективнее организовывать коллективные дела.

41. Технология подготовки и проведения форм организации воспитательной деятельности. Проблема выбора форм воспитательного процесса.

Многообразие форм и необходимость постоянного их обнов­ления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т. д.

Главный заказ от классных руководителей — дать новые формы воспитательной работы. Часть педагогов получает удов­летворение прежде всего от того занятия, на котором ему пред­лагают сценарий, разработку формы. В то же время мы убеди­лись , что использование готового сценария в большинстве слу­чаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситу­ации педагог (организатор) навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он сам становится объектом замысла других людей и в такую же позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие творческих способностей, са­мостоятельности, лишает их возможности проявить и удовле­творить свои потребности.

Для педагога-гуманиста очевидно, что строить работу с деть­ми по чужим сценариям нецелесообразно. Однако это не отри­цает возможность использования уже созданных и апробиро­ванных на практике форм воспитательной работы. Они нужны как для педагогов, так и для самих детей, которые, знакомясь с имеющимися наработками, опытом других, могут выбрать идеи и способы организации деятельности. В таком поиске мо­жет быть создана новая форма, отражающая интересы и потреб­ности педагогов и детей. Только этим может быть оправдана публикация в педагогической литературе разработок и сцена­риев различных мероприятий.

Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используе­мых в практике форм, но для конкретного случая обычно вы­страивается вполне определенная форма работы. Так как каж­дый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы ра­боты по своему содержанию и построению неповторимы.

Предпочтительным является тот вариант, когда форма вос­питательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школь­ников, а в ряде случаев и родителей.

И все-таки вопрос о выборе форм воспитательной работы встает прежде всего перед педагогом. При его решении целесо­образно руководствоваться следующими положениями:

1) Учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы (год, четверть); каждая форма рабо­ты должна способствовать решению этих задач.

2) На основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей.

3) Составить набор возможных способов реализации наме­ченных задач, форм работы с учетом:

а) принципов организации воспитательного процесса;

б) возможностей, подготовленности детей, интересов и по­требностей;

в) материальной базы;

г) внешних условий (культурные центры, производственное окружение);

д) возможностей педагогов, родителей. 4) Организовать поиск форм работы на основе коллективно­го целеполагания, при этом продумав способы:

а) обогащения опыта детей новыми идеями, формами, на­пример через обращение к опыту других, изучение имеющих­ся опубликованных материалов, постановку конкретных во­просов и т.д.;

б) проверки подготовленных педагогом вариантов форм, не­навязчивого проведения их через участников работы.

5. В процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиво­речивость содержания и форм воспитательной работы.

Таким образом педагог может определить набор форм рабо­ты с детьми, родителями на определенном этапе планирования в коллективе. Однако каждая форма требует определения со­вокупности конкретных способов, приемов, методов организа­ции деятельности детей, что также целесообразно осуществлять вместе с участниками этой деятельности.

Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы

Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определенный алгоритм, некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс.

42. Возможности уроков по учебным предметам в воспитании школьников. Воспитание во внеурочной деятельности.

"Воспитательный потенциал урока"

В становлении личности каждого члена общества школа играет ведущую роль. В школьной жизни центральное место занимает урок. Эти уроки и оказываются главным средством формирования характера, привычек, поведения каждого ученика. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Содержание многих учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста. Воспитание на уроке – это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. Уроки чтения, окружающего мира, русского языка в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. Но и на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии (труда) ученик воспитывается в области сохранения и укрепления здоровья, трудолюбия, добросовестности, эстетического вкуса, аккуратности и т.д. При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель.

Не нужно забывать о воспитании на уроке. Урок – это не только форма обучения, когда существенными кажутся лишь две вещи: учитель – хороший специалист своего предмета, учитель – авторитет для учеников, поддерживающий нужную дисциплину на уроке. Результатом при таком подходе будет успешное «перекладывание» ЗУНов из рук учителя в руки учеников.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочных, и направленная на достижение планируемых результатов основной образовательной программы общего образования.

ФГОС утверждает, что основная образовательная программа начального общего образования должна быть реализована образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Таким образом, в современных условиях значительно возрастает роль внеурочной деятельности школьников, которая из второстепенной становится полноправным компонентом Основной образовательной программы (ООП) начальной школы.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд важных задач:

• обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

• улучшить условия для развития ребенка;

• учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

С введением новых ФГОС для внеурочной деятельности отводится 10 часов в неделю. Дети сами выбирают, чем они будут заниматься в это время. Например, это могут быть творческие занятия в кружках, спортивные секции, художественное творчество, детский театр, экскурсии и посещение музеев и выставок, выполнение учебных проектов и исследовательская деятельность.

Отличительные особенности внеурочной деятельности:

• добровольность участия;

• возможность выбора детьми формы своего участия;

• активность и самостоятельность;

• личностная значимость деятельности, творчество;

• личностная ориентированность работы педагога;

• опора на ценностные отношения;

• сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов;

• системность, предполагающая выбор методов, форм, средств организации.

В стандарте выделяются основные направления организации внеурочной деятельности. Согласно п. 16 ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы организации внеурочной деятельности – кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, экскурсии.

и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

43. Система классно-развивающих часов в начальной школе. Взаимосвязь результатов, методов, форм и средств воспитания.

Взаимосвязь результатов, методов, форм и средств воспитания Методы воспитания – это пути достижения цели воспитания. Из принципа комплексного характера воспитательного процесса, сложной структуры личности воспитанника следует, что воспитатель всегда пользуется именно системой методов воспитания, в которой должны быть представлены методы, относящиеся к каждой из групп – убеждения, приучения, стимулирования. Тем не менее инструментарий каждого воспитателя уникален. Он определяется рядом обстоятельств: • существующей в обществе системой отношений; • личностными особенностями самого педагога; • особенностями отдельных учащихся и контингента в целом; • конкретными воспитательными задачами, которые необходимо решать, а также характером качеств, умений, отношений школьников. При выборе метода, формы или средства воспитания важно разделять стратегические и тактические воспитательные задачи и оперативные. Стратегические задачи – вытекают из общей цели воспитания. Они задаются извне и определяют конечные, достаточно отдаленные результаты воспитательной деятельности. Стратегические задачи решаются организацией всей системы воспитания в школе. Тактические задачи, которые можно назвать организационно-методическими, представляют собой как бы подзадачи определенной стратегической задачи и иногда относятся к ее отдельным аспектам или этапам. Примерами таких задач являются задачи по воспитанию определенной группы отношений и качеств школьников, их мотивации. Организационно-методические воспитательные задачи определяются в процессе трансформации обобщенной цели воспитания, разделения ее на отдельные направления воспитательной деятельности: эстетическое воспитание, профилактика вредных привычек детей и др. Для решения таких задач и подбирается система методов воспитания, которые объединяются в методику, программу или педагогическую технологию. Оперативные задачи – задачи текущие, ближайшие, возникающие перед педагогом в отдельно взятый момент его деятельности. Это задачи по разрешению ситуаций, происшествий, конфликтов. Чаще всего они решаются на основе воспитательных приемов. Эффективность воспитания во многом обусловлена его формами. Установлено, что индивидуальные и групповые формы воспитания более результативны, чем массовые. Однако преимущество массовых форм воспитания – возможность при изменении условий быстро пересматривать воспитательные процедуры, оперативно менять тактику решения педагогических задач. Индивидуальное воспитание является достаточно эффективным, однако оно является высокозатратным с экономической точки зрения. Помимо этого воспитание в группе позволяет решать воспитательные задачи, принципиально нерешаемые в форме индивидуального воспитания, связанные с социальным воспитанием (табл. 6.2). Таблица 6.2 Общие причины, определяющие выбор методов, форм и средств воспитания
Место Причина

Результаты

воспитания

1 Задачи воспитания
2 Содержание воспитания
3 Возрастные особенности детей
4 Уровень сформированности коллектива
5 Индивидуальные и личностные особенности детей
e Условия воспитания
7 Средства воспитания
8 Уровень педагогической квалификации
9 Время воспитания

Дата: 2019-04-23, просмотров: 366.